Сделай Сам Свою Работу на 5

Человек — член общества (9 ч)





Отличие человека от животного.

Изготовление орудий труда древ#

нейшими людьми. Овладение ог#

нем. Взаимоотношения человека с

другими людьми. Первые коллек#

тивы людей. Основные занятия лю#

дей в древности. Человек — созда#

тель и носитель культуры. Возник#

новение искусства и его значение

в жизни человека.

Внешний облик человека и его

внутренний мир. Лучшие челове#

ческие качества и культура.


чии условий), с народными про# мыслами, картинами местных ху# дожников; с местами исторических событий и памятниками истории и культуры родного региона. При$ нятьпосильное участие в их охра# не.

Готовитьнебольшие сообщения о прошлом родного края, об изве# стных людях, обычаях, о праздни# ках народов, населяющих край, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со старши# ми членами семьи, земляками.

 

Работать с информацией: из$ влекать(по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источ# ников знаний (словари, энцикло# педии, справочники), обсуждатьполученные сведения.

Сравниватьи описыватьдрев# ние орудия труда, произведения искусства на основе иллюстраций.



Подбиратьиллюстративный ма# териал (фотографии и репродук# ции портретной живописи) с целью


 

Продолжение

 

  Содержание курса   Тематическое планирование   Характеристика деятельности учащихся
основные правила обращения с га# зом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе в разное время года   Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную гале# рею художественного музея   Значение труда в жизни чело$ века и общества (9 ч) Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Важное значение транспорта в жизни общества. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила поль# зования транспортом. Важная роль средств связи в жизни человека и общества: поч# та, телеграф, телефон. Телефоны экстренной помощи. Важная роль средств массовой информации в нашей общей жиз# ни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источ# ники информации: словари, эн# циклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.   определения внешнего вида людей в разные времена, отображения их внутренних качеств (по выражению лица, мимике, жестам, позе и др.). Находитьпословицы разных народов России и мира о лучших человеческих качествах, которые ценятся всеми народами на Земле. Рассказыватьо труде людей родного края (на основе экскур# сий). Соблюдатьправила пользова# ния разными видами транспорта в учебной игре. Характеризоватьособенности и возможности разных средств массовой информации. Моделироватьситуации, тре# бующие экстренной помощи соот# ветствующих служб. Практическая работа:правила использования телефона для вызо# ва служб экстренной помощи.

Общение с помощью средств связи и информации. Ответствен# ность СМИ перед обществом. Наша Родина — Россия, Россий$ ская Федерация (32 ч)



Государственная граница России. Россия — многонациональная стра# на. Народы, населяющие Россию. Названия разных народов (по выбо# ру). Уважительное отношение к сво# ему и другим народам — культурная норма. Русский язык — государ# ственный язык нашей страны. Поня# тия «россиянин», «соотечественник».

Расположение Москвы на карте России. Основание Москвы, проис# хождение названия, герб столицы. Москва — столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России — Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.

Города России. Санкт#Петербург и его достопримечательности (Зим# ний и Екатерининский дворцы, па# мятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Достопримечательности Вели# кого Новгорода, Владимира и дру# гих городов Золотого кольца Рос# сии (по выбору).



Очная или заочная (с помощью

ИКТ) экскурсия по Москве, Санкт#


 

Практическая работас глобу# сом и картой: показывать террито# рию России, ее государственные границы.

Описыватьособенности культу# ры, быта, традиций одного из на# родов родного края. Конструиро# вать модели национальных костю# мов.

Моделироватьи обсуждатьситуации, касающиеся отношения школьников к представителям дру# гих народов.

Практическая работас картой: находить местонахождение Моск# вы, Санкт#Петербурга и других крупнейших городов (2—3) на кар# те России.

Готовитьнебольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе до# полнительной информации. Опи$ сыватьна основе иллюстраций гербы Москвы и Санкт#Петербурга.


Продолжение

 

  Содержание курса   Тематическое планирование   Характеристика деятельности учащихся
  Петербургу, городам Золотого кольца России (по выбору) Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослуши# вании гимна. Конституция — Ос# новной закон Российской Федера# ции. Основные права и обязаннос# ти граждан России. Права ребенка. Президент Российской Федера# ции — глава государства. Феде# ральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российс# ких граждан за свое Отечество. Государственные и всенародные праздники России в жизни нашего общества (продолжение): День за# щитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей, День знаний. Страницы истории Отечества (45 ч) Что такое история. Исторические источники. Историческая карта. Счет лет в истории.     Ориентироватьсяв символике основных изображений Государ# ственного герба России; узнаватьего среди других гербов. Практи$ ческая работас текстом Государ# ственного гимна России: прослу$ шатьи обсудитьсодержание; вы# разительно продекламировать (спеть). Рассказыватьо правах ребенка (на основе личного опыта, допол# нительной информации и иллюст# ративного материала). Рассказыватьо родной стране, праздничных днях России на осно# ве данных, полученных из источ# ников массовой информации.     Рассказыватьо важнейших изученных событиях из истории Отечества, исторических и культур# ных памятниках.

Наиболее важные и яркие исто# рические события и их участники в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское госу# дарство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Начальные представления о культуре России в разные истори# ческие времена (образование, на# учные знания, памятники архитек# туры и живописи и др.).

Картины быта, труда, традиции людей в прошлом: положение от# дельных групп населения (жили# ща, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные празд# ники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий му# зей для знакомства с традицион# ной культурой народов своего края


Работать с информацией: из$ влекатьнеобходимую информа# цию из учебника и дополнитель# ных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников и др.) и обсуждатьполученные све# дения.

Практическая работас картой (показывать местаисторических событий), с «лентой времени» (определять последователь$ ностьисторических событий); выполнять задания на соотно$ шениегода с веком; изготавли$ вать(по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов — одежду, макеты памятников архитектуры и др.

Сравнивать(на основе иллюст# ративного материала) памятники архитектуры, одежды, вооружения различных эпох. Находитьв тексте учебника слова и выражения, ха# рактеризующие исторического дея# теля, его дела и поступки; выска$ зыватьсвое мотивированное отно# шение к историческому деятелю.

Участвоватьв ролевых играх по типу путешествий (например,

«Путешествие в древнюю Москву»,

«Путешествие по Третьяковской га#


 

Продолжение

 

  Содержание курса   Тематическое планирование   Характеристика деятельности учащихся
      Земля — наш общий дом (6 ч) Общее представление о много# образии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими страна# ми (с контрастными особенностя# ми): название, расположение на карте, столица, главные достопри# мечательности. Ответственность лю# дей за будущее Земли. Игры#путешествия (в том числе с использованием ИКТ)   лерее»). Участвоватьв групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения «Рас# сказ от первого лица — очевидцы со# бытий XX века» (в первую очередь о Великой Отечественной войне — рас# сказы ветеранов войны об их вкла# де в общую победу). Оформлять(совместно с членами семьи) боевой листок «Наша семья в годы Великой Отечественной войны». Участвоватьв практической ра# боте: находитьизученные страны мира на глобусе и политической карте. Рассказыватьоб особен# ностях изученных стран мира. Подготовитьнебольшие сообще# ния об одной из стран мира в форме воображаемого путешест# вия, подобрать иллюстрации
Человек и природа (108 ч)
    Природа — это то, что нас окру# жает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, Времена года (15 ч) Осень. Осенние месяцы (сен# тябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (похолодание, листопад, от#   Пересказыватьи понимать тексты о природе. Выявлятьпризнаки времен года

созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предме# тов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, сне# гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, за# кат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предме# ты. Разнообразие веществ в окру# жающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ, их свойства. Твердые тела, жид# кости, газы, их свойства.

Звезды и планеты. Солнце ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и разме# рах Земли. Глобус как модель Зем# ли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентиро# вание на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина сме ны дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюде#


 

лет перелетных птиц, подготовка животных к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.

Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.

Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение приро# ды, прилет птиц, весенние расте# ния). Погода весной.

Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потом# ство у животных).

Экскурсия «Времена года в на#

шем крае».

Природа вокруг нас (15 ч)

Растения — живые организмы.

Роль растений в очищении возду#

ха и обеспечении пищей живот#

ных.

Животные — живые организмы.

Отличия животных от растений —


на основе собственных наблюде#

ний.

Выявлятьсвязь жизнедеятель#

ности растений, животных и вре#

мени года.

Описыватьподборку фотогра#

фий и репродукций с целью опре#

деления времени года, изображен#

ного на каждой из них. Сопостав$

лятьс описанием времени года в

творчестве поэтов и писателей Рос#

сии и мира.

Выявлятьсвязь сезонных на#

родных игр с особенностями того

или иного времени года (на при#

мере детских игр народов своего

края).

Проводитьгрупповые наблюде#

ния во время экскурсии «Времена

года в нашем крае».

Наблюдатьсезонные явления в

природе, календарный труд и

праздники народов России (на

примере своего края).

 

Обнаруживатьсходство и раз# личие растений и животных на ос# нове наблюдений, чтения текстов, работы с иллюстрациями.

Характеризоватьособенности дикорастущих и культурных расте#


 

Продолжение

 

  Содержание курса   Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
ний). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за по# годой своего края. Измерение тем# пературы воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на кар# те). Особенности поверхности род# ного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (оке# ан, море, река, озеро, пруд); ис# пользование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюде# ний). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния подвижность и чувствительность. Вода и пища — условия для жизни животных. Дикие и одомашненные расте# ния и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства. Использование человеком бо# гатств природы (солнце, ветер, во# да, почва, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле. Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру. Природа неживая и живая (27 ч) Природа — это весь многообраз# ный мир, который окружает чело# века и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искус# ственными предметами). Признаки предметов (цвет, форма, сравни# тельные размеры и др.). Неживая и живая природа. Примеры явле# ний природы: смена времен го# ний, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифициро$ вать)объекты природы по призна# кам: домашние—дикие животные, культурные—дикорастущие расте# ния. Анализироватьпримеры ис# пользования человеком богатств природы. Обсуждатьв группах и объяснятьправила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.   Различатьприродные объекты и изделия (искусственные предме# ты), характеризоватьих отличи# тельные свойства. Наблюдатьобъекты и явления природы (на краеведческом мате# риале), характеризоватьих осо# бенности. Группировать (классифициро$ вать)объекты живой или неживой

воды, ее распространение в приро# де, значение для живых организ# мов и хозяйственной жизни чело# века. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их зна# чение в хозяйстве человека, бе# режное отношение людей к полез# ным ископаемым. Полезные иско# паемые родного края (2—3 при# мера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Час# ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не# обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Де# ревья, кустарники, травы. Дико# растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело# века к растениям. Растения родно# го края, названия и краткая харак# теристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жиз#

ни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности


да, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рас# свет, закат, ветер, дождь, гроза.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые те# ла, жидкости, газы.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха, летуч, занимает форму любого сосу# да, легко сжимается, является усло# вием горения благодаря наличию в нем кислорода). Значение воздуха для растений, животных, человека.

Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание по# годы и его значение в жизни лю# дей.

Вода. Свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда); состояния воды, ее распространение в при# роде, значение для живых орга# низмов, человека. Круговорот во# ды в природе. Водоемы родного края (названия, краткая характе# ристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые родного края (2—3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.


природы по отличительным при#

знакам.

Приводитьпримеры веществ,

описывать их.

Наблюдатьпростейшие опыты

по изучению свойств воздуха. Ха$

рактеризоватьсвойства воздуха.

 

 

Наблюдатьпогоду самостоя# тельно и в группе, характеризо$ ватьее состояние. Измерятьтем# пературу воздуха, воды с помощью термометра.

Исследовать(путем простей#

ших опытов) свойства воды.

Характеризоватьсвойства во#

ды, круговорот воды в природе.

 

Исследовать(путем простей# ших опытов) свойства полезных ископаемых. Характеризоватьсвойства изученных полезных ис# копаемых. Различатьизученные


 

Продолжение

 

  Содержание курса   Тематическое планирование   Характеристика деятельности учащихся
питания разных животных (хищ# ные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насеко# мые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль жи# вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характе# ристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем — единство жи# вой и неживой природы (солнеч# ный свет, воздух, вода, почва, рас# тения, животные). Круговорот ве# ществ. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и ук рытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление; основные природ# ные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека   Почва, ее состав, значение для живой природы, для хозяйства че# ловека; плодородие как главное свойство почвы и земледельческий труд в течение года. Растения, их разнообразие. Час# ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не# обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода), мине# ральные вещества почвы). Де# ревья, кустарники, травы. Дико# растущие и культурные растения (на примере растений своей мест# ности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше# ние человека к растениям. полезные ископаемые. Описыватьих применение в хозяйстве челове# ка (на примере своей местности). Характеризовать(на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организ# мов в образовании почвы (на при# мере своей местности). Приводитьпримеры хвойных и цветковых растений, выделятьих различия (на примере своей мест# ности). Определятьчасти цветкового растения. Сравниватьи различатьде# ревья, кустарники и травы. Характеризоватьусловия, не# обходимые для жизни растений. Рассказыватьо роли растений в природе и жизни людей. Опре$ делятьрастительные материалы и образы растений в изделиях. Сравниватьи различатьдико# растущие и культурные растения, диких и домашних животных, ха$ рактеризоватьих роль в жизни человека (на примере своей мест# ности).

на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависи#

мость жизни человека от природы.

Положительное и отрицательное

влияние деятельности человека на

природу (в том числе на примере

окружающей местности). Правила

поведения в природе. Охрана при#

родных богатств: воды, воздуха,

полезных ископаемых, раститель#

ного и животного мира. Заповед#

ники, национальные парки, их

роль в охране природы. Красная

книга России, ее значение, отдель#

ные представители растений и жи#

вотных, занесенных в Красную

книгу. Посильное участие в охране

природы (изготовление простей#

ших кормушек, подкормка птиц,

уход за растениями и животными).

Общее представление о строе#

нии тела человека. Системы орга#

нов (опорно#двигательная, пище#

варительная, дыхательная, крове#

носная, нервная, органы чувств),

их роль в жизнедеятельности орга#

низма. Гигиена систем органов.

Измерение температуры тела чело#

века. Номера телефонов экстрен#

ной помощи. Первая помощь при

легких травмах (ушиб, порез,

ожог), обморожении, перегреве


 

Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере своей местнос# ти), их различия. Особенности пи# тания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение животных (рыбы, птицы, млекопитающие). Обмен информацией между жи# вотными в природе. Дикие и до# машние животные (на примере своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края, при наличии условий), «Раз# нообразие растений и животных»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.