|
Человек — член общества (9 ч)
Отличие человека от животного.
Изготовление орудий труда древ#
нейшими людьми. Овладение ог#
нем. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Первые коллек#
тивы людей. Основные занятия лю#
дей в древности. Человек — созда#
тель и носитель культуры. Возник#
новение искусства и его значение
в жизни человека.
Внешний облик человека и его
внутренний мир. Лучшие челове#
ческие качества и культура.
чии условий), с народными про# мыслами, картинами местных ху# дожников; с местами исторических событий и памятниками истории и культуры родного региона. При$ нятьпосильное участие в их охра# не.
Готовитьнебольшие сообщения о прошлом родного края, об изве# стных людях, обычаях, о праздни# ках народов, населяющих край, на основе сведений, полученных во время экскурсий, бесед со старши# ми членами семьи, земляками.
Работать с информацией: из$ влекать(по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источ# ников знаний (словари, энцикло# педии, справочники), обсуждатьполученные сведения.
Сравниватьи описыватьдрев# ние орудия труда, произведения искусства на основе иллюстраций.
Подбиратьиллюстративный ма# териал (фотографии и репродук# ции портретной живописи) с целью
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
| основные правила обращения с га#
зом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения
в природе в разное время года
|
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную гале# рею художественного музея
Значение труда в жизни чело$
века и общества (9 ч)
Профессии людей. Разделение
труда в обществе — основа личного
и общественного благосостояния.
Важное значение транспорта в
жизни общества. Транспорт города
и села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила поль#
зования транспортом.
Важная роль средств связи в
жизни человека и общества: поч#
та, телеграф, телефон. Телефоны
экстренной помощи.
Важная роль средств массовой
информации в нашей общей жиз#
ни: радио, телевидение, пресса,
Интернет. Дополнительные источ#
ники информации: словари, эн#
циклопедии, справочники (в том
числе на электронных носителях) и
правила работы с ними.
|
определения внешнего вида людей в разные времена, отображения их внутренних качеств (по выражению лица, мимике, жестам, позе и др.).
Находитьпословицы разных народов России и мира о лучших человеческих качествах, которые ценятся всеми народами на Земле.
Рассказыватьо труде людей родного края (на основе экскур# сий).
Соблюдатьправила пользова# ния разными видами транспорта в учебной игре.
Характеризоватьособенности и возможности разных средств массовой информации.
Моделироватьситуации, тре# бующие экстренной помощи соот# ветствующих служб.
Практическая работа:правила использования телефона для вызо# ва служб экстренной помощи.
| Общение с помощью средств связи и информации. Ответствен# ность СМИ перед обществом. Наша Родина — Россия, Россий$ ская Федерация (32 ч)
Государственная граница России. Россия — многонациональная стра# на. Народы, населяющие Россию. Названия разных народов (по выбо# ру). Уважительное отношение к сво# ему и другим народам — культурная норма. Русский язык — государ# ственный язык нашей страны. Поня# тия «россиянин», «соотечественник».
Расположение Москвы на карте России. Основание Москвы, проис# хождение названия, герб столицы. Москва — столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России — Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.
Города России. Санкт#Петербург и его достопримечательности (Зим# ний и Екатерининский дворцы, па# мятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Достопримечательности Вели# кого Новгорода, Владимира и дру# гих городов Золотого кольца Рос# сии (по выбору).
Очная или заочная (с помощью
ИКТ) экскурсия по Москве, Санкт#
Практическая работас глобу# сом и картой: показывать террито# рию России, ее государственные границы.
Описыватьособенности культу# ры, быта, традиций одного из на# родов родного края. Конструиро# вать модели национальных костю# мов.
Моделироватьи обсуждатьситуации, касающиеся отношения школьников к представителям дру# гих народов.
Практическая работас картой: находить местонахождение Моск# вы, Санкт#Петербурга и других крупнейших городов (2—3) на кар# те России.
Готовитьнебольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе до# полнительной информации. Опи$ сыватьна основе иллюстраций гербы Москвы и Санкт#Петербурга.
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
| Петербургу, городам Золотого кольца России (по выбору)
Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослуши# вании гимна. Конституция — Ос# новной закон Российской Федера# ции. Основные права и обязаннос# ти граждан России. Права ребенка.
Президент Российской Федера# ции — глава государства. Феде# ральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российс# ких граждан за свое Отечество.
Государственные и всенародные праздники России в жизни нашего общества (продолжение): День за# щитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей, День знаний.
Страницы истории Отечества
(45 ч)
Что такое история. Исторические
источники. Историческая карта.
Счет лет в истории.
|
Ориентироватьсяв символике основных изображений Государ# ственного герба России; узнаватьего среди других гербов. Практи$ ческая работас текстом Государ# ственного гимна России: прослу$ шатьи обсудитьсодержание; вы# разительно продекламировать (спеть).
Рассказыватьо правах ребенка (на основе личного опыта, допол# нительной информации и иллюст# ративного материала).
Рассказыватьо родной стране, праздничных днях России на осно# ве данных, полученных из источ# ников массовой информации.
Рассказыватьо важнейших изученных событиях из истории Отечества, исторических и культур# ных памятниках.
| Наиболее важные и яркие исто# рические события и их участники в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское госу# дарство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Начальные представления о культуре России в разные истори# ческие времена (образование, на# учные знания, памятники архитек# туры и живописи и др.).
Картины быта, труда, традиции людей в прошлом: положение от# дельных групп населения (жили# ща, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные празд# ники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий му# зей для знакомства с традицион# ной культурой народов своего края
Работать с информацией: из$ влекатьнеобходимую информа# цию из учебника и дополнитель# ных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников и др.) и обсуждатьполученные све# дения.
Практическая работас картой (показывать местаисторических событий), с «лентой времени» (определять последователь$ ностьисторических событий); выполнять задания на соотно$ шениегода с веком; изготавли$ вать(по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов — одежду, макеты памятников архитектуры и др.
Сравнивать(на основе иллюст# ративного материала) памятники архитектуры, одежды, вооружения различных эпох. Находитьв тексте учебника слова и выражения, ха# рактеризующие исторического дея# теля, его дела и поступки; выска$ зыватьсвое мотивированное отно# шение к историческому деятелю.
Участвоватьв ролевых играх по типу путешествий (например,
«Путешествие в древнюю Москву»,
«Путешествие по Третьяковской га#
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
|
Земля — наш общий дом (6 ч)
Общее представление о много#
образии стран, народов на Земле.
Знакомство с несколькими страна#
ми (с контрастными особенностя#
ми): название, расположение на
карте, столица, главные достопри#
мечательности. Ответственность лю#
дей за будущее Земли.
Игры#путешествия (в том числе
с использованием ИКТ)
|
лерее»). Участвоватьв групповой работе по поиску информации и подготовке устного сочинения «Рас# сказ от первого лица — очевидцы со# бытий XX века» (в первую очередь о Великой Отечественной войне — рас# сказы ветеранов войны об их вкла# де в общую победу). Оформлять(совместно с членами семьи) боевой листок «Наша семья в годы Великой Отечественной войны».
Участвоватьв практической ра# боте: находитьизученные страны мира на глобусе и политической карте. Рассказыватьоб особен# ностях изученных стран мира. Подготовитьнебольшие сообще# ния об одной из стран мира в форме воображаемого путешест# вия, подобрать иллюстрации
| Человек и природа (108 ч)
|
Природа — это то, что нас окру# жает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,
| Времена года (15 ч)
Осень. Осенние месяцы (сен#
тябрь, октябрь, ноябрь). Признаки
осени (похолодание, листопад, от#
|
Пересказыватьи понимать
тексты о природе.
Выявлятьпризнаки времен года
|
созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предме# тов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, сне# гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, за# кат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предме# ты. Разнообразие веществ в окру# жающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ, их свойства. Твердые тела, жид# кости, газы, их свойства.
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее представление о форме и разме# рах Земли. Глобус как модель Зем# ли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентиро# вание на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина сме ны дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюде#
лет перелетных птиц, подготовка животных к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение приро# ды, прилет птиц, весенние расте# ния). Погода весной.
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потом# ство у животных).
Экскурсия «Времена года в на#
шем крае».
Природа вокруг нас (15 ч)
Растения — живые организмы.
Роль растений в очищении возду#
ха и обеспечении пищей живот#
ных.
Животные — живые организмы.
Отличия животных от растений —
на основе собственных наблюде#
ний.
Выявлятьсвязь жизнедеятель#
ности растений, животных и вре#
мени года.
Описыватьподборку фотогра#
фий и репродукций с целью опре#
деления времени года, изображен#
ного на каждой из них. Сопостав$
лятьс описанием времени года в
творчестве поэтов и писателей Рос#
сии и мира.
Выявлятьсвязь сезонных на#
родных игр с особенностями того
или иного времени года (на при#
мере детских игр народов своего
края).
Проводитьгрупповые наблюде#
ния во время экскурсии «Времена
года в нашем крае».
Наблюдатьсезонные явления в
природе, календарный труд и
праздники народов России (на
примере своего края).
Обнаруживатьсходство и раз# личие растений и животных на ос# нове наблюдений, чтения текстов, работы с иллюстрациями.
Характеризоватьособенности дикорастущих и культурных расте#
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
| ний). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае (на основе наблюдений).
Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за по# годой своего края. Измерение тем# пературы воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на кар# те). Особенности поверхности род# ного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (оке# ан, море, река, озеро, пруд); ис# пользование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюде# ний).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния
| подвижность и чувствительность. Вода и пища — условия для жизни животных.
Дикие и одомашненные расте# ния и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства.
Использование человеком бо# гатств природы (солнце, ветер, во# да, почва, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.
Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру. Природа неживая и живая (27 ч)
Природа — это весь многообраз# ный мир, который окружает чело# века и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искус# ственными предметами). Признаки предметов (цвет, форма, сравни# тельные размеры и др.). Неживая и живая природа. Примеры явле# ний природы: смена времен го#
| ний, диких и домашних животных
(на примере своей местности).
Группировать (классифициро$
вать)объекты природы по призна#
кам: домашние—дикие животные,
культурные—дикорастущие расте#
ния.
Анализироватьпримеры ис#
пользования человеком богатств
природы. Обсуждатьв группах и
объяснятьправила поведения в
различных ситуациях (в парке, в
лесу, на реке и озере). Оценивать
конкретные примеры поведения в
природе.
Различатьприродные объекты и изделия (искусственные предме# ты), характеризоватьих отличи# тельные свойства.
Наблюдатьобъекты и явления природы (на краеведческом мате# риале), характеризоватьих осо# бенности.
Группировать (классифициро$
вать)объекты живой или неживой
| воды, ее распространение в приро# де, значение для живых организ# мов и хозяйственной жизни чело# века. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их зна# чение в хозяйстве человека, бе# режное отношение людей к полез# ным ископаемым. Полезные иско# паемые родного края (2—3 при# мера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Час# ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не# обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Де# ревья, кустарники, травы. Дико# растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело# века к растениям. Растения родно# го края, названия и краткая харак# теристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жиз#
ни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности
да, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рас# свет, закат, ветер, дождь, гроза.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые те# ла, жидкости, газы.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха, летуч, занимает форму любого сосу# да, легко сжимается, является усло# вием горения благодаря наличию в нем кислорода). Значение воздуха для растений, животных, человека.
Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание по# годы и его значение в жизни лю# дей.
Вода. Свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, принимает форму любого сосуда); состояния воды, ее распространение в при# роде, значение для живых орга# низмов, человека. Круговорот во# ды в природе. Водоемы родного края (названия, краткая характе# ристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
природы по отличительным при#
знакам.
Приводитьпримеры веществ,
описывать их.
Наблюдатьпростейшие опыты
по изучению свойств воздуха. Ха$
рактеризоватьсвойства воздуха.
Наблюдатьпогоду самостоя# тельно и в группе, характеризо$ ватьее состояние. Измерятьтем# пературу воздуха, воды с помощью термометра.
Исследовать(путем простей#
ших опытов) свойства воды.
Характеризоватьсвойства во#
ды, круговорот воды в природе.
Исследовать(путем простей# ших опытов) свойства полезных ископаемых. Характеризоватьсвойства изученных полезных ис# копаемых. Различатьизученные
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
| питания разных животных (хищ# ные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насеко# мые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль жи# вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характе# ристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство жи# вой и неживой природы (солнеч# ный свет, воздух, вода, почва, рас# тения, животные). Круговорот ве# ществ. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и ук рытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление; основные природ# ные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека
|
Почва, ее состав, значение для живой природы, для хозяйства че# ловека; плодородие как главное свойство почвы и земледельческий труд в течение года.
Растения, их разнообразие. Час# ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не# обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода), мине# ральные вещества почвы). Де# ревья, кустарники, травы. Дико# растущие и культурные растения (на примере растений своей мест# ности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше# ние человека к растениям.
| полезные ископаемые. Описыватьих применение в хозяйстве челове# ка (на примере своей местности).
Характеризовать(на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организ# мов в образовании почвы (на при# мере своей местности).
Приводитьпримеры хвойных и цветковых растений, выделятьих различия (на примере своей мест# ности).
Определятьчасти цветкового растения.
Сравниватьи различатьде#
ревья, кустарники и травы.
Характеризоватьусловия, не#
обходимые для жизни растений.
Рассказыватьо роли растений
в природе и жизни людей. Опре$
делятьрастительные материалы и
образы растений в изделиях.
Сравниватьи различатьдико#
растущие и культурные растения,
диких и домашних животных, ха$
рактеризоватьих роль в жизни
человека (на примере своей мест#
ности).
| на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависи#
мость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере
окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана при#
родных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, раститель#
ного и животного мира. Заповед#
ники, национальные парки, их
роль в охране природы. Красная
книга России, ее значение, отдель#
ные представители растений и жи#
вотных, занесенных в Красную
книгу. Посильное участие в охране
природы (изготовление простей#
ших кормушек, подкормка птиц,
уход за растениями и животными).
Общее представление о строе#
нии тела человека. Системы орга#
нов (опорно#двигательная, пище#
варительная, дыхательная, крове#
носная, нервная, органы чувств),
их роль в жизнедеятельности орга#
низма. Гигиена систем органов.
Измерение температуры тела чело#
века. Номера телефонов экстрен#
ной помощи. Первая помощь при
легких травмах (ушиб, порез,
ожог), обморожении, перегреве
Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере своей местнос# ти), их различия. Особенности пи# тания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение животных (рыбы, птицы, млекопитающие). Обмен информацией между жи# вотными в природе. Дикие и до# машние животные (на примере своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края, при наличии условий), «Раз# нообразие растений и животных»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|