|
Родной край — частица Родины
(15 ч)
Семья и семейные традиции.
Родословная. Имена и фамилии
членов семьи.
Родной регион (область, край,
республика) и его местонахожде#
ние на карте. Название админист#
ративного центра региона. Наро#
ды, населяющие регион (по вы#
бору). Некоторые обычаи и харак#
терные особенности быта народов
(2—3 примера).
РазличатьГосударственную символику Российской Федерации, узнавать российский флаг среди флагов других стран. Находить ин# формацию (в том числе иллюстра# тивную) о достопримечательностях Москвы, праздничных днях Рос# сии, используя дополнительную и справочную литературу.
Практическая работа: состав#
ление родословного древа семьи.
Рассказыватьоб известных ис#
торических фактах и событиях в
своем регионе. Обмениваться впе#
чатлениями, полученными в ходе
бесед со старшими членами семьи,
земляками о прошлом родного
края, традициях, обычаях разных
народов.
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
ности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности тру# да людей родного края, профес# сии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особен# ности быта. Важные сведения из истории родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яр# кие события общественной и куль# турной жизни страны в разные ис# торические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Рос# сийская Федерация.
Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические вре# мена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знаком ство с 3—4 странами (с контраст# ными особенностями): название, расположение на политической
|
Некоторые яркие и важные со# бытия из истории родного регио# на. Жизнь и быт населения регио# на в разные исторические време# на. Памятники истории и культуры региона, их охрана.
Экскурсия в краеведческий му# зей для знакомства с некоторыми особенностями быта народов реги# она (по выбору).
Человек — член общества (3 ч)
Отличия человека от животного.
Взаимоотношения человека с дру#
гими людьми. Культура общения.
Уважение к чужому мнению. Пер#
вые коллективы людей. Многооб#
разие видов деятельности людей.
Человек — создатель и носитель
культуры.
|
Работать с информацией:на# ходить (извлекать) необходимую информацию из учебника и допол# нительных источников знаний (словарей, энциклопедий, спра# вочников) и обсуждать полученные сведения. Работатьс иллюстра# тивным материалом.
Приводить примерыкультуры общения во взаимоотношениях людей. Моделироватьситуации общения с людьми разного воз# раста, национальности. Оцени$ ватьреальные и игровые ситуа# ции общения.
| карте, столица, главные достопри
мечательности.
Правила безопасной жизни
Режим дня школьника, чередо#
вание труда и отдыха в режиме
дня; личная гигиена. Составление
режима дня школьника. Физичес#
кая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья. Номера те#
лефонов экстренной помощи. Пер#
вая помощь при легких травмах
(ушиб, порез, ожог), обмороже
нии, перегреве.
Дорога от дома до школы,
правила безопасного поведения на
улицах. Правила дорожного дви#
жения. Поведение на перекрест#
ках, улицах, игровых площадках.
Знаки дорожного движения, опре#
деляющие правила поведения пе#
шеходов, пассажиров. Правила
противопожарной безопасности,
основные правила обращения с га#
зом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения
в природе в разное время года.
Значение труда для человека и общества (5 ч)
Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздуш# ный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Сред# ства связи: почта, телеграф, теле# фон. Телефоны экстренной помо# щи. Средства массовой информа# ции: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Экскурсия на одно из предпри#
ятий родного края.
Наша Родина — Россия, Россий$
Ская Федерация (27 ч)
Государственная граница Рос#
сии. Россия — многонациональная
страна. Народы, населяющие Рос#
сию. Названия разных народов (по
выбору). Уважительное отношение
к своему и другим народам. Рус#
ский язык — государственный язык
нашей страны.
Расположение Москвы на карте
России. Основание Москвы, проис#
хождение названия, герб столицы.
Москва — столица России и центр
управления страной. Некоторые
достопримечательности столицы
России — Большой театр, стадион
Лужники, московское метро и др.
Наблюдатьтруд людей родного края (в процессе экскурсии).
Демонстрироватьв учебной игре правила пользования разны# ми видами транспорта.
Моделироватьситуации, свя# занные с правилами пользования телефоном. Воспроизводить по па# мяти телефоны экстренной помо# щи.
Моделировать (инсцениро$ вать)ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
Работатьс глобусом и картой: показыватьтерриторию России, ее государственные границы; на$ ходитьместонахождение Москвы и других крупнейших городов (2—3) на карте России.
Моделироватьситуации, каса# ющиеся отношения школьников к представителям других народов.
Сравнивать (соотносить)ил# люстрации, видеокадры достопри# мечательностей Москвы со словес# ным описанием их особенностей.
Работать с информацией: го$ товитьнебольшие сообщения о достопримечательностях одного из
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
|
Города России. Санкт#Петербург и его достопримечательности (Зим# ний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мос# ты через Неву и др.), города Золо# того кольца России (по выбору).
Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослуши# вании гимна. Конституция — Ос# новной закон Российской Федера# ции. Права и обязанности граждан России. Права ребенка.
Президент Российской Федера# ции — глава государства. Феде# ральное собрание. Государст# венные и всенародные праздники России (продолжение): День за# щитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей. Очная или заочная (с помощью ИКТ) экскурсия в Москву, Санкт# Петербург, города Золотого кольца России (по выбору).
Страницы истории Отечества (27 ч)
Что такое история. Исторические
источники. Счет лет в истории. Наи#
|
городов России на основе допол# нительной информации; подби$ ратьк своему сообщению видео# материалы.
Объяснятьосновные изображе# ния Государственного герба Рос# сии, узнавать его среди гербов других стран. Описыватьэлемен# ты герба Москвы.
Прослушиватьи декламиро$
вать(петь) Гимн РФ.
Обмениватьсясведениями о
родной стране, полученными из
средств массовой информации.
Рассказыватьо праздничных
днях России на основе личного
опыта и дополнительных источни#
ков информации (в том числе по
иллюстрациям).
Пересказыватьсвоими слова#
ми текст учебника и обсуждать его
|
| более важные и яркие события об# щественной и культурной жизни страны в разные исторические пе# риоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Кар# тины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох.
Понятие «честь страны».
Очная или заочная экскурсия в
дом#музей выдающегося человека
России (по выбору).
Страны и народы мира (6 ч)
Общее представление о много#
образии стран, народов на Земле.
Знакомство с 2—3 странами (с
контрастными особенностями): на#
звание, расположение на карте,
столица, главные достопримеча#
тельности
| (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры).
Работать с информацией: извлекать(по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источ# ников знаний (словарей, энцикло# педий, справочников) и обсуждатьполученные сведения о прошлом нашего государства. Работатьс картой (показыватьместа истори# ческих событий), с «лентой време# ни» (определять последователь$ ностьисторических событий), из$ готавливать(по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов — одежда, макеты памятников архи# тектуры и др.
Рассказыватьпо иллюстрациям учебника, описывать (реконстру$ ировать)важнейшие изученные события из истории Отечества.
Работать с глобусом и картой: находитьи показыватьизученные страны мира на глобусе и полити# ческой карте. Находитьдополни# тельную информацию о них с по# мощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждатьособенности 2—3 стран мира. Моделироватьситуации, ка# сающиеся отношения школьников к представителям других народов
| Резерв (54 ч)
|
Тематическое планирование.
II вариант. 2 ч в неделю, 270 ч, резерв 12 ч
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
| Человек и природа (150 ч)
|
Природа — это то, что нас окру# жает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предме# тов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, сне# гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, за# кат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предме# ты. Разнообразие веществ в окру# жающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства.
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета; общее
| Как человек узнает мир (10 ч)
Предметы и признаки предме#
тов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.).
Как человек узнает мир. Органы
чувств человека. Память — храни#
лище опыта. Ум. Помощь родите#
лей и учителей детям в узнавании
мира. Книга хранит знания и опыт
людей.
Природа вокруг нас (20 ч)
Осень и ее признаки (похолода#
ние, листопад, отлет перелетных
птиц, подготовка зверей к зимов#
ке). Подготовка растений и живот#
ных к зиме. Зима и ее признаки
(короткая продолжительность дня,
низкое солнце, холод, замерзание
воды, особенности зимней жизни
птиц и зверей). Погода зимой. Жи#
|
Работатьв группах и самостоя# тельно с источниками информации об окружающем мире.
Называтьокружающие предме#
ты и их признаки.
Различатьпредметы и выде$
лятьих признаки.
Сопоставлятьпризнаки пред#
метов и органы чувств, с помощью
которых их можно узнать.
Объяснять, как с помощью ор#
ганов чувств, памяти и ума мы раз#
личаем предметы и их признаки.
Различатьвремена года по
признакам.
Характеризоватьвремена года.
Устанавливатьсвязь между осо#
бенностями жизнедеятельности рас#
тений и животных и временами года.
Проводитьгрупповые и само#
стоятельные наблюдения на экс#
курсии «Времена года».
|
представление о форме и разме# рах Земли. Глобус как модель Зем# ли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентиро# вание на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина сме ны дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюде# ний). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за по# годой родного края. Измерение температуры воздуха.
Предсказание погоды и его зна
чение в жизни людей.
Формы земной поверхности:
равнины, горы, холмы, овраги
(общее представление, условное
обозначение равнин и гор на кар#
те). Особенности поверхности род#
ного края (краткая характеристика
на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (оке#
ан, море, река, озеро, пруд); ис#
пользование человеком. Кругово#
вотные и растения зимой. Помощь животным. Весна и ее признаки (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение приро# ды, прилет птиц, весенние расте# ния). Пробуждение природы. Лето и его признаки (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).
Богатства природы (солнечный свет, чистый воздух, чистая вода, полезные ископаемые, почва, рас# тения, животные).
Растения, грибы, животные, че# ловек — живые организмы, их при# знаки. Роль растений и животных в природе и жизни людей, береж# ное отношение человека к ним. Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности).
Примеры дикорастущих и куль# турных растений (на примере рас# тений своей местности). Примеры диких и домашних животных (на примере животных родного края).
Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.
Экскурсия «Времена года в на# шем крае» в краеведческий музей (ознакомление с природой родно# го края, при наличии условий).
Приводить примерыиспользо#
вания человеком богатств природы.
Сравниватьи различатьраз# ные группы живых организмов по признакам.
Приводить примерысъедоб# ных и ядовитых грибов (на приме# ре своей местности).
Группироватьпо названиям из# вестные дикорастущие и культур# ные растения, диких и домашних животных (на примере своей мест# ности).
Моделироватьжизненные ситуа# ции, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят приро# де, в парке, в лесу, на реке и озере.
Наблюдатьсезонные измене# ния в природе (во время экскур# сий). Самостоятельно проводитьнаблюдения природных явлений.
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
рот воды в природе. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблю# дений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в приро# де, значение для живых организ# мов и хозяйственной жизни челове# ка. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их зна# чение в хозяйстве человека, бе# режное отношение людей к полез# ным ископаемым. Полезные иско# паемые родного края (2—3 при# мера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Час# ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не# обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Де# ревья, кустарники, травы. Дико#
|
Что такое природа (5 ч)
Природа — это весь многообраз#
ный мир, который окружает чело#
века и может существовать без его
участия. Знакомство с природными
объектами и изделиями (искус#
ственными предметами). Неживая
и живая природа. Примеры явле#
ний природы: смена времен года,
снегопад, листопад, перелеты птиц,
смена времени суток, рассвет, за#
кат, ветер, дождь, гроза.
Земля и Солнце (10 ч)
Звезды и планеты, их отличия.
Солнце — ближайшая к нам звез#
да, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля —
планета; общее представление о
форме и размерах Земли. Притя#
жение Земли.
День и ночь. Смена дня и ночи
на Земле. Вращение Земли как
причина смены дня и ночи. Време#
на года, их особенности (на осно#
ве наблюдений). Обращение Зем#
ли вокруг Солнца как причина
смены времен года.
|
Сравниватьи различатьпри# родные объекты и изделия (искус# ственные предметы). Характери$ зоватьих свойства.
Сравниватьи различатьобъек#
ты живой или неживой природы.
Приводить примерыявлений
природы.
Самостоятельно проводитьнаб#
людения явлений природы.
Характеризоватьотличия звезд и планет.
Сравниватьдень–ночь, време#
на года; выделять их особенности.
Исследоватьвлияние притяже#
ния Земли на предметы и живые
существа (в ходе демонстрацион#
ных опытов).
Работать с информацией: на$
ходитьнеобходимую информа#
цию о планетах Солнечной систе#
мы, готовить сообщения и обсуж#
дать их в классе.
Объяснятьсвязи между сменой
| растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело# века к растениям. Растения родно# го края, названия и краткая харак# теристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищ# ные, растительноядные, всеяд# ные). Размножение животных (на# секомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жиз# ни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблю# дений.
Лес, луг, водоем — единство жи# вой и неживой природы (солнеч# ный свет, воздух, вода, почва, рас# тения, животные). Круговорот ве ществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян
Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание по# годы и его значение в жизни лю# дей. Климат.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|