|
Природа неживая и живая (24 ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове#
ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы:
смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена
времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и
предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Приме#
ры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела,
жидкости, газы, их свойства.
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, ис
точник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — пла#
нета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус
как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важней шие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на ос# нове наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак# теристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (на# звания, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хо#
зяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, тра# вы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в при# роде и жизни людей, бережное отношение человека к растени# ям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жиз#
ни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных живот# ных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение жи# вотных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, на# звания, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Кру говорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: расте
ния — пища и укрытие для животных; животные — распространи тели плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 приме ра на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, осо# бенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное влияние деятельности че# ловека на природу (в том числе на примере окружающей мест# ности). Правила поведения в природе. Охрана природных бо# гатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную кни# гу. Посильное участие в охране природы (изготовление простей# ших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и живот# ными).
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно#двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятель# ности организма. Гигиена систем органов. Измерение темпера# туры тела человека.
Человек и общество
Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек — член общества. Взаимоотношения человека с други# ми людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Че# ловек — создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные тра# диции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составле# ние схемы родословного древа.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со# вместная учеба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и дру# гих общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. На# земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, прес
са, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государ#
ственная символика России: Государственный герб России, Госу# дарственный флаг России, Государственный гимн России; пра# вила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Ос#
новной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации — глава государства.
Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника
Отечества, 8 Марта, День Победы, День России, День защиты
детей, День народного единства, День Конституции.
Россия на карте; Государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы:
Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика
отдельных исторических событий, связанных с Москвой (осно#
вание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Рас#
положение на карте.
Города России. Санкт#Петербург: достопримечательности (Зим#
ний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мос
ты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие
Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион
(область, край, республика): название, основные достопримеча#
тельности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особеннос#
ти труда людей родного края, профессии. Названия разных наро#
дов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и
яркие события общественной и культурной жизни страны в раз#
ные исторические периоды: Древняя Русь, Московское госу#
дарство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников
истории и культуры. Посильное участие в охране памятников ис
тории и культуры своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообра#
зии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими)
странами (с контрастными особенностями): название, располо
жение на политической карте, столица, главные достопримеча
тельности.
Правила безопасной жизни
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режи#
ме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведе#
ния на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на
перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного
движения, определяющие правила поведения пешеходов, пас#
сажиров. Правила противопожарной безопасности, основные
правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе в разное время года.
Варианты тематического планирования
Содержание курса
| Тематическое планирование.
I вариант (часы)
| Тематическое планирование.
II вариант (часы)
| Тематическое планирование.
III вариант (часы)
| Человек и природа
|
|
|
| Человек и общество
|
|
|
| Резерв
|
|
|
|
Столбец «Содержание курса» полностью соответствует содержанию примерной программы, отражающей логику представления научного знания в интегрированном курсе.
В столбце «Тематическое планирование» предлагаются в качестве примеров варианты организации содержания при# мерной программы в возможной последовательности ее изучения в начальной школе. Данные образцы показывают, что эта последовательность может быть разной в зависимости от задач, которые ставит конкретный автор (разработчик учебника, учитель). В приведенных вариантах материал не расположен по годам обучения, так как эти варианты тематического планиро# вания не являются рабочими. Вариант I условно называется ис# ходным, так как содержит резерв времени. Варианты II и III предлагают возможные пути использования части резерва вре# мени в соответствии с тем, на каком компоненте содержания — естественно#научном или социально#гуманитарном — делает акцент конкретный автор.
Тематическое планирование.
I вариант (исходный). 2 ч в неделю, 270 ч, резерв 54 ч
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
| Человек и природа (108 ч)
|
Природа — это то, что нас окру# жает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предме# тов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, сне# гопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, за# кат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и пред# меты. Разнообразие веществ в ок# ружающем мире. Примеры ве# ществ: соль, сахар, вода, природ# ный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Их свойства.
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ ник света и тепла для всего живо го на Земле. Земля — планета; об#
|
Времена года (12 ч)
Осень. Осенние месяцы (сен#
тябрь, октябрь, ноябрь). Признаки
осени (похолодание, листопад, от#
лет перелетных птиц, подготовка
зверей к зимовке). Осенняя жизнь
растений и животных и их подго#
товка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь,
январь, февраль). Признаки зимы
(короткая продолжительность дня,
низкое солнце, холод, замерзание
воды, особенности зимней жизни
птиц и зверей). Погода зимой.
Весна. Весенние месяцы (март,
апрель, май). Признаки весны
(увеличение продолжительности
дня, высокое солнце, тепло, таяние
снега и льда, пробуждение приро#
ды, прилет птиц, весенние расте#
ния). Погода весной.
Лето. Летние месяцы (июнь,
июль, август). Признаки лета (длин#
|
Наблюдатьсезонные измене#
ния в природе.
Характеризоватьпризнаки
времен года, сезонные изменения
в природе.
Исследоватьв процессе наблю#
дений связи жизнедеятельности
растений, животных с неживой
природой.
Читатьи пересказыватьтексты
о природе
| щее представление о форме и размерах Земли. Глобус как мо# дель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобу# се и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина сме ны дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюде# ний). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за по# годой своего края. Измерение тем# пературы воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на кар# те). Особенности поверхности род# ного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (оке#
ный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). Экскурсия «Времена года в нашем крае».
Природа вокруг нас (15 ч)
Растения — живые организмы.
Роль растений в очищении воздуха
и обеспечении пищей животных.
Животные — живые организмы.
Отличия животных от растений —
подвижность и чувствительность.
Вода и пища — условия для жизни
животных.
Дикие и одомашненные расте#
ния и животные. Уход человека за
одомашненными растениями и
животными. Их многообразие и
важные для человека свойства.
Использование человеком бо#
гатств природы (солнце, ветер, во#
да, почва, лес, дикие растения и
животные). Значение природы для
существования всего живого на
Земле.
Правила поведения в парке, в
лесу, на реке и озере. Бережное
отношение к окружающему миру.
Природа неживая и живая (24 ч)
Природа — это весь многообраз#
ный мир, который окружает чело#
века и может существовать без его
участия. Знакомство с природными
Различатьрастения и живот# ных, используя информацию, по# лученную в ходе наблюдений, чте# ния, работы с иллюстрациями.
Характеризоватьособенности дикорастущих и культурных расте# ний, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифициро$ вать)объекты природы по призна# кам: домашние—дикие животные; культурные—дикорастущие расте# ния.
Анализироватьпримеры ис# пользования человеком богатств природы.
Оцениватьконкретные приме#
ры поведения в природе.
Объяснятьправила поведения в
различных ситуациях.
Различатьприродные объекты и изделия (искусственные предме# ты), характеризовать их отличи# тельные свойства.
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
ан, море, река, озеро, пруд); ис# пользование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблю# дений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в приро# де, значение для живых организ# мов и хозяйственной жизни чело# века. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их зна# чение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к по# лезным ископаемым. Полезные ис# копаемые родного края (2—3 при# мера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйствен# ной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Час# ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не# обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Де# ревья, кустарники, травы. Дико#
|
объектами и изделиями (искус# ственными предметами). Признаки предметов (цвет, форма, сравни# тельные размеры и др.). Неживая и живая природа. Примеры явле# ний природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, за# кат, ветер, дождь, гроза.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые те# ла, жидкости, газы.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосу# да; легко сжимается; является усло# вием горения благодаря наличию в нем кислорода). Значение воздуха для растений, животных, человека.
Погода, ее составляющие (тем# пература воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание по# годы и его значение в жизни лю# дей.
Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха; принимает форму любого сосуда); состояния воды, ее распространение в при#
|
Наблюдатьобъекты и явления природы (на краеведческом мате# риале), характеризовать их осо# бенности.
Группировать (классифициро$ вать)объекты живой или неживой природы по отличительным при# знакам.
Приводитьпримеры веществ, описывать их.
Наблюдатьпростейшие опыты по изучению свойств воздуха. Харак$ теризоватьсвойства воздуха.
Наблюдатьпогоду самостоятельно и в группах и описывать ее состо# яние.
Измерятьтемпературу воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдатьпростейшие опыты по изучению свойств воды. Характе$ ризоватьсвойства воды, кругово# рота воды в природе.
| растущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело# века к растениям. Растения родно# го края, названия и краткая харак# теристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Ус# ловия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищ# ные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насеко# мые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль жи# вотных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характе# ристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем — единство жи# вой и неживой природы (солнеч# ный свет, воздух, вода, почва, рас# тения, животные). Круговорот ве# ществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и ук рытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на при
роде, значение для живых орга# низмов, человека. Круговорот во# ды в природе. Водоемы родного края (названия, краткая характе# ристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (2—3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Почва, ее состав, значение для живой природы, хозяйства челове# ка; плодородие как главное свой# ство почвы.
Растения, их разнообразие. Час# ти растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, не# обходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества почвы). Деревья, кустарники, травы. Дико# растущие и культурные растения
Наблюдатьпростейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризоватьсвойства изученных полезных ис# копаемых. Различатьизученные полезные ископаемые. Описы$ ватьих применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).
Обсуждатьв группах и состав# лять рассказ об экскурсии в крае# ведческий музей (ознакомление с природой родного края).
Характеризовать(на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организ# мов в образовании почвы (на при# мере своей местности).
Приводить примерыхвойных и цветковых растений, выделятьих отличия (на примере своей местности).
Определятьчасти цветкового растения.
Сравниватьи различатьде#
ревья, кустарники и травы.
Продолжение
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
родные сообщества. Природные со общества родного края (2—3 при мера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление; основные природ# ные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависи#
мость жизни человека от природы.
Положительное и отрицательное
влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере
окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана при#
родных богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых, раститель#
ного и животного мира. Заповед#
ники, национальные парки, их
роль в охране природы. Красная
книга России, ее значение, отдель#
ные представители растений и жи#
вотных Красной книги. Посильное
участие в охране природы (изго#
товление простейших кормушек,
|
(на примере растений своей мест# ности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отноше# ние человека к растениям.
Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Ус# ловия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных сво# ей местности), их отличия. Осо# бенности питания разных живот# ных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
|
Характеризоватьусловия, не#
обходимые для жизни растений.
Рассказыватьо роли растений
в природе и жизни людей.
Сравниватьи различатьдико#
растущие и культурные растения,
диких и домашних животных, ха#
рактеризовать их роль в жизни
человека (на примере своей мест#
ности).
Выращиватьрастения в группе
(из семян, побегов, листа).
Различатьсъедобные и ядови#
тые грибы (на примере своей
местности).
Рассказыватьо роли грибов в
природе и жизни людей.
Описыватьвнешний вид, ха#
рактерные особенности представи#
телей насекомых, рыб, птиц, зве#
рей (на примере своей местности).
Характеризоватьспособы пи#
тания, размножения; условия, не#
обходимые для жизни животных.
Рассказыватьо роли животных
в природе и жизни людей (на при#
мере своей местности).
| подкормка птиц, уход за растени#
ями и животными).
Общее представление о строе#
нии тела человека. Системы орга#
нов (опорно#двигательная, пище#
варительная, дыхательная, крове#
носная, нервная система, органы
чувств), их роль в жизнедеятель#
ности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры
тела человека.
Правила безопасной жизни
Режим дня школьника, чередо#
вание труда и отдыха в режиме
дня; личная гигиена. Составление
режима дня школьника. Физичес#
кая культура, закаливание, игры на
воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья. Номера те#
лефонов экстренной помощи. Пер#
вая помощь при легких травмах
(ушиб, порез, ожог), обмороже#
нии, перегреве.
Дорога от дома до школы,
правила безопасного поведения на
улицах. Правила дорожного дви#
жения. Поведение на перекрест#
ках, улицах, игровых площадках.
Знаки дорожного движения, опре#
деляющие правила поведения пе#
шеходов, пассажиров. Правила
противопожарной безопасности,
Обмен информацией между жи# вотными в природе. Дикие и до# машние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни лю# дей, бережное отношение челове# ка к животным. Экскурсия в крае# ведческий музей (ознакомление с природой родного края, при нали# чии условий) «Разнообразие рас# тений и животных».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|