Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение преступности военнослужащих





Применительно к военнослужащим предупреждение преступлений обладает определенными особенностями, поскольку личность преступ­ника-военнослужащего существенно отличается от личности обыч­ного преступника; специфичен и механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, сто­ящими перед ними, а также с обладанием оружием; необычна мотивационная сфера большинства военнослужащих, направленная на удов­летворение в первую очередь элементарных потребностей.

Среди мер общесоциального предупреждения преступлений воен­нослужащих можно выделить следующие.

1. Реальное введение наряду с воинской альтернативной граж­данской службы. Провозглашенный, но не исполняющийся закон об этой службе развращает законопослушных граждан, вызывает социальную апатию и безразличие, неверие в возможность постро­ения правового государства. Кстати, в 1919 г. Советская Россия стала одним из первых государств, гарантировавших право на отказ от военной службы по убеждениям. Правда, эта «гарантия» на деле обернулась гонением инакомыслящих (в основном по религиозным



убеждениям).

2. Переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди во­еннослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминаль­но зараженных лиц.

3. Повышение призывного возраста до 21 года (или хотя бы до 20 лет). Существующий довольно низкий призывной возраст по­рождает массу проблем. Так, от имени государства молодому чело­веку вручается оружие и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в вооруженных кон­фликтах, т.е. с применением боевого оружия. При этом никто серь­езно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой, еще полно­стью не сформировавшийся как личность человек.

4. Постепенное сокращение срока действительной службы. На­помним, что в первые постсоветские годы срок такой службы был сокращен, но затем восстановлен в прежнем объеме (2 года). Меж­ду тем никаких объективных причин для столь длительного срока службы нет. Возможные возражения о том, что военнослужащий за меньшее количество времени не успевает усвоить программу бое­вой подготовки, неосновательны, т.к. большинство времени он про­водит не на боевых занятиях, а на различных хозяйственных объек­тах. Кстати, в армиях большинства стран срок действительной служ­бы составлял менее двух лет.



5. Существенное улучшение социально-бытовых условий воен­ной службы и предоставление военнослужащим возможности удов­летворять свои материальные потребности законными средствами.

6. Развитие института офицеров-воспитателей, деятельность которых должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личных дел призывников.

7. Увеличение количества мероприятий, связанных с развитием положительных эмоций военнослужащих (культурно-массовые и спортивные мероприятия, приглашение родственников и т.п.).

8. Качественное улучшение сержантского корпуса. Сержантами должны быть военнослужащие, проходящие службу только по кон­тракту, имеющие достаточное денежное содержание и специальную подготовку. Например, в США существуют 27 военных училищ, которые специально готовят сержантов. В стране ежегодно прово­дится конкурс «сержант года», победитель которого получает денеж­ную премию (около 2 тыс. долл. США). Более того, молодые офи­церы американской армии, прежде чем получить право командо­вать подразделением, проходят специальную подготовку под началом опытных сержантов.

9. Принципиальное изменение отношения высших должностных лиц армии вообще и офицеров, в частности, к фактам коррупции и хищениям воинского имущества, немедленное увольнение офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода. К сожалению, приходится констатировать, что на корыстную преступность в армии сильное дав­ление оказывают политические события в стране. На протяжении ряда лет о фактах различных злоупотреблений военнослужащих рассказывали в основном средства массовой информации. При этом нельзя ска­зать, что органы военной юстиции бездействовали. По подавляюще­му большинству известных фактов (например, о дачах, построенных высшими офицерами Министерства обороны РФ) проводились про­курорские проверки. Но одни и те же факты часто трактовались по-разному. В тоже время Вооруженные Силы в целом и многие их долж­ностные лица, в частности, оказались не готовы к работе в условиях переходного этапа развития общества. Органы же военной юстиции, являясь элементом военных структур, не всегда свободны в принятии того или иного обоснованного правового решения.



10. Улучшение работы органов военной юстиции, и прежде все­го военных дознавателей. Решение этой задачи требует принятия законодательного акта о военных дознавателях, функции которых должны быть приближены к функциям работников милиции. Во­енный дознаватель должен иметь юридическое образование; обла­дать навыками оперативной работы; быть выведенным за штат во­инской части и из подчинения командира; выполнять все указания и требования военного прокурора и следователя.

11. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уго­ловная) должна быть четко дифференцирована в зависимости от об­щественной опасности содеянного. Так, за правонарушения в сфере межличностных отношений («дедовщину») дисциплинарным уста­вом должны быть предусмотрены достаточно суровые виды взыска­ний: неувольнение из части до двух недель; обычный арест; строгий арест; сверхурочные работы; лишение половины месячного оклада; увольнение из Вооруженных Сил по негативным основаниям. Кста­ти, в США увольнение из Вооруженных Сил по таким основаниям может повлечь даже лишение американского гражданства. Дисцип­линарным уставом должна быть предусмотрена и ответственность за совершение проступков корыстной направленности, которые не под­падают под действие уголовного закона. Кроме того, следует предус­мотреть систему мер, позволяющих увольнять из армии офицеров, замеченных в нарушении этических норм, что позволит успешно бороться с фактами коррупции на самой ранней стадии.

Нуждается в совершенствовании и действующий Дисциплинар­ный устав в целом. Представляется, что он должен состоять из статей, построенных по классическому правовому образцу, включая гипотезу, диспозицию и санкцию, и по своей структуре напоминать Кодекс об административных правонарушениях. Разработка и принятие такого устава позволили бы избежать дублирования при назначении наказа­ния, когда за один и тот же проступок военнослужащий привлекается и к дисциплинарной, и к материальной, и к уголовной ответственно­сти, способствовало бы более ответственному подходу к принятию решения командиром в случае попытки скрыть преступление, повы­сило бы уровень и значение дисциплинарного наказания.

12. Улучшение жизнедеятельности дисциплинарных батальонов и качественное изменение условий отбывания военнослужащими уголовных наказаний, а также ресоциализация военнослужащих, отбывших наказание.

13. Возрождение престижа и привлекательности воинской служ­бы. Опыт рекламы воинской службы на телевидении оказался про­вальным. Связано это с тем, что до последнего времени государ­ство не может сделать эту службу социально привлекательной. Бо­лее того, до сих пор открыто публикуются различного рода брошюрки, рассказывающие, как можно уклониться от призыва. Изменить существующий порядок можно, следуя некоторым на­правлениям: а) военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения; б) реклами­ровать следует не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет получить и которые ценятся работодателями; в) важно широко оповещать призывников о возможных вариантах их служ­бы, в том числе за границей, например в составе Вооруженных Сил ООН или на территориях зарубежных российских военных баз. (Один из главных стимулов службы в армии США — возможность побывать на американских военных базах в экзотических местах.); г) необходимо твердо соблюдать порядок направления военнослу­жащих в «горячие точки» только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, и с письменного согласия родителей.

14. Частичная легализация неформальных структур, существую­щих в военных коллективах и определяющих возникновение «дедов­щины». Представляется, что, поскольку полностью уничтожить ее в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо вари­анты смягчения негативных последствий от ее проявления. Один из таких вариантов видится в легализации посвящения новобранца в солдаты, проведении традиционных солдатских праздников, проводов демобилизованных военнослужащих из части. Примером частич­ной легализации неформальных взаимоотношений между молоды­ми и старослужащими солдатами могут служить правила, установ­ленные в одном из самых престижных учебных заведений США — Военном университете в Вест-Пойнте, который был создан в 1802 г. По традиции курсанты 1 -го курса этого университета выполняют всю грязную работу. В присутствии более старших курсантов молодые должны молчать. За нарушение традиций возможно наложение на­казания в виде часового выхаживания по плацу с винтовкой.

15. Важное значение имеет правовое обеспечение военной ре­формы. Поскольку военная служба — это особый вид государствен­ной службы, она должна всесторонне обеспечиваться нормативным регулированием. Среди необходимых законов, которые следовало бы разработать и принять, можно назвать федеральные законы о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о воен­но-юридическом аудите, о военной полиции и др.

Отдельно следует сказать о проблеме перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Представляется, что существует неко­торая путаница в терминах, поскольку «профессиональная» армия и «наемная» армия — это не одно и то же. Например, Великобритания только в XX в. несколько раз принимала решение о переходе на наем­ную службу (т.е. службу исключительно добровольную и контрактную) и несколько раз отказывалась от этой идеи. Окончательный переход к наемной службе был завершен только в 1960—1963 гг. Процесс пере­хода Вооруженных Сил США на контрактную систему занял на флоте 7 лет, в ВВС — около 10 лет, в сухопутных войсках — 13 лет. Думается, что оптимальный вариант — создание профессиональной, но не на­емной армии. Во-первых, не следует забывать исторические традиции: воинская повинность в России была введена в 1874 г. и рассматрива­лась как одно из величайших преобразований того времени. Во-вто­рых, полностью наемная армия не сможет содержаться государством (в отличие, например, от Ирландии, где существует наемная армия, Россия находится в таких геополитических условиях, которые не по­зволяют «обойтись» относительно небольшими по численности Воо­руженными Силами). В-третьих, подавляющее большинство европей­ских стран (например, Бельгия, Дания, Испания, Италия, Нидерлан­ды, Норвегия, Португалия, ФРГ, Франция, Швеция и др.), которые, видимо, могли бы при желании перейти на добровольно-контрактный способ комплектования армии, этого не делают, в том числе и потому, что армия — это всегда вооруженный резерв государства для отраже­ния не только внешней, но и внутренней угрозы. Кстати, в большин­стве этих стран принцип комплектования вооруженных сил смешан­ный, т.е. часть военнослужащих призывается, часть идет служить доб­ровольно по контракту.

Изложенные общесоциальные меры предупреждения преступ­лений военнослужащих, обеспечивающие повышение престижа воинской службы, ее более эффективное материально-техническое, правовое, кадровое и иное обеспечение, конкретизируются в мерах специально-криминологической профилактики.

К этим мерам в первую очередь относятся повседневное прове­дение командирами и начальниками воспитательно-профилакти­ческой работы с подчиненными, укрепление воинской дисципли­ны. Большое значение для формирования законопослушного по­ведения военнослужащих имеет личный пример их командиров и начальников, духовно-нравственный облик, профессиональная подготовка, знания в области психологии и педагогики.

Важное значение для предупреждения преступлений военно­служащих имеет реализация предложений о создании военной по­лиции — специализированной правоохранительной структуры в войсках. Это позволит своевременно принимать меры предупреж­дения и раскрытия преступлений военнослужащих, снизить латентность воинской преступности, значительно улучшить криминаль­ную ситуацию в войсках.

Немаловажную роль в решении этой задачи могут сыграть неко­торые общественные объединения граждан (советы, комитеты сол­датских матерей), священнослужители, а также средства массовой информации.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы состояние, структура и динамика преступности во­еннослужащих?

2. Какие факторы влияют на обострение криминальной ситуа­ции в войсках?

3. Каковы меры предупреждения преступлений военнослужащих?

 

Глава 24

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.