Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений
В общем объеме неосторожных преступлений наибольшую долю (до 75%) составляют автотранспортные. Автотранспортные преступления — собирательное криминологическое понятие,охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Являясь результатом технической неосторожности, автотранспортные преступления обладают определенной спецификой (в причинах, условиях совершения, в механизме преступного поведения и т.п.), обусловливающей использование различных форм и методов их предупреждения.
Проблема предупреждения автотранспортных преступлений стала особенно острой в последние годы. До середины 80-х гг. прошлого столетия в стране наблюдалась тенденция снижения (в расчете на 10 тыс. единиц автотранспорта) автотранспортных происшествий, а также значительного сокращения числа погибших в них. Однако уже в 90-е гг. наблюдался рост (до 1,5 млн в течение пяти лет) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 250 тыс. и получили ранения 1,5 млн человек. При этом свыше 70% погибших составляли люди трудоспособного возраста.
В настоящее время в России ежегодно совершается свыше 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более 32 тыс., а получают увечья более 215 тыс. человек. Следует отметить, что потери от этих происшествий в несколько раз превышают потери железнодорожных катастроф, пожаров и несчастных случаев и составляют в денежном выражении свыше 180 млрд руб. ежегодно.
Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России многократно выше, чем в других странах. Так, ежегодно у нас на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий приходится до 14 погибших, что в три-четыре раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.
В общей структуре автотранспортных происшествий следует выделить деяния, совершаемые водителями индивидуальных транспортных средств. По их вине ежегодно совершается 100—120 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают 25—30 тыс. и получают ранения 150—200 тыс. человек. На долю указанной категории водителей приходится в среднем 65—70% дорожно-транспортных происшествий и примерно 70—75% погибших и раненых. За малым исключением (в 9 из 10 случаев) подобные происшествия, как следствие виновного нарушения установленных правил и неосторожного причинения вреда личности или крупного ущерба, являются преступлениями. Исследователями установлена непосредственная связь между противоправным поведением водителей, совершением ими административных проступков и неосторожными автотранспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности.
Негативные тенденции в увеличении дорожно-транспортных происшествий во многом определяются тем, что за последние 10— 15 лет в стране существенно изменился парк автотранспортных средств. Так, начиная с 1975 г. число автомобилей увеличилось почти в 5 раз и в настоящее время составляет немногим более 20 млн единиц. Для сравнения скажем, что в США этот показатель составляет 200 млн единиц. По количеству автомобилей на душу населения Россия уступает странам Европы в четыре раза, а США — десять раз. В структуре автопарка России количество индивидуальных транспортных средств почти в 3,5 раза превышает весь государственный транспорт, в 6,5 раза — количество грузовых автомобилей. Следует отметить, что в 80—90-е гг. прирост транспортных преступлений в стране опережал рост числа индивидуальных автомобилей.
Структура автотранспортных преступлений включает несколько видов нарушений таких правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, как выбор скорости, обгон, проезд перекрестков (свыше 23% их общего числа), запрет управлять транспортным средством в состоянии опьянения (12%), ненадлежащее состояние автомобиля (2%). Кроме того, свыше 26% от их числа связано с плохим состоянием автомобильных дорог. Эти нарушения вызывают последствия в виде столкновений с другим автотранспортным средством, с животными; наездов на людей; опрокидывания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть — со «смешанной с другими участниками движения виной». Каждый третий водитель находился в момент преступления в состоянии опьянения.
Преобладающая часть автотранспортных преступлений приходится на окончание рабочего времени (17—19 час.) и вечерние часы (22—24 час.), причем в вечернее время большинство виновных — водители личного транспорта. «Пик» аварийности у последних — апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства). Среди погибших или получивших тяжкие телесные повреждения в результате автотранспортных преступлений 20% -несовершеннолетние.
В сельской местности происходит половина дорожно-транспортных происшествий и 70% — со смертельным исходом.
Криминологическая характеристика личности участников неосторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других видов, по своим личностным качествам, систематичности и злостности нарушений соответствует типу злостных преступников (разумеется, с некоторыми отличиями от умышленных преступников этого типа).
Исследования опровергают бытующее мнение, будто лица, совершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослушных граждан, что в автотранспортных преступлениях ведущей при взаимодействии личности и ситуации обычно оказывается последняя. Сама по себе дорожная ситуация, даже при ярко выраженной сложности, никогда, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами безопасности, предосторожности как особый вид антиобщественной установки, негативное личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.
Характеристика личности участников дорожно-транспортных преступлений — законных водителей транспорта и водителей-угонщиков — различна. Внутри первой группы по ряду показателей, например возрасту, полу, образованию, имеются различия между водителями-профессионалами и водителями личного транспорта. Среди законных водителей и угонщиков преобладают мужчины (97—98%). Женщин среди угонщиков менее 1%а.
В последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих неосторожные преступления за счет, главным образом, увеличения парка личных автомобилей индивидуального пользования, которыми нередко управляют женщины. Тем не менее различия по полу в структуре контингента участников автотранспортных преступлений относительно стабильны, т.к. связаны с типичной психологией женщин-водителей. Последние предпочитают остановить автомобиль, нежели увеличить риск аварийной обстановки, гораздо реже управляют транспортом в состоянии опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в 1,5 раза ниже, чем у мужчин), более строго соблюдают правила дорожного движения.
Что касается возрастной характеристики, то наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18—24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машин в сочетании с завышенной оценкой своих психофизиологических возможностей, склонностью к лихачеству, частым употреблением спиртных напитков.
Анализ уровня образования и профессиональной подготовки среди преступников-водителей показывает, что среди них преобладают лица с неполным средним образованием и пониженной профессиональной квалификацией. Особенно низкой профессиональной квалификацией отличаются автолюбители, на долю которых приходится каждое второе дорожно-транспортное происшествие.
Социально-ролевая характеристика участников автотранспортных преступлений не имеет существенных отличий от аналогичной характеристики законопослушных участников движения. Отмечается лишь значительно более высокая доля лиц (среди водителей-профессионалов), неоднократно менявших место работы. Доля лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди законных водителей невелика — 3%, а неработающие и неучащиеся угонщики составляют более Двух третей.
Общий рецидив у преступников-водителей ниже в три раза, чем у всех преступников. Среди угонщиков доля рецидивистов значительно больше.
Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются сниженным профессиональным и образовательно-культурным уровнем, повышением его они, как правило, не занимаются. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напитками. Так, вопреки строгому запрету управлять автомобилем в нетрезвом виде, до 15—30% лиц, совершивших рассматриваемые преступления, находились за рулем в состоянии опьянения. Среди угонщиков доля автотранспортных преступлений, совершенных в состоянии опьянения, достигает 60%.
Каждый третий из числа привлекавшихся к уголовной ответственности за автотранспортные преступления ранее привлекался и к административной, дисциплинарной, общественной ответственности за различные нарушения правил дорожного движения (чаще всего за управление транспортом в нетрезвом виде и превышение скорости).
Каждый десятый из совершивших наезд водителей скрывался с места происшествия (независимо от степени вины в содеянном). Подобные действия в настоящее время квалифицируются как самостоятельное административное правонарушение (оставление места дорожно-транспортного происшествия) либо как преступление (заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению). Статистика судебно-медицинских экспертиз по делам об автотранспортных происшествиях свидетельствует, что во многих случаях оказание потерпевшему своевременной помощи спасло бы его от смерти либо значительно уменьшило вред здоровью.
Причины автотранспортных преступлений связаны с характерной для их участников личностной позицией: эгоизм, социальная расхлябанность, безответственность, пренебрежительное отношение к нормам общественного поведения, адресованным участникам дорожного движения, и искаженная (заниженная) оценка степени опасности допускаемых в данной сфере нарушений. В действиях лиц, создающих аварийную обстановку, отмечается влияние общих нравственных и эмоционально-волевых деформаций личности, криминогенной ситуации, а также специфических деформаций, связанных с функцией участника движения, искажением ценностной значимости норм безопасности движения, их места в ценностной ориентации. Специфические деформации в наибольшей степени обусловлены дефектами воспитательной работы с водителями автотранспортных средств, а также с другими участниками дорожного движения, нарушениями правил профессионального отбора водителей; злоупотреблениями должностных лиц, разрешающих эксплуатацию технически неисправных автотранспортных средств.
К условиям, способствующим совершению автотранспортных преступлений, относятся:
— ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нормативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10— 15% случаев автотранспортных преступлений);
— недостатки конструкции автотранспортных средств, затрудняющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышенную усталость водителя;
— неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких последствий;
— ошибки в выборе режима регулирования движения и технических средств для этого (количество и характер дорожных знаков, светофоров);
- нарушения нормативов рабочего времени водителей;
- низкий уровень контроля за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения;
— упущения в дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбе с нарушениями правил безопасности движения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость ответственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и индивидуализация (в частности, согласно результатам изучения уголовных дел, при расследовании двух пятых соответствующих преступлений не был выяснен весь комплекс обстоятельств, влияющих на форму вины и степень ответственности);
— неправильное поведение пешеходов, которые в каждой четвертой, а в крупных городах — в каждой второй аварии наряду с водителями допускали нарушения правил дорожного движения.
В формировании и реализации аварийной ситуации при автотранспортных преступлениях определенную роль могут играть особенности состояния здоровья водителя, пешехода, природные условия, от которых зависят видимость, величина сцепления с дорогой. Обстоятельствами, способствующими совершению автотранспортного преступления, будут, однако, не они сами по себе, а игнорирование или неправильная их оценка участниками движения. Иными словами, такие обстоятельства взаимодействуют с другими элементами аварийной обстановки через личность участников движения.
Сказанное позволяет выделить некоторые особенности механизма совершения автотранспортных преступлений.
Во-первых, эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного взаимодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обстановку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.
Во-вторых, в процессе совершения автотранспортных преступлений взаимодействуют процессы и явления социального, технического и природного характера (хотя последние лишь опосредованно влияют на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки).
Особенности профилактики рассматриваемых правонарушений связаны с необходимостью воздействия: на все элементы системы «человек — автомобиль — дорога», на всех участников дорожного движения. Следовательно, наряду и во взаимосвязи с мерами, направленными на соблюдение водителями норм безопасности (подбор кадров, учеба, воспитание, контроль), нужны меры, обеспечивающие безопасное поведение других участников движения, а равно меры, предупреждающие и устраняющие условия аварийных ситуаций, возникающих из-за плохого состояния дорог и транспортных средств.
Общесоциальные меры профилактики связаны с реализацией программ социального и экономического развития в области автомобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участников транспортного движения, разъясняющей общественное значение норм безопасности и формирующей навыки дисциплинированного поведения, исходящего из осознания интересов общества. В настоящее время в стране последовательно совершенствуется конструкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водителей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, неранящие стекла, вдавливающееся рулевое управление).
Важнейшее направление общесоциальной профилактики — обеспечение надлежащей подготовки и повышения квалификации водителей.
Специальные меры профилактики автотранспортных преступлений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, способствующих возникновению аварийной обстановки (улучшение состояния дорог, транспортных средств, квалификации водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений; предупреждение рецидива; воспитательная работа с водителями, техническим обслуживающим персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом — несовершеннолетними).
Главным субъектом специальной профилактики автотранспортных преступлений, включая предупреждение и пресечение аварийных ситуаций, выступают органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, их помощники в лице общественных автоинспекторов и члены специализированных народных дружин. ГИБДД осуществляет правовоспитательную работу, направленную на обеспечение безопасности движения, среди водителей, администрации и всего коллектива транспортных предприятий, населения. Правовоспитательная работа с целью обеспечения безопасности движения включает и разъяснение ответственности за нарушения правил безопасности. Особое внимание ГИБДД уделяет непосредственному контролю движения на дорогах, применяя при этом современные технические средства (радары, наблюдение с вертолетов).
Активно участвуют в контроле безопасности движения и других формах профилактики автотранспортных преступлений общественные автоинспектора, специализированные народные дружины и трудовые коллективы автохозяйств. В последние годы стали создаваться посты безопасности движения в сельской местности, особенно в период перевозки урожая.
Большое внимание в профилактике автотранспортных преступлений уделяется борьбе с употреблением спиртных напитков водителями и другими участниками движения. Алкоголь в любой дозе резко снижает возможность выбора правильных решений в сложной дорожной обстановке и многократно увеличивает время реакции (а в аварийной ситуации водителю приходится принимать до 15 решений в секунду). Кроме того, алкоголь сохраняется в организме человека длительное время, в связи с чем управление автомобилем даже на следующий после его употребления день небезопасно.
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте понятие неосторожности совершения преступлений.
2. Каковы виды неосторожности совершения преступлений?
3. Назовите основные криминологические особенности неосторожных преступлений.
4. Раскройте особенности личности неосторожного преступника.
5. Каковы основные причины и условия совершения неосторожных преступлений?
6. Перечислите основные меры предупреждения неосторожных преступлений.
Глава 23
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|