Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений





В общем объеме неосторожных преступлений наибольшую долю (до 75%) составляют автотранспортные. Автотранспортные преступ­ления — собирательное криминологическое понятие,охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспор­тных средств; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; оставление места дорожно-транс­портного происшествия.

Являясь результатом технической неосторожности, автотранс­портные преступления обладают определенной спецификой (в при­чинах, условиях совершения, в механизме преступного поведения и т.п.), обусловливающей использование различных форм и мето­дов их предупреждения.

Проблема предупреждения автотранспортных преступлений ста­ла особенно острой в последние годы. До середины 80-х гг. прошлого столетия в стране наблюдалась тенденция снижения (в расчете на 10 тыс. единиц автотранспорта) автотранспортных происшествий, а также значительного сокращения числа погибших в них. Однако уже в 90-е гг. наблюдался рост (до 1,5 млн в течение пяти лет) до­рожно-транспортных происшествий, в которых погибли 250 тыс. и получили ранения 1,5 млн человек. При этом свыше 70% погиб­ших составляли люди трудоспособного возраста.



В настоящее время в России ежегодно совершается свыше 180 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более 32 тыс., а получают увечья более 215 тыс. человек. Следует отметить, что потери от этих происшествий в несколько раз превы­шают потери железнодорожных катастроф, пожаров и несчастных случаев и составляют в денежном выражении свыше 180 млрд руб. ежегодно.

Тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в России многократно выше, чем в других странах. Так, ежегодно у нас на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий прихо­дится до 14 погибших, что в три-четыре раза больше, чем в Европе, Америке, Японии.

В общей структуре автотранспортных происшествий следует вы­делить деяния, совершаемые водителями индивидуальных транспор­тных средств. По их вине ежегодно совершается 100—120 тыс. до­рожно-транспортных происшествий, в которых погибают 25—30 тыс. и получают ранения 150—200 тыс. человек. На долю указанной ка­тегории водителей приходится в среднем 65—70% дорожно-транс­портных происшествий и примерно 70—75% погибших и раненых. За малым исключением (в 9 из 10 случаев) подобные происшествия, как следствие виновного нарушения установленных правил и неосторожного причинения вреда личности или крупного ущерба, яв­ляются преступлениями. Исследователями установлена непосред­ственная связь между противоправным поведением водителей, со­вершением ими административных проступков и неосторожными автотранспортными преступлениями, к которым эти проступки приводят с известной степенью вероятности.



Негативные тенденции в увеличении дорожно-транспортных происшествий во многом определяются тем, что за последние 10— 15 лет в стране существенно изменился парк автотранспортных средств. Так, начиная с 1975 г. число автомобилей увеличилось по­чти в 5 раз и в настоящее время составляет немногим более 20 млн единиц. Для сравнения скажем, что в США этот показатель состав­ляет 200 млн единиц. По количеству автомобилей на душу населе­ния Россия уступает странам Европы в четыре раза, а США — де­сять раз. В структуре автопарка России количество индивидуаль­ных транспортных средств почти в 3,5 раза превышает весь государственный транспорт, в 6,5 раза — количество грузовых автомобилей. Следует отметить, что в 80—90-е гг. прирост транспорт­ных преступлений в стране опережал рост числа индивидуальных автомобилей.

Структура автотранспортных преступлений включает несколь­ко видов нарушений таких правил безопасности движения и эксп­луатации транспорта, как выбор скорости, обгон, проезд перекрес­тков (свыше 23% их общего числа), запрет управлять транспорт­ным средством в состоянии опьянения (12%), ненадлежащее состояние автомобиля (2%). Кроме того, свыше 26% от их числа связано с плохим состоянием автомобильных дорог. Эти наруше­ния вызывают последствия в виде столкновений с другим автотран­спортным средством, с животными; наездов на людей; опрокиды­вания транспортных средств и выпадения людей из них. Две трети автотранспортных преступлений (и три четверти аварий) связаны с нарушением только со стороны водителей; треть — со «смешан­ной с другими участниками движения виной». Каждый третий во­дитель находился в момент преступления в состоянии опьянения.



Преобладающая часть автотранспортных преступлений прихо­дится на окончание рабочего времени (17—19 час.) и вечерние часы (22—24 час.), причем в вечернее время большинство виновных — водители личного транспорта. «Пик» аварийности у последних — апрель (выезд после длительной зимней стоянки транспортного средства). Среди погибших или получивших тяжкие телесные по­вреждения в результате автотранспортных преступлений 20% -несовершеннолетние.

В сельской местности происходит половина дорожно-транспор­тных происшествий и 70% — со смертельным исходом.

Криминологическая характеристика личности участников нео­сторожных дорожно-транспортных преступлений показывает, что в своем большинстве они относятся к категориям ситуативных и неустойчивых преступников. Вместе с тем определенная их часть, как и лиц, совершающих неосторожные преступления других ви­дов, по своим личностным качествам, систематичности и злостно­сти нарушений соответствует типу злостных преступников (разу­меется, с некоторыми отличиями от умышленных преступников этого типа).

Исследования опровергают бытующее мнение, будто лица, со­вершающие преступления рассматриваемого вида, по нравственно-психологическим свойствам не отличаются от законопослуш­ных граждан, что в автотранспортных преступлениях ведущей при взаимодействии личности и ситуации обычно оказывается после­дняя. Сама по себе дорожная ситуация, даже при ярко выраженной сложности, никогда, минуя личность, не способна стать причиной преступлений (в отличие от аварий непреступного характера). В данном случае всегда проявляется пренебрежение правилами бе­зопасности, предосторожности как особый вид антиобщественной установки, негативное личностное свойство, хотя и выраженное в разной степени.

Характеристика личности участников дорожно-транспортных преступлений — законных водителей транспорта и водителей-угон­щиков — различна. Внутри первой группы по ряду показателей, например возрасту, полу, образованию, имеются различия между водителями-профессионалами и водителями личного транспорта. Среди законных водителей и угонщиков преобладают мужчины (97—98%). Женщин среди угонщиков менее 1%а.

В последние годы отмечается тенденция возрастания доли жен­щин среди водителей, совершающих неосторожные преступления за счет, главным образом, увеличения парка личных автомобилей индивидуального пользования, которыми нередко управляют жен­щины. Тем не менее различия по полу в структуре контингента уча­стников автотранспортных преступлений относительно стабильны, т.к. связаны с типичной психологией женщин-водителей. После­дние предпочитают остановить автомобиль, нежели увеличить риск аварийной обстановки, гораздо реже управляют транспортом в со­стоянии опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших пре­ступление в состоянии опьянения, в 1,5 раза ниже, чем у мужчин), более строго соблюдают правила дорожного движения.

Что касается возрастной характеристики, то наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступ­ления, составляют лица в возрасте 18—24 лет. Это обусловлено не­большим опытом вождения машин в сочетании с завышенной оцен­кой своих психофизиологических возможностей, склонностью к лихачеству, частым употреблением спиртных напитков.

Анализ уровня образования и профессиональной подготовки среди преступников-водителей показывает, что среди них преоб­ладают лица с неполным средним образованием и пониженной профессиональной квалификацией. Особенно низкой профессиональ­ной квалификацией отличаются автолюбители, на долю которых приходится каждое второе дорожно-транспортное происшествие.

Социально-ролевая характеристика участников автотранспор­тных преступлений не имеет существенных отличий от аналогич­ной характеристики законопослушных участников движения. От­мечается лишь значительно более высокая доля лиц (среди водите­лей-профессионалов), неоднократно менявших место работы. Доля лиц, не занятых общественно полезным трудом, среди законных водителей невелика — 3%, а неработающие и неучащиеся угонщи­ки составляют более Двух третей.

Общий рецидив у преступников-водителей ниже в три раза, чем у всех преступников. Среди угонщиков доля рецидивистов значи­тельно больше.

Хотя водители, совершающие автотранспортные преступления, отличаются сниженным профессиональным и образовательно-культурным уровнем, повышением его они, как правило, не зани­маются. Значительная их часть злоупотребляет спиртными напит­ками. Так, вопреки строгому запрету управлять автомобилем в не­трезвом виде, до 15—30% лиц, совершивших рассматриваемые преступления, находились за рулем в состоянии опьянения. Среди угонщиков доля автотранспортных преступлений, совершенных в состоянии опьянения, достигает 60%.

Каждый третий из числа привлекавшихся к уголовной ответ­ственности за автотранспортные преступления ранее привлекался и к административной, дисциплинарной, общественной ответ­ственности за различные нарушения правил дорожного движения (чаще всего за управление транспортом в нетрезвом виде и превы­шение скорости).

Каждый десятый из совершивших наезд водителей скрывался с места происшествия (независимо от степени вины в содеянном). Подобные действия в настоящее время квалифицируются как само­стоятельное административное правонарушение (оставление места дорожно-транспортного происшествия) либо как преступление (за­ведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к само­сохранению). Статистика судебно-медицинских экспертиз по делам об автотранспортных происшествиях свидетельствует, что во многих случаях оказание потерпевшему своевременной помощи спасло бы его от смерти либо значительно уменьшило вред здоровью.

Причины автотранспортных преступлений связаны с характер­ной для их участников личностной позицией: эгоизм, социальная расхлябанность, безответственность, пренебрежительное отноше­ние к нормам общественного поведения, адресованным участни­кам дорожного движения, и искаженная (заниженная) оценка сте­пени опасности допускаемых в данной сфере нарушений. В дей­ствиях лиц, создающих аварийную обстановку, отмечается влияние общих нравственных и эмоционально-волевых деформаций лич­ности, криминогенной ситуации, а также специфических дефор­маций, связанных с функцией участника движения, искажением ценностной значимости норм безопасности движения, их места в ценностной ориентации. Специфические деформации в наиболь­шей степени обусловлены дефектами воспитательной работы с во­дителями автотранспортных средств, а также с другими участника­ми дорожного движения, нарушениями правил профессионально­го отбора водителей; злоупотреблениями должностных лиц, разрешающих эксплуатацию технически неисправных автотранс­портных средств.

К условиям, способствующим совершению автотранспортных преступлений, относятся:

— ненадлежащее содержание дорог, нарушение безопасных нор­мативов ширины проезжей части, разметки развязок, переходов (по выборочным данным, этот фактор присутствует не менее чем в 10— 15% случаев автотранспортных преступлений);

— недостатки конструкции автотранспортных средств, затруд­няющие управление, ограничивающие возможности наблюдения, вызывающие повышенную усталость водителя;

— неиспользование водителем и пассажирами приспособлений, уменьшающих риск аварийной обстановки или ее тяжких послед­ствий;

— ошибки в выборе режима регулирования движения и техни­ческих средств для этого (количество и характер дорожных знаков, светофоров);

- нарушения нормативов рабочего времени водителей;

- низкий уровень контроля за состоянием автотранспортных средств, дорог и технических средств регулирования движения;

— упущения в дисциплинарной, административно-правовой и уголовно-правовой борьбе с нарушениями правил безопасности движения, в результате чего не обеспечиваются неотвратимость от­ветственности нарушителей, ее гласность, дифференциация и ин­дивидуализация (в частности, согласно результатам изучения уго­ловных дел, при расследовании двух пятых соответствующих пре­ступлений не был выяснен весь комплекс обстоятельств, влияющих на форму вины и степень ответственности);

— неправильное поведение пешеходов, которые в каждой чет­вертой, а в крупных городах — в каждой второй аварии наряду с водителями допускали нарушения правил дорожного движения.

В формировании и реализации аварийной ситуации при автотран­спортных преступлениях определенную роль могут играть особен­ности состояния здоровья водителя, пешехода, природные условия, от которых зависят видимость, величина сцепления с дорогой. Об­стоятельствами, способствующими совершению автотранспортно­го преступления, будут, однако, не они сами по себе, а игнорирова­ние или неправильная их оценка участниками движения. Иными словами, такие обстоятельства взаимодействуют с другими элемен­тами аварийной обстановки через личность участников движения.

Сказанное позволяет выделить некоторые особенности механиз­ма совершения автотранспортных преступлений.

Во-первых, эти преступления являются результатом создания аварийной ситуации, которая возникает в процессе сложного вза­имодействия нескольких участников дорожного движения между собой и с обстоятельствами, определяющими объективную обста­новку движения. В данном случае как бы пересекаются несколько линий развития причинно-следственных связей и условий.

Во-вторых, в процессе совершения автотранспортных преступ­лений взаимодействуют процессы и явления социального, техни­ческого и природного характера (хотя последние лишь опосредо­ванно влияют на действия участников движения, приводящие к созданию аварийной обстановки).

Особенности профилактики рассматриваемых правонарушений связаны с необходимостью воздействия: на все элементы системы «человек — автомобиль — дорога», на всех участников дорожного движения. Следовательно, наряду и во взаимосвязи с мерами, на­правленными на соблюдение водителями норм безопасности (подбор кадров, учеба, воспитание, контроль), нужны меры, обеспечи­вающие безопасное поведение других участников движения, а рав­но меры, предупреждающие и устраняющие условия аварийных си­туаций, возникающих из-за плохого состояния дорог и транспорт­ных средств.

Общесоциальные меры профилактики связаны с реализацией программ социального и экономического развития в области авто­мобилестроения, дорожного строительства, с работой среди участ­ников транспортного движения, разъясняющей общественное зна­чение норм безопасности и формирующей навыки дисциплиниро­ванного поведения, исходящего из осознания интересов общества. В настоящее время в стране последовательно совершенствуется кон­струкция автомобилей, предусматриваются лучшие условия работы водителей, разрабатываются технические средства, ограничивающие возможность тяжких последствий при аварии (ремни безопасности, неранящие стекла, вдавливающееся рулевое управление).

Важнейшее направление общесоциальной профилактики — обеспечение надлежащей подготовки и повышения квалификации водителей.

Специальные меры профилактики автотранспортных преступ­лений включают контроль за соблюдением правил безопасности движения; выявление и устранение конкретных обстоятельств, спо­собствующих возникновению аварийной обстановки (улучшение состояния дорог, транспортных средств, квалификации водителей); выявление и устранение причин и условий конкретных преступле­ний; предупреждение рецидива; воспитательная работа с водите­лями, техническим обслуживающим персоналом, населением (в том числе с особо виктимным контингентом — несовершеннолетними).

Главным субъектом специальной профилактики автотранспор­тных преступлений, включая предупреждение и пресечение ава­рийных ситуаций, выступают органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, их по­мощники в лице общественных автоинспекторов и члены специ­ализированных народных дружин. ГИБДД осуществляет право­воспитательную работу, направленную на обеспечение безопасно­сти движения, среди водителей, администрации и всего коллектива транспортных предприятий, населения. Правовоспи­тательная работа с целью обеспечения безопасности движения включает и разъяснение ответственности за нарушения правил бе­зопасности. Особое внимание ГИБДД уделяет непосредственно­му контролю движения на дорогах, применяя при этом современ­ные технические средства (радары, наблюдение с вертолетов).

Активно участвуют в контроле безопасности движения и других формах профилактики автотранспортных преступлений обществен­ные автоинспектора, специализированные народные дружины и трудовые коллективы автохозяйств. В последние годы стали созда­ваться посты безопасности движения в сельской местности, осо­бенно в период перевозки урожая.

Большое внимание в профилактике автотранспортных преступ­лений уделяется борьбе с употреблением спиртных напитков води­телями и другими участниками движения. Алкоголь в любой дозе резко снижает возможность выбора правильных решений в слож­ной дорожной обстановке и многократно увеличивает время реак­ции (а в аварийной ситуации водителю приходится принимать до 15 решений в секунду). Кроме того, алкоголь сохраняется в орга­низме человека длительное время, в связи с чем управление авто­мобилем даже на следующий после его употребления день небезо­пасно.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие неосторожности совершения преступлений.

2. Каковы виды неосторожности совершения преступлений?

3. Назовите основные криминологические особенности неосто­рожных преступлений.

4. Раскройте особенности личности неосторожного преступника.

5. Каковы основные причины и условия совершения неосторож­ных преступлений?

6. Перечислите основные меры предупреждения неосторожных преступлений.

 

Глава 23

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.