Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 3 глава





Проанализируйте, какие положения в теории Э. Дюркгейма актуальны и в настоящее время. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистиче- скими и / или эмпирическими данными.

В заключении сделайте вывод о вкладе социологического реализма Э. Дюркгейма в дальнейшее развитие социологии, обратите внимание на развитие «дюркгеймовской традиции» социологического теоретизирова- ния в трудах представителей французской социологической школы, пе- речислите те положения теории Э. Дюркгейма, которые востребованы и в настоящее время.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон. – М., 1992.

2. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

3. Беккер, Г., Босков, А. Современная социологическая теория в ее пре- емственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков. – М., 1961.

4. Гофман, А. Б. Дюркгейм о ценностях и идеалах / А. Б. Гофман // Со- циологические исследования. – 1991. – № 2.

5. Гофман, А. Б. О социологии Эмиля Дюркгейма. / А. Б. Гофман // Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. Метод социоло- гии. – М., 1991.

6. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.



7. Дюркгейм, Э. О разделение общественного труда. Метод социоло- гии / Э. Дюркгейм.– М., 1991.

8. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм / пер. с фр. – М., 1994.

9. Дюркгейм, Э. Цивилизация и реалии существования / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. – 1991. – № 5.

10. Кравченко, А. И. История зарубежной социологии: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М., 2005.

11. Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала XX ве- ков. – М., 1994.

 

Тема 21 . Социологические воззрения Макса Вебера План работы:

Введение

1. «Понимающая социология» Макса Вебера: основные методологиче- ские принципы.

2. Веберианская модель построения теоретических конструкций в со- циальных науках.

3. Теория социального действия М. Вебера. Заключение


 

Методические советы

Во введении раскройте общая характеристика кризисной обстановки, сложившейся в методологии социальных наук на рубеже XIX – XX веков, раскройте кризис натурализма и его истоки. Покажите необходимость преодоления узости и ограниченности мыслительных перспектив, харак- теризующих специфику натуралистического подхода к изучению соци- альных и культурно-исторических явлений, обрисуйте попытки построе- ния теоретических систем в гуманитарных науках «по образу и подобию» естествознания и распространение критического отношения к подобного рода попыткам.



В первом вопросе раскройте задачи социально-гуманитарного по- знания по Веберу и его интерпретацию неокантианской методологиче- ской концепции, связанной с понятиями «ценность», «отнесение к цен- ности». Раскройте такие содержательные моменты в теории Вебера как понимание социологии как науки о культуре; взгляд на общество через призму его культуры («культурологический детерминизм»), социального действия как простейшего и единственно реального (обладающего ре- альным эмпирическим существованием) факта социальной жизни. Дайте определение социального действия и покажите возможность, по Веберу,

«понимания» социального действия (понимания мотивов совершения социально-значимого человеческого поступка).

Во втором вопросе представьте методологию идеальных типов М. Вебера. Дайте определение идеального типа, покажите разновидности идеальных типов. Обратите внимание на общеметодологическое значе- ние принципа отказа от вынесения субъективных оценочных суждений в рамках всякого научно-социологического исследования.

В третьем вопросе представьте типологию социальных действий: аф- фективное, традиционное, ценностно-рациональное и целерациональное действия, дайте их характеристику. Обратите внимание на общностно– и общественно-ориентированное действия, покажите целерациональное действие как идеальный тип сознательно-мотивированного действия.



Покажите по мере рассуждения в своем тексте, какие положения в тео- рии М. Вебера актуальны и в настоящее время. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении акцентируйте внимание на фигуре М. Вебера в кон- тексте истории мировой социологии и значимости «веберианской пара- дигмы» в социологии.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990.

2. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Тексты по истории социологии XIX – XX веков. – М., 1994.

3. Вебер, М. Харизматическое господство / М. Вебер // Социологические исследования. – 1988. – № 5.

4. Гайденко, П. П. Давыдов, Ю. Н. История и рациональность: социоло- гия М. Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. – М., 1991.

5. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

6. Кравченко, А. И. История зарубежной социологии: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М., 2005.

7. Смелзер. Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.

8. Сорокин, П. А. Социологические теории современности / П. А. Сорокин. – М., 1992.

9. Тюрель, Х. Социология Макса Вебера – социология без «общества» / Х. Тюрель // Макс Вебер, прочитанный сегодня. Сб. статей. – СПб., 1997.

10. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. – М., 1996.

11. Ясперс, К. Речь памяти Макса Вебера / К. Яспера // Вебер М. Из- бранное. Образ общества. – М., 1994.

 

 

Тема 22 . Социология религии Макса Вебера План работы:

Введение

1. Социокультурологическая характеристика отдельных исторических конкретных религиозно-этических систем.

2. Типологии религиозного отношения к миру. Заключение


 

Методические советы

Во введении обоснуйте значимость социокультурного подхода к ис- следованию социальных явлений и процессов, покажите роль М. Вебера в разработке данного подхода.

В первом вопросе дайте характеристику отдельных исторических конкретных религиозно-этических систем (христианства, ислама, иуда- изма и др.). Обратите внимание на этику братства в традиционных струк- турах и в религиозных общинах и универсализм религий спасения и по- рядки предметных областей жизни: семья, государство, экономика, искусство, политика, наука.

Во втором вопросе представьте типологии религиозного отношения к миру: аскетизм – мистицизм, посюсторонняя и потусторонняя страте- гии спасения, человек как «орудие» Божественной воли и как «сосуд» Божественной благодати. Раскройте религиозные тенденции современ- ного российского общества. Проиллюстрируйте ответ примерами, стати- стическими и / или эмпирическими данными.

В заключении покажите значение и роль взглядов Макса Вебера на дальнейшее развитие социологии религии, назовите положения социо- логии религии М. Вебера, которые могут быть полезны для анализа рели- гиозной ситуации в России (регионе).

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон. – М., 1992.

2. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

3. Беккер, Г., Босков, А. Современная социологическая теория в ее пре- емственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков. – М., 1961.

4. Вебер, М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / М. Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

5. Вебер, М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира / М. Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

6. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер // Ве- бер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

7. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.


 

8. Давыдов, Ю. Н. М. Вебер: социология в системе наук о культуре; Ве- беровская теория понимания – ключ универсальной исторической социологии / Ю. Н. Давыдов // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2. /отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М., 1997.

9. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.

10. Мосс, М. Социальные функции священного / М. Мосс // Мосс М. Из- бранные произведения. – СПб., 2000.

Тема 23 . Политическая социология Макса Вебера План работы:

Введение

1. Теория легитимности политического господства.

2. Теория рациональной бюрократии. Заключение

Методические советы

Во введении объясните, что организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Необходимым условием для осуще- ствления подобных действий являются отношения власти, пронизываю- щие все социальные структуры. Акцентируйте внимание на подходе Ве- бера к анализу отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.

В первом вопросе раскройте положения теории легитимности поли- тического господства. Дайте определения власти и государства. Опишите традиционный, харизматический и легальный типы господства.

Во втором вопросе остановить на основных положениях теории ра- циональной бюрократии. Дайте «образ бюрократии», раскройте его ос- новные черты и качества. Покажите влияние бюрократии на формирова- ние современного западного общества (общества модерна) и на развитие российского общества. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистиче- скими и / или эмпирическими данными из отечественной практики.

В заключении покажите общее влияние идей М. Вебера на последую- щее развитие социологии политики в Европе и в Америке. Перечислите положения социологии религии М. Вебера, которые могут быть полезны для анализа социально-политической ситуации в России (регионе).


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон. – М., 1992.

2. Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозаннский. – М., 2001.

3. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

4. Беккер, Г., Босков, А. Современная социологическая теория в ее пре- емственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков. – М., 1961.

5. Вебер, М. О буржуазной демократии в России / М. Вебер // Социоло- гические исследования. – 1992. – № 3.

6. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

7. Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально- политического познания / М. Вебер // Вебер М. Избранные произве- дения. – М., 1990.

8. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер // Ве- бер М. Избранные произведения. – М., 1990.

9. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Ве- бер М. Избранные произведения. – М., 1990.

10. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

11. Ионин, Л. Понимающая социология. Историко-критический ана- лиз / Л. Г. Ионин. – М., 1979.

Тема 24. Психологическое направление в социологической теории План работы:

Введение

1. Номиналистический психологизм Г. Тарда.

2. Социологическая (социально-психологическая) теория Г. Лебона.

3. Психоаналитическая теория З. Фрейда. Заключение

Методические советы

Во введении покажите взаимоотношения между социологией и пси- хологией на рубеже XIX – XX веков – «молодые науки» в поисках пред-


 

метного самоопределения: перспективы конструктивного диалога и мо- тивы концептуально-методологического противостояния. Объясните возникновение социальной психологии как результат оформления пред- метно-методологического компромисса между социологической и психо- логической науками. Назовите основных представителей психологиче- ского направления в социологической теории.

В первом вопросе раскройте основное содержание концепции Г. Тарда. Теория подражания. Творческая личность как источник соци- альных инноваций. Индивидуалистическое объяснение генезиса основ- ных социальных институтов (государства, языка, религии и проч.). Рас- пространение социально-значимых изобретений через посредство

«технологии» подражания. «Подражание», «оппозиция» и «адапта- ция» – универсальные предпосылки существования и структурной орга- низации социальных форм жизни человеческого рода.

Во втором вопросе обратитесь к социологической теории Г. Лебона. Раскройте ее основное содержание. Исследование стихийных форм мас- сового поведения. Концепция «психологии толпы». Наступление «эры толпы» как симптом социального и культурного регресса человеческой цивилизации. Специфика поведения человека в толпе (закон «духовного единства толпы»). Лебон о неравенстве различных народов и рас.

В третьем вопросе раскройте основные положения психоаналитиче- ской теории З. Фрейда. Структура личности по Фрейду. Истолкование смысла и происхождения фундаментального противоречия человеческой психики. Характеристика скрытого (латентного) конфликта, заключенно- го в структурах интерактивной диады «человек – общество». Социальные условия жизни человека и «асоциальный характер» его естественных пси- хологических побуждений. Исследование процессов и механизмов лично- стной интернализации социокультурных императивов. Культура общества и ее «репрессивные» функции.

В каждом из вопросов раскройте положения во взглядах Г. Тарда, Г. Лебона и З. Фрейда, которые не утратили своей актуальности и по сей день и могут быть использованы для оценки ситуации, развивающейся в современном российском обществе. Проиллюстрируйте ответ примера- ми, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении подчеркните вклад Г. Тарда в развитие социологиче- ской теории как одного из основоположников теорий массового поведе- ния, массового общества и общественного мнения. Обратите внимание на


 

консервативно-пессимистические и иррационалистические мотивы в структуре социального мировоззрения Г. Лебона. Подчеркните роль и значение модификаций и конкретно-содержательного применения принципов психоаналитической исследовательской программы З. Фрейда в дальнейшей разработке социологической теории. Особое внимание обратите на те положения в теориях Г. Тарда, Г. Лебона и З. Фрейда, которые могут быть полезны для анализа социально- политической ситуации в России (регионе).

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

2. История социологии в Западной Европе и США. – М., 1993.

3. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.

4. Капитонов, Э. А. История и теория социологии. Социология XIX века / Э. А. Капитонов. – М., 2000.

5. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. и авт. вступ. ст. В. М. Лейбин. – М., 1994.

6. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.

7. Лебон, Г. психология народов и масс / Г. Лебон. – СПб., 1995.

8. Московичи, С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / пер. с фр. / С. Московичи. – М., 1996.

9. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / пер.с нем. / З. Фрейд. – М., 1989.

10. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / пер. с нем. / З. Фрейд. – М., 1992.

11. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд // Преступная толпа. – М., 1998.

Тема 25 . Немецкая классическая социология План работы:

Введение

1. Социологическая концепция Фердинанда Тённиса.

2. Социология Георга Зиммеля.

3. Вернер Зомбарт и его историческая социология хозяйства. Заключение


 

Методические советы

Во введении обратите внимание на «высокий (рафинированный) ин- теллектуализм» как основную характерологическую черту образа немец- кой социологической традиции, «философичность» как важную состав- ляющую традиционной для «немецкой школы» стилистики социологического теоретизирования. Обозначьте основные темы и на- правления исследовательских поисков немецкой социологии.

В первом вопросе представьте социологическую концепцию Ф. Тённиса, обратив внимание на систему социологического знания и ее внутреннюю структуру: основные задачи и предназначение важнейших подразделов социологической науки; попытку построения универсальной (аналитической) системы абстрактных социологических категорий. Пока- жите два возможных типа солидарного сосуществования индивидов в рамках общественных систем – Gemeinschaft («общность», «сообщество»,

«общность») и Gesellschaft («общество»). Противоположность эмоцио- нально-органического характера, присущего gemeinschaft-ному типу соци- альной связи, и рационально-механического (рассудочного, контрактно– договорного) характера, присущего gesellschaft-ной разновидности данной связи. Сравните теорию идеальных типов социальной связи Тённиса и теорию форм социальной солидарности Дюркгейма.

Во втором вопросе дайте характеристику трех основных этапов идей- ной эволюции воззрения Зиммеля (позитивистский эволюционизм – неокантианство – философия жизни). Раскройте основные категории зиммелевской социологии («содержание» общественной жизни и «фор- мы обобществления»). Опишите основные идеи книги «Философия де- нег». Представьте взгляд на общество модерна через призму зиммелев- ской концепции социального развития.

В третьем вопросе представьте социологические воззрения В. Зомбарта, опишите его исследование метаморфоз жизни капиталистического духа (альтернативный веберовскому проект теории происхождения современно- го капитализма), структура капиталистического этоса, выделение понятий

«мещанский дух» и «предпринимательский дух». Покажите буржуа соци- ально-психологический типаж (особый тип социального характера).

Во всех вопросах темы раскройте положения во взглядах Ф. Тённиса, Г. Зиммеля и В. Зомбарта, которые могут быть использованы для оценки ситуации, развивающейся в современном российском обществе. Проил- люстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эм- пирические данные.


 

В заключении дайте общую оценку научных достижений «немецкой социологической школы» в период ее расцвета (конец XIX – первая чет- верть XX столетия). Перечислите актуальные положения в теориях Ф. Тённиса, Г. Зиммеля и В. Зомбарта.

Список рекомендуемой литературы:

1. Вебер, А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер. – СПб., 1998.

2. Вебер, А. К вопросу о социологии государства и культуры / А. Вебер // Культурология. XX век: Антология. – М., 1995.

3. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

4. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

5. Давыдов, Ю. Н. Альфред Вебер и его культурсоциологическое виде- ние истории / Ю. Н. Давыдов // Вебер А. Избранное: Кризис евро- пейской культуры. – СПб., 1998.

6. Капитонов, Э. А. История и теория социологии. Социология XIX века / Э. А. Капитонов. – М., 2000.

7. Тексты по истории социологии XIX – XX вв. Хрестоматия / сост. и отв. ред. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова. – М., 1994.

8. Тённис, Ф. Общность и общество / Ф. Тённис // Социологический журнал. – 1998. – № 3–4.

9. Шпакова, Р. П. Вернер Зомбарт – германский феномен / Р. П. Шпакова // Социологические исследования. – 1997. – № 2.

10. Шпакова, Р. П. Макс Вебер и Вернер Зомбарт о западноевропейском капитализме / Р. П. Шпакова // Социологические исследования. – 1992. – № 12.

11. Шпакова, Р. П. Фердинанлд Тённис. «Забытый социолог» / Р. П. Шпакова // Социологические исследования. – 1995. – № 12.

 

 

Тема 26 . История становления и развития социологии в России План работы:

Введение

1. Классический период в развитии русской социологии.

2. Основные вехи процесса профессиональной институционализации социологического знания в дореволюционной России.

Заключение


 

Методические советы

Во введении подчеркните особенности формирования и развития со- циологии в России, охарактеризуйте различные толкования и содержатель- ные интерпретации «западного термина» социология на русской почве. Перечислите основные этапы развития русской социологической мысли.

В первом вопросе перед вами стоит задача раскрыть содержание классического периода в развитии русской социологии (с 60-х гг. XIX века до 1917 года). Назовите основные «школы», направления и важ- нейшие концептуально-методологические и мировоззренческие «альян- сы» в истории русской социологической мысли («субъективная школа»,

«прогрессизм», «психологизм», «ортодоксальный марксизм», «легаль- ный марксизм», «новое религиозное сознание», русская версия «канти- анства», «неопозитивизм» и др.).

Во втором вопросе покажите основные события процесса профессио- нальной институционализации социологического знания в дореволюци- онной России. Русская социологическая литература (основные издания, тематика публикаций), русская Высшая школа общественных наук в Па- риже и ее вклад в дело становления и развития русской социологии. Дай- те общую характеристику основных факторов, препятствующих успешно- му протеканию процессов институционализации социологической науки в России конца XIX – начала XX века. Обратите внимание на первые сим- птомы академического самоутверждения российской социологической науки (повышение интереса к социологической проблематике в универси- тетской среде; учреждение в 1908 году первой в России кафедры социоло- гии на базе организованного по инициативе В. М. Бехтерева Психоневро- логического института). Покажите, какие тенденции, заложенные в отечественной социологии дореволюционного периода, сохранились до наших дней, какие утрачены. Проиллюстрируйте ответ примерами, стати- стическими и / или эмпирическими данными.

В заключении оцените наследие русской социологической мысли и положение дел в современной российской социологической науке.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Волков, Ю. Г., Мостовая, И. В. Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М., 1998.

2. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв. / И. А. Голосенко, В. В. Козловский – М., 1995.

3. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.


 

4. Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н. И. Карев // Социоло- гические исследования. – 1985. – № 3.

5. Комаров, М. С. Введение в социологию / М. С. Комаров. – М., 1994.

6. Кукушкина, Е. И. Академическая традиция в истории социологии Рос- сии / Е. И. Кукушкина // Социологические исследования. – 2000. – № 4.

7. Кукушкина, Е. И. Русская социология XIX – начала XX в. / Е. И. Ку- кушкина. – М., 1993.

8. Кукушкина, Е. И. Социологическое образование в России XIX – на- чала XX в. / Е. И. Кукушкина. – М., 1994.

9. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.

10. Медушевский, А. Н. История русской социологии / А. Н. Медушевский. – М., 1993.

11. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

12. Социология / Г. В. Осипов и др. – М., 1996.

13. Социологическая мысль в России. Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX – начала XX вв. – Л., 1978.

14. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. – М., 1998.

 

 

Тема 27 . « Субъективная школа» в русской социологии План работы:

Введение

1. Социологические воззрения П. Л. Лаврова.

2. Социологическая концепция Н. К. Михайловского.

3. Социологические взгляды Н. И. Кареева. Заключение

Методические советы

Во введение подчеркните объективный и субъективный аспекты в предпосылках возникновения социологии как самостоятельной науки, раскройте принципы субъективного метода, его сущностные черты (ис- следовательские принципы как социально-нравственные идеалы). Пока- жите отношение представителей русской субъективной школы к идейно- му наследию О. Конта.


 

В первом вопросе покажите, что персонализм является важнейшей со- держательной характеристикой системы концептуальных построений Лав- рова. Определение им целей, задач и предназначения социологической науки. Теория личности Лаврова. «Критически мыслящие» личности, их место и роль в историческом процессе. Разновидности человеческих по- требностей. Прогресс как процесс исторического совершенствования форм и структур человеческого общежития.

Во втором вопросе раскройте основные положения концепции Н. К. Михайловского. Раскройте содержание понятий «правда – истина» и «правда – справедливость». Теория общественного разделения труда. Исторический процесс разделения труда и его негативные последствия. Типы и разновидности кооперации; проблема солидарности.

В третьем вопросе опишите взгляды Н. И. Кареева на место и роль социологии в системе социально-гуманитарного знания, разработку им методологии «исторических типов». Дайте основные положения социо- логической теории личности и социологической теории прогресса.

В каждом из вопросов раскройте положения во взглядах П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского и Н. И. Кареева, которые не утратили своей актуально- сти и могут быть использованы для оценки ситуации, развивающейся в со- временном российском обществе. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении оцените вклад «субъективной школы» в дальнейшее развитие социологии в России, выделите характерные особенности дан- ного направления, получившие свое дальнейшее развитие в работах со- временных исследователей.

Список рекомендуемой литературы:

1. Антология русской классической социологии: тексты. – М., 1995.

2. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.

3. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв. / И. А. Голосенко, В. В. Козловский – М., 1995.

4. Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н. И. Кареев. – СПБ., 1996.

5. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.

6. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М., 1991.

7. Михайловский, Н. К. Герои и толпа. Избранные труда по социологии. Т. 1 – 2. / Н. К. Михайловский. – СПб., 1998.


 

Тема 28 . Позитивистская перспектива в русской социологиче- ской мысли второй половины XIX – начала XX века

 

План работы:

Введение

1. Развитие идей географического направления в русской социологии.

2. Социология М. М. Ковалевского. Заключение

Методические советы

Во введении покажите специфику содержательной интерпретации идейного наследия О. Конта на русской почве.

В первом вопросе раскройте основные положения версии географи- ческого детерминизма (гидрологический фактор как лейтмотив социаль- но-эволюционного процесса) в работах Л. И. Мечникова.

Во втором вопросе покажите продолжение традиций классического позитивизма в творчестве М. М. Ковалевского. Определение целей и за- дач социологии, ее отношение к другим общественным наукам. Критика социологического монизма («однофакторных» социологических теорий). Обоснование методологических позиций социологического плюрализма. Генетическая социология как особый раздел социологической науки (как учение об исходных моментах в развитии человеческого общества). Уче- ние о социальном порядке и социальной солидарности. Солидарность как критерий общественного прогресса. Прогресс и регресс солидарности. Го- сударство как средство примирения классовых интересов и фактор роста солидарности.

В каждом из вопросов раскройте положения во взглядах Л. И. Мечникова и М. М. Ковалевского, которые не утратили своей акту- альности и могут быть использованы для оценки ситуации, развиваю- щейся в современном российском обществе. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении дайте общую оценку идейного наследия М. М. Ковалевского, М. М. Ковалевского. Оцените вклад «русского» пози- тивизма в общее развитие теории. Перечислите те основные положения в теориях Л. И. Мечникова и М. М. Ковалевского, которые могут способст- вовать более глубокому пониманию процессов, развивающихся в совре- менной России.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв. / И. А. Голосенко, В. В. Козловский – М., 1995.

2. Дойков, Ю. В. Материалы о М. М. Ковалевском в Амстердамском институте социальной истории / Ю. В. Дойков // Социологический журнал. – 2000. – № 3–4.

3. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.

4. Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н. И. Кареев. – СПБ., 1996.

5. Ковалевский, М. М. Сочинения в двух томах. Т. I, II. / М. М. Ковалевский. – СПБ., 1997.

6. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.