Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 6 глава





Во втором вопросе покажите границы научно-технической интелли- генции в структуре интеллигенции российского общества, структуру и функции этой социально-профессиональной группы. Попробуйте обо- значить проблему «интеллигенция и рынок». Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.


 

В заключении дайте оценку той роли, которую играет российская ин- теллигенция в развитии общества.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Басина, Е. Научно-техническая интеллигенция и реформа / Е. Басина // МЭиМО. - 1995. – № 3.

2. Воронцова, Л., Филатов, С. Интеллигенция в постсоветском «капита- лизме» / Л. Воронцова, С. Филатов // Свободная мысль. – 1994. – №5.

3. Гришина, Е. А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации / Е. А. Гришина // Социс. – 2008. – № 3.

4. Коган, Л., Чернявская, Г. Интеллигенция / Л. Коган, Г. Чернявская // Коган Л. Н. Личность. Культура. Общество. Т. II. Работы 1988 – 1997 гг. / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург, 2009.

5. Козлова, О. Н. Интеллигенция в российском обществе / О. Н. Козлова // Социально-политический журнал. – 1995. – № 1.

6. Кутровский, В. Н. Интеллигенция: проблемы определения понятия // Социально-политический журнал / В. Н. Кутковский. – 1995. – №2.



7. Макаренко, Е. И. Социальная база технической интеллигенции в усло- виях кризиса / Е. И. Макаренко // Социс. – 2010. – № 10.

8. Мангейм, К. Проблема интеллигенции. Исследование ее роли в про- шлом и настоящем. Ч. 2. / К. Мангейм. – М., 1993.

9. Моисеев, Н. Как далеко до завтрашнего дня? / Н. Моисеев // Чело- век. – 1995. – № 2.

10. Раскол интеллигенции? // Человек. – 1995. – № 2.

11. Романович, Н. А. Дихотомия отношения интеллигенции к власти / Н. А. Романович // Социологические исследования. – 2009. – № 1.

12. Степун, Ф. А. Мысли о России / Ф. А. Степун // Новый мир. – 1991. – № 3.

 

Тема 47 . Интеллигенция и власть План работы:

Введение

1. Интеллигенция как социальная группа.

2. Общественно-политические настроения интеллигенции современно- го российского общества.

Заключение


 

Методические советы

Во введении обоснуйте актуальность исследований, связанных с изу- чением отношений интеллигенции и власти. Обратите внимание на спе- цифику отношений интеллигенции и власти.



В первом вопросе дайте определение интеллигенции, попробуйте обозначить исторические корни появления данного термина, покажите границы интеллигенции в структуре населения российского общества, структуру и функции этой социальной группы.

Во втором вопросе опишите общественно-политические настроения интеллигенции, раскройте специфику отношений интеллигенции и вла- сти в современном российском обществе. Проиллюстрируйте ответ при- мерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.

В заключении дайте оценку той роли, которую играет российская ин- теллигенция в развитии общества.

Список рекомендуемой литературы:

1. Воронцова, Л., Филатов, С. Интеллигенция в постсоветском «капита- лизме» / Л. Воронцова, С. Филатов // Свободная мысль. – 1994. – №5.

2. Гришина, Е. А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации / Е. А. Гришина // Социс. – 2008. – № 3.

3. Интеллигенции и взаимодействие культур // Социологические ис- следования. – 2008. – № 2.

4. Коган, Л., Чернявская, Г. Интеллигенция / Л. Коган, Г. Чернявская // Коган Л. Н. Личность. Культура. Общество. Т. II. Работы 1988 – 1997 гг. / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. – Екатеринбург, 2009.

5. Козлова, О. Н. Интеллигенция в российском обществе / О. Н. Козлова // Социально-политический журнал. – 1995. – № 1.

6. Кутровский, В. Н. Интеллигенция: проблемы определения понятия // Социально-политический журнал / В. Н. Кутковский. – 1995. – №2.

7. Лапаева, В. В. Почему интеллектуальному классу России нужна своя партия / В. В. Лапаева // Политические исследования. – 2003. – № 3.

8. Макаренко, Е. И. Социальная база технической интеллигенции в усло- виях кризиса / Е. И. Макаренко // Социс. – 2010. – № 10.



9. Мангейм, К. Проблема интеллигенции. Исследование ее роли в про- шлом и настоящем. Ч. 2. / К. Мангейм. – М., 1993.

10. Раскол интеллигенции? // Человек. – 1995. – № 2.

11. Романович, Н. А. Дихотомия отношения интеллигенции к власти / Н. А. Романович // Социологические исследования. – 2009. – № 1.


 

Тема 48 . Научно- педагогическая интеллигенция как социально- профессиональная группа

План работы:

Введение

1. Научно-педагогическая интеллигенция: понятие, сущность.

2. Вклад вузовской интеллигенции в социально-экономическое разви- тие региона.

Заключение

Методические советы

Во введении обоснуйте актуальность исследований, связанных с изу- чением вузовской интеллигенции. Обратите внимание на особое место, отводимое научно-педагогической интеллигенции в социально- экономических преобразованиях общества.

В первом вопросе раскройте понятие «научно-педагогическая интел- лигенция», покажите состав, границы этой группы в структуре населения российского общества (или интеллигенции вообще, как социальной группы), структуру и функции этой социальной группы.

Во втором вопросе определите вклад научно-педагогической интелли- генции в развитие какой-либо локальной территории, в том числе и наше- го региона. Приведите статистические данные по численному составу ву- зовской интеллигенции, ее качественные характеристики, оцените влияние на развитие социально-экономических процессов в регионе. Про- иллюстрируйте ответ примерами, ссылками на эмпирические данные.

В заключении дайте оценку той роли, которую играет научно- педагогическая интеллигенция в развитии региона (общества в целом).

Список рекомендуемой литературы:

1. Бобков, В. Образование и наука: адекватны ли они задачам модерниза- ции? / В. Бобков // Экономист. – 2010. – № 10.

2. Воронцова, Л., Филатов, С. Интеллигенция в постсоветском «капита- лизме» / Л. Воронцова, С. Филатов // Свободная мысль. – 1994. – №5.

3. Гришина, Е. А. Научная интеллигенция: противоречия социальной идентификации / Е. А. Гришина //. – 2008. – № 3.

4. Козлова, О. Н. Интеллигенция в российском обществе / О. Н. Козлова // Социально-политический журнал. – 1995. – № 1.


 

5. Кутровский, В. Н. Интеллигенция: проблемы определения понятия // Социально-политический журнал / В. Н. Кутковский. – 1995. – №2.

6. Мангейм, К. Проблема интеллигенции. Исследование ее роли в про- шлом и настоящем. Ч. 2. / К. Мангейм. – М., 1993.

7. Раскол интеллигенции? // Человек. – 1995. – № 2.

 

Тема 49 . Общество как социальная система План работы:

Введение

1. Понятие системы. Системный подход в социологии.

2. Типологии обществ.

3. Социальное действие, взаимодействие, связь. Заключение

Методические советы

Во введении раскройте методологию системного подхода и обоснуйте возможность его применения для исследования общества.

В первом вопросе дайте определение системы, перечислите ее харак- теристики, покажите историю применения системного подхода к анализу общества в социологии.

Во втором разведите такие понятия как страна, государство, общест- во. Покажите, что существует множество способов классификации об- ществ в зависимости от основания, предложенного тем или иным иссле- дователем. Все эти классификации имеют полное право на свое существование, а их многообразие только лишний раз свидетельствует о сложности такого феномена, каковым является общество. Приведите примеры конкретных типологий.

В третьем вопросе вам надо получить ответ на следующие вопросы: что определяет целостность общества? Ведь массовое взаимодействие людей, каждый из которых руководствуется своими соображениями, ин- тересами, мотивами, во многом стихийно. Что же делает это взаимодей- ствие, составляющее ткань социальной жизни, влияющим на его участ- ников? Каким образом обеспечивается объединение в единое социальное целое стихийных действий различных людей? Постарайтесь дать ответы на проставленные вопросы применительно к состоянию современного российского общества. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистиче- скими и / или эмпирическими данными.


 

В заключении сформулируйте достоинства и недостатки системного подхода при исследовании общественных явлений и процессов.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Беккер, Г., Босков, А. Современная социологическая теория в ее преем- ственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков / пер. с англ. – М., 1961.

2. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и маши- не / Н. Винер. – 2-е издание. – М., 1983.

3. Давыдов, А. А. К вопросу об определении понятия «общество» / А. А. Давыдов // Социологические исследования. - 2004. - № 2.

4. Давыдов, А. А. Системный подход в социологии: законы социальных систем. Анализ, диагностика, прогнозирование социальных систем, яв- лений, процессов / А. А. Давыдов. - М., 2004.

5. Давыдов, А. А. Системный подход в социологии: новые направления, теории и методы анализа социальных систем / А. А. Давыдов. - М., 2005.

6. История буржуазной социологии XIX – начала XX века / отв. ред. И. С. Кон. – М., 1979.

7. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / отв. ред. - академик РАН Г. В. Осипов. — М., 2001.

8. Козлова, О. Н. Общество как социокультурная система в статике и динамике / О. Н. Козлова // Социально-гуманитарные знания, 2003. – № 3.

9. Морозов, Е. И. Введение в теорию социальных систем / Е. И. Морозов – М., 1992.

10. Морозов, Е. И. Методология и методы анализа социальных систем / Е. И. Морозов – М., 1995.

11. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс / пер с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева / под ред. М.С. Ковалевой. – М., 1997.

12. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с приро- дой / И. Пригожин, И. Стенгерс / пер. с англ. / общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича и Ю. В. Сачкова. — М., 1986.

13. Токарев, В. В., Дулина, Н. В. Общая теория систем и ее отношение к социологии/ В. В. Токарев, Н. В. Дулина // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст.

№ 6 (21) / ВолгГТУ. – Волгоград, 2005. – 104 с. – (Сер. Проблемы соци- ально-гуманитарного знания. Вып. 3).


 

Тема 50 . Наркомания и ее социальный вред План работы:

Введение

1. Девиантное поведение и формы его проявления.

2. Наркомания как форма негативного девиантного поведения. Заключение

Методические советы

Во введении попробуйте определить место наркомании в ряду других видов отклоняющегося (девиантного) поведения, обратите внимание на то, что в последнее время наркомания стала относительно массовым ус- тойчивым социальным явлением.

В первом вопросе раскройте содержание понятия «девиантное пове- дение», опишите возможные причины и формы его проявления.

Во втором вопросе дайте определение наркомании как одной из форм девиантного поведения. Перечислите основные социальные при- чины и факторы, способствующие формированию предрасположенности личности к наркомании. Опишите ситуацию в Волгограде (Волгоград- ской области), характеризующую состояние с наркоманией. Проиллюст- рируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими дан- ными. Предложите меры по устранению наркомании в регионе.

В заключении сформулируйте и обоснуйте вывод о том, что нарко- мания является социальной, а отнюдь не медицинской проблемой, сфор- мулируйте предложения, направленные на уменьшение распространен- ности наркомании, особенно среди молодежи.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Бабианин, А. А. Наркомания: горькие плоды сладкой жиз- ни /А. А. Бабианин // Социологические исследования. – 1991. – № 1.

2. Быков, С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадапти- рованности / С. А. Быков // Социс. – 2000. – № 4.

3. Ворожцов, Е. А. Проблемы наркомании и токсикомании и как убе- речься подростку от этих губительных привычек / Е. А. Ворожцов // Труды вольного экономического общества России. Т. 23. – М., 2000.

4. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) пове- дения / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. – СПб., 1993.


 

5. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность: о природе ан- тиобщественных поступков и путях их предупреждения / Н. П. Дубинин, И. И. Кудрявцев, В. Н. Карпец. – М., 1989.

6. Журавлева, Л. А. Факторы и условия наркотизации молодежи / Л. А. Журавлева // Социологические исследования. – 2000. -–№ 6.

7. Маликова, Н. Н. Типология отношений студентов к наркомании / Н. Н. Маликова // Социологические исследования. – 2000. – № 7.

8. Наркомания и регион. – Надым, 2003.

9. Наркомания и регион. Вып. 4. - Надым, 2008.

10. Реутов, Е. В. Учащаяся молодежь и наркотики / Е. В. Реутов // Со- циологические исследования. – 2004. – № 1.

11. Успенский, А. Е. О наркотиках и наркоманах / А. Е. Успенский // Хи- мия и жизнь. – 1991. – № 2.

12. Щербакова, Е. М. Нарконашествие в России / Е. М. Щербакова // Со- циологические исследования. – 2004. – № 1.

 

Тема 51 . Алкоголизм и его социальные последствия План работы:

Введение

1. Алкоголизм как форма негативного девиантного поведения.

2. Алкоголизм как социальная проблема. Заключение

Методические советы

Во введении разведите понятия «пьянство» и «алкоголизм», дайте определение алкоголизму, покажите его место в ряду других видов деви- антого (отклоняющегося) поведения. Обоснуйте особую актуальность для современного российского общества исследования алкоголизма как со- циального явления.

В первом вопросе перечислите основные причины и факторы, спо- собствующие формированию предрасположенности личности к алкого- лизму, покажите формы его проявления, приведите данные об уровне алкоголизации населения, объясните, чем опасна ранняя алкоголизация. Обратите внимание на такой феномен, который обозначается термином

«пивной алкоголизм».


 

Во втором вопросе проанализируете те обстоятельства, в силу кото- рых алкоголизм может и должен рассматриваться не как личная (инди- видуальная) или медицинская проблема, а именно как социальная про- блема. Перечислите основные социальные причины и факторы, способствующие формированию предрасположенности личности к алко- голизму. Опишите ситуацию в Волгограде (Волгоградской области), ха- рактеризующую состояние с алкоголизмом населения. Проиллюстрируй- те ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными. Назовите негативные последствия алкоголизма для социума в целом.

В заключении сформулируйте и обоснуйте вывод о том, что алкого- лизм является социальной, а вовсе не медицинской проблемой, предло- жите меры по уменьшению распространенности алкоголизма среди насе- ления, особенно среди молодежи

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Аронов, Д. М. Твой и наш враг / Д. М. Аронов. – М., 1986.

2. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и лич- ность / В. В. Бойко. – М., 1983.

3. Галинина, И. В. Алкоголизм и дети / И. В. Галинина. – М., 1985.

4. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) пове- дения / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. – СПб., 1993.

5. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность: о природе ан- тиобщественных поступков и путях их предупреждения / Н. П. Дубинин, И. И. Кудрявцев, В. Н. Карпец. – М., 1989.

6. Заиграев, Г. Г. Борьба с алкоголизмом / Г. Г. Заиграев. – М., 1986.

7. Заиграев, Г. Г. Государственная политика как фактор алкоголизации на- селения / Г. Г. Заиграев // Социологические исследования. – 1997. – № 4.

8. Коробкина, З. В. У опасной черты / З. В. Коробкина. – М., 1991.

9. К обществу без алкоголя. – Кишинев, 1989.

10. Левин, Б. М., Левин, М. Б. Крутой поворот / Б. М. Левин, М. Б. Левин. – М., 1989.

11. Рязанцев, В. А. Как предупредить алкоголизм / В. А. Рязанцев. – Ки- ев, 1984.


 

Тема 52 . Общество и социальные институты План работы:

Введение

1. Понятие социального института.

2. Процесс институционализации и развития институтов.

3. Признаки, свойства, типы и функции социальных институтов. Заключение

Методические советы

Во введении раскройте значение социальных институтов как инст- рументов социализации и регулирования социальных отношений в об- ществе.

В первом вопросе обратите внимание на многообразие понятий со- циального института, дайте определение, в большей степени отражающе- го ваше понимание социального института.

Во втором вопросе раскройте процесс институционализации, пока- жите, что современное российское общество, трансформируясь со време- нем, теряет ряд социальных институтов, а ряд институтов, проходя ин- ституционализацию, появляются. Назовите новые для российской практики институты.

В третьем вопросе определите понятие функций, целей и задач соци- альных институтов, выделите и проанализируйте в первую очередь наи- более важные среди них. Перечислите наиболее значимые, с Вашей точ- ки зрения, социальные институты современного российского общества. Объясните свою позицию. Проиллюстрируйте ответ примерами, стати- стическими и / или эмпирическими данными.

В заключении сделайте вывод о том что, социальные институты – это мощные системы, охватывающие совокупность статусов и ролей, социаль- ных норм и санкций, социальных организаций, на которых держится зда- ние общества. Дайте перечень тех институтов российского общества, с раз- витием которых Вы связываете будущее нашей страны.

Список рекомендуемой литературы:

1. Андреев, Ю. П. Категория «социальный институт» / Ю. П. Андреев // Философские науки. – 1984. – № 1.


 

2. Андреев, Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структу- ра / Ю. П. Андреев, Н. М. Коржевская, Н. Б. Костина. – Свердловск, 1989.

3. Глотов, М. Б. Социальный институт: определение, строение, классифи- кация / М. Б. Глотов // Социологические исследования. – 2003. – № 10.

4. Кирдина, С. Г. Homo institutius в теории институциональных мат- риц / С. Г. Кирдина // Homo institutius – человек институциональ- ный / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.

5. Матусевич, В. Социальный институт: функции, генезис, структура / В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 4.

6. Радаев, В. В. Новый институциональный подход: построение иссле- довательской схемы / В. В. Радаев // Журнал социологии и социаль- ной антропологии. – 2001. – № 3.

7. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М., 1985.

8. Фролов, С. С. Социология / С. С. Фролов. – М., 2000.

9. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка / под ред. В. А. Ядова. – М., 1996.

 

Тема 53 . Социальная структура общества План работы:

Введение

1. Понятие социальной структуры общества.

2. Социальное неравенство.

3. Социальная структура современного российского общества как сис- тема групп и слоев.

Заключение

Методические советы

Во введении раскройте понятие «структуры» как относительно ста- бильных отношений, которые господствуют между обществом как целым

«организмом» и его частями, и понятие «функции» как характера взаи- модействия различных частей в процессе жизнедеятельности общества.

В первом вопросе важно не только раскрыть понятие социальной структуры общества, но и обосновать взаимосвязь понятий «социальная система» и «социальная структура», раскрыть содержание основных под- ходов в изучении социальной структуры.


 

Во втором вопросе обратите внимание, что неравенство есть непре- ходящий факт всякого общества, однако, социальное неравенство харак- теризует не столько функциональные сферы общества и их организацию, сколько соотносительное положение отдельных личностей и социальных групп.

В третьем вопросе подчеркните, что современные представления о факторах, критериях и закономерностях стратификации российского об- щества позволяют выделить слои и группы, различающиеся как социаль- ным статусом, так и местом в процессе реформирования российского об- щества. В качестве примера, сошлитесь на социальную стратификацию, предложенную академиком Т. И. Заславской. Приведите структуру насе- ления Волгограда (Волгоградской области), дайте свой комментарий со- отношения численности слоев, их границам, и т. д. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении сделайте вывод о том, что строение общества – это ключ к пониманию его устройства. Оцените социальную структуру региона.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Дилигенский, Г. Г. Люди среднего класса / Г. Г. Дилигенский. – М., 2002.

2. Заславская, Т. И. Социология экономической жизни: Очерки тео- рии / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. – Новосибирск, 1991.

3. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно–структурная концепция / Т. И. Заславская. – М., 2003.

4. Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремят- ся? – М., 2008.

5. Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М.:, 2008.

6. Радаев, В. В., Шкаратан, О. И. Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М., 1996.

7. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

8. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М., 2003.

9. Тихонова, Н. Е. Феномен городской бедности в современной России / Н. Е. Тихонова. – М., 2003.


 

Тема 54 . Социальная стратификация, ее исторические типы План работы:

Введение

1. Теория социальной стратификации.

2. Исторические типы стратификационных систем. Заключение

Методические советы

Во введении, основываясь на понятиях социальной структуры обще- ства и социального неравенства, рассмотрите понятие «социальной стра- тификации».

В первом вопросе обратите внимание, что разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкрет- ном обществе и проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упоря- дочить эти отношения между категориями людей, различающимися во многих аспектах. Раскройте основное содержание теории социальной стра- тификации. Оцените вклад П. А. Сорокина в разработку данной теории.

Во втором вопросе подчеркните, что существует множество страти- фикационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизвод- ства социального неравенства. Приведите наиболее распространенные типы стратификационных систем, покажите их достоинства и недостатки.

Ответьте на вопросы: Как бы Вы определили стратификационную систему современного российского общества? Какие типы стратификаци- онных систем представлены наиболее ярко? Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении акцентируйте внимание на том, что необходимость об- стоятельного разговора о социальном неравенстве (социальной страти- фикации) порождена, в том числе, и текущей российской ситуацией: в обществе разворачивается символическая борьба за понимание принци- пов и границ социальной дифференциации. От ее итогов во многом будут зависеть те реальные формы, которые примет социальное неравенство в нашем обществе. Оцените состояние стратификационной системы рос- сийского общества.


 

Список рекомендуемой литературы:

1. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социоло- гические исследования. – 1994. – № 5.

2. Гвоздева, Е. Высший слой российского чиновничества: автопортрет / Е. Гвоздева // Социальная реальность. – 2007. – № 1.

3. Динамика социально-экономического положения населения России (по материалам «Российского мониторинга экономического положе- ния и здоровья населения 1992 – 2006 гг.»). – М., 2008.

2. Заславская, Т. И. Социология экономической жизни: Очерки тео- рии / Т. И. Заславская, Р. В. Рывкина. – Новосибирск, 1991.

3. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно–структурная концепция / Т. И. Заславская. – М., 2003.

4. Козырева, П. М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности / П. М. Козырева / Россия реформирую- щаяся: Ежегодник – 2003 / отв. ред. Л. М. Дробижева. – М., 2003.

5. Осипов, Г. В. Социология и общество. Социологический анализ рос- сийской смуты / Г. В. Осипов. – М., 2007.

6. Радаев, В. В. Власть и собственность / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан // Социологические исследования. – 1991. – № 1.

7. Радаев, В. В., Шкаратан, О. И Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М., 1996.

8. Российская идентичность в социологическом измерении. – М.:, 2008.

9. Свобода. Неравенство. Братство: Социологический портрет совре- менной России / авт.-сост. Е. П. Добрынина; под общ. ред. М. К. Горшкова. – М., 2007.

10. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

 

Тема 55 . Личность и общество План работы:

Введение

1. Соотношение природного и социального в становлении и развитии личности.

2. Понятие «социализации» личности, ее уровни и формы.

3. Социальный статус и социальные роли. Заключение


 

Методические советы

Во введении раскройте характер взаимодействия общества и лично- сти как диалектического процесса, в котором среда формирует человека и посредством воспитания – целенаправленного воздействия общества, и посредством стихийного воздействия на личность социальных явлений и процессов. Покажите, что человек, обладая собственной активностью, сознанием и волей, может воздействовать на среду и при необходимости изменять ее.

В первом вопросе, определяя соотношение природного и социально- го в развитии личности, следует раскрыть понятие природы человека, со- отношение природного и биологического в формировании социальных качеств человека, обосновать детерминанты социального поведения, а также факторы, способствующие его саморазвитию, становлению граж- данского самосознания.

Во втором вопросе рассмотрите процесс социализации как интерио- ризацию социальных качеств и свойств, определите основные детерми- нанты социализации – социальные институты и социальную среду, ак- центируйте внимание на возрастных этапах, а также кризисных фазах социализации.

При изложении третьего вопроса особый акцент следует сделать на том, что социальная организация общества может быть представлена в виде сложной взаимосвязанной системы социальных статусов, занимае- мых индивидами, становящимися вследствие этого членами этого обще- ства, гражданами государства. Раскройте понятия «социальный статус» и

«социальная роль», покажите их взаимосвязь. Опишите свои статусы и те роли, которые вы исполняете наиболее часто. Дайте характеристику этим статусам и ролям. Приведите примеры.

В заключении сделайте акцент на значимость социальных взаимо- действий человека и общества в процессах социализации для становле- ния и развития личности, самоуважения человека в различных сферах жизнедеятельности, покажите важность формирования человека как гражданина.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М., 2007.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – СПб., 1992.


 

3. Бикметов, Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социологии индиви- да / Е. Ю. Бикметов // Социологические исследования. – 2007. – № 9.

4. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М., 1983.

5. Зейгарник, Б. В. Теория личности в зарубежной психологии / Б. В. Зейгарник. – М., 1982.

6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М., 2004.

7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПБ., 1998.

8. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллек- тив /А. В. Петровский. – М., 1982.

9. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб., 2001.

10. Солодникова, И. В. Социализация личности: сущность и особенности на различных этапах жизни / И. В. Солодникова // Социологические исследования. – 2007. – № 2.

11. Турен, А. Возвращение человека действующего / А. Турен. – М., 1998.

12. Фрейд, З. О клиническом психоанализе / З. Фрейд. – М.: Медицина, 1991. – 285 с.

13. Фрейд, З. Я и ОНО / З. Фрейд. – М., 1998.

14. Фромм, Э Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992..

15. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997.

16. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное / К. Г. Юнг. – СПб., М., 1997.

 

Тема 56 . Личность и общность План работы:

Введение

1. Понятие и основные признаки социальных общностей.

2. Типология социальных общностей.

3. Понятие «социальная группа». Классификация групп. Заключение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.