Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 2 глава





План работы:

Введение

1. Социальные идеи Средних веков.

2. Оценка современного состояния российского общества с позиции со- циальных воззрений Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Заключение

 

Методические советы

Введение в эту тему должно показать, что исторические корни со- циологии следует искать в европейской социальной мысли предшест- вующих ее возникновению периодов.

В первом вопросе следует обратиться к основным характеристикам концептуальных построений христианской общественной мысли эпохи Средневековья. Блаженный Аврелий Августин и Фома Аквинский: осно- вы их «социологических» воззрений. Отношение христианских богосло- вов к реально существовавшим в эпоху Средневековья порядкам.

Во втором вопросе обратите внимание на положения во взглядах Авгу- стина Блаженного и Фомы Аквинского, которые не утратили своей актуаль- ности и по сей день и с успехом могут быть применены для оценки ситуа- ции, развивающейся в современном российском обществе. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпириче- скими данными.

В заключении определите вклад мыслителей Средневековья в разви- тие социологии как науки об обществе и перечислите те положения, ко- торые не утратили своей актуальности и поныне.




 

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1992.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1998.

3. Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – СПб, 2002.

4. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 2001.

5. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М., 1995.

6. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1996.

7. История западной социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов [и др.]. – Минск, 1993.

8. История теоретической социологии. Предыстории социологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2010.

9. История теоретической социологии в 4-х тт. ТТ. 1, 2. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М., 1997–1999.

 

 

Тема 1 1 . Развитие европейской общественной мысли в эпоху Ренессанса и Реформации

План работы:

Введение



1. Западноевропейская социальная теория эпохи Ренессанса и Реформации.

2. Оценка современного состояния российского общества с позиции со- циальных воззрений Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Заключение

 

Методические советы

Введение в эту тему должно показать, что исторические корни со- циологии следует искать в европейской социальной мысли предшест- вующих ее возникновению периодов.

В первом вопросе подчеркните возрождение светской традиции в обществознании в эпоху Ренессанса. Подчеркните значимость идеологии гуманизма как основа социальной философии Ренессанса. Раскройте смысл социально-политических учений эпохи Возрождения, обратив внимание на социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла).


 

Во втором вопросе обратите внимание на положения во взглядах Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые не утратили своей актуальности и по- сей день и с успехом могут быть применены для оценки ситуации, разви- вающейся в современном российском обществе. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении определите вклад мыслителей Ренессанса в развитие социологии как науки об обществе, и перечислите те положения в учени- ях Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые актуальны и в настоящее время.

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1992.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1998.

3. Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – СПб, 2002.

4. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 2001.

5. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М., 1995.



6. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1996.

7. История западной социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов [и др.]. – Минск, 1993.

8. История теоретической социологии. Предыстории социологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2010.

9. История теоретической социологии в 4-х тт. ТТ. 1, 2. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М., 1997–1999.

 

Тема 12 . Эволюция европейской общественной мысли

от социальной утопии к философско- теоретическому толкованию общества

План работы:

Введение

1. Новоевропейская социальная мысль XVII – начала XIX века.

2. Оценка современного состояния российского общества с позиции со- циальных воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка.

Заключение


 

Методические советы

Введение в эту тему должно показать, что исторические корни со- циологии следует искать в европейской социальной мысли предшест- вующих ее возникновению периодов.

В первом вопросе надо показать развитие: а) британской (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк. А. Смит, А. Фергюсон, Д. Юм и др.), б) французской (Ш. Л. Монтескьё, Ж.–Ж. Руссо, А. Р. Ж. Тюрго и Ж. А. Н. Кондорсе и др.) об- щественной мысли. Раскройте социальные идеи в интеллектуальной тради- ции немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель).

Во втором вопросе обратите внимание на положения во взглядах Т. Гоббса и Дж. Локка, которые не утратили своей актуальности и по сей день и могут быть использованы для оценки ситуации, развивающейся в современном российском обществе. Проиллюстрируйте ответ примера- ми, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении определите вклад новоевропейск0й социальной мыс- ли в развитие социологии как науки об обществе, перечислите те поло- жения в учениях Т. Гоббса и Дж. Локка, которые могут быть применены к оценке состояния современного общества.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1992.

2. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1998.

3. Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – СПб, 2002.

4. Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 2001.

5. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М., 1995.

6. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1996.

7. История западной социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов [и др.]. – Минск, 1993.

8. История теоретической социологии. Предыстории социологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2010.

9. История теоретической социологии в 4-х тт. ТТ. 1, 2. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. – М., 1997–1999.


 

Тема 13 . Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины

План работы:

Введение

1. Общие исторические (социально-институциональные) предпосылки возникновения социологии.

2. «Общество» и «государство» как реальные социальные институты и как научные категории.

3. Ментальные (когнитивно–гносеологические и социокультурные) пред- посылки возникновения социологии.

Заключение

 

Методические советы

Введение: подчеркните объективный и субъективный аспекты в предпосылках возникновения социологии как самостоятельной науки.

В первом вопросе акцентируйте внимание на процессе становления европейского капитализма, разрушении «традиционных» структур соци- альной организации, появлении на арене исторической жизни европей- ской цивилизации новой социальной системы – «общества модерна» и насущной потребности в осмыслении новых тенденций в развитии за- падного общества.

Во втором вопросе подчеркните, что новая эпоха способствовала из- менению содержательного наполнения этих понятий «общество» и «го- сударство». Проанализируйте два взгляда на проблему (Г. В. Ф. Гегель и классический либерализм) на проблему отношения между государством и гражданским обществом.

В третьем вопросе обратите внимание, на «великий переворот» в есте- ствознании, разрушение «теистической картины мира» и формирование очертаний новой системы мыслительных ориентаций в XVI–XVII вв. (от те- изма к деизму), возникновение идеи «естественного закона» и перенесение ее на почву общественной мысли.

В заключении дайте общую характеристику интеллектуальной обста- новки, на фоне которой возникла новая наука.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М., 1992.


 

2. Волков, Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – Ростов–н/Д., 1999.

3. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М., 1995.

4. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1996.

5. Давыдов, Ю. Н. Ближайшие предшественники О. Конта / Ю. Н. Давыдов // История теоретической социологии. В 5 т. Т. 1. От Платона до Канта (предыстория социологии и первые программы нау- ки об обществе). – М., 1995.

6. История теоретической социологии. Предыстории социологии. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М., 2010.

7. Капитонов, Э. А. История и теория социологии. Социология XIX века / Э. А. Капитонов. – М., 2000.

 

 

Тема 14 . Развитие западной социологии в конце XIX – начале XX вв. План работы:

Введение

1. Вторая половина XIX – начало XX века – эпоха создания классиче- ских социологических концепций.

2. Классический период развития западной социологии. Заключение

Методические советы

Во введении обоснуйте, что настоящее развитие и признание социо- логия получила только тогда, когда были разработаны и сформулирова- ны основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений.

В первом вопросе дайте общую характеристику интеллектуальной об- становки, на фоне которой возникла новая наука, раскройте основные черты и отличительные особенности (прогрессизм, гносеологический оптимизм, апология науки и научности), «просветительской традиции» в европейской общественной мысли.


 

Во втором вопросе раскройте основные идеи выдающихся мыслителей, жившим и творившим в указанный период, и которым по праву наравне с О. Контом принадлежит честь «открытия» социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер. Перечислите идеи этих ученых, которые и в настоящее время могут быть использованы для анализа состояния совре- менного общества. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении попробуйте оценить вклад классического периода раз- вития западной социологии в ее дальнейшее развитие, формирование национальных школ и направлений. Перечислите идеи классического периода развития социологии, которые актуальны и в настоящее время.

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон. – М., 1992.

2. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

3. Беккер, Г., Босков, А. Современная социологическая теория в ее преем- ственности и изменении / Г. Беккер, А. Босков / пер. с англ. – М., 1961.

4. История социологии: учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов и др.; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – Мн., 1993.

5. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов. – М., 2001.

6. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж Ритцер. - СПб., 2002.

7. Смелзер, Н.Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. – М., 1994.

8. Справочное пособие по истории немарксистской западной социоло- гии / отв. редакторы Ю. Н. Давыдов, Г. В. Осипов. – М., 1986.

 

 

Тема 15 . Социологическая концепция Огюста Конта План работы:

Введение

1. Концепция позитивного знания и основные законы социологии.

2. Социальная статика и социальная динамика. Заключение


 

Методические советы

Во введении отметьте, что элементы социологического знания нака- пливались первоначально как бы «анонимно», в различных философ- ских и исторических системах, и что официальное рождение социологии связано с именем О. Конта.

В первом вопросе желательно указать, какими именно чертами, по Конту, должно обладать положительное (позитивное) знание. Перечис- лите их: объективность, достоверность, точность, полезность. Особое внимание следует уделить классификации наук, осуществленной О. Контом, месту социологии в системе наук, изучающих объективный мир. Раскройте содержание «закона трёх стадий» в развитии общества.

Второй вопрос должен быть посвящён проблеме социального прогрес- са («социальная динамика») и изложению порядка («социальная статика). Проанализируйте, какие положения в теории О. Конта актуальны до сих пор, а какие не подтвердились временем. Проиллюстрируйте ответ приме- рами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении желательно остановиться на том, какие идеи О. Конта оказали существенное влияние на дальнейшее развитие социологии и востребованы социологией и в настоящее время.

Список рекомендуемой литературы:

1. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

2. Западно-европейская социология XIX века: О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер: Тексты. – М., 1996.

3. Историко-философские этюды. — М., 1984.

4. Кедров, Б. М. Классификация наук / Б. М. Кедров. – М., 1996.

5. Кисель, М. А. Концепция социальных изменений О. Конта и Г. Спенсера / М. А. Кисель // Актуальные проблемы современной философии и социологии. — Вып. 7. — Л., 1987.

6. Кон, И. С. Позитивизм в социологии / И. С. Кон. – Л., 1964.

7. Конт, О. Социальный организм и метафизика «консенсуса» / О. Конт // Родоначальники позитивизма. – СПб., 1990.

8. Нарский, И. С. Очерки по истории позитивизма / И. С. Нарский. – М., 1960.

9. Основы социологических знаний. — М., 1993.


 

10. Очерки по истории теоретической социологии XIX–начала XX вв. / отв. ред. Ю. Н. Давыдов. – М., 1994.

11. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.

12. Тексты по истории теоретической социологии XIX–XX веков. Хре- стоматия. – М., 1994.

13. Трошкина, В. П. Социологическая концепция О. Конта / В. П. Трошкина. – М., 1984.

14. Трошкина, В. П. Социальное учение О. Конта как «средство» социально- политического преобразования общества / В. П. Трошкина // Вопросы теории и методов социологических исследований. – М., 1984. – Вып. 4.

 

Тема 16 . Эволюционизм и социологический органицизм Г . Спенсера

План работы:

Введение

1. Эволюционная социология Г. Спенсера.

2. Социологический органицизм – новый взгляд на феномен систем- ной организованности структур общества.

Заключение

Методические советы

Во введении акцентируйте внимание на двух общетеоретических фундаментальных основаниях спенсеровской социологии – эволюцио- низме и органицизме.

В первом вопросе покажите процесс эволюции как всеобщий дина- мический принцип развития универсумов природной и социальной ре- альности. Дайте определение эволюции, назовите основные параметры и компоненты эволюционных процессов. Сравните универсальный эволю- ционизм Спенсера и теорию биологической эволюции (теория «проис- хождения видов») Ч. Дарвина. Раскройте специфику протекания эволю- ционных процессов в царстве надорганических форм жизни (эволюция общественных систем и составляющих эти системы институтов).

Во втором вопросе покажите эвристическое значение проекта орга- низмической аналогии, последовательно развертываемого в социологи- ческих трудах Спенсера. Обратите внимание на «органическая» теорию общества Г. Спенсера. Раскройте подходы к пониманию общества как ес-


 

тественного образования, подчиненного в своем развитии закону эволю- ции (принципиальные отличия, разделяющие позиции социологическо- го органицизма и социологического механицизма). Подчеркните струк- турно-функционалистские мотивы в концептуальном наследии английского мыслителя. Проанализируйте, какие положения в теории Г. Спенсера актуальны до сих пор, а какие не подтвердились временем. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпири- ческими данными.

В заключении обобщите основные достоинства и недостатки теории Г. Спенсера, сделайте выводы относительно основного противоречия со- циологической системы Спенсера (противоречие между органицистской и номиналистической интенциями мысли).

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

2. Богомолов, А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков. Глава 2 / А. С. Богомолов. – М., 1962.

3. Буржуазная философия кануна и начала капитализма. Глава 1. – М., 1977.

4. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

5. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века. – М., 1997.

6. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.

7. Кон, И. С. Позитивизм в социологии / И. С. Кон. – Л., 1964.

8. Кропоткин, П. А. Сочинения. Т. 1-2 (С. 558-574) / П. А. Кропоткин. – М., 1990.

9. Нарский, И. С. Очерки по истории позитивизма / И. С. Нарский. – М., 1960.

10. Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала XX ве- ков. – М., 1994.

11. Спенсер, Н. Грехи законодателей / Г. Спенсер // Социологические исследования. – 1992. – № 2.

12. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер / пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. – Мн., 1998.


 

Тема 17 . Марксизм как социологическая теория

 

План работы:

Введение

1. Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса – теория «материалистического понимания истории».

2. «Конфликтологический аспект» в марксистской теории общества. Заключение

Методические советы

Во введении раскройте общую структуру (архитектонику) концепту- ального пространства марксистской теории (основные компоненты и со- ставляющие этой теории, их общая характеристика).

В первом вопросе опишите подходы Маркса к материалистическому пониманию истории. Человеческие потребности и их роль в развитии общества (потребности и совместная трудовая деятельность людей). Про- изводительные силы и производственные отношения (диалектика их взаимодействия). Характеристика категорий «способ производства» и

«общественно-экономическая формация». «Базис» и «надстройка» как основные конструктивные компоненты универсума социальной реально- сти, структуры надстройки (государство, право, формы общественного сознания) и их зависимость от структур базиса.

Во втором вопросе раскройте содержание теории конфликта Маркса, обратив внимание на следующие положения. Социальный конфликт как

«производная» от противоречия между уровнем развития производи- тельных сил и характером оформляющих эти силы производственных отношений. Конфликт в структурах базиса и его воплощение на поверх- ности общественной жизни. Теория классов и классовой борьбы. Генезис исторически-конкретных форм и разновидностей феномена социального неравенства (теория происхождения классов, «семьи, частной собствен- ности и государства»). Классовая борьбы как движущая сила историче- ского развития человеческих обществ. Теория социальной и политиче- ской революции (революция в базисе и революция в надстройке). Конфликт интересов и противоборство идеологических систем.

Проанализируйте, какие положения в теории К. Маркса оказали наи- большее влияние на развитие российского (советского) общества. Проил- люстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.


 

В заключении сделайте вывод о месте и роли марксистской парадиг- мы и ее координатах в пространстве когнитивных структур современной социологической теории ее влиянии на развитие российского (советско- го) общества.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Андерсон, П. Размышления о западном марксизме. На путях истори- ческого материализма / П. Андерсон / перс. с англ. – М., 1991.

2. Арон, Р. Мнимый марксизм / Р. Арон / пер. с фр. – М., 1993.

3. Баранов, Г. С. Модели и метафоры в социологии К. Маркса / Г. С. Баранов // Социологические исследования. – 1992. – № 6.

4. Булгаков, С. Н. Карл Маркс как религиозный тип / С. Н. Булгаков // Булгаков С. Н. Философия хозяйства. – М., 1990.

5. Бурак, А. Л. Критика Э. Гидденсом исторического материализма / А. Л. Бурак // Социологические исследования. – 1992. – № 5.

6. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. – М., 1995.

7. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Ле- нин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 18.

8. Ленин, В. И. Статистика и социология / В. И. Ленин // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 30.

9. Ленин, В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против со- циал-демократов? / В. И. Ленин // Ленин В. И. Полное собрание со- чинений. Т. 1.

10. Маркс, К. Письмо П. В. Анненкову / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 27.

11. Маркс, К. Предисловие в критике политической экономии / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 13.

12. Маркс, К. Социология. Сборник / К. Маркс / пер. с нем. – М., 2000.

13. Осипова, Е. В. Западный марксизм: социальный аспект / Е. В. Осипова // Социологические исследования. – 1991. – № 4.

14. Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала XX ве- ков. – М., 1994.

15. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

16. Фромм, Э. Концепция человека у К. Маркса / Э. Фромм // Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.


 

Тема 18 . Философско- социологическая теория К. Маркса – Ф. Энгельса и современность

 

План работы:

Введение

1. Основные категории социологии марксизма.

2. Современная интерпретация взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Заключение

Методические советы

Во введении подчеркните, что современное социологическое знание не признает ни за одним течением право на монопольное обладание ис- тиной и что именно с этой позиции необходимо оценивать социологию марксизма.

В первом вопросе раскройте содержание основных понятий маркси- стской социологии: материалистическое понимание истории, обществен- но-экономическая формация, всемирно-историческая миссия рабочего класса. Восстановите цепочку рассуждений К. Маркса.

Во втором вопросе следует указать на историческую ограниченность со- циологической теории К. Маркса и на то, к каким практическим последстви- ям приводит воплощение в жизнь принципов классовости и партийности. Проанализируйте положения теории К. Маркса применительно к практике развития российского общества. Проиллюстрируйте ответ примерами, статистическими и / или эмпирическими данными.

В заключении отметьте теоретическую переориентацию отечествен- ной социологии под влиянием идей марксизма, перечислите основные положения марксистской теории, оказавшие наибольшее влияние на развитие российского общества.

Список рекомендуемой литературы:

1. Батыгин, Г. С., Подвойский, Д. Г. История социологии / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подвойский. – М., 2007.

2. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. – СПб., 1997.

3. Кукушкина, Е. И. Русская социология XIX — начала XX века. — М., 1993.

4. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.


 

5. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. — Т. 13.

6. Марксизм в России. — М., 1990.

7. Осипов, Г. В. Социология и социализм / Г. В. Осипов. — М., 1990.

8. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. – М., 1998.

9. Теоретическое наследие К. Маркса и современность. — Калинин, 1986.

10. Федоров, И. А. Идея социального преобразования: Критическая ин- терпретация марксистской парадигмы / И. А. Федоров. — СПб, 1993.

11. Философское наследие Ф. Энгельса и современность. — М., 1987.

12. Ципко, А. Противоречия учения К. Маркса / А. Ципко // Через тер- нии. — М., 1990.

13. Шумпетер, Й. А. Капитализм, Социализм и Демократия. Ч. 1. / Й. А. Шумпетер. – М., 1995.

14. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фило- софии / Ф. Энгельс. – М., 1982.

15. Энгельс, Ф. Развитие социализма от утопии к науке / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. — Т. 19.

 

 

Тема 19 . Марксистское направление в российской социологической мысли конца XIX – начала XX вв.

 

План работы:

Введение

1. Оформление и последующее размежевание двух идейных течений в русском марксизме.

2. Революционный марксизм как «новое идейное увлечение» русской интеллигенции.

Заключение

 

Методические советы

Во введении раскройте основные принципы марксизма: материали- стическое понимание истории, системность в изучении общества, исполь- зование диалектической методологии, соотнесение объективных и субъ- ективных факторов общественной жизни. Подчеркните, что это только один из числа возможных подходов к изучению общества.


 

В первом вопросе раскройте суть двух идейных течений в русском марксизме: «революционного» и «легального», дайте общую характери- стику содержания теоретической дискуссии между сторонниками мар- ксизма и их оппонентами.

Во втором вопросе следует указать на исторические судьбы русского марксизма и на то, к каким практическим последствиям приводит во- площение в жизнь его принципов в рамках отдельной страны. Проиллю- стрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпи- рические данные.

В заключительной части работы отметьте, что в отечественной социо- логии признана доминанта концептуально-методологического плюрализма как специфическая особенность современного мира в развитии социологи- ческой мысли. Перечислите основные положения марксистской теории, оказавшие наибольшее влияние на развитие российского общества.

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон. – М., 1992.

2. Бердяев, Н. А. Духовные основы Руссой революции: Опыты 1917– 1918 гг. / Н. А. Бердяев. – СПб., 1999.

3. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. – М., 1990.

4. Бердяев, Н. А.Субъективизм и индивидуализм в общественной фило- софии. Критический этюд об Н. К. Михайловском / Н. А. Бердяев. – М., 1999.

5. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. – Свердловск, 1991.

6. Голосенко, И. А., Козловский, В. В. История русской социологии XIX – XX вв. – М., 1995.

7. Из глубины: сборник статей о русской революции / С. А. Аскольдов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др. – М., 1990.

8. Капитонов, Э. А. История и теория социологии. Социология XIX века / Э. А. Капитонов. – М., 2000.

9. Кареев, Н. И. Основы русской социологии / Н. И. Кареев. – СПб., 1996.

10. Култыгин, В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М., 2000.

11. Ленин, В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против со- циал-демократов / В. И. Ленин // ПСС, 5-е изд. Т. 1.

12. Миненков, Г. Я. Введение в историю русской социологии / Г. Я. Миненков. – Мн., 2000.


 

Тема 20 . Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

 

План работы:

Введение

1. Социология как наука о социальных фактах.

2. Теория общественного разделения труда.

3. «Теория самоубийства». Заключение

Методические советы

Во введении дайте общую характеристику социологической концеп- ции Дюркгейма как «шедевра зрелого позитивизма».

В первом вопросе объясните «правила социологического метода» и положения теории социального факта (концепция социологизма) Э. Дюркгейма. Дайте определение социального факта.

Во втором вопросе дайте основные положения дюркгеймовского проекта теоретического разрешения «гоббсовой проблемы» (дюркгей- мовская версия ответа на вопрос – «как возможет социальный поря- док?»). Обратите внимание на проблему социальной солидарности и конкретно-исторических условий ее поддержания. Раскройте категории

«механического» и «органического» типов социальной солидарности,

«материальной» и «моральной плотности» и др.

В третьем вопросе покажите, по Дюркгейму, самоубийство как соци- альный феномен, его основные типы и причины совершения суицидаль- ных актов. Дайте социологическую интерпретацию понятия «аномия». Покажите, что дефицит солидарности – основной социальный недуг со- временного Дюркгейму общества. Обратите внимание на общий мораль- ный пафос социологической теории Дюркгейма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.