Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 8 глава





9. Яблоков, И. Н. Методологические проблемы социологии религии / И. Н. Яблоков. – М., 1972.

 

Тема 65 . Глобальные проблемы современного общества План работы:

Введение

1. Глобальные проблемы современности.

2. Соотношение глобальных и локальных проблем на уровне региона. Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на взаимосвязанность всех социаль- ных процессов, которые протекают в отдельных странах, взаимозависи-


 

мость в сфере политики и экономики, что ведет к унификации обществ и необходимости сотрудничества при решении возникающих проблем.

В первом вопросе раскройте понятие «глобализация», перечислите основные глобальные проблемы современности, дайте их характеристи- ку. Приведите конкретные примеры из мировой практики.

Во втором вопросе покажите проблемы глобального и локального уровня, с которыми сталкивается наш регион в настоящее время. Как ска- зались последствия мирового экономического (2008–2009 гг.) на соци- ально-экономическом развитии региона? С какими проблемами регион может столкнуться в ближайшее время? Оцените соотношение проявле- ния глобальных и локальных проблем на уровне региона. Проиллюстри- руйте свой ответ ссылками на результаты социологических исследований, выполненных в Волгоградской области (Волгограде).



В заключении подчеркните, глобальные проблемы – это проблемы, которые характерны для всей мировой системы, а не являются проблема- ми отдельных ее частей. Приведите примеры, подтверждающие, что это действительно так.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Андреев, И. Л. Пресная вода как глобальная социальная проблема / И. Л. Андреев // Вопросы философии. – 2010. – № 12.

2. Бжезинский, З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидер- ство / З. Бжезинский. – М., 2004.

3. Володин, А. В. Глобализация: начала, тенденции, перспективы / А. Г. Володин, Г. К. Широков. – М., 2002.

4. Левин, М., Шилова, Н. «Ресурсное благословение»: научно- технический прогресс и дефицит пресной воды / М. Левин, Н. Шилова // Вопросы экономики. – 2010. – № 11.

5. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / [Брати- мов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А.]; под ред. М. Г. Делягина; Ин-т проблем глобализации (ИПРОГ). – М., 2000.



6. Сорокин, К. Э. Геополитика современности и геостратегия России / К. Э. Сорокин. – М., 1996.

7. Широков, Г. К. Регионализация: новые тенденции мирового разви- тия на рубеже XX и XXI / Г. К. Широков // Новая и новейшая исто- рия. – 2004. – № 4.


 

Тема 66 . Место России в мировом сообществе План работы:

Введение

1. Мировое сообщество: понятие, сущность.

2. Место России в мировом сообществе. Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на взаимосвязанность всех социаль- ных процессов, которые протекают в отдельных странах, взаимозависи- мость в сфере политики и экономики, что ведет к унификации обществ и необходимости сотрудничества при решении возникающих проблем.

В первом вопросе раскройте понятие «мировое сообщество», пока- жите его социетальный характер. Раскройте основные положения теории И. Валлерштайна, согласно которой существуют всего три формы, или разновидности, «исторических систем», которые он назвал мини- системами, мировыми империями и мировыми хозяйствами. Дайте ха- рактеристику каждой форме исторических систем.

Во втором вопросе, опираясь на положения теории И. Валлерштайна, определите место России в мировом сообществе. Определите дальнейшие перспективы нашей страны как социетальной системы. С какими гло- бальными проблемами столкнулась Россия в последнее время? Каковы последствия? Подтвердите свою позицию ссылками на результаты со- циологических исследований, доступных публичному анализу.

В заключении, опираясь на данные социологических исследований и воспользовавшись уже имеющимся у Вас багажом знаний, сформулируй- те вывод о неоднозначности положения России в мировой системе, богат- стве потенциала и степени его реализованности.



Список рекомендуемой литературы:

1. Бжезинский, З. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидер- ство / З. Бжезинский. – М., 2004.

2. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.

3. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн. – М., 2004.


 

4. Володин, А. В. Глобализация: начала, тенденции, перспективы / А. Г. Володин, Г. К. Широков. – М., 2002.

5. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. – М., 1985. .

6. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / [Брати- мов О. В., Горский Ю. М., Делягин М. Г., Коваленко А. А.]; под ред. М. Г. Делягина; Ин-т проблем глобализации (ИПРОГ). – М., 2000.

7. Сорокин, К. Э. Геополитика современности и геостратегия России / К. Э. Сорокин. – М., 1996.

8. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М., 1991.

9. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на поро- ге XXI в. / Э. Тоффлер. – М., 2003.

10. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехно- логической революции / Ф. Фукуяма. – М., 2004.

11. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. – М., 2006.

12. Широков, Г. К. Регионализация: новые тенденции мирового разви- тия на рубеже XX и XXI / Г. К. Широков // Новая и новейшая исто- рия. – 2004. – № 4.

13. Яковлев, А. И. Информационная революция и будущее России (по прогнозам Э. Тоффлера) / А. И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1.

 

Тема 67 . Социальный институт образования: оценка состояния, тенденции развития

План работы:

Введение

1. Образование как один из основных социальных институтов общества.

2. Оценка состояния института образования. Перспективы развития системы образования в современном российском обществе.

Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на то, что институт образования иг- рает одну из важнейших ролей в развитии общества, социализации ее членов, поддержании ценностно-нормативной системы.

В первом вопросе раскройте основные положения теории социаль- ных институтов, дайте характеристику системе образования как одному из социальных институтов общества.


 

Во втором вопросе оцените состояние современного института обра- зования. Прокомментируйте свою оценку примерами, ссылками на ре- зультаты социологических исследований, целью которых было исследо- вание различных аспектов состояния системы образования в нашей стране и отношения населения к данной системе. Определите перспекти- вы развития системы образования в современном российском обществе.

В заключении укажите основные тенденции развития как системы образования, как объекта подобного рода исследований.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Ашин, Г. К. Проблемы элитного образования в зарубежной социоло- гии / Г. К. Ашин // Социологические исследования. – 2005. – № 2.

2. Балабанов, С. С., Бедный, Б. И., Миронос, А. А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре / С. С. Балабанов, Б. И. Бедный, А. А. Миронос // Социологические ис- следования. – 2008. – № 3.

3. Бобков, В. Образование и наука: адекватны ли они задачам модерни- зации? / В. Бобков // Экономист. – 2010. – № 10.

4. Карпов, А. О. Социокультурный контекст индивидуальных проблем- но-познавательных программ / А. О. Карпов // Вопросы филосо- фии. – 2006. – № 5.

5. Константиновский, Д. Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, О. Я. Дымарская, Г. А. Чередниченко. – М., 2006.

6. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. – М., 2006..

7. Натхов, Т. Образование, социальный капитал и экономическое раз- витие / Т. Натхов // Вопросы экономики. – 2010. – № 8.

8. Нечаев, В. Я. Социология образования / В. Я. Нечаев. – М., 1992.

9. Панина, Г. В. Социологическое образование в современном техниче- ском университете / Г. В. Панина // Социологические исследова- ния. – 2010. – № 10.

10. Селиверстова, И. В. Доступность дошкольного образования: влияние территориального фактора / И. В. Селиверстова // Социологические исследования. – 2005. – № 2.

11. Удальцова, М. В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, до- ходы, мобильность / М. В. Удальцова, Н. М. Воловская, Л. К. Плюсина // Социологические исследования. – 2005. – № 7.


 

Тема 68 . Концепции социального прогресса ( Г . Спенсер, К . Маркс)

План работы:

Введение

1. Социальные изменения в обществе. Представления Г. Спенсера и К. Маркса о динамике социального развития. Критерии прогресса в их теориях.

2. Значимость критериев социального прогресса для описания динами- ки современного общества.

Заключение

Методические советы

Во введении укажите, что общество является динамической систе- мой, изменение в которой происходит под воздействием целого ряда факторов, как внутренней, так и внешней природы.

В первом вопросе раскройте основные положения теории социальных изменений, приведите определения «прогресса» и «регресса», укажите, в чем проявляется та или иная направленность трансформации общества. Представьте подходы Г. Спенсера и К. Маркса, обозначьте, какие факторы социальных изменений являются в их понимании наиболее важными.

Во втором вопросе, опираясь на выделенные учеными критерии про- гресса, оцените состояние современного общества. Используя данные со- циологических исследований, статистические показатели обоснуйте про- грессивность или регрессивность развития России.

В заключении укажите основное направление динамики социальных изменений в российском обществе, его позитивные тенденции и проблемы.

Список рекомендуемой литературы:

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. – М.: Прогресс:Универс, 1992. – 606 с.

2. Бачинин, В. А. История западной социологии: учебник / В. А. Бачинин, Ю. А. Сандулов. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 384 с.

3. Беккер, Г.Современная социологическая теория в ее преемственно- сти и изменении / Г. Беккер, А. Босков. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. — 896 с.

4. Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии / А. Б. Гофман. — М.: Мартис, 1995. — 203 с.


 

5. Громов, И. А. Западная теоретическая социология / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. — СПб.: Ольга, 1996. —286 с.

6. История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / П. П. Гайденко, В. И. Добреньков, Л. Г. Ионин [и др.]. — М.: НОРМА- ИНФРА-М, 1999. — 563 с.

7. История социологии: учеб. пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов, А. А. Грицанов, [и др.] — Минск: Выш. шк., 1993. — 319 с.

8. История теоретической социологии в 4х тт. Т. 1, 2 / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. - М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 1997 – 1999.

9. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М.: Прогресс, 1985. – 471 с.

 

Тема 69 . Мировое сообщество и мировая система: участники и структура.

План работы:

Введение

1. Определение мировой системы и мирового сообщества в терминах И. Валлерстайна.

2. Страны, региональные объединения стран, международные органи- зации, транснациональные корпорации как участники мировой сис- темы и характер их взаимодействий.

Заключение

Методические советы

Во введении необходимо подчеркнуть, что в современном обществе происходит усиление интеграционных тенденций, формируется единая глобальная экономика, благодаря современным средствам коммуника- ции облегчается взаимодействие между жителями разных стран, пред- ставителями разных культур и национальностей.

В первом вопросе необходимо обратиться к теории И. Валлерстайна, описывающего разные типы мировых сообществ, такие как мини- системы, мировые империи, мировые хозяйства. Укажите на возмож- ность применения системного подхода к изучению мирового сообщества.


 

Дайте классификацию подсистем мировой системы по И. Валлерстайну – ядро, периферия, полупериферия.

Во втором вопросе, опираясь на представленную в первой части работы теорию, покажите, какое место в мировой системе занимают разные участ- ники – отдельные страны, объединения стран, транснациональные корпо- рации. Особое внимание уделите месту России в мировом сообществе.

В заключении отметьте роль глобальных процессов в обществе, ука- жите основные тенденции включения России в общемировые изменения.

Список рекомендуемой литературы:

1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. — М.: По- литиздат, 1980. – 368 с.

2. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном виде / И. Валлерстайн. – СПб.: Унив. кн., 2001. – 414 с.

3. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн. – М.: Логос, 2004 – 353 с.

4. Володин, А. В. Глобализация: начала, тенденции, перспективы / А. Г. Володин, Г. К. Широков. – М.: Ин-т Востоковедения РАН, 2002. – 260 с.

5. Зарубина, Н. Н. Трансформации рациональности в глобализирую- щемся мире: влияние денег / Н. Н. Зарубина // Социс. – 2009. –

№ 4. – С. 38–48.

6. Мартинелли, А. От мировой системы к мировому обществу?/ А.Мартинелли //Социс. – 2009. – № 1. – С. 5–15.

7. Цыганков, П. А. Теория международных отношений / П. А. Цыганков. – М.: Гардарики. – 2006. – 590 с.

 

Тема 70 . Сетевое общество в информационную эпоху План работы:

Введение

1. Концепция сетевого общества М. Кастельса. Роль информационных технологий в современном обществе.

2. Оценка возможности перехода России к сетевому обществу через уровень развития информационных технологий.

Заключение

Методические советы


 

 

Во введении уделите внимание современным тенденциям в развитии средств коммуникации, популярности Интернета, социальных сетей, мо- бильной связи, банковском обслуживании и т. д.

В первом вопросе раскройте основные положения теории сетевого общества, укажите основные признаки, выделяемые М. Кастельсом, обо- значьте степень выраженности этих признаков.

Во втором вопросе оцените перспективы России в переходе к сетево- му обществу, опираясь на данные социологических исследований, стати- стики о доступности Интернета, его стоимости для жителей страны, на- личии компьютеров в школах, семьях, популярности удаленной работы среди россиян и т. д.

Завершая работу, укажите основные перспективы развития России как современного информационного сетевого общества, проблемы, вы- явленные вами в ходе анализа.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Афанасьев, В. Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. – М.: По- литиздат, 1980. – 368 с.

2. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. – 200 с.

3. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. — М.: АСТ; СПб.: Транзиткнига, 2004. – 602 с.

4. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль- тура / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 606 с.

5. Кастельс, М. Россия в информационную эпоху / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. – 2001. — № 1. – С. 35–66.

6. Мальковская, И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий)/ И. А. Мальковская // Социс. – 2007. – № 2. – С. 76–85.

7. Овчаренко, А. Н. Социальное управление в информационном обще- стве: новые подходы / А. Н. Овчаренко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 6. – С. 189–204.

8. Пригожин, И.Р. Сетевое общество / И. Р. Пригожин // Социс. – 2008. – № 1. – С. 24–27.

9. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотех- нол. революции / Ф. Фукуяма. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2004. – 349 с.


 

10. Яковлев, А. И. Информационная революция и будущее России (по прогнозам Э. Тоффлера) / А. И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1. – С. 279–287.

 

Тема 71 . Концепции социального прогресса ( Д. Белл, О . Тоффлер)

План работы:

Введение

1. Социальные изменения в обществе. Представления Д. Белла и О. Тоффлера о динамике социального развития. Критерии прогресса в их теориях.

3. Значимость критериев социального прогресса для описания динами- ки современного общества.

Заключение

Методические советы

Во введении укажите, что общество является динамической систе- мой, изменение в которой происходит под воздействием целого ряда факторов, как внутренней, так и внешней природы.

В первом вопросе раскройте основные положения теории социаль- ных изменений, приведите определения «прогресса» и «регресса», ука- жите, в чем проявляется та или иная направленность трансформации общества. Представьте подходы Д. Белла и О. Тоффлера, обозначьте, ка- кие факторы социальных изменений являются в их понимании наиболее важными.

Во втором вопросе, опираясь на выделенные учеными критерии про- гресса, оцените состояние современного общества. Используя данные со- циологических исследований, статистические показатели обоснуйте про- грессивность или регрессивность развития России.

В заключении укажите основное направление динамики социальных изменений в российском обществе, его позитивные тенденции и проблемы.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – М.: Ло- гос, 2002. – 324 с.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М.: Academia, 1999. – 783 с.


 

3. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. – 200 с.

4. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гэлбрейт. — М.: АСТ; СПб.: Транзиткнига, 2004. – 602 с.

5. Курбатов, В. И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: учеб. пособие / В. И Курбатов. – Ростов-н/Д: Фе- никс, 2001. — 412 с.

6. Мальковская, И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий)/ И. А. Мальковская // Социс. – 2007. – № 2. – С. 76–85.

7. Овчаренко, А. Н. Социальное управление в информационном обще- стве: новые подходы / А. Н. Овчаренко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 6. – С. 189–204.

8. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на поро- ге XXI в. / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2003 – 669 с.

9. Тоффлер, Э. Война и антивойна: Что такое война и как с ней бороть- ся. Как выжить на рассвете XXI века / Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 412 с.

10. Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер. – СПб.: Лань, 1997. – 461 с.

11. Яковлев, А. И. Информационная революция и будущее России (по прогнозам Э. Тоффлера) / А. И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 1. – С. 279–287.

 

Тема 72 . Социальная мобильность, ее каналы в современном обществе

План работы:

Введение

1. Теория социальной мобильности. Виды, каналы.

2. Анализ популярности отдельных каналов социальной мобильности в современном российском обществе.

Заключение

Методические советы

Во введении, основываясь на понятиях социальной структуры обще- ства и социального неравенства, рассмотрите понятие «социальной мо- бильности».


 

В первом вопросе обратите внимание на то, что перемещение по уров- ням (стратам) социальной системы сопряжено с необходимыми усилиями со стороны каждого человека. Укажите виды мобильности, изучаемые со- циологией, каналы мобильности, используемые для изменения статуса. Рассмотрите механизм социальной инфильтрации, позволяющий опреде- лить потенциал человека по повышению своего социального статуса.

Во втором вопросе опишите каналы мобильности, которые нашли свое применение в современном российском обществе. Укажите, какие способы повышения социального статуса используют россияне.

Можно построить второй вопрос на анализе миграционных процессов, характерных для российского общества, поскольку миграция выступает в качестве одной из разновидностей социальной мобильности. В этом случае можно рассмотреть основные потоки трудовой эмиграции и иммиграции, востребованные в России профессии для мигрантов и потребность в наших специалистах за рубежом. Возможен анализ миграции не по трудовым, а по иным мотивам – национальным, религиозным, политическим.

Проиллюстрируйте анализ примерами, статистическими и / или эм- пирическими данными.

В заключении резюмируйте теоретические положения своей работы и аналитическую часть. Укажите основные тенденции социальной мобильности в современной России, отношение населения к происходящим процессам.

Список рекомендуемой литературы:

1. Динамика социально-экономического положения населения России (по материалам «Российского мониторинга экономического положе- ния и здоровья населения 1992 – 2006 гг.»). – М., 2008.

2. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно–структурная концепция / Т. И. Заславская. – М., 2003.

3. Козырева, П. М. Особенности социальной самоидентификации и субъективной мобильности / П. М. Козырева / Россия реформирую- щаяся: Ежегодник – 2003 / отв. ред. Л. М. Дробижева. – М., 2003.

4. Радаев, В. В., Шкаратан, О. И Социальная стратификация / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. – М., 1996.

5. Авраамова, Е. М. Студенты столицы и провинции: социальные ресур- сы, ожидания / Е. М. Авраамова, А. А. Шабунова, Д. М. Логинов // Социс. – 2005. – № 9. – С. 98–103.


 

6. Барбер, Б. Структура социальной стратификации и тенденции соци- альной мобильности / Б. Барбер // Американская социология. Пер- спективы, проблемы, методы. – М.: Прогресс, 1972. – 392 с.

7. Беляева, Л. А. Социальная стратификация и бедность в регионах Рос- сии / Л. А. Беляева // Социс. – 2006. – № 9. – С. 52–63.

8. Беляева, Л. А. Социальные слои в России: опыт кластерного анали- за / Л. А. Беляева// Социс. – 2005. – №12. – С. 57–64.

9. Бессокирная, Г. П. Социальное самочувствие рабочих / Г. П. Бессокирная // Социс. – 2008. – № 3. – С. 34–37.

10. Попова, И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) / И. П. Попова // Социологи- ческие исследования. — 1999. – № 7. – С. 62–71.

11. Симонян, Р. Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? / Р. Х. Симонян // Социс. – 2009. – № 1. – С. 55–61.

 

Тема 73 . Коррупция как проявление дисфункции социал ьного института образования

План работы:

Введение

1. Определение «социального института», его признаки, функции, дисфункции.

2. Анализ дисфункций института образования. Коррупция, ее прояв- ления, причины.

Заключение

Методические советы

Во введении сделайте акцент на значении социальных институтов в обществе.

В первом вопросе необходимо дать определение социальному инсти- туту, рассмотреть его основные признаки, предложить типологию соци- альных институтов, обозначить ключевые функции основных социальных институтов, рассмотреть понятие «дисфункция социального института».

Во втором вопросе сконцентрируйтесь на институте образования, подробно опишите те проявления дисфункциональности, которые вам известны. Рассмотрите коррупцию в сфере образования, укажите формы, в которых она проявляется, причины коррупции.


 

Проиллюстрируйте анализ примерами, статистическими и / или эм- пирическими данными.

В заключении резюмируйте теоретические положения своей работы и аналитическую часть. Кратко обозначьте проблемы сферы образова- ния, которые затрудняют выполнение ее основных функций.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Аминов, Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути её преодоления / Д. И. Аминов, В. И. Гладких, К. С. Соловьев; Моск. акад. предпринимательства при правительстве г. Москвы. — М.: Юрист, 2002.

2. Андреев, Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структу- ра / Ю. П. Андреев, Н. М. Коржевская, Н. Б. Костина. – Свердловск, 1989.

3. Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. — СПб.: Алетейя, 2007. — 234 с.

4. Глотов, М. Б. Социальный институт: определение, строение, классифи- кация / М. Б. Глотов // Социологические исследования. – 2003. – № 10.

5. Дегтярев, А., Маликов, Р. Коррупционная основа административных барьеров /А. Дегтярев, Р. Маликов // Вопросы экономики. – 2003. – № 11.

6. Дулина, Н. В. Социальные институты и общество: метод. указания / Н. В. Дулина, Н. А Овчар / ВолгГТУ. — Волгоград, 2007. — 16 с.

7. Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.

8. Кравцов, М. Ю. Социальные институты и социальные организации: учеб. пособие / М. Ю. Кравцов, Н. А. Овчар, С. Г. Стафеев, Г. Б. Старков, Т. И. Игнатенко, Р. В. Ященко, А. В. Соловьева; под ред. М. Ю. Кравцова / ВолгГТУ. — Волгоград, 2007. — 76 с.

9. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.

10. Охотский, Е. В. Коррупция: сущность, меры противодействия / Е. В. Охотский // Социс. – 2009. – № 9. – С. 25–33.

11. Сатаров, Г. Как измерять и контролировать коррупцию / Г. Сатаров // Вопросы экономики. – 2007. – № 1.

12. Сидоров, А. И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А. И. Сидоров// Социс. – 2008. – № 2. – С. 111–117.

 

Тема 74 . Коррупция как проявление дисфункциональности политических институтов

План работы:


 

 

Введение

1. Определение «социального института», его признаки, функции, дисфункции.

2. Анализ дисфункций политических институтов. Коррупция, ее прояв- ления, причины.

Заключение

Методические советы

Во введении сделайте акцент на значении социальных институтов в обществе.

В первом вопросе необходимо дать определение социальному инсти- туту, рассмотреть его основные признаки, предложить типологию соци- альных институтов, обозначить ключевые функции основных социаль- ных институтов, рассмотреть понятие «дисфункция социального института».

Во втором вопросе сконцентрируйтесь на политических социальных институтах (органы государственной и муниципальной власти, чиновниче- ство всех уровней, законодательная и судебная власть), подробно опишите те проявления дисфункциональности, которые вам известны. Рассмотрите коррупцию на конкретных примерах, почерпнутых из различных источни- ков (со ссылками), статистических и / или эмпирических данных, укажите формы, в которых она проявляется, причины коррупции.

В заключении обозначьте положительное значение политической сферы в обществе и те негативные проявления, которые имеют место быть в поведении людей, наделенных государственной властью. Укажите причины коррупции во власти, возможные способы ее преодоления.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Аминов, Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути её преодоления / Д. И. Аминов, В. И. Гладких, К. С. Соловьев; Моск. акад. предпринимательства при правительстве г. Москвы. — М.: Юрист, 2002.

2. Андреев, Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структу- ра / Ю. П. Андреев, Н. М. Коржевская, Н. Б. Костина. – Свердловск, 1989.

3. Григорьев, Л., Овчинников, М. Коррупция как препятствие модерни- зации (институциональный подход) / Л. Григорьев, М. Овчинников // Вопросы экономики. – 2008. – № 2.

4. Дегтярев, А., Маликов, Р. Коррупционная основа административных барь- еров / А. Дегтярев, Р. Маликов // Вопросы экономики. – 2003. – № 11.


 

5. Дулина, Н. В. Социальные институты и общество: метод. указания / Н. В. Дулина, Н. А Овчар / ВолгГТУ. — Волгоград, 2007. — 16 с.

6. Кирдина, С. Г. Homo institutius в теории институциональных матриц / С. Г. Кирдина // Homo institutius – человек институциональный / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.

7. Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.

8. Кравцов, М. Ю. Социальные институты и социальные организации: учеб. пособие / М. Ю. Кравцов, Н. А. Овчар, С. Г. Стафеев, Г. Б. Старков, Т. И. Игнатенко, Р. В. Ященко, А. В. Соловьева; под ред. М. Ю. Кравцова / ВолгГТУ. — Волгоград, 2007. — 76 с.

9. Краснов, М. А. Коррупция на дорогах / М. А. Краснов. — М.: Фонд ИНДЕМ, 2004.

10. Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.

11. Охотский, Е. В. Коррупция: сущность, меры противодействия / Е. В. Охотский // Социс. – 2009. – № 9. – С. 25–33.

12. Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Сьюзан Роуз-Аккерман; пер. с англ. О. А. Алякринского. — М.: Логос, 2003. — 356 с.

13. Сидоров, А. И. Коррупция: и диагноз, и приговор / А. И. Сидоров// Социс. – 2008. – № 2. – С. 111–117.

14. Тернер, Дж. Структура социологической теории / Дж. Тернер. – М., 1985.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.