Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор темы контрольной работы





 

Работа над контрольной работой начинается с выбора темы, пере- чень которых приводится в данном учебном пособии (см. п. 9 «Темы кон- трольных работ»).

Однако следует помнить, что хотя выбор темы контрольной работы и производится из тематики, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры, но в рекомендуемой тематике название тем сформулировано примерно и не является догмой, поэтому студент вправе изменить фор- мулировку темы или предложить свою, название которой в перечне не указано. В последнем случае обязательно предварительное согласование такой темы с научным руководителем. Тема контрольной работы выби- рается студентом на основе личных, быть может уже сформировавшихся научных, предпочтений и интересов к той или иной проблеме, согласо- вывается с преподавателем. Однако эта тема должна соответствовать проблематике курса «Социология».

Номер темы контрольной работы конкретного студента находится на пересечении столбца, где указаны буквы, и строки, где указаны цифры


 

(см. табл. 3. 1). Буква должна соответствовать первой букве фамилии сту- дента, цифра – это последняя цифра в номере зачетной книжки этого студента. Первый столбец таблицы – фамилии начинаются с букв А, И, С, Щ; второй – фамилии начинаются с букв Б, К, Т, и т. д. Первая строка таблицы – последняя цифра в номере зачетки «0», вторая строка – «1» и т. д. Например, для студента Христова В. В., № зачетной книжки которо- го – 399772, номер темы контрольной работы будет – 13; для студентки Булановой М. И., у которой № зачетки – 20060438, контрольная работа будет за номером – 48.



Каждая тема контрольной работы должна логически вытекать или быть органически связанной с содержанием теоретического курса. Такая контрольная работа является дополнением к основному содержанию ка- кой-либо социологической проблемы, ее обобщением или заключением. Важно помнить, что правильный выбор темы во многом предопределяет успех последующей работы над ней.

Таблица 3. 1

Определение номера темы контрольной работы

 

Последняя цифра но- мера зачетной книж- ки Начальная буква фамилии студента
  А, И, С, Щ   Б, К, Т   В, Л, У, Э   Г, М, Ф,   Д, Н, Х, Ю   Е, О, Ц   Ж, П, Ч, Я   З, Р, Ш

 



 

Предварительный выбор темы должен начинаться с ознакомления со специальной литературой, посвященной выбранной теме самостоя- тельного исследования. Следует обратить внимание на необходимость тщательного подхода к выполнению этого этапа подготовительной рабо- ты. От правильного подбора необходимой литературы, источников необ- ходимой информации во многом зависит успешное выполнение задания. При подборе литературы и источников необходимо, прежде всего, обра- тить внимание на произведения классиков данной науки, затем можно использовать монографические источники, а потом освещение данной проблемы в научных статьях, брошюрах, в периодической печати, сети Интернет. Кроме того, первоначальный вариант темы контрольной рабо- ты должен быть обсужден и согласован с преподавателем. Это позволит убедиться в актуальности сделанного выбора или, наоборот, отказаться от первоначального намерения как не оправдавшего ожидания.

Самый лучший результат в выборе темы будет достигнут тогда, когда студент твердо убедится в том, что выбранная тема действительно его ин- тересует, вызывает желание разобраться в сути проблемы.

При выполнении контрольной работы на любую избранную тему не- обходимо помнить самое главное: вы выполняете работу по социологии – науке об обществе как социальной сфере в целом, функционировании и развитии этой сферы через ее составные элементы: личности, социаль- ные общности, группы, институты. Вы можете принять и другие опреде- ления социологии при написании работы, но они должны быть вами обоснованы, и являются методологическим основанием для рассмотре- ния конкретной проблемы. Это важно иметь в виду как при выборе темы, при подборе литературы, так и в процессе изложения теоретического со- держания данной проблемы.



При выполнении контрольной работы нельзя забывать о том, что социология, как социально-гуманитарная наука, имеет много общего с естественными и техническими дисциплинами, потому вполне уместно показать связь социологии с профилем технического вуза. Некоторые те- мы позволяют открыть и проследить определенную связь между техниче- скими знаниями и социологией. Например, если в контрольной работе поднимаются вопросы развития производства, проблемы социализации человека, развития науки и техники, образования, взаимодействия обще- ства и природы, и т. д., вы всегда найдете связь социологических проблем с профилем технического вуза. Но не следует искать эту связь там, где ее нет. Вопрос связи гуманитарных наук с профилем технического вуза в на-


 

учно-методической и теоретической литературе еще разработан слабо, поэтому к нему следует подходить весьма внимательно. Даже если вы не найдете в литературе готовых разработок по данному вопросу, не отчаи- вайтесь, попробуйте порассуждать самостоятельно. И каждое самостоя- тельное суждение на этот счет будет зачтено преподавателем как боль- шой плюс.

Перечень тем контрольных работ предлагается студентам заблаго- временно. Это дает студентам возможность для сознательного выбора те- мы и предварительного сбора материалов.

При написании контрольной работы от студента требуется проявле- ние личной инициативы. В этом главное отличие данной формы работы студента обучения от обучения на лекционных, семинарских, практиче- ских групповых и других занятиях.

Единые требования к работе не исключают, а предполагают широ- кую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Препо- даватели готовы обсудить предлагаемые студентами изменения в назва- нии темы, ее структуры и т. д.

Тема контрольной работы должна раскрываться в вопросах работы. Количество вопросов строго не регламентируется, однако следует учиты- вать, что в работе должны быть рассмотрены:

□ во-первых, теоретические проблемы работы;

□ во-вторых, практические аспекты исследуемой темы.

Следует обратить внимание на формулировки вопросов работы, они должны быть достаточно краткими, т. е. не содержать излишней инфор- мации. Как правило, формулировка вопроса включает одно предложе- ние. Нецелесообразно составным частям работы давать названия, совпа- дающие с названиями вопросов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях.

В обязанности преподавателя, под руководством которого выполня- ется контрольная работа, входит:

□ разработка совместно со студентом (в случае необходимости) плана контрольной работы;

□ оказание помощи студенту в разработке календарного плана- графика работы на весь период ее выполнения;


 

□ рекомендация необходимой основной литературы, справочных и аналитических материалов, типовых разработок по теме исследова- ния и других источников;

□ проведение систематических, предусмотренных расписанием, кон- сультаций;

□ проверка выполнения контрольной работы по частям и / или в целом.

При работе со студентом над контрольной работой преподаватель обязан быть внимательным, требовательным, соблюдать педагогический такт, избегать необъективных оценок.

 

 

4. Общие требования к выполнению контрольной работы

 

Темы контрольных работ представлены в п. 9 «Темы контрольных ра- бот». Выбор темы (см.п. 3, табл. 3. 1) и обоснование ее значимости осуще- ствляется студентом. В отдельных случаях тема контрольной работы мо- жет быть изменена по согласованию с преподавателем.

Общий план написания контрольной работы составляется студентом совместно с преподавателем.

Выделяют следующие этапы выполнения контрольной работы:

□ выбор темы;

□ составление и согласование плана контрольной работы;

□ составление библиографии, изучение источников и литературы по проблеме, сбор необходимых материалов;

□ сбор практических (эмпирических, статистических) данных или про- ведение собственного исследования по выбранному объекту исследо- вания;

□ обработка полученных материалов, их анализ и систематизация, обоснование выводов;

□ написание, оформление и предоставление контрольной работы пре- подавателю.

Общий объем контрольной работы должен составлять (примерно) 25 страниц машинописного текста (без учета приложений). Работа должна быть отредактирована, вычитана и аккуратно сброшюрована.


 

Оформление контрольной работы осуществляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к письменным текстам (см. п. 5

«Подбор и оформление литературы контрольной работы» и п. 6

«Оформление контрольной работы»).

Структурно контрольная работа состоит из установленной последо- вательности разделов, приведенных в табл. 4. 1 с указанием примерного объема каждого раздела. Все перечисленные в таблице структурные эле- менты контрольной работы начинаются с новой страницы. Все разделы, за исключением приложений, являются обязательными.

Таблица 4. 1

 

Типовая структура контрольной работы

 

Наименование структурного элемента контрольной работы Примерный объем, стр.
Титульный лист
Содержание
Введение 1–2
1. Теоретический вопрос 8–10
2. Аналитический (практический, прикладной) вопрос 8–10
Заключение 1–2
Список использованной литературы (не менее 5–7 на- именований источников) 1–2
Приложения (при необходимости)
Итого (без учета приложений) 21–28

 

Превышение объема, указанного в табл. 4.1, нецелесообразно: часто пишут много для того, чтобы скрыть, как мало было сделано. Нумерация вопросов идет по порядку внутри всей работы (1, 2, ...), номер указывается перед названием. Если есть необходимость, каждый вопрос может быть разбит на подвопросы (параграфы), при этом нумерация подвопросов идет по порядку внутри вопроса (1.1, 1.2, …, 2.1, 2.2…). Сверху и снизу под- вопрос отделяется пустыми строками. Каждый новый вопрос, а также за- ключение, список литературы и приложения начинаются с новой стра- ницы.

Итак, контрольная работа должна иметь:

□ титульный лист, который является первой страницей работы (обра- зец оформления см. прилож. 1);


 

□ содержание (см. прилож. 2);

□ введение (см. прилож. 3);

□ основную часть;

□ заключение (см. прилож. 4);

□ список использованной литературы (см. прилож. 5, 6);

□ приложения (если они имеются в работе; образец оформления см. оформление приложений к данному учебному пособию).

Все вышеперечисленные элементы вшиваются в работу в указанной последовательности.

При написании текста надо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, так называемая «красная нить пове- ствования». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную об- ласть. Следует постоянно контролировать соответствие содержания гла- вы или подраздела их заголовкам. Нужно постоянно проверять, имеет ли аргументация логически стройный вид. Здесь можно воспользоваться та- ким правилом: в идеале каждый вопрос (раздел, подвопрос) и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Конец каждого вопроса (раздела) или абзаца должен иметь логический переход к следующему. В этой связи необходимо заканчивать каждый вопрос (раздел) подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы. То есть надо «перекинуть мостик» к дальнейшему исследованию проблемы.

При написании текста работы не допускается применять:

□ обороты разговорной речи, произвольные словообразования;

□ для одного и того же понятия – различные научные термины, близ- кие по смыслу;

□ сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических вели- чин в шапке таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, вхо- дящих в формулы;

□ математические знаки без цифр, например: ≤ (меньше или равно),

≥ (больше или равно), ≠ (не равно), № (номер), % (процент).

Для придания наглядности материалу в работах обычно используют- ся иллюстрации (рисунки, графики). Если таблицы, рисунки, диаграммы


 

очень громоздкие, их можно вынести на отдельные листы в приложение. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы и др.) следует располагать в ра- боте непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь название, которое помещается под иллюстрацией.

Цифровой материал работы должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в ко- тором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таб- лицы должны быть ссылки в работе. Таблицы следует нумеровать араб- скими цифрами, порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».

Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы долж- ны быть аргументированы. Вы должны четко осознавать, что цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в ана- лизе существующих проблем.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

В содержанииотражается весь перечень вопросов (и параграфов) с указанием страниц, с которых начинается каждый из разделов. Вопросы нумеруются арабскими цифрами. Параграфы (подвопросы) имеют двой- ную нумерацию: номер вопроса и номер параграфа (подвопроса), напри- мер: 1.1. — первый вопрос, первый параграф (подвопрос); 1.2. — первый вопрос, второй параграф (подвопрос) и т. д.

Во введенииобращается внимание на постановку проблемы и ва- рианты решений. Здесь студент обязан:

□ обосновать выбор темы и показать ее актуальность, то есть поставить научную проблему;

□ охарактеризовать степень разработанности проблемы;

□ обозначить цель и конкретные задачи, которые он собирается ре- шить в ходе своего небольшого исследования;

□ определить предмет и объект исследования;

□ обосновать выбранный метод (или методы) исследования;

□ предложить методологическую основу.


 

Формулировки должны быть четкими и не иметь двояких толкова- ний. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащие- ся в заключении выводы. На выполнение данных требований студенту необходимо обратить особое внимание, поскольку довольно часто введе- ние и заключение становятся «визитными карточками» работы: именно на основе этих частей складывается мнение о работе в целом.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначаль- ных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы, а также с тем, что процесс написания носит творче- ский характер, и студенту на первоначальном этапе все же еще не до кон- ца представляется будущая работа.

Итак, во введении освещаются следующие моменты:

1) актуальность избранной темы,

2) цель и задачи исследования,

3) объект и предмет исследования,

4) теоретическая и эмпирическая база исследования,

5) практическая значимость работы;

6) структура и объем выполненной работы.

Введение представляет собой краткое представление общей логики и результатов исследования, поэтому оно должно быть лаконичным и на- сыщенным. Заголовки подразделов введения даются в подбор к тексту и выделяются шрифтом.

Актуальность может быть изложена двояко — как глобальная, так и локальная, исходя из состояния исследуемого вопроса. Обычно актуаль- ность рассматривается в комплексе и аргументируется достаточно вески- ми статистическими или практическими данными.

После изложения актуальности исследуемой в контрольной работе проблемы студент должен сформулировать цель и задачи работы. Цель носит общий характер, является емкой по содержанию и определяет в це- лом круг исследуемых вопросов. Задачи локализуют цель работы, уточняя тот круг вопросов, которые студент ставит перед собой в данном исследо- вании, исходя из их состояния на данном объекте. По сути, формулировки конкретных задач определяются названиями параграфов работы.


 

П р и м е р ф о р м у л и р о в а н и я а к т у а л ь н о с т и т е м ы

 

Актуальность исследования. На протяжении всей истории Рос- сии интеллигенция играла исключительно важную роль. Она явля- лась инициатором, организатором и исполнителем судьбоносных для государства решений, определивших главные векторы его развития. Ее деятельность обеспечивает устойчивость и благополучие общества и настоящем, и в будущем, определяет экономическое, политическое и культурное развитие социума. Научно-педагогическая интеллиген- ция, будучи генератором и хранителем культурного достояния, высту- пает своеобразным посредником в передаче традиций от одного поко- ления интеллектуальных работников к другому. От квалификации, педагогического мастерства, моральных критериев, условий труда и быта преподавателей высшей школы зависит не только качество под- готовки специалистов и результативность хозяйственного процесса, но и развитие интеллектуального и духовного потенциала российско- го общества, уровень его культуры в целом.

В 1956–1964 гг. осуществлялась широкомасштабная реформа об- разования, шло интенсивное развитие сети вузов в стране, наблюдался количественный и качественный рост вузовской интеллигенции. В рамках модернизации образовательной системы преподаватели стал- кивались с проблемами внедрения новых форм и методов обучения, изменения его содержания. В связи с НТР ускорились инновационные процессы в сфере научных исследований вузов. Особая роль советской интеллигенции определялась не только важностью решения экономи- ческих задач, но и возможностью влияния на идейные и политические идеалы общества в ходе десталинизации. В 1950-е – начале 1960-х гг. был осуществлен ряд крупных мер по улучшению производственных условий интеллигенции, повышению материального уровня ее жизни.

Актуальность исследования усиливается в настоящее время тем, что в отечественном образовании, находящемся на этапе очередного реформирования, накопились аналогичные проблемы, связанные с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудше- ние материально-технической базы и качества образования. Их пре- одоление, а также развитие инновационной экономики, создающей уникальные знания, использование европейских стандартов высшего образования при сохранении преемственности национальных ценно- стей требуют активного участия в этом процессе научно- педагогических кадров России…


 

П р и м е р ф о р м у л и р о в а н и я ц е л и и з а д а ч и с с л е д о в а н и я

 

 

Объект исследования представляет собой область научных изыска- ний, в пределах которой выявлена и существует исследуемая проблема. Таким образом, название объекта исследования должно содержать фор- мулировку каких-либо конкретных явлений, процессов, подсистем, изу- чаемых на примере конкретного социального явления или процесса. Это может быть субъект деятельности, а также система закономерностей, свя- зей, отношений, видов деятельности, процессов, в рамках которой зарож- дается проблема.

Предмет исследования более узок и конкретен. Благодаря его фор- мулированию из общей системы, представляющей объект исследования, выделяется непосредственно та часть системы или процесс, протекающий в системе, на который направляется исследование.

Другими словами, объект изучения– это явление, на которое на- правлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения

– это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Посред- ством формулирования объекта очерчивается круг исследуемых явлений (создается своеобразная «репрезентативная выборка»), а с помощью фор- мулирования предмета исследования указывается, какой именно аспект


 

названного явления берется к изучению в данной научной работе. Следо- вательно, специфика и уникальность конкретного научного исследования, в том числе и контрольной работы, определяется ее предметом.

 

П р и м е р ф о р м у л и р о в а н и я о б ъ е к т а и с с л е д о в а н и я

 

 

П р и м е р ф о р м у л и р о в а н и я п р е д м е т а и с с л е д о в а н и я

 

 

Далее называется теоретическая основа исследования и применен- ные методы, излагается степень изученности проблемы с характеристи- кой основных литературных источников по теме контрольной работы, указывается эмпирическая база.

При характеристике практической значимости результатов исследо- вания требуется изложить, как могут быть использованы выводы, к кото- рым пришел студент в ходе выполнения контрольной работы.

В завершающей части введения излагается структура работы и дает- ся краткая характеристика содержания каждой главы. Общий объем вве- дения может составить 1—2 страницы машинописного текста.


 

Методологические рекомендации в анализе проблемы могут быть сведены к следующему:

1. Выделить аспект рассмотрения и суть решения автора точки зрения.

2. Выделить возможные варианты прочтения (интерпретации).

3. Выявить предпосылки точки зрения автора.

4. Каковы основания (теоретические, практические, коммуникативные, политические и любые иные) для рассматриваемой точки зрения?

5. PRO ET CONTRA: доводы в поддержку и против.

6. Возможные следствия (выводы) рассматриваемой позиции (интер- претации).

7. Что общего можно найти в альтернативных позициях (если таковые есть)? Дать обобщенную формулировку.

8. В чем принципиальная разница в сравниваемых точках зрения?

9. Возможны ли другие решения? На каких основаниях?

10. Можно ли объединить различные точки зрения по данному вопросу: На каких основаниях?

11. Формулировка окончательного вывода.

Методологические советы по формулировкам проблем. Во введе- нии, основном тексте, выводах целях лучшего понимания и усвоения ма- териала необходимо приводить суммирующие формулировки, в сжатой форме отражающие объемное содержание. Желательно соблюдать сле- дующие требования для формулировок:

а) краткость и ясность; б) обоснованность;

в) оригинальность / плодотворность (идей); г) выразительность.

Сжатая формулировка мысли в дальнейшем может быть использо- вана при цитировании. При «размытых» словесных построениях велика вероятность произвольных толкований (или того хуже – искажений) тек- стов других авторов.


 

После введения в контрольной работе находится основная частьработы, состоящая структурно из двух элементов: первый вопрос – теоре- тическая часть работы и второй вопрос, который в зависимости от выво- дов, полученных в первом вопросе, и сформулированной гипотезы, при- обретает характер аналитической, описательной или практической (прикладной) части работы. Принципиальное отличие первого и второго вопросов заключается в следующем. В первом вопросе рассматриваются теории, которые могут быть полезны (применимы) для разрешения кон- кретной проблемной ситуации, которая, как правило, «спрятана» в теме контрольной работы, обосновывается возможность использования поло- жений выбранной теории (теорий) и формулируется гипотеза. Второй вопрос выступает доказательной базой правильности выбранных поло- жений теории, подтверждения или опровержения сформулированной гипотезы, разработки рекомендаций по разрешению проблемной ситуа- ции. Кроме того, второй вопрос дает возможность продемонстрировать студенту свои теоретические знания в области методологии прикладного социологического исследования, владение методами сбора (анкетирова- ние, интервьюирование, экспертный опрос и т. д.) и обработки первичной социальной информации.

Строго говоря, основная часть может состоять и из большего количе- ства вопросов и (параграфов), но помните, что на основную часть отво- дится всего 16–20 страниц машинописного текста, и делать вопросы и параграфы слишком маленькими просто не стоит.

Итак, написание каждого вопроса работы имеет свои особенности. Первый вопрос, как правило, посвящается рассмотрению теоретиче- ских аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этом вопросе обычно рассматриваются сущ- ность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы. Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть рабо- ты не самоцель, а средство к созданию теоретической базы для рассмот- рения практических вопросов исследуемой проблемы.

Студент должен проявить хорошее знание теории вопроса по литера- турным источникам, выявить сходство и особенности взглядов, различ- ные точки зрения исследователей по одним и тем же вопросам темы, найти своих «единомышленников» и «противников». Будет хорошо, если студент попытается сформулировать на этой основе свою собственную точку зрения и аргументировать ее правильность. Здесь же целесообраз-


 

но дать и общую статистическую характеристику явлений (процессов), имеющих непосредственное отношение к теме. Для этой цели привлека- ется не только литературный, но и статистический материал.

Разумеется, что работа с источниками статистической информации не должна сводиться к простому переписыванию приводимых там сведе- ний. Студент должен их по-своему обработать и систематизировать. Тре- бования к этому разделу контрольной работы сводятся к тому, что данная глава не может носить форму простого изложения и обобщения литера- турных источников, а должна содержать анализ важнейших проблем, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений по теме исследования.

При написании теоретического вопроса обязательны библиографи- ческие ссылки на источник, из которого автором контрольной работы за- имствованы материалы: общие положения, отдельные результаты, ри- сунки, цифровой материал. Абсолютное большинство библиографических ссылок приходится именно на теоретическую главу, между тем в случае необходимости они используются и в следующей гла- ве контрольной работы. Правила оформления библиографических ссы- лок представлены в п. 5 «Подбор и оформление литературы контрольной работы» настоящего учебного пособия.

Вопрос должен завершаться краткими выводамипо теоретиче- ской части (не более 0,5 стр.) и, что очень важно, формулировкой ги- потезы, проверка которой будет осуществлена студентом во втором во- просе.

Напомним, что гипотеза – это обоснованное предположение о свойст- вах или структуре социальной системы – объекта исследования, о характе- ре связей между значениями параметров, определяющих ее поведение.

В прикладной социологии, как правило, выделяются три вида воз- можной ориентации исследования в зависимости от уровня разработан- ности гипотезы: во-первых, когда гипотезы нет (разведывательное иссле- дование), во-вторых, когда имеется описательная гипотеза, в-третьих, когда имеется объяснительная гипотеза.

Описательная гипотеза – это предположение о существенных свой- ствах объекта исследования (классификационная гипотеза), о наличии или характере связи между отдельными параметрами элементов соци- альной системы (структурная гипотеза).


 

Объяснительная гипотеза – это предположение о причинно- следственных зависимостях в поведении объекта исследования, степени взаимодействия между его элементами, или степени тесноты связи меж- ду параметрами изучаемой социальной системы.

Приведем формулировку гипотезы, которую предложил В. А. Ядов в исследовании отношения рабочих к труду: «Функциональное содержание труда будет ведущим фактором, определяющим отношение к труду, фиксируемое в объективных и субъективных показателях при данных общих социальных условиях трудовой деятельности» [20, с. 53]. Очевидно, при такой формулировке гипотезы понятия «функциональное содержание труда», «объективные и субъективные показатели отношения к труду», «социальные условия трудовой деятельности» должны быть подвергнуты эмпирической интерпретации.

Другие примеры формулирования гипотез приведены в приложении (см. прилож. 7).

Во втором вопросе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первом вопросе, рекомендуется проанализировать со- стояние дел на определенном темой работы участке деятельности. Обра- щение к реальной практике предполагает, что объект исследования оце- нивается на основании эмпирической базы, то есть массивов эмпирической (статистической) информации, характеризующих факти- ческое состояние того или иного явления или процесса, а также динамику его развития в ретроспективе или перспективе. Для этого используются материалы научно-практических конференций, результаты исследова- ний, выполненных преподавателями вуза, социологическими центрами, исследовательскими фондами, статистические данные, отражающие про- текающие социальные процессы в масштабах страны в целом, региона, города, конкретных предприятий. Обязательно необходимо указывать источники, из которых получена информация – научные статьи в журна- лах, монографии, публикации на официальных сайтах.

Центральная задача этого вопроса состоит в том, чтобы на основе обобщения теоретического и аналитического материалов не только сформулировать, но и развернуто аргументировать свои предложения по исправлению проблемной ситуации, которая анализируется в контроль- ной работе. Эта задача решается с учетом выявленных в ходе анализа не- достатков. На основе сравнения существующей практики с опытом более прогрессивного решения аналогичных вопросов в других организациях,


 

регионах, а также с зарубежным опытом (эта работа должна быть проде- лана в первом вопросе), студент должен сформулировать и доказательно изложить свои предложения о возможных путях устранения выявленных недостатков (решения проблемной ситуации). Аргументированные пред- ложения (управленческие решения), разработанные студентом в соответ- ствии с выбранной темой, придают контрольной работе особую ценность и практическую значимость.

При анализе социальных процессов необходимо учитывать следующее:

□ приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными;

□ при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они со- поставимы;

□ цифровой материал должен отражать общую направленность и законо- мерность исследуемого социального процесса, а не исключения из них.

Эмпирические данные должны быть не только приведены, но и проанализированыдля обоснования выводов. Особое внимание должно быть уделено математически грамотной обработке полученных данных. При этом должно быть продемонстрировано применение раз- личных методов и приемов анализа, известных студенту. Не следует за- бывать, что использование математических методов – средство, но не цель написания работы. Для того, чтобы контрольная работа не была пе- регружена цифровыми данными, следует использовать иллюстрации, к которым, помимо таблиц, алгоритмов, программ, относятся различного рода графические построения. Следует иметь в виду, что все данные, на которые идут ссылки в этом вопросе, должны свидетельствовать о разви- тии той или иной ситуации, отражать характеристики и свойства явлений в «масштабах» Волгоградской области. Данные в целом по России или по другим регионам страны могут быть приведены только для сравнения и / или сопоставления с данными регионального уровня.

Второй вопрос контрольной работы должен содержать таблицы и рисунки (графики, диаграммы), систематизирующие цифровой (стати- стический, эмпирический) материал, отображающий наиболее важные зависимости.

В процессе написания контрольной работы студент может (должен) использовать все известные ему методы анализа:


 

□ сравнительный анализ;

□ факторный анализ;

□ частотные распределения;

□ метод расчленения;

□ регрессионный анализ;

□ кластерный анализ, и т. д.

Иллюстрации могут быть расположены как по тексту работы, так и в приложениях. Независимо от местоположения в работе, иллюстрации оформляются по правилам, определяемым соответствующими государст- венными стандартами.

По окончании главы должны быть кратко сделаны выводы по ре- зультатам анализа.

Заключениеносит форму синтеза полученных в работе результа- тов. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение по- лученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными за- дачами, поставленными и сформулированными во введении. Далее излагаются предложения автора по результатам проделанной работы с их обязательной аргументацией. Выводы и предложения должны быть очень конкретными, относящимися к теме исследования и его объекту. Иначе говоря, заключение должно содержать краткие выводы и собст- венное аргументированное мнение по исследованной проблеме.

Чтобы успешно написать работу, требуется не столько блестящий ум, сколько решимость и настойчивость. Перед началом написания работы многие студенты испытывают так называемый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно большого объема. «Лекарство» от такого стресса про- стое: начинайте свою работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

В приложенияхдаются исходные данные к расчетам, результаты которых в обобщенном виде вошли в основной текст работы. Здесь также можно привести различные методические материалы и иллюстрации, имеющие отношение к теме работы, на которые студент ссылается в про- цессе изложения материала. Кроме того, в приложения можно включить массивы исходной информации, «крупногабаритные» таблицы, акты или справки о внедрении отдельных результатов работы, анкеты социологи- ческих опросов и другие материалы.


 

 

5. Подбор и оформление литературы контрольной работы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.