Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 7 глава





Методические советы

Во введении коротко представьте относительно стабильные формы организации совместной жизни индивидов на основе социальных инте-


 

ресов и взаимодействий, подчеркните значимость общностей для каждо- го человека.

В первом вопросе сформулируйте ключевые определения темы, опишите основные признаки и функции социальных общностей.

Во втором вопросе покажите многообразие социальных общностей, приведите примеры, четко выделяя основания для их классификации.

В третьем вопросе при определении понятия «социальная группа» не- обходимо указать на особенности данной категории, отличающие его от социальной общности. Поясните различия в терминах, подкрепите эти по- яснения примерами. Отметьте, какое значение играют социальные группы в социальной структуре общества. Опишите, к каким социальным группам принадлежите Вы лично, какую роль играют эти группы в становлении Вас как личности и специалиста (профессионала). Приведите примеры.

В заключении обратите внимание на объективность процесса усиле- ния социальной дифференциации современного общества, а также на из- менения в социальном положении различных социальных общностей. Не- обходимо обозначить роль социальных групп в жизни каждого человека, который является членом значительного количества социальных групп. Оцените роль группы в становлении личности.



Список рекомендуемой литературы:

1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – СПб.,1992.

2. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М., 1983.

3. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 1991.

4. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М., 1982.

5. Ринкявичус, Л. Концепция общности и ее специфика в виртуальном пространстве / Л. Ринкявичус, Э. Буткявичене // Социологические исследования. – 2007. – № 7.

6. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб., 2001.

7. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997.


 

Тема 57. Социальные процессы как объект изучения социологии План работы:

Введение

1. Социальный процесс: понятие и виды.



2. Социальные движения. Социальные реформы и революции. Заключение

Методические советы

Во введении покажите взаимосвязанность всех социальных процес- сов, противоречивость двух основных состояний общества – согласия и конфликта; покажите, что бурные социально-политические события конца XX века, делают изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки.

В первом вопросе покажите, что социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных действий и взаимодействий. Обратите внимание, что, как правило, разрозненные действия редко могут привести к значи- тельным социальным и культурным изменениям, значительные соци- альные изменения происходят в процессе совместных действий людей; дайте понятие социального процесса и рассмотрите его возможные виды.

Во втором вопросе обратите внимание, что XIX век исходил из пред- положения, что социальные движения должны способствовать нововве- дениям в различных сферах социальной жизни, то век XX уже внес свои коррективы – и теперь социальные движения понимаются как усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и про- тив них. Дайте классификацию социальных движений, обратите особое внимание на такие типы движений как реформы и революции, проиллю- стрируйте примерами из отечественного опыта. Какие социальные дви- жения действуют на территории Волгоградской области (Волгограда)? Дайте их характеристику. Обозначьте проблемы, с которыми сталкивают- ся социальные движения на территории региона. Проиллюстрируйте от- вет примерами, статистическими и / или эмпирическими данными. А к каким социальным движениям Вы лично принадлежите, в каких прини- маете (или готовы принимать) участие, какую роль в них играете, и т. д. Приведите примеры.



В заключении подчеркните, что развитие общества – сложное, мно- гомерное и крайне противоречивое явление, состоящее из разнонаправ-


 

ленных или циклических процессов (трансформаций). Сложность и про- тиворечивость усиливаются необходимостью искать, хотя это и сложно, нормативно-ценностный вектор для каждого периода времени, более то- го, вектор этот не обязательно будет направлен в сторону общепринятого понимания прогресса. Дайте перечень проблем, с которыми сталкивают- ся социальные движения нашего региона.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – М., 2002.

2. Варданянц, Г. К. Терроризм: диагностика и социальный контроль / Г. К. Варданянц // Социологические исследования. – 2005. – № 7.

3. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М., 2004.

4. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. – М., 2003.

5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 1998.

6. Плотинский, Ю. М. Модели социальных процессов / Ю. М. Плотинский. – М., 2001.

7. Томпсон, Дж. Л. Социология / Дж. Л. Томпсон, Дж. Пристли. – М., Львов, 1998.

8. Тощенко, Ж. Т. Социология: общий курс / Ж. Т. Тощенко. – М., 2001.

9. Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. – М., 1996.

 

Тема 58 . Методология и методы конкретного социологического исследования

План работы:

Введение

1. Методология социологического исследования.

2. Основные методы сбора первичной социальной информации. Заключение

Методические советы

Во введении раскройте место и роль прикладной социологии в сис- теме социологического знания, коротко представьте история возникно- вения эмпирической социологии.


 

В первом вопросе раскройте логику конкретного социологического исследования, основные этапы в проведении социологического исследо- вания, дайте характеристику каждому из них. Опишите виды конкретных социологических исследований, акцентируйте внимание на выборочном исследовании. Дайте основные понятия прикладной социологии.

Во втором вопросе представьте основные методы сбора первичной соци- альной информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, тестирование, социометрия, деловые игры), раскройте достоинства, недос- татки и границы возможного применения каждого из них. Приведите при- меты того или иного метода сбора первичной социальной информации, ис- пользованного в проведении прикладных социологических исследований, выполненных волгоградскими исследователями. Проиллюстрируйте ответ эмпирическими данными этих исследований. Представьте исследователь- ские организации региона, которые проводят прикладные исследования.

В заключении покажите место и роль прикладной социологии в структуре социологического знания. Оцените значимость отдельных ме- тодов сбора первичной социальной информации.

Список рекомендуемой литературы:

1. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респонден- там: учеб. пособие для университетов / И. А. Бутенко. – М., 1989.

2. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. – М., 1976.

3. Горшков, М. К. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М., 2003.

4. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических иссле- дований: учеб. пособие / В. Г.Гречихин. – М., 1988.

5. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. – М., 1987.

6. Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью па- кета SPSS: учеб. пособие для вузов / А. О. Крыштановский. – М., 2006.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ докумен- тов. Наблюдение. Эксперимент / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М., 1990.

8. Рабочая книга социолога: (2-е изд., перераб. и доп.). — М., 1983.

9. Саганенко, Г. И. Надежность результатов социологического исследова- ния / Г. И. Саганенко / под ред. В. А. Ядова. — Л., 1983.


 

10. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. — М., 1998.

11. Чурилов, Н. Н. Проектирование выборочного социологического ис- следования / Н. Н. Чурилов. — Киев, 1986.

12. Шварц, Г. Выборочный метод. Руководство по применению статисти- ческих методов оценивания / Г. Шварц / пер. с нем. — М., 1978.

13. Шляпентох, В. Э. Проблемы репрезентативности социологической информации (случайная и неслучайная выборки в социологии) / В. Э. Шляпентох. — М., 1976.

14. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — М., 1987.

15. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяс- нение, понимание социальное реальности / В. А. Ядов. — М., 1998.

 

Тема 59. Выборочный метод в социологическом исследовании План работы:

Введение

1. Основные принципы выборочного исследования.

2. Методы формирования выборки.

3. Методы обработки данных. Заключение

Методические советы

Во введении обозначьте основания классификации прикладных со- циологических и маркетинговых исследований (по периодичности про- ведения исследований, по специфике целей проекта, по способу форми- рования совокупности анализируемой информации), подчеркните значимость и распространенность выборочных исследований.

В первом вопросе подчеркните, что целью выборочного исследова- ния является, или, по крайней мере, должно являться, получение пер- вичной социальной или маркетинговой информации, достаточной для подтверждения или отклонения высказанных гипотез, что тип выборки и ее объем являются основными факторами, влияющими на качество по- лучаемой информации. Приведите основные понятия выборочного ис- следования (генеральная совокупность, выборка, ошибка выборки, кон-


 

тур выборки, единица выборки и т. д.). Объясните, что такое репрезента- тивность выборки.

Во втором вопросе опишите основные методы формирования выбо- рок, приведите формулы расчета выборок. Обратите внимание, что при оценке степени точности получаемой социальной информации традици- онно выделяют две компоненты ошибки выборочного исследования — случайную и систематическую ошибку. Объясните причины появления этих ошибок. Как их можно избежать? Какими факторами определяется величина случайной ошибки выборки?

В третьем вопросе подчеркните, что в практике проведения социоло- гических исследований используется достаточно большое количество ме- тодов обработки полученной информации. Как правило, обработка про- водится с помощью специализированных программных систем, наиболее распространенными из которых являются программные комплексы MS Excel, SPSS и Statistica. Наиболее распространенным и простым методом обработки результатов исследования является анализ частотных распреде- лений, анализ таблиц сопряженности, дисперсионный анализ, корреля- ционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ и др. Опишите известные вам методы, приведите примеры.

В каждом из вопросов приведите примеры на основе прикладных ис- следований, выполненных волгоградскими исследователями на террито- рии региона. Достаточно большое количество результатов таких исследо- ваний представлено в «Известиях Волгоградского государственного технического университета» (Серия: Проблемы социально- гуманитарного знания), размещенных на сайте www.elibrary.ru.

В заключении сформулируйте основные достоинства и недостатки вы- борочного исследования, обозначьте возможные границы его применения.

Список рекомендуемой литературы:

1. Гласс, Дж., Стэнли, Дж. Статистические методы в педагогике и пси- хологии / Дж. Глас, Дж. Стенли. – М., 1976.

2. Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. Прикладная социология: учебное по- собие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М., 2003.

3. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических ис- следований / В. Г. Гречихин. – М., 1988.

4. Девятко, И. Ф. Модели объяснения и логика социологического ис- следования / И. Ф. Девятко. – М., 1996.


 

5. Докторов, Б. З. О надежности измерения в социологическом иссле- довании / Б. З. Докторов. – Л., 1979.

6. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. – М., 1987.

7. Как провести социологическое исследование / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. – М., 1990.

8. Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью па- кета SPSS: учеб. пособие для вузов / А. О. Крыштановский. – М., 2006.

9. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М., 2006.

10. Слепенков, И. М. Методологические принципы и методика конкрет- ного социологического исследования / И. М. Слепенков. – М., 1974.

11. Цыба, В. Т. Математико-статистические основы социологических ис- следований / В. Т. Цыба. — М., 1981.

12. Чурилов, Н. Н. Проектирование выборочного социологического ис- следования / Н. Н. Чурилов. — Киев, 1986.

13. Шварц, Г. Выборочный метод. Руководство по применению стати- стических методов оценивания / Г. Шварц / пер. с нем. — М., 1978.

14. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы / В. А. Ядов. – М., 1987.

 

Тема 60 . Методы сбора первичной социальной информац ии План работы:

Введение

1. Неопросные методы социологических исследований.

2. Опросные методы социологического исследования. Заключение

Методические советы

Во введении подчеркните, что в процессе проведения эмпирического исследования социолог имеет дело с субъективными мнениями, пози- циями, отношениями, оценками, поэтому необходимо применять мето- ды, позволяющие получить объективную информацию. Не следует забы- вать, что каждый метод исследования имеет свои четко ограниченные познавательные возможности, поэтому методы не могут быть «хороши- ми» или «плохими», а являются адекватными или неадекватными по- ставленной исследовательской задаче.


 

В первом вопросе покажите возможные границы применения, дос- тоинства и недостатки, правила применения неопросных методов социо- логического исследования (наблюдение, эксперимент, анализ докумен- тов, игровые методы). Приведите примеры.

Во втором вопросе покажите возможные границы применения, дос- тоинства и недостатки, правила применения опросных методов социоло- гического исследования (опрос – анкетирование и интервьюирование, социометрия, метод экспертной оценки, тестирование). Приведите при- меры. Обратите внимание на комплексное использование методов, их взаимодополняемость.

В каждом из вопросов приведите приметы того или иного метода сбора первичной социальной информации, использованного в проведении при- кладных социологических исследований, выполненных волгоградскими ис- следователями. Проиллюстрируйте ответ эмпирическими данными этих ис- следований. С результатами исследований, выполненных волгоградскими специалистами, можно познакомиться в «Известиях Волгоградского госу- дарственного технического университета» (Серия: Проблемы социально- гуманитарного знания), размещенных на сайте www.elibrary.ru.

В заключении напомните, что на этапе сбора первичной социальной информации добываются новые знания, необходимые для обогащения и нормального функционирования науки, решения практических задач. Обратите внимание, что надежность метода обеспечивается его обосно- ванным использованием и соблюдением правил применения. Сформули- руйте основные достоинства и недостатки неопросных и опросных мето- дов социологического исследования.

Список рекомендуемой литературы:

1. Багрецов, С. А. Диагностика социально-психологических характери- стик малых групп с внешним статусом / С. А. Багренцов, В. М. Львов, В. В. Наумов, К. М. Оганян. – СПб., 1999.

2. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респонден- там: учеб. пособие для университетов / И. А. Бутенко. – М., 1989.

3. Горшков, М. К. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М., 2003.

4. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических иссле- дований: учеб. пособие / В. Г.Гречихин. – М., 1988.

5. Дмитриева, Е. В. Фокус — группы в маркетинге и социологии / Е. В. Дмитриева. – М., 1998.


 

6. Ковалев, Е. М. Качественные методы в полевых социологических иссле- дованиях / Е. М. Ковалев, И. Е. Штейнберг. – М.,1999.

7. Макаревич, В. Н. Игровые методы в социологии: теория и алгорит- мы / В. Н. Макаревич. – М., 1994. – 120 с.

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ докумен- тов. Наблюдение. Эксперимент / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М., 1990.

9. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено / пер. с англ. – М., 2004.

10. Применение тестов в социологии / под ред. Г. Г. Воробьева, В. П. Павлова. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – 298 с.

11. Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персона- лом: учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев. — М., 2000.

12. Рабочая книга социолога: (2-е изд., перераб. и доп.). — М., 1983.

13. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. — М., 1998.

14. Федотова, Л. Н. Анализ содержания — социологический метод изу- чения средств массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — М., 2001.

15. Хагуров, А. А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы / А. А. Хагуров. — Ростов-н/Д., 1991.

16. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. — Киев, 1974.

17. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — М., 1987.

18. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяс- нение, понимание социальное реальности / В. А. Ядов. — М., 1998.

 

Тема 61 . Власть как социальный институт План работы:

Введение

1. Понятие социального института, его признаки, свойства, типы и функции.

2. Социальный институт власти. Типы власти. Заключение


 

Методические советы

Во введении напомните, что власть – это политический механизм самоорганизации общества, призванный создавать оптимальные условия для жизнедеятельности этого общества, то есть власть, как социальный институт, призвана обеспечить населению нормальные условия жизни работы и отдыха, безопасности и уверенности в будущем.

В первом вопросе дайте определение социального института, функ- ций, целей и задач социальных институтов, выделите и проанализируйте в первую очередь наиболее важные среди них.

Во втором вопросе опишите власть, как социальный институт, обо- значьте его цель, задачи, функции, свойства и т. д. Приведите примеры реальной реализации функций в условиях российской практики. Дайте возможные типологии власти. Ответьте на вопрос, какие институты вла- сти представлены в социокультурном пространстве регионе, дайте их ха- рактеристику, каково отношение населения к этим институтам. Проил- люстрируйте свой ответ примерами из выполненных волгоградскими исследователями прикладных исследований.

В заключении сделайте вывод о значимости в нашей жизни такого социального института как власть, покажите его место и роль в ряду дру- гих социальных институтов, покажите отношение населения к институ- там власти.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Авторханов, А. Г. Технология власти / А. Г.Авторханов // Вопросы истории. – 1992. – № 1 – 3.

2. Ашин, Г. К., Кравченко, С. А., Лозанский, Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский. – М., 2001.

3. Белов, Г. А. Инструкционная система политической власти / Г. А. Белов // Кентавр. – 1995. – № 7 – 8.

4. Болл, Т. Власть / Т. Болл // Полис. – 1993. – № 5.

5. Гаман-Голутвина, О. Властные группы российских регионов: персо- нальный состав и тенденции эволюции / О. Гаман-Голутвина // Вестник аналитики. – 2004. – № 4 (18).

6. Залысин, И. Ю. Политическое насилие в системе власти / И. Ю. Залысин // Социально-политический журнал. – 1995. – № 3.


 

7. Краснов, Б. И. Теория власти и властных отношений / Б. И. Краснов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2.

8. Мильнер, В. Исполнительная власть: принципы организации и управления / В. Мильнер // Вопросы экономики. – 2002. – № 7.

9. Пушкарева, Г. В. Власть как социальный институт / Г. В. Пушкарева // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2.

10. Разуваев, В. В. Власть в России: бюрократическое измерение / В. В. Разуваев // Кентавр. – 1995. – № 8.

11. Токарев, В. В., Дулина Н. В. Мониторинг общественно-политической ситуации в Волгоградской области: опыт проведения прикладного исследования / В. В. Токарев, Н. В. Дулина. – Волгоград, 2011.

 

Тема 62. Основные виды конфликтов: проблемы и классификация План работы:

Введение

1. Понятие, виды и функции конфликтов.

2. Способы разрешения конфликтов. Заключение

Методические советы

Во введении напомните, что среди социологических теорий важное место занимает теория социальных конфликтов: концепция позитивно- функционального конфликта Льюиса Козера, конфликтная модель обще- ства Ральфа Дарендорфа, общая теория конфликта Кеннета Боулдинга. Для общества в целом характерны два основных способа существования – согласие и конфликт. При статическом состоянии общества они находятся в равновесном соотношении. При динамическом, характеризующемся дисбалансом, неуравновешенностью социальных отношений и взаимодей- ствий, один из них получает приоритетное развитие.

В первом вопросе дайте определение конфликта, раскройте его функ- ции (позитивные и негативные), покажите его виды. Порассуждайте о со- отношении двух состояний общества: конфликт и согласие.

Во втором вопросе проанализируйте возможные способы разрешения конфликтов. Приведите конкретные примеры разрешения конфликтных ситуаций в отечественной практике (на уровне страны, региона и т. д.). Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и эмпи- рические данные исследований, выполненных в нашем регионе.


 

В заключении сделайте вывод о том, что общество как интегральная многоуровневая совокупность взаимодействующих социальных субъектов характеризуется различной степенью проявления согласия и конфликта. Переплетением этих состояний и процессов. Важно научиться быть гото- вым к адекватной характеристике и оценке соответствующих стилей кон- фликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, социального партнерства и согласия.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Бабосов, Е. М. Основы конфликтологии /Е. М. Бабосов. – Минск, 1997.

2. Бородин, Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородин. – Новоси- бирск, 1984.

3. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. – М., 1995.

4. Иванов, В. Н. Конфликтология: проблемы становления и развития / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1994.

5. Козырев, Г. И. Конфликтные проблемы: конфликтология групп и конфликтов / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 1999. -–№ 6.

6. Конфликтная этничность и этнические конфликты / отв. ред. Дро- быжева Л. М. – М., 1994.

7. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб., 2001.

8. Платонов, Ю. В. Социальные конфликты на производстве / Ю. В. Платонов // Социологические исследования. – 1991. – № 1.

9. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.

10. Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия. В 2 тт. – М.-СПб., 2004.

11. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992

12. Сперанский, В. И. Основные виды конфликтов: проблемы классифи- кации / В. И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. – № 4.

13. Топтарева, К. О. О возможных механизмах решения конфликта / К. О. Топтарева // Полис. – 1998. – № 6.


 

Тема 63 . Религия как институт культуры План работы:

Введение

1. Социология религии в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера.

2. Структура и функции религии. Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на то, что развитие культуры нераз- рывно связано с религией и социология религии как самостоятельное на- правление зародилась в рамках социологии в конце XIX века, дайте оп- ределение религии и опишите круг проблем, изучением которых в настоящее время занимается социология религии.

В первом вопросе раскройте основные положения социологии рели- гии в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера. В случае необходимости, обра- титесь к работам и других классиков.

Во втором вопросе перечислите основные элементы, которые выде- ляются в структуре религии, и те функции, которые она выполняет в об- ществе. Опишите, как функции, выполняемые религией в обществе, мак- симально полно реализуются конфессиями, расположенными на территории Волгоградской области (Волгограда), какова представлен- ность этих конфессий в нашем регионе. Оцените влияние церкви на со- стояние современного российского общества.

В заключении подчеркните, что в истории социологии можно выде- лить два подхода в осмыслении роли религии: 1) негативный – отрица- ние религии и ее критика; 2) позитивный – признание пользы и необхо- димости религии. К какой точке зрения склоняетесь Вы? На чем основано Ваше мнение? Обоснуйте Вашу позицию.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Белла, Р. Социология религии / Р. Белла // Американская социоло- гия. – М., 1972.

2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма/ М. Вебер // Ве- бер М. Избранные произведения. – М., 1990.

3. Вебер, М. Социология религии. типы религиозных сообществ/ М. Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

4. Гараджа, В. И. Социология религии / В. И. Гараджа. – М., 1996.


 

5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999.

6. Дюркгейм, Э. Социология религии и теория познания. Коллектив- ный ритуал. Священные объекты как символы / Э. Дюркгейм // ре- лигия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. – М., 1996.

7. Зиммель, Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. – М., 1996.

8. Социология религии: классические подходы / науч. ред., сост.: М. П. Гапочкина, Ю. А. Кимелев. – М., 1994.

9. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / М. Хальбвакс. – СПб., 2000.

10. Яблоков, И. Н. Методологические проблемы социологии религии / И. Н. Яблоков. – М., 1972.

 

Тема 64 . Религиозная идентичность в современной России План работы:

Введение

1. Религия как социальный институт.

2. Религиозная идентичность как персональный портрет человека со- временного общества.

Заключение

Методические советы

Во введении обратите внимание на возросший интерес к исследова- нию идентичности вообще и религиозной в частности, поскольку именно тема идентичности – это тема, наиболее реагирующая на политические перемены в стране и в мире в целом.

В первом вопросе раскройте понятие религии, как одного из основ- ных социальных институтов, обслуживающих потребности общества.

Во втором вопросе представьте религиозную ситуацию, складываю- щуюся на территории нашего региона, посмотрите на соотношение кон- фессий, численность верующих, разделяющих взгляды той или иной ре- лигии, и т. д. Обозначьте проблемы в данной сфере. Приведите примеры социологических исследований, выполненных в нашем регионе и харак- теризующих религиозную ситуацию в Волгоградской области. Проиллю- стрируйте ответ эмпирическими данными этих исследований.


 

В заключении подчеркните, что религия играет важную роль в обще- стве, призвана удовлетворять конкретные потребности человека. Оцените религиозную ситуацию в нашем регионе.

Список рекомендуемой литературы:

1. Белла, Р. Социология религии / Р. Белла // Американская социоло- гия. – М., 1972.

2. Вебер, М. Социология религии. типы религиозных сообществ/ М. Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.

3. Гараджа, В. И. Социология религии / В. И. Гараджа. – М., 1996.

4. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современ- ной России / Отв. ред. В. С. Магун. – М., 2006.

5. Дюркгейм, Э. Социология религии и теория познания. Коллектив- ный ритуал. Священные объекты как символы / Э. Дюркгейм // ре- лигия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. – М., 1996.

6. Зиммель, Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. – М., 1996.

7. Социология религии: классические подходы / науч. ред., сост.: М. П. Гапочкина, Ю. А. Кимелев. – М., 1994.

8. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / М. Хальбвакс. – СПб., 2000.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.