Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 7 глава
Методические советы
Во введении коротко представьте относительно стабильные формы организации совместной жизни индивидов на основе социальных инте-
ресов и взаимодействий, подчеркните значимость общностей для каждо- го человека.
В первом вопросе сформулируйте ключевые определения темы, опишите основные признаки и функции социальных общностей.
Во втором вопросе покажите многообразие социальных общностей, приведите примеры, четко выделяя основания для их классификации.
В третьем вопросе при определении понятия «социальная группа» не- обходимо указать на особенности данной категории, отличающие его от социальной общности. Поясните различия в терминах, подкрепите эти по- яснения примерами. Отметьте, какое значение играют социальные группы в социальной структуре общества. Опишите, к каким социальным группам принадлежите Вы лично, какую роль играют эти группы в становлении Вас как личности и специалиста (профессионала). Приведите примеры.
В заключении обратите внимание на объективность процесса усиле- ния социальной дифференциации современного общества, а также на из- менения в социальном положении различных социальных общностей. Не- обходимо обозначить роль социальных групп в жизни каждого человека, который является членом значительного количества социальных групп. Оцените роль группы в становлении личности.
Список рекомендуемой литературы:
1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – СПб.,1992.
2. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды / А. А. Бодалев. – М., 1983.
3. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – М., 1991.
4. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М., 1982.
5. Ринкявичус, Л. Концепция общности и ее специфика в виртуальном пространстве / Л. Ринкявичус, Э. Буткявичене // Социологические исследования. – 2007. – № 7.
6. Смирнов, П. И. Социология личности / П. И. Смирнов. – СПб., 2001.
7. Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997.
Тема 57. Социальные процессы как объект изучения социологии План работы:
Введение
1. Социальный процесс: понятие и виды.
2. Социальные движения. Социальные реформы и революции. Заключение
Методические советы
Во введении покажите взаимосвязанность всех социальных процес- сов, противоречивость двух основных состояний общества – согласия и конфликта; покажите, что бурные социально-политические события конца XX века, делают изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки.
В первом вопросе покажите, что социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных действий и взаимодействий. Обратите внимание, что, как правило, разрозненные действия редко могут привести к значи- тельным социальным и культурным изменениям, значительные соци- альные изменения происходят в процессе совместных действий людей; дайте понятие социального процесса и рассмотрите его возможные виды.
Во втором вопросе обратите внимание, что XIX век исходил из пред- положения, что социальные движения должны способствовать нововве- дениям в различных сферах социальной жизни, то век XX уже внес свои коррективы – и теперь социальные движения понимаются как усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и про- тив них. Дайте классификацию социальных движений, обратите особое внимание на такие типы движений как реформы и революции, проиллю- стрируйте примерами из отечественного опыта. Какие социальные дви- жения действуют на территории Волгоградской области (Волгограда)? Дайте их характеристику. Обозначьте проблемы, с которыми сталкивают- ся социальные движения на территории региона. Проиллюстрируйте от- вет примерами, статистическими и / или эмпирическими данными. А к каким социальным движениям Вы лично принадлежите, в каких прини- маете (или готовы принимать) участие, какую роль в них играете, и т. д. Приведите примеры.
В заключении подчеркните, что развитие общества – сложное, мно- гомерное и крайне противоречивое явление, состоящее из разнонаправ-
ленных или циклических процессов (трансформаций). Сложность и про- тиворечивость усиливаются необходимостью искать, хотя это и сложно, нормативно-ценностный вектор для каждого периода времени, более то- го, вектор этот не обязательно будет направлен в сторону общепринятого понимания прогресса. Дайте перечень проблем, с которыми сталкивают- ся социальные движения нашего региона.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – М., 2002.
2. Варданянц, Г. К. Терроризм: диагностика и социальный контроль / Г. К. Варданянц // Социологические исследования. – 2005. – № 7.
3. Зборовский, Г. Е. Общая социология / Г. Е. Зборовский. – М., 2004.
4. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. – М., 2003.
5. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 1998.
6. Плотинский, Ю. М. Модели социальных процессов / Ю. М. Плотинский. – М., 2001.
7. Томпсон, Дж. Л. Социология / Дж. Л. Томпсон, Дж. Пристли. – М., Львов, 1998.
8. Тощенко, Ж. Т. Социология: общий курс / Ж. Т. Тощенко. – М., 2001.
9. Штомпка, П. Социология социальных изменений / пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. – М., 1996.
Тема 58 . Методология и методы конкретного социологического исследования
План работы:
Введение
1. Методология социологического исследования.
2. Основные методы сбора первичной социальной информации. Заключение
Методические советы
Во введении раскройте место и роль прикладной социологии в сис- теме социологического знания, коротко представьте история возникно- вения эмпирической социологии.
В первом вопросе раскройте логику конкретного социологического исследования, основные этапы в проведении социологического исследо- вания, дайте характеристику каждому из них. Опишите виды конкретных социологических исследований, акцентируйте внимание на выборочном исследовании. Дайте основные понятия прикладной социологии.
Во втором вопросе представьте основные методы сбора первичной соци- альной информации (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, тестирование, социометрия, деловые игры), раскройте достоинства, недос- татки и границы возможного применения каждого из них. Приведите при- меты того или иного метода сбора первичной социальной информации, ис- пользованного в проведении прикладных социологических исследований, выполненных волгоградскими исследователями. Проиллюстрируйте ответ эмпирическими данными этих исследований. Представьте исследователь- ские организации региона, которые проводят прикладные исследования.
В заключении покажите место и роль прикладной социологии в структуре социологического знания. Оцените значимость отдельных ме- тодов сбора первичной социальной информации.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респонден- там: учеб. пособие для университетов / И. А. Бутенко. – М., 1989.
2. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стэнли. – М., 1976.
3. Горшков, М. К. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М., 2003.
4. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических иссле- дований: учеб. пособие / В. Г.Гречихин. – М., 1988.
5. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. – М., 1987.
6. Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью па- кета SPSS: учеб. пособие для вузов / А. О. Крыштановский. – М., 2006.
7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ докумен- тов. Наблюдение. Эксперимент / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М., 1990.
8. Рабочая книга социолога: (2-е изд., перераб. и доп.). — М., 1983.
9. Саганенко, Г. И. Надежность результатов социологического исследова- ния / Г. И. Саганенко / под ред. В. А. Ядова. — Л., 1983.
10. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. — М., 1998.
11. Чурилов, Н. Н. Проектирование выборочного социологического ис- следования / Н. Н. Чурилов. — Киев, 1986.
12. Шварц, Г. Выборочный метод. Руководство по применению статисти- ческих методов оценивания / Г. Шварц / пер. с нем. — М., 1978.
13. Шляпентох, В. Э. Проблемы репрезентативности социологической информации (случайная и неслучайная выборки в социологии) / В. Э. Шляпентох. — М., 1976.
14. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — М., 1987.
15. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяс- нение, понимание социальное реальности / В. А. Ядов. — М., 1998.
Тема 59. Выборочный метод в социологическом исследовании План работы:
Введение
1. Основные принципы выборочного исследования.
2. Методы формирования выборки.
3. Методы обработки данных. Заключение
Методические советы
Во введении обозначьте основания классификации прикладных со- циологических и маркетинговых исследований (по периодичности про- ведения исследований, по специфике целей проекта, по способу форми- рования совокупности анализируемой информации), подчеркните значимость и распространенность выборочных исследований.
В первом вопросе подчеркните, что целью выборочного исследова- ния является, или, по крайней мере, должно являться, получение пер- вичной социальной или маркетинговой информации, достаточной для подтверждения или отклонения высказанных гипотез, что тип выборки и ее объем являются основными факторами, влияющими на качество по- лучаемой информации. Приведите основные понятия выборочного ис- следования (генеральная совокупность, выборка, ошибка выборки, кон-
тур выборки, единица выборки и т. д.). Объясните, что такое репрезента- тивность выборки.
Во втором вопросе опишите основные методы формирования выбо- рок, приведите формулы расчета выборок. Обратите внимание, что при оценке степени точности получаемой социальной информации традици- онно выделяют две компоненты ошибки выборочного исследования — случайную и систематическую ошибку. Объясните причины появления этих ошибок. Как их можно избежать? Какими факторами определяется величина случайной ошибки выборки?
В третьем вопросе подчеркните, что в практике проведения социоло- гических исследований используется достаточно большое количество ме- тодов обработки полученной информации. Как правило, обработка про- водится с помощью специализированных программных систем, наиболее распространенными из которых являются программные комплексы MS Excel, SPSS и Statistica. Наиболее распространенным и простым методом обработки результатов исследования является анализ частотных распреде- лений, анализ таблиц сопряженности, дисперсионный анализ, корреля- ционный анализ, факторный анализ, кластерный анализ и др. Опишите известные вам методы, приведите примеры.
В каждом из вопросов приведите примеры на основе прикладных ис- следований, выполненных волгоградскими исследователями на террито- рии региона. Достаточно большое количество результатов таких исследо- ваний представлено в «Известиях Волгоградского государственного технического университета» (Серия: Проблемы социально- гуманитарного знания), размещенных на сайте www.elibrary.ru.
В заключении сформулируйте основные достоинства и недостатки вы- борочного исследования, обозначьте возможные границы его применения.
Список рекомендуемой литературы:
1. Гласс, Дж., Стэнли, Дж. Статистические методы в педагогике и пси- хологии / Дж. Глас, Дж. Стенли. – М., 1976.
2. Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. Прикладная социология: учебное по- собие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М., 2003.
3. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических ис- следований / В. Г. Гречихин. – М., 1988.
4. Девятко, И. Ф. Модели объяснения и логика социологического ис- следования / И. Ф. Девятко. – М., 1996.
5. Докторов, Б. З. О надежности измерения в социологическом иссле- довании / Б. З. Докторов. – Л., 1979.
6. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях / отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова. – М., 1987.
7. Как провести социологическое исследование / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. – М., 1990.
8. Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью па- кета SPSS: учеб. пособие для вузов / А. О. Крыштановский. – М., 2006.
9. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М., 2006.
10. Слепенков, И. М. Методологические принципы и методика конкрет- ного социологического исследования / И. М. Слепенков. – М., 1974.
11. Цыба, В. Т. Математико-статистические основы социологических ис- следований / В. Т. Цыба. — М., 1981.
12. Чурилов, Н. Н. Проектирование выборочного социологического ис- следования / Н. Н. Чурилов. — Киев, 1986.
13. Шварц, Г. Выборочный метод. Руководство по применению стати- стических методов оценивания / Г. Шварц / пер. с нем. — М., 1978.
14. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы / В. А. Ядов. – М., 1987.
Тема 60 . Методы сбора первичной социальной информац ии План работы:
Введение
1. Неопросные методы социологических исследований.
2. Опросные методы социологического исследования. Заключение
Методические советы
Во введении подчеркните, что в процессе проведения эмпирического исследования социолог имеет дело с субъективными мнениями, пози- циями, отношениями, оценками, поэтому необходимо применять мето- ды, позволяющие получить объективную информацию. Не следует забы- вать, что каждый метод исследования имеет свои четко ограниченные познавательные возможности, поэтому методы не могут быть «хороши- ми» или «плохими», а являются адекватными или неадекватными по- ставленной исследовательской задаче.
В первом вопросе покажите возможные границы применения, дос- тоинства и недостатки, правила применения неопросных методов социо- логического исследования (наблюдение, эксперимент, анализ докумен- тов, игровые методы). Приведите примеры.
Во втором вопросе покажите возможные границы применения, дос- тоинства и недостатки, правила применения опросных методов социоло- гического исследования (опрос – анкетирование и интервьюирование, социометрия, метод экспертной оценки, тестирование). Приведите при- меры. Обратите внимание на комплексное использование методов, их взаимодополняемость.
В каждом из вопросов приведите приметы того или иного метода сбора первичной социальной информации, использованного в проведении при- кладных социологических исследований, выполненных волгоградскими ис- следователями. Проиллюстрируйте ответ эмпирическими данными этих ис- следований. С результатами исследований, выполненных волгоградскими специалистами, можно познакомиться в «Известиях Волгоградского госу- дарственного технического университета» (Серия: Проблемы социально- гуманитарного знания), размещенных на сайте www.elibrary.ru.
В заключении напомните, что на этапе сбора первичной социальной информации добываются новые знания, необходимые для обогащения и нормального функционирования науки, решения практических задач. Обратите внимание, что надежность метода обеспечивается его обосно- ванным использованием и соблюдением правил применения. Сформули- руйте основные достоинства и недостатки неопросных и опросных мето- дов социологического исследования.
Список рекомендуемой литературы:
1. Багрецов, С. А. Диагностика социально-психологических характери- стик малых групп с внешним статусом / С. А. Багренцов, В. М. Львов, В. В. Наумов, К. М. Оганян. – СПб., 1999.
2. Бутенко, И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респонден- там: учеб. пособие для университетов / И. А. Бутенко. – М., 1989.
3. Горшков, М. К. Прикладная социология: учеб. пособие для вузов / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. – М., 2003.
4. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических иссле- дований: учеб. пособие / В. Г.Гречихин. – М., 1988.
5. Дмитриева, Е. В. Фокус — группы в маркетинге и социологии / Е. В. Дмитриева. – М., 1998.
6. Ковалев, Е. М. Качественные методы в полевых социологических иссле- дованиях / Е. М. Ковалев, И. Е. Штейнберг. – М.,1999.
7. Макаревич, В. Н. Игровые методы в социологии: теория и алгорит- мы / В. Н. Макаревич. – М., 1994. – 120 с.
8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ докумен- тов. Наблюдение. Эксперимент / отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. — М., 1990.
9. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено / пер. с англ. – М., 2004.
10. Применение тестов в социологии / под ред. Г. Г. Воробьева, В. П. Павлова. — М.: Изд-во МГУ, 2001. – 298 с.
11. Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персона- лом: учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев. — М., 2000.
12. Рабочая книга социолога: (2-е изд., перераб. и доп.). — М., 1983.
13. Семенова, В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В. В. Семенова. — М., 1998.
14. Федотова, Л. Н. Анализ содержания — социологический метод изу- чения средств массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — М., 2001.
15. Хагуров, А. А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы / А. А. Хагуров. — Ростов-н/Д., 1991.
16. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании. — Киев, 1974.
17. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. — М., 1987.
18. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяс- нение, понимание социальное реальности / В. А. Ядов. — М., 1998.
Тема 61 . Власть как социальный институт План работы:
Введение
1. Понятие социального института, его признаки, свойства, типы и функции.
2. Социальный институт власти. Типы власти. Заключение
Методические советы
Во введении напомните, что власть – это политический механизм самоорганизации общества, призванный создавать оптимальные условия для жизнедеятельности этого общества, то есть власть, как социальный институт, призвана обеспечить населению нормальные условия жизни работы и отдыха, безопасности и уверенности в будущем.
В первом вопросе дайте определение социального института, функ- ций, целей и задач социальных институтов, выделите и проанализируйте в первую очередь наиболее важные среди них.
Во втором вопросе опишите власть, как социальный институт, обо- значьте его цель, задачи, функции, свойства и т. д. Приведите примеры реальной реализации функций в условиях российской практики. Дайте возможные типологии власти. Ответьте на вопрос, какие институты вла- сти представлены в социокультурном пространстве регионе, дайте их ха- рактеристику, каково отношение населения к этим институтам. Проил- люстрируйте свой ответ примерами из выполненных волгоградскими исследователями прикладных исследований.
В заключении сделайте вывод о значимости в нашей жизни такого социального института как власть, покажите его место и роль в ряду дру- гих социальных институтов, покажите отношение населения к институ- там власти.
Список рекомендуемой литературы:
1. Авторханов, А. Г. Технология власти / А. Г.Авторханов // Вопросы истории. – 1992. – № 1 – 3.
2. Ашин, Г. К., Кравченко, С. А., Лозанский, Э. Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозанский. – М., 2001.
3. Белов, Г. А. Инструкционная система политической власти / Г. А. Белов // Кентавр. – 1995. – № 7 – 8.
4. Болл, Т. Власть / Т. Болл // Полис. – 1993. – № 5.
5. Гаман-Голутвина, О. Властные группы российских регионов: персо- нальный состав и тенденции эволюции / О. Гаман-Голутвина // Вестник аналитики. – 2004. – № 4 (18).
6. Залысин, И. Ю. Политическое насилие в системе власти / И. Ю. Залысин // Социально-политический журнал. – 1995. – № 3.
7. Краснов, Б. И. Теория власти и властных отношений / Б. И. Краснов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2.
8. Мильнер, В. Исполнительная власть: принципы организации и управления / В. Мильнер // Вопросы экономики. – 2002. – № 7.
9. Пушкарева, Г. В. Власть как социальный институт / Г. В. Пушкарева // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2.
10. Разуваев, В. В. Власть в России: бюрократическое измерение / В. В. Разуваев // Кентавр. – 1995. – № 8.
11. Токарев, В. В., Дулина Н. В. Мониторинг общественно-политической ситуации в Волгоградской области: опыт проведения прикладного исследования / В. В. Токарев, Н. В. Дулина. – Волгоград, 2011.
Тема 62. Основные виды конфликтов: проблемы и классификация План работы:
Введение
1. Понятие, виды и функции конфликтов.
2. Способы разрешения конфликтов. Заключение
Методические советы
Во введении напомните, что среди социологических теорий важное место занимает теория социальных конфликтов: концепция позитивно- функционального конфликта Льюиса Козера, конфликтная модель обще- ства Ральфа Дарендорфа, общая теория конфликта Кеннета Боулдинга. Для общества в целом характерны два основных способа существования – согласие и конфликт. При статическом состоянии общества они находятся в равновесном соотношении. При динамическом, характеризующемся дисбалансом, неуравновешенностью социальных отношений и взаимодей- ствий, один из них получает приоритетное развитие.
В первом вопросе дайте определение конфликта, раскройте его функ- ции (позитивные и негативные), покажите его виды. Порассуждайте о со- отношении двух состояний общества: конфликт и согласие.
Во втором вопросе проанализируйте возможные способы разрешения конфликтов. Приведите конкретные примеры разрешения конфликтных ситуаций в отечественной практике (на уровне страны, региона и т. д.). Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и эмпи- рические данные исследований, выполненных в нашем регионе.
В заключении сделайте вывод о том, что общество как интегральная многоуровневая совокупность взаимодействующих социальных субъектов характеризуется различной степенью проявления согласия и конфликта. Переплетением этих состояний и процессов. Важно научиться быть гото- вым к адекватной характеристике и оценке соответствующих стилей кон- фликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, социального партнерства и согласия.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бабосов, Е. М. Основы конфликтологии /Е. М. Бабосов. – Минск, 1997.
2. Бородин, Ф. М. Внимание: конфликт! / Ф. М. Бородин. – Новоси- бирск, 1984.
3. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта / А. Г. Здравомыслов. – М., 1995.
4. Иванов, В. Н. Конфликтология: проблемы становления и развития / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 1994.
5. Козырев, Г. И. Конфликтные проблемы: конфликтология групп и конфликтов / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 1999. -–№ 6.
6. Конфликтная этничность и этнические конфликты / отв. ред. Дро- быжева Л. М. – М., 1994.
7. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб., 2001.
8. Платонов, Ю. В. Социальные конфликты на производстве / Ю. В. Платонов // Социологические исследования. – 1991. – № 1.
9. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.
10. Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия. В 2 тт. – М.-СПб., 2004.
11. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992
12. Сперанский, В. И. Основные виды конфликтов: проблемы классифи- кации / В. И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. – № 4.
13. Топтарева, К. О. О возможных механизмах решения конфликта / К. О. Топтарева // Полис. – 1998. – № 6.
Тема 63 . Религия как институт культуры План работы:
Введение
1. Социология религии в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера.
2. Структура и функции религии. Заключение
Методические советы
Во введении обратите внимание на то, что развитие культуры нераз- рывно связано с религией и социология религии как самостоятельное на- правление зародилась в рамках социологии в конце XIX века, дайте оп- ределение религии и опишите круг проблем, изучением которых в настоящее время занимается социология религии.
В первом вопросе раскройте основные положения социологии рели- гии в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера. В случае необходимости, обра- титесь к работам и других классиков.
Во втором вопросе перечислите основные элементы, которые выде- ляются в структуре религии, и те функции, которые она выполняет в об- ществе. Опишите, как функции, выполняемые религией в обществе, мак- симально полно реализуются конфессиями, расположенными на территории Волгоградской области (Волгограда), какова представлен- ность этих конфессий в нашем регионе. Оцените влияние церкви на со- стояние современного российского общества.
В заключении подчеркните, что в истории социологии можно выде- лить два подхода в осмыслении роли религии: 1) негативный – отрица- ние религии и ее критика; 2) позитивный – признание пользы и необхо- димости религии. К какой точке зрения склоняетесь Вы? На чем основано Ваше мнение? Обоснуйте Вашу позицию.
Список рекомендуемой литературы:
1. Белла, Р. Социология религии / Р. Белла // Американская социоло- гия. – М., 1972.
2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма/ М. Вебер // Ве- бер М. Избранные произведения. – М., 1990.
3. Вебер, М. Социология религии. типы религиозных сообществ/ М. Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.
4. Гараджа, В. И. Социология религии / В. И. Гараджа. – М., 1996.
5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 1999.
6. Дюркгейм, Э. Социология религии и теория познания. Коллектив- ный ритуал. Священные объекты как символы / Э. Дюркгейм // ре- лигия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. – М., 1996.
7. Зиммель, Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. – М., 1996.
8. Социология религии: классические подходы / науч. ред., сост.: М. П. Гапочкина, Ю. А. Кимелев. – М., 1994.
9. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / М. Хальбвакс. – СПб., 2000.
10. Яблоков, И. Н. Методологические проблемы социологии религии / И. Н. Яблоков. – М., 1972.
Тема 64 . Религиозная идентичность в современной России План работы:
Введение
1. Религия как социальный институт.
2. Религиозная идентичность как персональный портрет человека со- временного общества.
Заключение
Методические советы
Во введении обратите внимание на возросший интерес к исследова- нию идентичности вообще и религиозной в частности, поскольку именно тема идентичности – это тема, наиболее реагирующая на политические перемены в стране и в мире в целом.
В первом вопросе раскройте понятие религии, как одного из основ- ных социальных институтов, обслуживающих потребности общества.
Во втором вопросе представьте религиозную ситуацию, складываю- щуюся на территории нашего региона, посмотрите на соотношение кон- фессий, численность верующих, разделяющих взгляды той или иной ре- лигии, и т. д. Обозначьте проблемы в данной сфере. Приведите примеры социологических исследований, выполненных в нашем регионе и харак- теризующих религиозную ситуацию в Волгоградской области. Проиллю- стрируйте ответ эмпирическими данными этих исследований.
В заключении подчеркните, что религия играет важную роль в обще- стве, призвана удовлетворять конкретные потребности человека. Оцените религиозную ситуацию в нашем регионе.
Список рекомендуемой литературы:
1. Белла, Р. Социология религии / Р. Белла // Американская социоло- гия. – М., 1972.
2. Вебер, М. Социология религии. типы религиозных сообществ/ М. Вебер // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994.
3. Гараджа, В. И. Социология религии / В. И. Гараджа. – М., 1996.
4. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современ- ной России / Отв. ред. В. С. Магун. – М., 2006.
5. Дюркгейм, Э. Социология религии и теория познания. Коллектив- ный ритуал. Священные объекты как символы / Э. Дюркгейм // ре- лигия и общество: Хрестоматия по социологии религии / сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. – М., 1996.
6. Зиммель, Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. – М., 1996.
7. Социология религии: классические подходы / науч. ред., сост.: М. П. Гапочкина, Ю. А. Кимелев. – М., 1994.
8. Хальбвакс, М. Социальные классы и морфология / М. Хальбвакс. – СПб., 2000.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|