Использование инетрнет–ресурсов при выполнении контрольных работ 5 глава
7. Ионин, Л. Г. Понимающая социология / Л. Г. Ионин. – М., 1978.
8. История социологии / под ред. Елсукова А. Н. и др. – Минск, 1997.
9. Капитонов, Э. А. Социология XX века / Э. А. Капитонов. – Р.-н/Д., 1996.
10. Руткевич, Е. Д. Феноменологическая социология знания / Е. Д. Руткевич. – М., 1993.
11. Шюц, А. Структуры повседневного мышления / А. Шюц // Социоло- гические исследования. – 1988. – № 7.
12. Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Шюц // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.
Тема 37 . Социология личности План работы:
Введение
1. Личность как субъект и объект деятельности и общественных отно- шений. Социализация личности.
2. Изменение социальной роли личности в процессе социально- экономической и политической переориентации российского общества.
Заключение
Методические советы
Во введении следует отметить основные проблемы, на решении ко- торых сосредоточена социология личности и возрастание роли личности в настоящее время.
В первом вопросе подчеркните диалектику биологического и соци- ального в человеке. Необходимо рассмотреть личность в системе соци- альных, социально-политических связей и отношений в обществе. Целе- сообразно раскрыть вопрос о единстве и противоположности общественных и личностных интересов. Уделите внимание проблемам социальной отчужденности личности и необходимости преодоления де- формаций прошлого в формировании разносторонне развитой свобод- ной личности.
Во втором вопросе сосредоточьте внимание на изменении социальной роли личности в условиях социально-экономической и политической пере- ориентации российского общества. Подчеркните, что в данном процессе не- обходимо создание условий для активизации личности. Раскройте проблемы свободы, социальной ответственности личности. Покажите, как изменились процессы социализации в России в постсоветский период, какие наиболее важные проблемы социализации обозначились в данный период.
В заключении кратко изложите вопрос о значении социального кон- троля как способа саморегуляции социальной системы путём норматив- ного регулирования в современном обществе. Обозначьте пути решения проблем социализации, проявившихся в процессах социализации в пост- советский период. Обратите внимание на критику технократического подхода к проблеме личности, обозначьте основные виды и этапы социа- лизации личности.
Список рекомендуемой литературы:
1. Инкельс, А. Личность и социальная структура / А. Инкельс // Амери- канская социология. – М., 1972.
2. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. – М., 1967.
3. Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Американская социологи- ческая мысль / под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.
4. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули. – М., 2000.
5. Лебедев, В. И. Постижение личности / В. И. Лебедев. – М., 1991.
6. Левитин, К. Е. Личностью не рождаются / К. Е. Левитин. – М., 1990.
7. Методологические проблемы образования и развития личности. – М., 1991.
8. Петровский, В. А. Проблемы активизации личности / В. А. Петровский. — М., 1991.
9. Проблема человека в западной социологии. — М., 1989.
10. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994.
11. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М., 1990.
12. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. – 1989. – № 2.
13. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. – М., 2001.
Тема 38 . Политическая социология в современном российском обществе
План работы:
Введение
1. Политическая социология современного российского общества, ее структура.
2. Политические процессы, происходящие в современном российском обществе.
Заключение
Методические советы
Во введение следует дать определение политической социологии, её сущности, отметить социальную обусловленность этой отрасли как отра- жение интересов определенных социальных слоев.
В первом вопросе надо охарактеризовать политическую систему со- временного российского общества, её структуру, определить отдельные элементы политической системы: 1) политические институты, организа- ции и учреждения, главным из которых является государство;
2) политические отношения, выраженные в политическом режиме;
3) нормы; 4) культура.
Особое внимание рекомендуется уделить соотношению понятий
«общество» и «государство», социальным институтам законодательной, исполнительной и судебной властей, остановиться на функциях, осущест- вляемых государством.
Во втором вопросе необходимо дать характеристику тем процессам, ко- торые происходят в последнее время в нашем обществе: переход от тотали- тарного общества к гражданскому, переход от однопартийной к многопар- тийной системе. Остановиться на проблемах, связанных с противостоянием исполнительной и законодательной властей, продемонстрировать развитие свободы слова, печати, митингов и пр., остановиться па трудностях в этих вопросах, привести конкретные примеры. Обозначьте основные социально- политические проблемы, присущие современному российскому обществу. Проиллюстрируйте свой ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.
В заключении следует подвести итоги уже сказанному и выразить собственное мнение о возможных путях социально-политического разви- тия нашего общества.
Список рекомендуемой литературы:
1. Андреев, А. Л. Сущность политики как предмет философско- социологического анализа / А. Л. Андреев // Вестник МГУ. — Сер. 7. – 1990. – № 3.
2. Артемов, Г. П. Политическая социология: курс лекций / Г. П. Артемов. – СПб., 2000.
3. Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализ россий- ских и американских политических реалий / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозаннский. – М., 2001.
4. Будон, Р. Место беспорядка. Критика теорий социального измене- ния / Р. Будон / пер. с франц. – М., 1998.
5. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – М., 1993.
6. Восленский, М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М. С. Восленский. – М., 1991.
7. Здравомыслов, А. Г. Социология Российского кризиса / А. Г. Здравомыслов. – М., 1999.
8. Качанов, Ю. Л. Опыты о поле политики / Ю. Л. Качанов. – М., 1994.
9. Коли, Д. Политическая социология / Д. Кола / пер. с франц. – М., 2000.
10. Общество и политика: современные исследования, поиск концеп- ций / под ред. В. Ю. Большакова. – СПб., 2000.
11. Тощенко, Ж. Т. Социология: общий курс / Ж. Т. Тощенко. — М., 2001.
12. Шварценберг, Р.-Ж. Политическая социология. В 2-х ч. / Р.- Ж. Шварценберг / пер. с франц. – М., 1992.
13. Шереги, Ф. Э. Социология политики: прикладные исследования / Ф. Э. Шереги. – М., 2003.
Тема 39 . Гражданское общество и правовое государство: принципы взаимосвязи и механизм функционирования
План работы:
Введение
1. Становление правового государства в нашей стране.
2. Начало развития гражданского общества. Личность и государство. Заключение
Методические советы
Во введении расскажите о тех изменениях, которые произошли за последние годы в нашей стране и привели к необходимости построения правового государства.
В первом вопросе дайте определение правового государства его соци- альной и политической сущности, структуры, функций. Покажите, какой политический режим соответствует правовому государству. Приведите конкретные примеры из истории и современности.
Раскройте процесс становления правового государства в нашем обще- стве: ликвидация тоталитарного режима, переход к президентской форме власти и многопартийной системе, дифференциация законодательной, исполнительной и судебной властей, сокращение армии и военной про- мышленности, переход к новым формам армейской службы, борьба с бю- рократией и коррупцией, и т. п. Приведите примеры.
Во втором вопросе покажите прямую зависимость между гражданским обществом и правовым государством. Расскажите об основных элементах гражданского общества, таких, как свобода личности, слова, печати, митин- гов и демонстрации и других конституционных прав и свобод.
Особо рекомендуется остановиться на взаимоотношениях государства и личности, на социальной защищенности граждан, на проблеме преодо- ления отчуждения личности от политики. Оцените развитость институтов гражданского общества в России. Проиллюстрируйте свой ответ приме- рами, приведите статистические и / или эмпирические данные.
В заключении рекомендуем сделать собственный вывод о возможно- стях построения у нас правового государства и гражданского общества в России, выскажите собственное мнение и по поводу того, что способству- ет и препятствует процессам демократизации политической системы рос- сийского общества.
Список рекомендуемой литературы:
1. Алексеев, Н. Русский народ и государство / Н. Алексеев. – М., 2000.
2. Ашин, Г. К. Социология политики. Сравнительный анализ россий- ских и американских политических реалий / Г. К. Ашин, С. А. Кравченко, Э. Д. Лозаннский. – М., 2001.
3. Венгеров, А. Несущие конструкции правового государства / А. Венгеров // Общественные науки. – 1990. – № 3.
4. Гражданская культура современного российского студенчества / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского, В. Т. Шапко. – Екатеринбург, М., 2007.
5. Капустин, Б. Демократический тупик / Б. Капустин // Диалог. – 1991. – № 3.
6. Кудрявцев, В. Н. Реформы политической системы общества / В. Н. Кудрявцев // Общественные науки. – 1990. – № 2.
7. Кузьменко, Я. Гражданское общество: экономические и политиче- ские факторы становления / Я. Кузьменко и др. // Общественные науки. – 1990. – № 5.
8. Лившин, Р. З. Государство и право в современном обществе / Р. З. Лившин // Советское государство и право. – 1990. – № 10.
9. Луман, Н. Власть / Н. Луман. – М., 2001.
10. Монов, Г. Н. Правовое государство и советский федерализм / Г. Н. Монов // Советское государство и право. – 1991. – № 1.
11. Нерсесянц, В. С. Правовое государство: история и современность / В. С. Нерсесянц // Вопросы философии. – 1989. – № 2.
12. Политические институты и обновление общества. – М., 1989.
13. Сумбатен, Ю. Г. Тоталитаризм как категория политической социоло- гии / Ю. Г. Сумбатен // Социологические исследования. –1994. –№ 1.
14. Чиркин, В. Е. Разделение властей: социальный и юридический аспек- ты / В. Е. Чиркин // Советское государство и право. – 1990. –№ 8.
15. Шварценберг, Р.-Ж. Политическая социология. В 2-х ч. / Р.- Ж. Шварценберг / пер. с франц. – М., 1992.
Тема 40 . Семья и брак. Социально- демографические процессы в современном российском обществе
План работы:
Введение
1. Семья как первичная социальная группа и элемент социальной структуры современного общества.
2. Быт и бытовые отношения. Особенности быта в современном рос- сийском обществе.
Заключение
Методические советы
Во введении раскройте понятие семьи как социального института, основанного на браке и выполняющего определённые социальные функ- ции. Дайте характеристику семьи и социализации как сферы воспроиз- водства физических и духовных ресурсов общества и человечества.
В первом вопросе плана следует раскрыть общечеловеческие основы образования семьи, её социальную сущность. Дайте оценку демографиче- ских процессов в современном российском обществе.
Уделите внимание раскрытию социальных функций современной семьи. Укажите на тенденции развития семейно-брачных отношений, пу- ти и факторы их оптимизации. Проиллюстрируйте противоречия в раз- витии семейно-брачных отношений в условиях современного российско- го общества на основе статистических данных.
Во втором вопросе раскройте основные формы и сферы быта, обуслов- ленность мерой цивилизованности общества. Покажите трудности и проти- воречия в развитии бытовых отношений в современном обществе. Следует уделить внимание также рассмотрению задач социальной политики в об- ласти развития семьи и бытовых отношений в современном обществе.
В заключении раскройте вопрос о перспективах развития быта, бы- товых отношений современной семьи в условиях переориентации рос- сийского общества.
Список рекомендуемой литературы:
1. Волков, А. Г. Семья – объект демографии / А. Г. Волков. – М., 1986.
2. Голод, С. И. Будущая семья: какова она? / С. И. Голод – М., 1990.
3. Дементьева, И. В. Первые годы брака: проблемы становления моло- дой семьи / И. В. Дементьева. – М., 1991.
4. Дорно, И. В. Современный брак: проблемы и гармония / И. В. Дорно. – М., 1990.
5. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М., 1984.
6. Мацковский, М. С. Социология семьи / М. С. Мацковский. – М., 1989.
7. Медков, В. М. Демография: учебник / В. М. Медков. – М., 2004.
8. Рождаемость: социологические и демографические аспекты. – М., 1988.
9. Харчев, А. Г. Социология воспитания / А. Г. Харчев. – М., 1991.
Тема 41 . Социально- этнические образования, нации и межнациональные отношения в современном обществе
План работы:
Введение
1. Национальный вопрос, его содержание и принципы решения. На- циональная автономия как форма самоопределения наций и народ- ностей.
2. Истоки возникновения кризисных ситуаций и конфликтов в межна- циональных отношениях и пути их преодоления в современных ус- ловиях.
Заключение
Методические советы
Во введении назовите проблемы национальных отношений, изучае- мые социологией. Покажите место и роль социально- этнических образо- ваний в социальной структуре общества, их возникновение и развитие.
В первом вопросе раскройте национальный вопрос, его удержание, основные принципы решения. Следует отметить также, есть ли достиже- ния в решении национального вопроса в нашем обществе. Используйте фактический материал для подтверждения теоретических выводов кон- трольной работы.
Во втором вопросе следует дать характеристику современного состояния межнациональных отношений в странах СНГ. Подчеркните, какие проблемы составляют содержание национального вопроса в современном российском обществе. Раскройте причины кризисных ситуаций в межнациональных от- ношениях. Укажите на объективную необходимость переориентации нацио-
нальной политики России, установления норм и принципов национальных отношений, соответствующих социальному прогрессу.
В заключении покажите необходимость строгого учёта национально- го фактора в системе общественных отношений, недопустимость нацио- нализма и шовинизма в обществе.
Список рекомендуемой литературы:
1. Абдулатипов, Р. Г. Общество, нация, человек / Р. Г. Абдулатипов. –
М., 1991.
2. Алехнович, С. Национальная безопасность и будущее России / С. Алехнович // Наука. Культура. Общество. – 2006. – № 4.
3. Бромлей, Ю. В. Этнический феномен / Ю. В. Бромлей. – М., 1991.
4. Вишневский, А. Г. демографические изменения и национализм / А. Г. Вишневский // Социологический журнал. – 1994. – № 1.
5. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современ- ной России / отв. ред.В. С. Магун. – М., 2006.
6. Доган, М. Угасание национализма в Западной Европе / М. Доган // Социологические исследования. – 1993. – № 3.
7. Проблемы развития национальных процессов и национальных от- ношений. – Таллинн, 1989.
8. Расы и народы. – М., 1991.
9. Российская идентичность в социологическом измерении. – М., 2008.
10. Седова, Н. Н. Интернационализм, патриотизм, личность / Н. Н. Седова. – Волгоград, 1989.
11. Седова, Н. Н. Человек этнический / Н. Н. Седова. – Волгоград, 1994.
12. Этнические процессы в современном мире. – М., 1987.
Тема 42 . Проблемы духовного возрождения и дальнейшего развития культуры России
План работы:
Введение
1. Культура, её сущность и особенности формирования.
2. Необходимость духовного и нравственного обновления современного российского общества. Проблемы в области духовной культуры.
Заключение
Методические советы
Во введении опишите круг проблем, изучаемых социологией культуры. В первом вопросе обратите внимание на различные определения
«культуры», среди которых «культура» — это исторически сложившаяся со- вокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы.
Рассмотрите этапы становления и развития духовной культуры рос- сийского общества. Приведите фактический материал.
Покажите гуманистическую направленность культуры и её роль в со- вершенствовании и возвышении личности, роль интеллигенции.
Во втором вопросе отразите совокупность проблем, негативных яв- лений в духовной культуре российского общества в современных услови- ях, их причины и обусловленность. Постарайтесь раскрыть пути и спосо- бы преодоления негативных явлений и трудностей в области духовной и нравственной жизни современного общества. Докажите недопустимость коммерциализации в сфере духовной культуры, остаточного принципа её финансирования. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на ста- тистические и / или эмпирические данные.
В заключении подчеркните приоритетность общечеловеческих цен- ностей в развитии духовной и нравственной культуры в условиях пере- ориентации российского общества.
Список рекомендуемой литературы:
1. Ашин, Г. К. Элитарная и массовая культура / Г. К. Ашин // Общест- венные науки. – 1985. – № 6.
2. Землянских, С. Д. Культура как общесоциологическая категория / С. Д. Землянских. – М., 1984.
3. Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. – М., 1996.
4. Исакова, Н. В. Культура национальной общности / Н. В. Исакова. – Новосибирск, 1988.
5. Коган, Л. Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. – Екатеринбург, 1992.
6. Козлова, О. Н. О методах анализа социокультурных явлений / О. Н. Козлова // Социологические исследования. – 1993. – № 10.
7. Концептуальные основы социологического анализа культурных из- менений. – М., 1991.
8. Культура и мировоззрение. – М., 1987.
9. Лукин, Ю. А. Диалектика культуры. – М., 1991.
10. Моисеев, Н. И. На путях к гармоническому обществу / Н. И. Моисеев. — М., 1991.
11. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. – М., 1973.
12. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб., 2002.
13. Скрипник, А. П. Родословная аморализма / А. П. Скрипник. – М., 1991.
14. Сорокин, П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм / П. А. Сорокин // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1994.
15. Социология культуры и социокультурная ситуация в СССР («круглый стол» редакции) // Социологические исследования. – 1991. – № 11; 1992. – № 1.
16. Структура культуры и человека в современном обществе. – М., 1992.
17. Уледов, А. К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. – М., 1991.
18. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. – М., 2001.
Тема 43. Социология образа жизни, свободного времени и досуга План работы:
Введение
1. Структура; содержание категории «образ жизни».
2. Значение свободного времени в жизни современного общества. Заключение
Методические советы
Попытайтесь дать определение понятия «образ жизни». Рассмотрите его как социологическую категорию. Подчеркните, что образ жизни име- ет свою специфику в зависимости от ряда условии. Все это должно быть кратко сказано во введении.
При рассмотрении первого вопроса проанализируйте более обстоя- тельно тезисы, сформулированные во введении. Опишите подробнее об- щие, особенные, отдельные условия, предопределяющие образ жизни на- селения: социально-экономические, социально-политические, географические. Расскажите об обычаях, традициях, нравах. Что форми- рует образ жизни? Конечно же, географическая сфера, уровень развития производительных сил, занятость личности в той или иной сфере. Кроме
того, на образ жизни влияние оказывают тип поселения, уровень ком- фортности жилья, обычаи, традиции населения и т. д.
Говоря о структуре и содержании категории «образ жизни», рас- кройте содержание понятии «уровень жизни», «стиль жизни». Подними- те проблему «качества жизни» в социологии.
Чтобы изложить второй вопрос, надо рассмотреть структуру свобод- ного времени. Поразмышляйте над такими аспектами, как свободное время и досуг, о значении свободного времени как пространства для со- вершенствования личности. Есть ли необходимость в увеличении сво- бодного времени? Есть ли возможность этого в российских условиях? Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.
В заключении изложите свои взгляды по вопросу о том, надо ли стремиться к формированию универсального образа жизни и нужно ли менять баланс между рабочим временем и досугом населения? Какие со- веты и рекомендации Вы смогли бы высказать для увеличения свободно- го времени жителей нашего региона?
Список рекомендуемой литературы:
1. Артемов, В. Л. Динамика образа жизни сельского населения / В. Л. Артемов // Социологические исследования. – 1990. – № 4.
2. Дулина, Н. В. Жизненное пространство крупного города в воспри- ятии его жителей: методология и методы социологического анали- за / Н. В. Дулина, Ю. В. Кравченко, В. В. Мойсов, Е. И. Ткаченко, В. В. Токарев, А. В. Шмельков. – Волгоград, 2004.
3. Здоровый образ жизни и борьба с социальными болезнями — М., 1988.
4. Общее и особенное в образе жизни социальных групп советского об- щества / под ред. И. Т. Левыкина. – М., 1987.
5. Проблемы развития образа жизни в крупных городах. — М., 1988.
6. Психология личности и образ жизни. — М., 1987.
7. Субъективные показатели образа жизни / под ред. И. Т. Левыкина. – М., 1989. — Вып. I.
8. Тощенко, Ж. Т. Социология / Ж. Т. Тощенко. – М., 1999.
9. Человек и его образ жизни. — Вильнюс, 1987.
Тема 44 . Социология общественного мнения План работы:
Введение
1. Социальная природа и сущность общественного мнения, его функции.
2. Закономерности развития общественного мнения. Каналы формиро- вания и выражения общественного мнения.
Заключение
Методические советы
Во вводной части работы очень коротко изложите историю возник- новения категории «общественное мнение», соотношение общественного мнения и общественного сознания.
В первом вопросе раскройте природу и сущность общественного мнения. Подчеркните, что общественное мнение — это отношение соци- альных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях.
Проанализируйте характерные, для общественного мнения функ- ции: экспрессивная, консультативная, директивная. Назовите критерии
«отбора» проблем, попадающих в сферу общественного мнения. Опреде- лите объект и субъект общественного мнения.
Второй вопрос темы предполагает анализ закономерностей развития общественного мнения. Критерий мнения — социальный интерес и его выразители — классы, социальные слои, содружество классов, государст- во. Дайте классификацию общественного мнения. Осветите механизм возникновения общественного мнения, проблемы манипуляции общест- венным мнением, границы этих манипуляций. Приведите примеры изу- чения общественного мнения в нашей стране.
В заключении подчеркните роль средств массовой информации в формировании общественного мнения. Изложите предложения по со- вершенствованию управления им.
Список рекомендуемой литературы:
1. Ганчев, Д. Изучение и формирование общественного мнения / Д. Ганчев/ пер. с болг. – М., 1983.
2. Горшков, М. К. Общественное мнение. История и современность / М. К. Горшков. – М., 1988.
3. Грушин, Б. А. Мнения о мире и мир мнений / Б. А. Грушин. – М., 1967.
4. Докторов, Б. З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения / Б. З. Докторов. – М., 2006.
5. Докторов, Б. З. Реклама и опросы общественного мнения в США. Ис- тория зарождения. Судьбы творцов / Б. З. Докторов. – М., 2008.
6. Есть мнение! / общ. ред. Ю. А. Левады. – М., 1990.
7. Житенев, В. Б. Общественное мнение в социальном управлении / В. Б. Житенев. – Новосибирск, 1987.
8. Коробейников, В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: при- рода и функции / В. С. Коробейников. – М., 1981.
9. Кравченко, А. И. Социология мнений и мнение о социологии / А. И. Кравченко // Социологические исследования. – 1992. – № 3.
10. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молча- ния / Э. Ноэль-Нойман. – М., 1996.
11. Пресса и общественное мнение / под ред. В. С. Коробейникова. – М., 1986.
12. Социология и пресса. – М., 1996.
13. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер / пер. с англ. – М., 1980.
Тема 45 . Социально- территориальные общности. Город и де- ревня: их взаимосвязи и тенденции развития
План работы:
Введение
1. Труд как фактор, формирующий системы расселения. Город и дерев- ня – основные формы поселенческих структур.
2. Основные направления и виды миграции в современных условиях. Заключение
Методические советы
Во введении постарайтесь вкратце рассказать об истории расселения людей. Отметьте, какую роль играли в этом процессе географическая среда и труд. Труд как фактор, формирующий системы расселения, будет для Вас логическим мостиком при переходе к освещению первого вопроса.
Попытайтесь проследить диалектику взаимодействия географиче- ской среды и трудовой деятельности, изменения удельного веса их влия- ния на процесс расселения людей. При анализе процесса появления го-
родов, урбанизации населения не забудьте сказать о противоречиях, что стояли и стоят на этом пути. Порассуждайте о проблемах миграции, учи- тывая вечный интерес людей к этой проблеме.
Важным регулятором миграции являются социальные и экономиче- ские условия жизни жителей деревни и города. Продумайте вопрос о пу- тях выравнивания этих условий. Что бы Вы предложили, чтобы придать миграционным процессам оптимальный характер? Какова роль науки, в частности, социологии, в решении проблем формирования новых посе- лений? Дайте оценку теории «неперспективных деревень».
При изложении второго вопроса обратите внимание на появление новых форм миграции (беженцы и пр.) и изменение направленности ос- новных потоков миграции. Оцените миграционные потоки на террито- рии России, их направленность, проблемы, возникающие в связи с боль- шим количеством мигрантов. Проиллюстрируйте ответ примерами, ссылками на статистические и / или эмпирические данные.
В заключении можете изложить свои предложения по совершенст- вованию образа жизни горожанина или жителя деревни, по снижению интенсивности миграционных потоков на территории страны.
Список рекомендуемой литературы:
1. Аитов, Н. А. Социальное развитие городов, сущность и перспективы / Н. А. Аитов. – М., 1979.
2. Аитов, Н. А. Социальное развитие регионов/ Н. А. Аитов. – М., 1985.
3. Виноградский, В. Г. Социальная организация пространства: фило- софско-социологический анализ / В. Г. Виноградский. – М., 1988.
4. Владимиров, В. В. Расселение и окружающая среда / В. В. Владимиров. – М., 1982.
5. Город и горожане. — М., 1991.
6. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. – М., 2001.
7. Дулина, Н. В. Город в трансформирующемся обществе: методология и практика исследования / Н. В. Дулина. – Волгоград, 2006.
8. Дулина, Н. В. Жизненное пространство крупного города в воспри- ятии его жителей: методология и методы социологического анали- за / Н. В. Дулина, Ю. В. Кравченко, В. В. Мойсов, Е. И. Ткаченко, В. В. Тоарев, А. В. Шмельков. – Волгоград, 2004.
9. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. – М., 2003.
10. Лаппо, Г. М. Историко-географические особенности российской ур- банизации / Г. М. Лаппо // Новые факторы регионального развития/ под ред. Ю. Г. Липеца. – М., 1999.
11. Литовка, О. П., Новиков, Э. П. Природно-ресурсный потенциал ре- гиона: пространственная организация населения / О. П. Литовка, Э. П. Новиков. — М., 1991.
12. Межевич, М. Н. Структурное развитие крупного города как момент эволюции региональной среды производства и жизнедеятельности / М. Н. Межевич. – Л., 1987.
13. Проблемы урбанизации и расселения. – М., 1976.
Тема 46 . Социальная роль интеллигенции в российском обществе
План работы:
Введение
1. Структура и функции интеллигенции.
2. Научно-техническая интеллигенция как социально-профессиональная группа.
Заключение
Методические советы
Во введении дайте определение интеллигенции, попробуйте обозна- чить исторические корни появления данного термина. Обратите внимание на различное толкование терминов «специалист» и «интеллигенция».
В первом вопросе постарайтесь дать ответ на вопрос: Интеллигенция – это слой специалистов или духовная элита общества? Покажите, что в струк- туре интеллигенции могут быть выделены разные группы по следующим ос- нованиям: а) занятия умственным или физически трудом; б) работающие по найму или люди свободных профессий; в) по статусу образования; г) по зна- чению прикладного знания. Обратите внимание на особенности формирова- ния интеллигенции в советский период. Как вам видятся задачи, стоящие перед интеллигенцией, в условиях духовного кризиса в стране?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|