Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие методические рекомендации по выполнению контрольной работы





ББК С5я7

 

 

Р е ц е н з е н т ы :

 

кафедра «Теория и история культуры»

Волгоградского государственного социально-педагогического университета, зав. кафедрой д-р филос. наук,

профессор Л. В. Щеглова;

Канд. филос. наук, профессор кафедры «Философия

и культурология» Московской академии народного хозяйства

и государственной службы (Волгоградский филиал), Э. Г. Баландина

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета

 

 

Дулина, Н. В.

Контрольная работа по социологии : учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар, В. В. Токарев. – Волгоград : ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 180 с.

ISBN 978–5–9948–0858–0

 

Освещены общие требования к написанию, разработке структуры, оформлению контрольной работы, предложена тематика работ, приведен порядок выбора темы и представления контрольной работы к защите.

Подготовлено в соответствии с требованиями к обязательному ми- нимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломирован- ного специалиста.

Предназначено для студентов заочной формы обучения техническо- го вуза.



Ил. 4. Табл. 4. Библиогр.: 121 назв.

 


ISBN 978–5–9948–0858–0


Ó Волгоградский государственный технический университет, 2011

Ó Н. В. Дулина, И. А. Небыков, Н. А. Овчар, В. В. Токарев


 

С о д е р жа н ие

Введение...................................................................................................... 4

1. Общие методические рекомендации по

выполнению контрольной работы................................................. 9

2. Цели и задачи выполнения контрольной работы........................ 13

3. Выбор темы контрольной работы................................................ 14

4. Общие требования к выполнению контрольной

работы.......................................................................................... 18

5. Подбор и оформление литературы контрольной

работы......................................................................................... 32

6. Оформление контрольной работы............................................... 36

7. Оценка и защита контрольной работы........................................ 46

8. Использование инетрнет–ресурсов при

выполнении контрольных работ.................................................. 47

9. Темы контрольных работ............................................................. 50



Список использованной литературы........................................................ 170

Список методических разработок преподавателей кафедры

«История, культуры и социология», которые могут быть использованы при написании контрольной

работы........................................................................................ 172

Приложение 1........................................................................................... 174

Приложение 2........................................................................................... 175

Приложение 3........................................................................................... 176

Приложение 4........................................................................................... 177

Приложение 5........................................................................................... 178

Приложение 6........................................................................................... 179

Приложение 7........................................................................................... 180


 

Введение

Учебным планом в техническом вузе на изучение социологии по за- очной форме обучения отводится 136 часов, из них на аудиторные заня- тия – только 10 часов (6 часов на лекции и 4 часа на семинарские заня- тия). Остальные часы отводятся на самостоятельную подготовку студентов и, соответственно, самостоятельное освоение тем, понятийного аппарата учебной дисциплины и т. д. Такое соотношение между часами аудиторных занятий и часами, отводимых на самостоятельную подготов- ку студента, вполне соответствует современным требованиям новой ме- тодологии образования, формируемой под воздействием Болонского про- цесса. В настоящее время реформирование системы высшего образования, в том числе и в рамках реализации Болонских соглашений, уже перешло в стадию выстраивания более четких нормативно-регулируемых отноше- ний. Новая методология в системе высшего образования строится на при- менении компетентностного подхода в подготовке специалиста, в связи с чем обсуждаются вопросы об обучении на базе компетенций и стандарты содержания образования. Полагаем, что некоторые вопросы новой мето- дологии требуют небольшого комментария.



В рабочих документах ЕС понятие «компетенция» определяется сле- дующим образом: «В понятие “компетенция” входит несколько терминов: прирожденная склонность (одаренность), способность (как свойства лич- ности), умение, навыки…» (цит. по: [19, с. 138–139]). При этом Болонский процесс совершенствования образовательных программ для университе- тов предполагает учет изменяющихся потребностей общества и возможно- стей работодателей. В связи с этим предусматривается, что перечень ком- петенций должен постоянно подвергаться новой идентификации.

Заметим, что в рабочих документах ЕС разводятся два понятия «дос- тижения в обучении» и «компетенция». Под достижениями в обучении понимается, что учащийся должен узнать, понять и стать способным про- демонстрировать после окончания обучения. Компетенции представляют собой динамическую комбинацию знаний, понимания, навыков и способ- ностей. Среди компетенций выделяют (цит. по: [19, с. 139]):

1) инструментальные – когнитивные, методологические, технологиче- ские и лингвистические способности;

2) межличностные – индивидуальные способности, социальные навыки (социальные интеракции и кооперация);


 

3) системные – способности и навыки, относящиеся к целым системам (комбинирование понимания, восприятия и знания; приоритет в при- обретении требуемых инструментальных и межличностных компе- тенций).

В российских рабочих документах компетенция определяется как

«интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изме- няющихся условиях профессиональной деятельности» (цит. по: [19, с. 139]). Ключевым в данном определении является ориентация на «зна- ние», что и определяет основные характеристики компетенций в России, среди которых выделяют:

1) инструментальные способности (ИК);

2) социально-личностные и общекультурные (СЛК);

3) универсальные (общенаучные – ОНК);

4) профессиональные (общепрофессиональные – ОПК);

5) профильно-специальные (ПСК).

Основные компетенции, приобретаемые студентами в ходе изучения курса социологии, в нашем представлении, таковы:

ИК – инструментальные компетенции:

□ способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки);

□ способность к письменной и устной коммуникации на государствен- ном языке;

□ готовность к организационно-управленческой работе с малыми кол- лективами;

□ готовность работать с информацией из различных источников;

□ способность извлекать информацию из различных источников с применением социологических методов сбора информации.

СЛК – социально-личностные и общекультурные компетенции:

□ способность применять различные формы межличностных отноше- ний в группах;

□ владение навыками разрешения социальных конфликтов;

□ способность определять природу социального неравенства, типы со- циальной мобильности.


 

ОНК общенаучные компетенции:

□ готовность использовать основные законы социологии в профессио- нальной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и эмпирического исследования в социологии;

□ готовность выявить социальную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения со- ответствующие социологические теории.

Итак, новая методология (в рамках реализации Болонских соглаше- ний) построена на применении компетентностного подхода в подготовке специалиста, то есть приобретение студентом в ходе обучения способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятель- ности в определенной области.

Обретение студентами компетенций – важнейшая задача, которая стоит перед современной системой образования. Такой подход объектив- но требует смещения акцентов от образования к самообразованию, то есть увеличению компонента собственного социокультурного опыта ин- дивида в образовательном процессе. Необходимость уметь добывать ма- териал стимулирует индивида обращаться все больше к различным фор- мам образования и самообразования.

Учебным планом подготовки специалистов предусмотрено выполне- ние студентами в течение семестра самостоятельной письменной (кон- трольной) работы. Напомним, что контрольная работа для студента- заочника является видом учебно-исследовательской работы. Предпола- гается, что, выполняя контрольную работу, студент должен проявить на- выки аналитической работы с информацией, то есть дать оценку на осно- вании проведенного исследования, а не только передать (и / или переписать) информацию, для чего не требуется понимание смысла и тем более обоснование сформулированных выводов. Логическая схема кон- трольно работы может быть представлена следующим образом:

 

ВОПРОС — АНАЛИЗ — ОБОСНОВАНИЕ — ОЦЕНКА — РЕШЕНИЕ.

Следует помнить, что контрольная работа является одним из этапов в подготовке к написанию и защите выпускной работы. В ней должны быть представлены результаты самостоятельной научной деятельности студента, подтверждающие его умение творчески использовать литерату- ру, подбирать необходимые источники и обобщать научные данные, а


 

также делать авторские выводы. При этом предлагается изучение суще- ствующих нормативных документов, законодательных и ведомственных актов, литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

При написании контрольной работы особое значение имеет органи- зация самостоятельной деятельности студентов, направленной на приоб- ретение ими углубленных знаний по определенной проблеме и способст- вующей формированию познавательных и исследовательских навыков.

Цель данного учебного пособия – познакомить студентов с требова- ниями, предъявляемыми к контрольным работам по дисциплине «Со- циология», познакомить с методикой и технологией подготовки само- стоятельной научной работы; помочь организовать работу студента наиболее эффективным способом, нацеленным на глубокое усвоение знаний по выбранной проблематике и логичное изложение собранного материала в письменной работе.

В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:

□ определить этапы подготовки контрольной работы;

□ дать характеристику каждого этапа самостоятельной работы студента в процессе работы над выбранной темой;

□ показать (в том числе и на примерах) структуру и содержание кон- трольной работы;

□ изложить требования, предъявляемые к оформлению научных работ.

В соответствии с поставленной целью и сформулированными зада- чами была определена и структура учебного пособия.

Учебное пособие направлено на оказание помощи студентам техни- ческого вуза в самостоятельном выполнении контрольной работы по од- ной из выбранных тем. Оно содержит методические рекомендации по выполнению контрольной работы, выбору ее темы, требования к струк- туре и содержанию, использованию интернет–ресурсов, требования к оформлению работы тематику работ, а также примеры выполнения и оформления отдельных структурных частей контрольной работы.

Особое внимание в учебном пособии уделено оформлению работы, порядку составления таблиц, рисунков, формул, библиографического описания источников и др.

Предлагаемый перечень тем контрольных работ довольно обширный и включает 67 наименований. Порядок выбора темы контрольной работы


 

подробно представлен в п. 3 данного учебного пособия. Однако авторы пособия не настаивают на единственно возможной версии формулировки той или иной темы контрольной работы и приглашают студентов к обсу- ждению, выработке какого-либо иного варианта формулировки темы, впрочем как и корректировки предложенной структуры работы. Литера- тура, предлагаемая к каждой их предложенных тем, должна скорее рас- сматриваться как справочная, как отправная точка в поиск иных источ- ников информации для выполнения контрольной работы. Но изменение варианта контрольной работы, ее названия или структуры работы воз- можно только при согласовании всех изменений с преподавателем.

Полезным при выполнении контрольной работы может оказаться учебное пособие: Петрунева, Р. М. Психология профессиональной дея- тельности: учебно-методическое пособие / Р. М. Петрунева, Н. В. Дулина, В. Д. Васильева. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 260 с. Раздел «Пси- хология принятия инженерных решений» (с. 133–149).

Данное учебное пособие продолжает традицию, заложенную в пре- дыдущих изданиях, подготовленных специально для студентов заочной формы обучения. Последним в перечне этих изданий было пособие: Ду- лина Н. В. Общая социология: учебное пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, 2009. – 240 с., кото- рое может быть использовано студентами при подготовке к семинарским занятиям и к зачету по курсу в целом. Надеемся, что новое учебное посо- бие окажется полезным студентам и преподавателям.

Авторы будут признательны за отзывы, замечания и рекомендации по улучшению качества учебного пособия, чтобы оно оказалось более действенным и востребованным в учебном процессе.


 

 

Общие методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Программа обучения студентов-заочников в техническом вузе преду- сматривает выделение значительного объема времени на самостоятель- ную работу. Самостоятельная работа студента многообразна, имеет много аспектов и различных форм организации. Она включает в себя:

1. Самостоятельное изучение курса социологии в учебном процессе – предполагает умение студента слушать и конспектировать лекции, готовиться к выступлениям на семинарских занятиях, готовить письменные работы, готовиться к зачетам и семинарам.

2. Работу с научной книгой: изучение произведений классиков науки и другой учебной и научной литературы (журнальные статьи, сборни- ки научных трудов, публикации в СМИ, сборники статистических данных, Интернет и т. д.).

3. Внеаудиторное изучение проблем социологии: участие в социологи- ческих и других исследованиях по плану кафедры, факультета, прове- дение самостоятельных мини-исследований по месту работы, обсуж- дение различных вопросов на студенческих научных конференциях, диспутах и симпозиумах, выступление в рабочих группах и т. д.

Вся эта работа определяется учебным планом подготовки по кон- кретной специальности, рабочими программами преподавания дисцип- лины и планами кафедры, деканата.

Самостоятельная работа в техническом вузе имеет свою определен- ную специфику, которая, прежде всего, определена профилем вуза. Тех- ническая профессионализация так или иначе накладывает определенный отпечаток на структуру научного знания. Проблемы технического знания весьма далеки от содержания общественных наук. Студенту приходится переключаться с технических, не менее важных и значимых, проблем на проблемы социальные. Это не всегда и не всем студентам удается сделать достаточно просто. И преподаватель, и студент при организации и вы- полнении самостоятельной работы это должны учитывать.

Суть самостоятельной работы сводится не только к выявлению и уче- ту ее специфических особенностей. В ней всегда есть черты и свойства, которые не зависимо от любых условий проявляют себя. Этим общим яв- ляется то, что самостоятельная работа в любых ее проявлениях является


 

одним из основных способов освоения учебной программы высшей шко- лы, наряду с такими формами обучения, как лекции, семинарские заня- тия, консультации и т. д.

Для курса социологии, как и для других дисциплин социально- гуманитарного блока, одной из самых продуктивных форм самостоятель- ной работы является письменная работа под руководством и контролем преподавателя. Довольно часто данный вид работы называют рефератом, в учебном плане студентов-заочников данный вид работы обозначен как

«контрольная работа». Заметим, что между рефератом, как видом учеб- ной деятельности, и контрольной работой, как видом учебно- исследовательской деятельности, имеется заметная разница. Контроль- ная работа предполагает не только накопление необходимого материала и информации, но и их оценку на основании проведенного исследования. Иначе говоря, контрольная работа предполагает выявление аналитиче- ских способностей и навыков студента.

Реферат, как написано в «Толковом словаре русского языка» под ре- дакцией Д. Н. Ушакова, – это краткое изложение основных положений книги, учения или научной проблемы в письменном виде или в форме публичного доклада. Реферат-доклад на «заданную тему по определен- ным источникам». Для студента-заочника публичная защита контроль- ной работы (т. е. подготовка в том числе и устного доклада), как правило, сопряжена с рядом трудностей, разрешить которые в течение семестра не представляется возможным. Например, должно проходить обсуждение и оценка подготовленного доклада студентами академической группы, в ходе которого студенты задают выступающему вопросы, оспаривают по- ложения и выводы, указывают на возможные противоречия и несоответ- ствия в логике изложения, дополняют доклад, и т. д. В ходе практики сложилось требование для студентов заочной формы обучения к обяза- тельному письменному представлению своей контрольной работы и уст- ное собеседование с преподавателем.

Следует помнить, что из всех видов самостоятельной работы данная форма является наиболее сложной, поскольку она имеет некоторые осо- бенности. Во-первых, это – письменная работа, способствующая развитию навыков последовательного изложения мыслей студента в виде связного текста. При этом преследуется цель постепенной выработки определенно- го научного и литературного стиля мышления. Наличие такого стиля мышления неотъемлемо от облика культурного человека с высшим обра-


 

зованием вне зависимости от его узкой специализации. Во-вторых, данная форма работы призвана значительно облегчить подготовку к итоговому зачету по дисциплине, все предлагаемые в данном учебном пособии темы для контрольных работ, списки литературы, проводимые преподавателем консультации нацелены, прежде всего, на максимальную эффективность в усвоении студентом учебного курса социологии. И, наконец, в-третьих, контрольная работа – это одна из доступных студентам форма научной ра- боты. Процесс подготовки контрольной работы должен формировать со- ответствующие навыки. В частности, реферативная форма изложения удачно сочетает в себе необходимость использования и элементов научно- го анализа материала, и элементов научного обобщения (синтеза). Анализ необходим при усвоении главного содержания используемой литературы, а синтез – при суммарном изложении в письменной работе различных на- учных позиций или существенно отличающиеся точки зрения авторов анализируемых книг и других источников.

Контрольная работа студента-заочника является одним из обя- зательных элементов успешного выполнения учебной программы, ос- воения курса и выработки навыков самостоятельной исследователь- ской работы.

Очень важно, чтобы в ходе работы над контрольной работой студент научился не только разрабатывать содержание выбранной темы, но и, что не менее важно, научился свободно, компактно излагать это содержание.

Главная цель студента при написании контрольной (письменной) работы – развитие самостоятельности и навыков творческой деятельно- сти. Поэтому степень свободы студента при написании контрольной ра- боты довольно высока по сравнению с другими формами учебной работы. Это свобода в подборе литературы для него, свобода выбора стиля и сис- темы доказательств и т. д. Контрольная работа как самостоятельная рабо- та студента дает возможность ощутить всю сложность гуманитарной дея- тельности по пониманию человека через текст и сложность самовыражения человека в тексте. Для многих студентов контрольная работа в начале работы над ней – формальная отчетность, необходи- мость, «обязаловка», а в конце работы, при ответственном отношении студента к процессу обучения, работа становится ценным и близким ре- зультатом творчества.

После того, как студент подобрал необходимую литературу, он может приступить к собственно выполнению работы. Но не следует спешить с из- ложением содержания темы, потому что сразу это может не получиться. В


 

лучшем случае вы просто перепишете чужие мысли. А нужна ваша творче- ская мысль. Поэтому сначала изучите имеющуюся литературу и источники, напишите план изложения проблемы, сделайте черновые записи, составьте конспекты, распределите материал в соответствии с планом. И только после этого начинайте излагать содержание темы вашей контрольной работы.

В план не следует включать много вопросов. Целесообразно наме- тить два – три, максимум четыре вопроса. Кроме основных вопросов кон- трольная работа должна иметь введение и заключение. В конце обяза- тельно приводится список использованной литературы.

Не следует ограничиваться только указанной литературой к данной теме. Необходимо привлечь литературу, появившуюся в печати в послед- нее время. Для этого надо уметь пользоваться каталогами, реферативны- ми журналами, справочниками, базами данных и т. д. При всех затрудне- ниях следует обратиться за помощью к преподавателю или работникам библиотеки.

Не редки случаи, когда студенты, затрачивая на самостоятельную подготовку к занятиям немало времени, не добиваются желаемых резуль- татов. Это вызывает неудовлетворенность работой, снижает интерес к изу- чаемому предмету и вызывает неуверенность в себе. В результате в целом снижается уровень подготовки специалиста. Причина в данном случае со- стоит в неумении студента организовать свою работу, в отсутствии необхо- димых навыков в подборе соответствующей литературы и ее обработке, в оформлении изученного в виде доклада, сообщения, контрольной работы.

Накопленный опыт организации самостоятельной работы в вузе дает основание утверждать, что ее ни в коем случае нельзя недооценивать, ибо она во многом способствует развитию творческого мышления, углубле- нию знаний по изучаемому предмету, формированию навыков исследо- вательской работы и ряда других, необходимых для жизни качеств: целе- устремленности, настойчивости в достижении цели и т. д.

Мы понимаем, что темы, предлагаемые для написания контрольных работ, весьма разноплановы и разнообразны. Тем не менее, далее по тек- сту мы изложим требования ко всем (возможным) элементам в структуре работы. Это вовсе не означает, что все они в полном объеме будут пред- ставлены в каждой отдельно взятой работе, но иметь о них представление или найти их описание в случае надобности, право студента. Иначе гово- ря, мы задаем структуру и требования к самой творческой из возможных контрольных работ.


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.