Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 5 глава





28. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. – Т.1. – СПб., 1996.

29. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век- 1917 год). – М., 2000.


Глава 3. Функции и направления деятельности органов прокуратуры

 

3.1. Понятие и система функций российской прокуратуры

 

В настоящее время сложились три функциональные модели (типа) прокуратуры:

1) прокуратура как орган уголовного преследования;

2) прокуратура как орган надзора за законностью;

3) смешанный тип прокуратуры, характеризующий ее как орган надзора за законностью и как орган уголовного преследования.

Указанные модели не существуют в чистом виде. Как правило, прокуратура того или иного типа помимо основной осуществляет и иные, дополнительные функции.

В науке прокурорского надзора на сегодняшний день нет единства мнений о понятии функций прокуратуры, их системе, классификации и количестве. Наиболее часто в юридической науке функции прокуратуры определяются как основные направления ее деятельности. Для такого подхода существуют определенные историко-нормативные предпосылки.

В Законе «О прокуратуре СССР» 1979 г. ст. 3 именовалась «Основные направления деятельности прокуратуры» и включала в себя наряду с осуществлением различных видов прокурорского надзора, также такие виды деятельности, как: борьбу с нарушениями законов, преступностью и иными правонарушениями; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; разработку в сотрудничестве с другими государственными органами мер предупреждения преступности и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и др. В редакции Закона о прокуратуре РФ от 17.01.1992 г. ст. 2 называлась «Цели и направления прокурорской деятельности» и закрепляла виды деятельности схожие с теми, что были указаны в ст.3 Закона «О прокуратуре СССР». Статья 1 действующей редакции Закона о прокуратуре использует понятие «функции прокуратуры» для определения аналогичных видов деятельности. Таким образом, очевидно, что законодатель под основными направлениями деятельности, направлениями деятельности и функциями понимал одно и то же[87].



Вторая группа ученых предлагает соотносить понятия «функции» и «(основные) направления деятельности» как форму и содержание. Типичным примером может служить следующая позиция: «Функции – это вытекающие из правового статуса прокуратуры, ее места и назначения в государственном механизме, обязанности по решению поставленных перед нею задач. Основными же направлениями деятельности прокуратуры можно назвать конкретные формы реализации ею возложенных на нее обязанностей»[88].



Третья группа считает, что функции прокуратуры – это обязанности в деле укрепления законности и правопорядка, характеризующие место и роль прокуратуры в системе государственно-правового механизма, а основные направления деятельности обозначают приоритетные задачи, не нашедшие своего отражения в законе о прокуратуре[89].

Наконец, по мнению четвертых, под функциями прокуратуры необходимо понимать отдельные виды деятельности прокуратуры, которые определяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуются определенным предметом ведения, направлены на решение этих задач и требуют использования присущих им полномочий и правовых средств[90].

Для избежания терминологической путаницы и учитывая содержание нормативно-правовых актов и основной учебной литературы по данному вопросу, под функциями прокуратуры мы будем понимать основные направления деятельности прокуратуры, определенные Законом о прокуратуре, а под направлениями деятельности - отдельные виды деятельности прокурора в рамках основных направлений.



Наиболее любопытный подход к определению системы и количества функций прокуратуры РФ, был предложен М.С. Шалумовым[91]. Учитывая продолжительный характер судебной реформы и различные подходы к определению дальнейшей судьбы прокуратуры, автор сформулировал ряд условий, позволяющих анализировать функции прокуратуры переходного типа. Эти условия заключаются в следующем.

Функции прокуратуры, как и любого другого государственного органа, определяются объективными потребностями развития общества и государства; для их определения следует исходить из нынешних потребностей общественного и государственного развития.

С совершенствованием государства и общества, их правозащитных механизмов, функции прокуратуры также будут изменяться по своей структуре и характеру, причем эти изменения должны соответствовать целям формирования правового государства.

Освобождение прокуратуры от выполнения какой-либо функции возможно в случае полной утраты (ликвидации) соответствующей общегосударственной функции либо должно сопровождаться ее передачей другому органу.

Одна функция реализуется через комплекс направлений. Данные направления деятельности нельзя смешивать с основными направлениями деятельности, число которых тождественно числу функций.

Выработанные М.С. Шалумовым условия позволяют решить вопрос о системе, количестве и классификации функций прокуратуры. Для переходной модели прокуратуры характерна динамичная система функций, которая заключается в отсутствии их исчерпывающего перечня и изменении существующих функций, появлении новых и отмирании старых.

В результате автор выделяет следующие функции современной российской прокуратуры: осуществление прокурорского надзора; осуществление уголовного преследования; участие в рассмотрении дел судами; координация деятельности по борьбе с преступностью.

Кроме указанных, некоторые авторы дополнительно называют международное сотрудничество, выпуск специальных изданий, участие в правотворчестве, а также участие в заседаниях государственных и негосударственных органов[92].

На наш взгляд, последние направления деятельности можно считать функциями прокуратуры лишь с определенными оговорками. Что касается международного сотрудничества и выпуска специальных изданий, то они, согласно ст. 2 Закона о прокуратуре, являются функциями Генеральной прокуратуры РФ. Участие же в правотворчестве едва ли можно считать функцией прокуратуры на сегодняшний день, поскольку Генеральному прокурору РФ ни Конституцией РФ, ни Законом о прокуратуре не предоставлено право законодательной инициативы. Возможность внесения предложений по совершенствованию законодательства прокурорами субъектов Федерации, предусмотренная некоторыми нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, нельзя назвать выполнением самостоятельной государственной функцией, поскольку такие права применительно к органам прокуратуры, учитывая требования ст. 71 Конституции РФ, должны закрепляться на федеральном уровне. В свою очередь, участие в заседаниях государственных и негосударственных органов необходимо рассматривать, скорее всего, либо как метод работы или как отдельное направление деятельности в рамках реализации, но не как отдельную функцию прокуратуры.

Таким образом, система функций современной российской прокуратуры включает в себя:

1) осуществление уголовного преследования;

2) реализацию прокурорского надзора;

3) осуществление координационной деятельности по борьбе с преступностью;

4) участие в рассмотрении дел судами.

Кроме того, на Генеральную прокуратуру РФ Законом о прокуратуре возложены такие дополнительные функции, как:

выпуск специальных изданий (п. 5 ст. 1);

международное сотрудничество (ст. 2).

Анализ функционального содержания прокурорской деятельности позволяет отнести современную российскую модель прокуратуры к смешанному многофункциональному типу.

 

3.2. Понятие, критерии выделения и виды отраслей прокурорского надзора

 

Прокурорский надзор является одной из основных функций прокуратуры РФ. Как специфический вид государственной деятельности он един. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различие обусловлены особенностями законодательства, за которым надзирают органы прокуратуры, спецификой деятельности поднадзорных субъектов и рядом других факторов. Поэтому единый прокурорский надзор принято разделять на несколько отраслей.

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «отрасль прокурорского надзора». Так, С.Г. Березовская под отраслью понимала специализированное организационно-правовое направление деятельности органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, а также специфическими задачами и полномочиями прокурора[93]. Б.М. Спиридонов считал, что отрасль прокурорского надзора – это регулируемая нормами права специализированная деятельность органов прокуратуры, имеющая родовой объект надзора, а также специфические задачи и полномочия[94].

С учетом изложенных подходов, под отраслью прокурорского надзора необходимо понимать самостоятельно направление прокурорского надзора, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, определенным объемом полномочий прокурора, необходимым ему для решения специфичных задач, стоящих перед данной отраслью надзора.

Необходимо отметить, что современная литература вместо термина «отрасль прокурорского надзора» иногда использует такие понятия, как: «вид прокурорского надзора», «надзорная подфункция», «направления прокурорского надзора». Действующий Закон о прокуратуре не содержит приведенных понятий, а использует лишь общий термин «функция», содержание которого было раскрыто выше.

Основными критериями деления прокурорского надзора на отрасли выступают: задачи, объект и предмет надзора, а также полномочия прокуроров. Иногда в специальной литературе дополнительно выделяют такие критерии, как: акты прокурорского реагирования, выносимые прокурором в той или иной отрасли, и пределы надзора.

Наиболее распространенные определения объекта прокурорского надзора следующие:

- общественные отношения, складывающиеся в ходе деятельности поднадзорных органов и лиц;

- деятельность поднадзорных органов и лиц;

- законность поднадзорной деятельности, включающая в себя: а) законы и подзаконные акты; б) исполнение законов; в) надзор за точным и единообразным исполнением законов; г) ответственность за допущенное нарушение законов;

- поднадзорные органы, учреждения, предприятия и организации, а также должностные лица.

Наиболее часто встречающиеся определения предмета прокурорского надзора следующие:

- деятельность поднадзорных лиц;

- исполнение законов, т.е. соответствие закону нормативных актов и действий поднадзорных органов и лиц;

- предмет надзора представляет собой акты, за точным исполнением которых надзирает прокурор;

- предмет - часть объекта;

- предмет отождествляется с объектом;

Наиболее распространенной точкой зрения на соотношение объекта и предмета прокурорского надзора является утверждение о том, что под объектом прокурорского надзора следует понимать деятельность поднадзорных органов и лиц, а под предметом – их поведение (действия и бездействия) и издаваемые ими правовые акты.[95]

Определяя объект прокурорского надзора, необходимо иметь в виду следующее: 1) в объект включается только деятельность по исполнению закона и в некоторых случаях подзаконных нормативно-правовых актов; 2) эта деятельность только поднадзорных органов и лиц, которые обозначены в законе.

Объект прокурорского надзора имеет свои границы, которые в литературе называются пределами прокурорского надзора. Совершенно верно определяют значение пределов прокурорского надзора В.Г. Даев и М.Н. Маршунов, считающие, что они позволяют определить компетенцию прокуроров по осуществлению надзора с точки зрения установления группы нормативных актов, точное и единообразное исполнение которых составляет предмет прокурорского надзора, круга органов, законность деятельности которых поднадзорна прокуратуре, а также объема полномочий прокурора[96].

Под пределами прокурорского надзора понимают правовые требования по исполнению определенного по характеру законодательства тем или иным кругом государственных и негосударственных органов и лиц. Другими словами, это нормативно-правовые требования, которые устанавливают:

- круг законов и подзаконных нормативно-правых актов, за исполнением которых надзирает прокурор;

- круг государственных и негосударственных органов и лиц, чья деятельность составляет объект надзора;

- характер правоотношений, которые входят в предмет надзора.

Пределы также позволяют определить предмет надзора. В отличие от объекта основные элементы предмета надзора находят свое закрепление в Законе о прокуратуре (ст.ст. 21, 26, 29, 32).

Например, одной из отраслей прокурорского надзора является осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Объектом надзора в данном случае будет выступать деятельность указанных органов по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия. Пределы надзора определяются нормами УПК РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Законом о прокуратуре и др. Предмет надзора закрепляется в ст. 29 Закона о прокуратуре и включает в себя: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность принимаемых данными органами решений.

С учетом выше названных критериев на сегодняшний день можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора:

Надзор за исполнением законов действующих на территории РФ, всеми федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Ранее данная отрасль надзора именовалась «общим надзором». Сейчас законодательство не использует данного термина, однако на практике его еще применяют.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше органами;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Наличие четырех указанных отраслей признается всеми учеными, занимающимися проблема прокурорского надзора. Между тем, ряд ученых полагает, что помимо указанных, существует также такая отрасль, как надзор за исполнением законов судебными приставами[97]. Действительно, Закон о прокуратуре, перечисляя отрасли прокурорского надзора, в п. 2 ст. 1 называет данное направление деятельности[98], однако, на наш взгляд, относить его к отдельной отрасли прокурорского надзора, едва ли оправдано.

Во-первых, деятельность приставов-исполнителей по своему содержанию и значению не формирует отдельного, самостоятельного объекта надзора: надзором охватывает только деятельность части приставов – приставов-исполнителей; самостоятельность в принятии решений, предполагающих принуждение, существенно ограничена судебным контролем; деятельность приставов-исполнителей не обладает такой спецификой как деятельность органов, занимающихся ОРД, предварительным расследованием или исполнением назначенных судом уголовных наказаний. Во-вторых, сам Закон о прокуратуре не определяет ни предмет надзора, ни полномочия прокурора, ни акты прокурорского реагирования, которые вправе выносить прокурор. В-третьих, в Указаниях Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» от 06.01.1999 г. № 1/7 прокурорам, осуществляющим надзор за данной деятельностью, рекомендуется использовать возможности, определенные Законом о прокуратуре, для осуществления общего надзора.

Учитывая вышеизложенное, представляется, что надзор за исполнением законов судебными приставами следует рассматривать как отдельное направление прокурорского надзора в рамках надзора за исполнением законов и законностью правовых актов (общего надзора)[99].

 

3.3. Направления, приоритетные направления и участки прокурорской деятельности

 

В литературе понятие «направление прокурорской деятельности» используется в двух значениях. Во-первых, как собирательное понятие, определяющее различные виды прокурорской деятельности. В этом случае оно означает и функции прокуратуры (основные направления), и отрасли прокурорского надзора, и отдельные участки надзорной деятельности. Во-вторых, оно используется как термин, определяющий составную часть качественно однородного вида прокурорской деятельности. Например, как составная часть какой-либо отрасли прокурорского надзора, включающая в себя осуществление надзора за исполнением конкретного закона или нескольких законов, регулирующих сходные общественные отношения в определенной отрасли надзора.

В этой связи, в рамках надзора за исполнением законов и законностью правовых актов можно выделить такие направления деятельности, как: надзор за исполнением закона в социальной сфере; надзор за исполнением за исполнением законов в экономической сфере; надзор за исполнением закона в оборонной сфере; надзор за исполнением закона в административно-юрисдикционной сфере и т.п. В свою очередь, каждое направление деятельности состоит из отдельных поднаправлений. Например, надзор за исполнением законов в социальной сфере включает в себя надзор за исполнением законодательства: о здравоохранении, о безопасности труда, пенсионного законодательства и т.п. Таким образом, направление прокурорского надзора (прокурорской деятельности) представляет собой отдельный вид прокурорского надзора в рамках определенной отрасли надзора.

Особое место среди направлений деятельности прокуратуры занимают так называемые приоритетные направления деятельности. Эти направления деятельности включают в себя прокурорский надзор за деятельностью органов и лиц в наиболее важных на данный момент сферах общественной и государственной жизни, а также за исполнением законов, которые наиболее часто нарушаются. Указанную категорию в науке прокурорского надзора принято выделять в отдельное понятие.

На сегодняшний день можно выделить следующие приоритетные направления деятельности прокуратуры России:

Надзор за законодательством о приватизации государственной и муниципальной собственности.

Надзор за исполнением земельного законодательства.

Надзор за исполнением законодательства по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Надзор за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом.

Надзор за исполнением экологического законодательства и др.

Приоритетные направления деятельности в отличие от отраслей прокурорского надзора и иных направлений прокурорской деятельности характеризуются большей динамичностью. То, что является актуальным в данный момент, через определенное время может потерять свою актуальность, и другие направления деятельности будут более значимы для прокурорской деятельности.

От отраслей прокурорского надзора и направлений необходимо отличать участки прокурорской деятельности, которые выделяются с учетом специфики общественных отношений, на защиту и обеспечение которых направлена деятельность прокурора. Принципиальное отличие участка от отрасли прокурорского надзора заключает в том, что его объект (предмет) образует не деятельность определенных государственных и негосударственных органов или лиц, а особо ценные для государства и общества общественные отношения, на охрану и защиту которых направлена деятельность прокурора.

Участок прокурорской деятельности характеризуется следующими признаками:

1) наличием особого отдельного объекта (предмета) прокурорской деятельности;

2) этот объект (предмет) образует не деятельность государственных и негосударственных органов и лиц, а общественные отношения;

3) особой значимостью для общества и государства общественных отношений, образующих объект (предмет) надзорной деятельности;

4) наличием этих общественных отношений во всех основных направлениях и отраслях прокурорского надзора.

Если схематично представить основные направления деятельности прокуратуры и отрасли прокурорского надзора как определенные качественные слои прокурорской деятельности, то участок будет представлять собой поперечный пласт, пронизывающий указанные слои: общественные отношения, образующие отдельный участок прокурорской деятельности, в том или ином объеме будут присутствовать в каждом слое (направлении) прокурорской деятельности.

Примером отдельного участка прокурорской деятельности является надзор прокурора за исполнением законов о несовершеннолетних. Общественные отношения, связанные с несовершеннолетними, присутствуют в деятельности всех органов и лиц, являющихся объектами (предметами) прокурорского надзора. Иначе говоря, эти отношения присутствуют во всех отраслях и направлениях прокурорской деятельности. Прокурор в силу особой значимости этих отношений для общества и государства, уделяет особое внимание охране и защите прав и интересов несовершеннолетних, причем независимо от того, осуществляется ли уголовное преследование в отношении них, отбывают ли они наказания или же происходит судебное рассмотрение вопроса с их участием или в отношении них. В результате, в каждом направлении прокурорской деятельности (отрасли) можно выделить отдельные участки, связанные с обеспечением прав и свобод несовершеннолетних, которые в своей совокупности образуют отдельный участок прокурорской деятельности независимо от отраслевой принадлежности прокурорского надзора или иного направления его деятельности.

Осуществляя надзор за исполнением законов на отдельном участке, прокурор использует всю совокупность правовых средств, предоставляемых ему для осуществления надзора в базовой отрасли или реализации иных полномочий в других направлениях прокурорской деятельности.

Основное различие понятий «участок работы прокуратуры» и «приоритетное направление деятельности» прокуратуры заключается в том, что участки работы существуют всегда или в течение продолжительного периода, а приоритетные направления актуальны на данный момент.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что понимается под функциями прокуратуры?

2. Как соотносятся понятия «функция», «направление деятельности» и «основные направления деятельности»?

3. Какие функции возложены на прокуратуру РФ в настоящее время?

4. Что понимается под отраслью прокурорского надзора?

5. Каковы признаки и критерии выделения отраслей прокурорского надзора?

6. Что такое предмет и пределы прокурорского надзора?

7. Что такое приоритетное направление деятельности прокуратуры?

8. Как соотносятся понятия «отрасль прокурорского надзора» и «участок прокурорской деятельности»?

 

Источники:

 

1. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. – Л., 1990.

2. Додонов В.Н., Крутских В.Е. Прокуратура в России и за рубежом. – М., 2001.

3. Зеленецкий В.С. Функциональная структура прокурорской деятельности. – Харьков, 1978.

4. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. – М., 2006.

5. Прокурорский надзор в СССР: Учебник. - М., 1982.

6. Прокурорский надзор: Учебник для вузов // Под .ред. проф. Г.П. Химичевой. М., 2001.

7. Спиридонов Б.М. Понятие отрасли прокурорского надзора // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. – М., 1973.

8. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. – СПб., 2005.

9. Шалумов М.С. Функции прокуратуры: письмо в редакцию // Государство и право. – 1995. - № 6.


Глава 4. Правовые средства прокурорского надзора

 

4.1. Правовые средства прокурорского надзора: понятие и виды

 

Под правовыми средствами одни понимают полномочия прокуроров, а также порядок и форму их реализации[100]. Другие – установленные законодательством правомочия (полномочия) прокурора по реализации возложенных на него функций[101]. Третьив это понятие включают полномочия прокуроров и акты прокурорского надзора[102]. Четвертые определяют правовые средства как предусмотренные законодательством формы реализации полномочий прокурора, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений закона[103]. По сути дела все указанные подходы отражают единое содержание рассматриваемого понятия, под которым понимается определенный законодательством РФ объем полномочий прокуроров, а также форма их реализации. Поскольку основной формой реализации полномочий прокурора является вынесение актов прокурорского реагирования, в содержание понятия правовых средств принято выделять три основные элемента:

1) установленные действующем законодательством полномочия прокурора, направленные на реализацию возложенных на прокуратуру функций;

2) акты прокурорского реагирования;

3) механизм реализации полномочий прокурора и вынесения актов прокурорского реагирования.

Таким образом, понятие «правовые средства прокурорского надзора» является комплексным и включает в себя три основных элемента: полномочия прокурора, акты прокурорского реагирования и механизм реализация полномочий и вынесения актов реагирования. Иногда в литературе вместо термина правовые средства используется понятие «формы прокурорского надзора». Принципиальной разницы между указанными категориями не существует.

Характерной особенностью правовых средств является то, что при их применении между прокуратурой и поднадзорными субъектами всегда возникают правовые отношения, в то время как применение неправовых средств таких отношений может и не вызвать.

Правовые средства могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности по цели, характеру, форме и порядку применения.

По цели они делятся на средства, направленные на:

1) выявление нарушений законов, причин, их порождающих и условий, им способствующих (истребование актов и документов, требование о выделение специалистов);

2) устранение нарушений законов и обстоятельств, им способствующих (принесение протестов на противоречащий закону акт; внесение представлений об устранении нарушений закона и т.п.);

3) предупреждение нарушений закона (предостережение о недопустимости закона, санкционирование некоторых действий администрации исправительного учреждения, дача согласия на совершение определенных следственных и процессуальных действий дознавателем и т.п.).

По форме правовые средства делятся на предусмотренные законодательством:

1) действия (предъявление и поддержание иска, разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод, самостоятельно совершение прокурором отдельных процессуальных действий при производстве предварительного расследования в форме дознания и т.п.);

2) акты (протест, представление, предостережение и т.п.).

По характеру правовые средства можно разделить на:

обязывающие (требование о выделении специалиста, истребование документов, назначении проверки и т.п.);

приостанавливающие (приостановление действия актов администрации исправительного учреждения в случае противоречия действующему законодательству);

распорядительные (письменные указания и поручения органу дознания о проведении отдельных процессуальных действий и т.п.).

По порядку применения они делятся на:

общие, характерные для всех отраслей прокурорского надзора (принесение протеста, внесение представления, проведение прокурорской проверки);

специфические, характерные для отдельных отраслей прокурорского надзора (объявление предостережения возможно только в надзоре за исполнением законов и законностью правовых актов).

 

4.2. Полномочия прокурора

 

Под полномочиями прокурора принято понимать объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для реализации возложенных на него функций и достижения поставленных перед ним целей и задач. Конкретные полномочия прокуроров устанавливаются как Законом о прокуратуре (ст.ст. 22, 27, 30, 33), так и другим отраслевым законодательством (например, ст.37 УПК РФ). Законодательное закрепление полномочий является основным признаком данной правовой категории. Иногда законодательно закрепленные полномочия прокуроров определяют термином «правомочие».

Совокупность существующих полномочий условно можно разделить на две группы

1. Общие полномочия, т.е. полномочия прокуроров, которые применяются во всех отраслях прокурорского надзора. Общие полномочия закрепляются только в Законе о прокуратуре (ст. 22). Они включают в себя:

- право по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных объектов;

- иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов;

- проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона;

- вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов предоставления необходимых документов, статистических и иных сведений;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.