Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 2 глава





Российская (советская) прокуратура занимает особое место в системе прокуратур Континентальной Европы.[25] Хотя, как уже отмечалось выше, прообразом российской прокуратуры также послужила французская прокуратура, изначально она учреждалась (и позже функционировала) на несколько иных принципах. Во-первых, для российской модели прокуратуры наряду с функцией уголовного преследования (поддержания государственного обвинения) характерно наличие обширных надзорных полномочий. При чем надзорные полномочия не обусловливались осуществлением уголовного преследования как у французской модели, а являлись самостоятельным имманентным признаком отечественной прокуратуры. Во-вторых, российская (советская) прокуратура представляла собой систему независимых органов, обладающих лишь внешними признаками органов юстиции. Эта система органов подчинялась высшему органу государственной власти в стране, изначально, - императору, а позже, в советское время – Верховному Совету СССР. И в этой связи одной из основных ее задач являлось обеспечение интересов центральной власти на всей территории государства. В-третьих, такая модель прокуратуры под советским влиянием стала определяющей для ряда социалистических стран, ранее не знавших или не использовавших европейские традиции государственного строительства. Наконец, отсутствие аналогов петровской и советской прокуратур в правовых системах соответствующих исторических периодов позволяет выделить их в отдельный самостоятельный вид.



 

1.3. Цели и задачи прокурорской деятельности

 

Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение целей и задач, закрепленных в Конституции РФ, Законе о прокуратуре, ином действующем на территории Российской Федерации законодательстве, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.

Цели и задачи прокурорской деятельности – два понятия, тесно связанные между собой, но, между тем, различные.

Под целями понимается результат, на достижение которого направлена прокурорская деятельность в целом. Цели прокурорской деятельности обусловливаются ролью и местом прокуратуры в системе органов государственной власти. В конечном счете они определяются Конституцией РФ и Законом о прокуратуре.



Пункт 2 ст. 1 Закона о прокуратуре устанавливает, что целями прокурорской деятельности являются:

1) Обеспечение верховенства закона.

2) Обеспечение единства и укрепления законности.

3) Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

4) Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Иногда в литературе категорию «цели» определяют без употребления термина «обеспечение». В этом случае конечный результат прокурорской деятельности формулируется сокращенно, к примеру, как «верховенство закона», «единство и высокий уровень законности», «защищенность прав и свобод человека и гражданина», «защищенность охраняемых законом интересов общества и государства»[26].

Верховенство закона означает достижение приоритета закона как акта, обладающего вышей юридической силой, над всеми иными правовыми средствами регулирования общественных отношений. Поскольку высшей юридической силой на территории РФ обладает, прежде всего, федеральный закон, то деятельность прокуратуры как федерального органа власти должна быть направлена на обеспечение приоритета федерального законодательства – Конституции РФ, федеральных конституционных и иных федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, включая нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе их законы (безусловно, с учетом требований ст.ст. 70-72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения между Федерацией и субъектами).

Под законностью в советской правовой науке традиционно понималось «строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми органами государства, организациями, должностными лицами и гражданами»[27]. В современном понимании данное понятие включает в себя не только соблюдение норм права, но необходимость обеспечения для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав, результативной работы правоохранительных органов, независимого и эффективного правосудия[28].



Защита прав и свобод человека и гражданина является одним из основных устоев правового государства, поэтому постановка этой цели перед органами прокуратуры означает признание, прежде всего, особой роли прокуратуры в строительстве правового государства, а, во-вторых, верховенства прав и свобод человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации. Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина проявляется в точном выполнении установленных в законе требований, определяющих правовой статус личности в Российской Федерации, а также правил, регламентирующих порядок, условия и основания его ограничения.

Провозглашение защиты охраняемых интересов общества и государства в качестве одной из основных целей прокурорской деятельности означает приоритетное положение прокурорских органов в обеспечении и защите публичных интересов, по существу, признание за ними роли органов представительства публичной власти при решении правовых споров и осуществлении надзорных полномочий. При этом закон, закрепляя эту цель наряду с защитой прав и свобод человека и гражданина, особо подчеркивает равноценность и равноохраняемость публичных интересов и интересов личности, а также определяющую роль прокуратуры в достижении этого паритета.

Цели прокурорской деятельности достигаются через решение задач, стоящих перед прокурорскими органами. Под задачей понимается результат, на который направлена прокурорская деятельность, однако, в отличие от цели, этот результат необходимо достичь в настоящее время (или в краткосрочном периоде), либо к определенному моменту в ближайшем будущем. Другими словами, задача – это категория по сравнению с целями более конкретная и ограниченная, а поэтому и более многочисленная. Задачи прокурорской деятельности различаются между собой.

Задачи могут закрепляться как в Законе о прокуратуре, так и ином отраслевом законодательстве (например, УПК, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», ГПК, АПК, ТК и др.). В литературе они разделяют на три вида (уровня): общие, специальные и частные[29]. Эти уровни подчинены друг другу. Решение задач более низкого уровня способствует достижению задач более высокого уровня, что в конечном счете обеспечивает достижение общих задач и целей прокурорской деятельности.

Под общими понимаются задачи, стоящие перед основными направлениями прокурорской деятельности в целом. К их числу принято относить следующие:

1. Охрана закрепленного в Конституции РФ и ином действующем на территории РФ законодательстве общественного и государственного строя.

2. Обеспечение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также прав и интересов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

3. Обеспечение и защита публичных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также общества в целом.

Общие задачи подлежат разрешению каждым прокурором в ходе своей деятельности. Вместе с тем, прокурорская деятельность неоднородна и подразделяется на несколько направлений, перед которыми стоят свои особые задачи. Эти задачи являются специальными. Их суть вытекает из общих задач и определяется содержанием прокурорской деятельности в каждом конкретном ее направлении. Примером специальных задач могут служить такие, как: 1) обеспечение законности актов, издаваемых федеральными отраслевыми органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и иными субъектами, указанными в ст. 21 Закона о прокуратуре; 2) обеспечение точного исполнения Конституции РФ и законов указанными субъектами.

Решение общих и специальных задач происходит в процессе вынесения актов прокурорского реагирования и реализации отдельных прокурорских полномочий. Реализуя предоставленные ему законом правовые средства, прокурор разрешает отдельные задачи. Эти задачи в теории прокурорского надзора именуются частными. Они весьма различны и многообразны. В отличие от общих и специальных частные задачи не являются постоянными, они могут возникать в одних условиях работы и отсутствовать в других. Поэтому едва ли есть смысл и возможность перечислять все частные задачи, стоящие перед органами прокуратуры. Примерами этих задач могут служить такие, как: получение полной информации о конкретном нарушении закона; своевременное выполнение требований прокурора; привлечение виновных к соответствующим видам ответственности.

 

1.4. Принципы организации и деятельности прокуратуры

 

Организация и деятельность прокуратуры РФ строится на определенных принципах, которые находят свое закрепление в действующем законодательстве.

Под принципами организации и деятельности понимают исходные руководящие, закрепленные в Конституции РФ и Законе о прокуратуре, выработанные наукой и теорией положения (начала), на основе которых реализуются функции, направленные на достижение целей и задач, стоящих перед прокуратурой. Таким образом, понятие принципа характеризуется следующими чертами:

1) Обязательное закрепление в основополагающих нормативно-правовых актах, определяющих организацию и деятельность прокуратуры. Нормы, устанавливающие принципы, содержатся, прежде всего, в ст. 129 Конституции РФ и ст. 4 Закона о прокуратуре. Законодательное закрепление принципов определяет их правовую силу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурорским работником.

2) Все принципы являются теоретическим результатом продолжительного аналитического обобщения практики. Изначально они формулируются наукой, а затем закрепляются на законодательном уровне.

3) Они представляют собой наиболее общие начала, т.е. положения определяющие основы осуществления прокурорских функций и построения системы прокурорских органов, служащие правовым фундаментом для реализации полномочий прокурорскими работниками.

Поскольку принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника независимо от занимаемой должности или конкретного направления своей деятельности.

Организация и осуществление прокурорских функций взаимосвязаны и практически неразделимы. В этой связи в литературе принципы, на которых они основаны, как правило, рассматриваются как единая категория. Принципы организации и деятельности не следует смешивать с условиями и порядком осуществления возложенных на прокуратуру функций, которые по отношению к первым всегда носят подчиненный характер.

1. Принцип централизации определяет организацию системы прокурорских органов.

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура – это единая централизованная система органов. Централизация означает подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ. Принцип централизации в частности выражается в следующем:

1) В централизованном порядке построения всех органов прокуратуры в пределах Российской Федерации и осуществлении руководства прокурорской системой из единого центра.

2) В порядке назначения прокурорских работников на соответствующие должности: назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали. Все прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры – Генеральному прокурору РФ.

3) Каждый прокурор несет персональную ответственность за правильную организацию работы по реализации прокурорских полномочий подчиненными ему нижестоящими прокурорами.

4) Взаимозаменяемость прокуроров: прокурор любого звена прокурорской системы при осуществлении своих полномочий может быть заменен другим прокурором, за исключением специально оговоренных в законе случаев (к примеру, в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ участвует только Генеральный прокурор РФ). Вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а также поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом.

5) Приказы, указания и иные директивы, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.

2. Принцип единства прокурорской деятельности закрепляется в ст. 129 Конституции РФ и ст. 11 Закона о прокуратуре и выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и задач, стоящих перед прокурорскими органами, а также правовых средствах по выявлению и устранению нарушений закона.

Указанный принцип имеет следующее содержание:

1) Единоличное разрешение прокурором всех вопросов, связанных с реализацией прокурорских функций. Все приказы, распоряжения, указания и акты прокурорского реагирования подписываются прокурором лично и являются обязательными для нижестоящих прокуроров и прокурорских работников. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт, приказ или распоряжение нижестоящего прокурора в установленных законом случаях.

2) Единство системы и структуры органов прокуратуры, действующих на территории Российской Федерации. Прокуроры соответствующего звена обладают одинаковыми полномочиями и правовыми средствами их реализации. Прокуратуры одного уровня обладают одинаковой компетенцией, структурой и единым составом должностных лиц.

3) Законодательство, регулирующее прокурорскую деятельность, определяет единые для всех прокуратур задачи, принципы и направления деятельности, а также единые формы и методы прокурорской работы.

С принципом единства тесно связан принцип единоначалия, который означает единоличное принятие решений прокурором в пределах своей компетенции. Вместе с тем, единоначалие не исключает коллегиального обсуждения вопросов осуществления прокурорской деятельности. В Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов и приравненных к ним прокуратурах создаются коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратуры. Коллегия при соответствующих органах прокуратуры являются совещательным органом. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.

3. Принцип законности находит свое отражение в ст. 15 Конституции РФ и применительно к органам прокуратуры означает следующее:

1) Все вопросы организации и деятельности прокуратуры, включая ее устройство, компетенцию и порядок осуществления полномочий ее должностных лиц должны быть определены актами высшей юридической силы – Конституцией РФ и федеральными законами. Недопустима ситуация, когда указанные вопросы разрешаются ведомственными нормативно-правовыми актами.

2) Правовой статус прокуратуры как органа надзора и представительства центральной власти при разрешении правовых споров определяется Конституцией РФ.

3) Все органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законами права, свободы и законные интересы физических и юридических лиц. Реализуя конкретные полномочия, прокуроры обязаны действовать только в пределах своих установленных законом полномочий.

4) Поскольку прокуратура является основным органом надзора за исполнением закона, предметом ее деятельности является охрана, защита и обеспечение законности на всех уровнях государственного и общественного устройства, в деятельности всех государственных и негосударственных органов и учреждений.

4. Принцип независимости закрепляется в ст.ст. 4 и 5 Закона о прокуратуре и состоит в том, что все предоставленными законом полномочия прокурорские работники реализуют только на основе законов, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.

Содержание данного принципа выражается в следующем:

1) Независимость прокурорских органов и прокурорских работников обеспечивается организационным построением прокурорской системы, порядком назначения и освобождения от прокурорских должностей, формами реализации прокурорских полномочий, а также существующей системой подчиненности и подотчетности.

2) Запрет вмешательства в осуществление прокурорской деятельности. Согласно ст. 5 Закона о прокуратуре воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом уголовную или административную ответственность.

3) Политическая и гражданская независимость прокурора, выражающаяся в запрещении прокурорам быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в их деятельности. Кроме того, п.4 ст. 4 Закона о прокуратуре содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели и их организаций в самих органах и учреждениях прокуратуры.

5. Принцип гласности закрепляется в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре.

Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информирует федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и населения о состоянии законности.

Данные принцип реализуется через следующие формы:

1) Пункт 7 ст. 12 Закона о прокуратуре устанавливает, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

2) В органах прокуратуры создаются специальные структурные подразделения или же вводятся отдельные должности помощников прокуроров, отвечающих за связь со средствами массой информации.

Вместе с тем не вся информация о работе может быть предана гласности. В частности, не подлежит освещению деятельность прокуратуры связанная с реализацией функцией уголовного преследования по конкретным уголовным делам, не может быть предан огласке ход прокурорских проверок.[30] В любом случае не подлежит разглашению информация о частной жизни граждан, полученная в ходе проверки или расследования конкретного уголовного дела.

 

1.5. Понятие прокурорского надзора

 

Термин «прокурорский надзор» в современной литературе используется в нескольких смыслах. Во-первых, этим термином обозначается одна из основных функций современной российской прокуратуры. Во-вторых, некоторые ученые под ним понимают отдельную самостоятельную отрасль права. Наконец, понятие «прокурорский надзор» означает отрасль юридической науки и учебную дисциплину.

Прокурорский надзор является отдельным направлением государственной деятельности, представляющим собой одну из форм реализации правоохранительной функции, стоящей перед государством в целом. Содержанием прокурорского надзора является так называемая надзорная деятельность, заключающаяся в осуществлении прокуратурой от имени РФ наблюдения за соблюдением Конституции РФ, прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также единообразным и точным исполнением законов, действующих на территории РФ. Данный вид государственной деятельности имеет ряд признаков:

1) Осуществляется исключительно прокуратурой от имени государства на всей ее территории РФ.

2) Имеет свой предмет – осуществление надзора за проведением в жизнь требований, содержащихся в Конституции РФ, и законах, действующих на территории РФ.

3) Основной формой его осуществления является надзор, т.е. «наблюдение за тем, чтобы соответствующие органы и лица в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности, привлечению виновных к надлежащей ответственности»[31].

4) Основным методом осуществления прокурорского надзора является проверка исполнения требований, содержащихся в Конституции РФ и законах, действующих на территории РФ, государственными и негосударственными органами и учреждениями.

5) Ему присущи своеобразные правовые средства реализации: вынесение актов прокурорского реагирования; проведение различных проверок; осуществление прокурорских полномочий, основанных на государственном принуждении (например, принудительные приводы, изъятие документов, использование помощи сотрудников милиции); привлечение к ответственности за неисполнение прокурорских решений (к примеру, ст. 17.7 КоАП устанавливает, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет административную ответственность).

6) Он распространяется на деятельность всех федеральных отраслевых органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.

7) Осуществление данного вида государственной деятельности имеет исключительно правовой аспект, т.е. всегда влечет за собой правовые последствия (устранение нарушения закона, привлечение виновного к ответственности, отмену и приостановление действия незаконного акта и т.п.).

Некоторые ученые под понятием «прокурорский надзор» подразумевают отдельную отрасль российского права.[32] В литературе она именуется «прокурорско-надзорным правом»[33] или «прокурорским правом»[34]. По их мнению, прокурорский надзор как совокупность правоотношений обладает достаточными признаками для признания его самостоятельной отраслью российского права, а именно: отдельным предметом и методом правового регулирования. К числу сторонников признания прокурорского надзора отдельной отраслью права относятся такие ученые, как С.Г. Березовская, В.Н. Галузо, В.К. Звирбуль, И.И. Мартинович, М.Н. Маршунов, В.Г. Мелкумов, В.С. Тадевосян и др.

По их мнению, предмет прокурорского надзора как отдельной отрасли права составляет определенная область общественных отношений, складывающихся в ходе осуществления надзорной деятельности, и отличающаяся от отношений, являющихся предметом других отраслей права[35]. Иногда предметом считают деятельность прокуратуры как совокупность общественных отношений[36]. В последнем случае общественные отношения, складывающиеся в ходе прокурорского надзора, не исчерпывают предмета правового регулирования прокурорского права, а составляют лишь его часть. Прокурорское право, считают они, обладает специальным – субординационным методом правового регулирования, заключающимся в позитивном и негативном обязывании участников прокурорских правоотношений, а также принадлежностью прокуратуры как участника этих отношений к публичным органам. По своему характеру оно является комплексной отраслью права, тесно взаимосвязанной с другими отраслями российского права.

Противники признания прокурорского надзора в качестве отдельной отрасли права опровергают данные аргументы, указывая, что, во-первых, он не обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования. Общественные отношения, якобы составляющие его предмет, в действительности принадлежат другим отраслям права. К примеру, конституционное право определяет место прокуратуры в системе органов государственной власти; процессуальные отрасли – полномочия прокурора как участника различных видов судопроизводств; административное, уголовно-исполнительное и иные материальные отрасли права – прочие правовые возможности прокурора. Соответственно, те или иные отношения определяют и метод правового регулирования. Во-вторых, признание прокурорского надзора самостоятельной отраслью права является искусственным, т.е. в его основу кладется только одна сторона деятельности прокуратуры – надзор, при этом, игнорируются другие аспекты и направления прокурорской деятельности. Определить прокурорское право в качестве комплексной отрасли также довольно сложно, т.к. у него затруднительно выделить какую-либо первичную, основную отрасль права. Среди противников признания прокурорского надзора отдельной отраслью права можно назвать имена таких видных ученых, как С.С. Алексеев, А.Я. Вышинский, О.С. Иоффе, М.С. Строгович и др.

На наш взгляд, вопрос о существовании отдельной отрасли прокурорского права разъяснил проф. А.Ф. Смирнов: «В 70-е годы прошлого столетия аргументировалась точка зрения точка зрения о существовании самостоятельной прокурорско-надзорной отрасли права. Представляется, что сейчас достаточно трудно найти какие-либо доказательства существования самостоятельной отрасли прокурорско-надзорного права. Аргументированных современных научных исследований на эту тему нет. Оставаться на прежних позициях тоже невозможно»[37].

Прокурорский надзор как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в 50-х годах прошлого столетия. Становление и развитие науки прокурорского надзора связано с именами таких видных теоретиков прокурорского надзора, как С. Г. Березовская, А.Д. Берензон, В.К. Звирбуль, А.Ф. Козлов, М.П. Маляров, В.Г. Мелкумов, В.М. Савицкий и многие другие.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой совокупность знаний о социальных закономерностях, обусловливающих возникновение и дальнейшее развитие законодательства, регулирующего деятельность прокуратуры по осуществлению надзорной деятельности, формах, средствах и методах ее осуществления. Наука систематизирует и излагает знания о прокурорском надзоре, объясняет процессы и явления, возникающие в ходе прокурорской деятельности, занимает прогнозированием развития прокурорского надзора.

Прокурорский надзор является самостоятельной юридической научной дисциплиной, имеющей свой строго очерченный предмет исследования - прокурорскую деятельность как отдельную форму государственной деятельности, выполняемую самостоятельной системой государственных органов – прокуратурой РФ.[38] Система научных знаний о прокурорском надзоре включает в себя общую и особенную части. Прокурорский надзор как отрасль науки активно использует различные методы исследования – правовые, социологические, науки управления и иные. Среди правовых методов превалирующее положение занимают такие, как формально-юридический, сравнительно- и историко-правовой.

Значение науки прокурорского надзора заключается в выработке теоретического обеспечения прокурорской деятельности, оказании научной и методической помощи прокурорским работникам в повышении эффективности осуществления возложенных на прокуратуру функций.

Прокурорский надзор можно рассматривать как учебную дисциплину. Как учебная дисциплина прокурорский надзор является частью образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений, имеет свою систему, предмет и методы познания.

Для определения предмета курса существуют традиционно два подхода: функциональный и институциональный. Функциональный подход предполагает изучение содержание деятельности прокуратуры, т.е. основные направления деятельности, функции, компетенцию, полномочия отдельных прокурорских работников и т.п. Институциональный подход рассматривает прокуратуру как систему органов, определяет ее место в системе других государственных органов, предполагает изучение возникновения и развития отечественного института прокуратуры, а также органов прокуратуры зарубежных стран. Современная учебная дисциплина «Прокурорский надзор в РФ» основывается на обоих методах.

Предмет курса «Прокурорский надзор» включает в себя:

1) изучение правовых норм, регулирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, определяющих принципы деятельности, функции и задачи прокуратуры;

2) изучение системы и структуры современных органов прокуратуры;

3) изучения возникновения и развития отечественного института прокуратуры;

4) основные теоретические положения науки прокурорского надзора;

5) ознакомление студентов с практической деятельностью прокуратуры.

Помимо предмета курса также принято выделять его методологическую базу, представляющие собой правовые, нравственные и теоретические основы деятельности прокуратуры

Система курса делится на общую и особенную части.

В общей части, как правило, изучаются: содержание общественных отношений, возникающих в процессе прокурорской деятельности; содержание норм права, регулирующих эти отношений; сущность и принципы прокурорского надзора, его место в системе форм государственной деятельности и в системе права; структура и система органов прокуратуры; специфика прав и обязанностей прокуроров; история возникновения и развития прокуратуры; а также многие другие вопросы.

В особенной части рассматриваются вопросы осуществления прокурорского надзора в отдельных отраслях; изучается деятельность органов специализированных прокуратур; показываются особенности прокурорского надзора на отдельных участках (например, надзор за исполнением законов о несовершеннолетних); раскрывается специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений и иные вопросы.

 

1.6. Соотношение прокурорского надзора с другими видами контроля и надзора

 

В литературе нет однозначных подходов к соотношению понятий «контроль» и «надзор». По мнению А.П. Гуляева, понятия «контроль» и «надзор» чаще рассматриваются как тождественные и их трудно отличить, и хотя в некоторых законодательных и нормативных актах они рассматриваются как различные, но какого-либо отличия в этих актах не просматривается[39]. Другие ученые полагают, что прокуратура не является контрольным органом, не входит в систему государственного контроля в силу специфичности по многим параметрам и употребление терминов «контроль» и «надзор» как синонимов является ошибочным, ибо, особенно в юриспруденции под ними понимаются разные явления, государственные функции и правовые институты[40].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.