Сделай Сам Свою Работу на 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 12 глава





В следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлениях Следственного комитета, в том числе военных следственных управлениях Следственного комитета по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и других военных следственных управлениях Следственного комитета, приравненных к следственным управлениям Следственного комитета по субъектам Федерации, создаются отделы и отделения, учреждаются должности руководителей указанных следственных органов, их первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников руководителей указанных следственных органов, руководителей соответствующих структурных подразделений этих органов и их заместителей, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших референтов и референтов, а также другие должности.

В следственных отделах Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним специализированных следственных отделах Следственного комитета, в том числе военных следственных отделах Следственного комитета по объединениям, соединениям, гарнизонам и других военных следственных отделах Следственного комитета, приравненных к следственным отделам Следственного комитета по районам, городам, создаются отделения, учреждаются должности руководителей указанных следственных органов, их первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников руководителей указанных следственных органов, руководителей соответствующих структурных подразделений этих органов и их заместителей, прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и следователей, старших референтов и референтов, а также другие должности.



Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.



Компетенция следственного комитета:

Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере предварительного расследования преступлений;

2) обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета;

3) организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ производство предварительного следствия по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность, а также процессуальный контроль и проверку деятельности следственных органов Следственного комитета;

4) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;

5) обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

6) участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;

7) организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

8) организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;



9) обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

10) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;

11) организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

12) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ.

Следственный комитет также имеет право:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организаций независимо от их организационно-правовой формы документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

2) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

3) осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы Следственного комитета;

4) формировать и вести федеральные учеты, базы данных криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти;

5) взаимодействовать с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

6) учреждать в соответствии с законодательством РФ печатные и электронные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

7) учреждать в соответствии с законодательством РФ нагрудные знаки и почетные грамоты Следственного комитета;

8) образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство наделяет начальников следственных подразделений следующими полномочиями при осуществлении и руководстве предварительным следствием (ст. 39 УПК РФ):

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 221 УПК РФ;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа при принятии к своему производству уголовного дела обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), предусмотренными УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа, за исключением указаний, предусмотренных ч. 4 ст. 39, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

Указанные полномочия руководителя следственного органа осуществляют Председатель Следственного комитета, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам Федерации, специализированных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, специализированных следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военных следственных отделов по гарнизонам и иным учреждениям, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ФСБ и Госнаркоконтроля), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные приравненные к ним руководители следственных органов.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что включает в себя понятие системы органов и учреждений прокуратуры РФ?

2. Какие прокуратуры образуют систему территориальных органов прокуратуры?

3. Какие прокуратуры образуют систему специализированных органов прокуратуры?

4. Что такое звено прокурорской системы?

5. Что такое структура органов прокуратуры?

6. Что такое состав органов прокуратуры?

7. Какой существует порядок формирования состава прокуратур субъектов РФ?

8. Что включает в себя структура центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ?

9. В чем специфика правового положения Следственного комитета при прокуратуре РФ?

10. Какие функциональные (оперативные) подразделения существуют в Генеральной прокуратуре РФ?

11. Какой существует порядок назначения на должности и освобождения от должностей следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ?

Источники:

1. Бессарабов В.Г., Рябцев В.П., Макарченко В.А. Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах и пути совершенствования их деятельности // Право и политика. – 2001. - № 11.

2. Крюков В.Ф. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. – М., 2006.

3. Мыцыков А.Я. Самостоятельность прокуроров субъектов Федерации, подлинная и мнимая // Законность. – 1999. – № 7.

4. Настольная книга прокурора. – М., 2003.

5. Организация работы городской (районной) прокуратуры: методическое пособие / под ред. С.И. Герасимова. – М., 2001.

6. Правоохранительные органы: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. /отв. ред. С.Л. Лонь. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004.

7. Прокурорский надзор в РФ: Учебник /под ред. А.А. Чувилева. – М., 1999.

8. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2001.

9. Российский прокурорский надзор: Учебник для вузов / под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2001.

10. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. – М., 1997.

11. Сухарев А.Я. НИИ прокуратуры: реальность и перспективы // Законность. – 1998. – № 11.


РАЗДЕЛ II

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 8. Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов

 

8.1. Понятие и специфика надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов

 

Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора, заключающуюся в наблюдении за исполнением законов в административно-распорядительной (управленческой) деятельности поднадзорных органов и учреждений.

В литературе часто для определения данного направления деятельности используется понятие «общий надзор». Этот термин является сугубо научным. Действующее законодательство не содержит такого определения.

Основное содержание общего надзора заключает в том, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также должностными лицами указанных органов соответствовали Конституции РФ, и иным законам, действующим на территории РФ, а также, чтобы указанные законы точно и единообразно исполнялись всеми органами и должностными лицами.

Основная специфика общего надзора заключает в следующем:

1. В наиболее широком охвате поднадзорных объектов, объемном предмете, обширных пределах, правовых средствах и сферах надзорной деятельности (некоторые ученые выделяют свыше 60 направлений в рамках общего надзора).

2. В его, главным образом, профилактической направленности, выражающей в том, что, осуществляя общий надзор, прокурор не вправе вмешиваться в хозяйственную и оперативную деятельность поднадзорного объекта; подменять иные контрольно-надзорные и управленческие органы; а также реализовывать распорядительную власть в отношении поднадзорных органов и учреждений.

3. В базовом характере для иных отраслей прокурорского надзора. Практически все иные направления надзорной деятельности, включая отрасли прокурорского надзора, представляют собой частные случаи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов с учетом специфики поднадзорных органов и учреждений.

В ходе осуществления общего надзора наиболее ярко проявляется сущность и назначение прокурорского надзора в РФ, находит прямое проявление деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона, охране прав и свобод личности, общества и государства.

Основными задачи прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов являются:

1) выявление нарушений законов в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений;

2) принятие мер к устранению выявленных нарушений законов;

3) принятие мер к предупреждению нарушений законов;

4) принятие мер к устранению причин, породивших нарушения законов, и условий, им способствующих;

5) выявление лиц, допустивших нарушения законов, и принятие мер к привлечению их к соответствующим видам ответственности.

 

8.2. Предмет и пределы надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов

 

Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, предмет надзора за исполнением законов и законностью правовых актов включает в себя три самостоятельных элемента:

1. Соблюдение Конституции РФ.

2. Исполнение законов, действующих на территории РФ, органами управления и контроля.

3. Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Соблюдение является одной и форм исполнения закона (поэтому некоторыми авторами не выделяется в самостоятельный элемент предмета общего надзора) и представляет собой следование установленным в Конституции РФ запретам и воздержание от действий, которые признаются ею недопустимыми (пассивная форма исполнения).

Обособление соблюдения Конституции РФ в предмете надзора обусловливается спецификой действия конституционных норм, имеющих прямое действие, а также тем, что реализация отдельных требований, содержащихся в некоторых из них, дополнительно регламентируются иными законами.

Исполнение законов в узком смысле представляет собой активную деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний (дозволений, запретов и требований) путем осуществления юридически значимых действий и вынесения правовых актов, направленных на возникновение определенных правовых последствий.

Соответствие законам издаваемых указанными выше органами актов выражается в их непротиворечии смыслу, содержанию и форме содержащихся в Конституции РФ и иных действующих на территории РФ законах требований. Под правовыми актами в данном случае понимаются акты, изменяющие или прекращающие правовые отношения (приказы, указания, распоряжения и инструкции).

Некоторые ученые, разграничивая элементы предмета общего надзора, указывают, что надзор за соблюдением имеет место тогда, когда речь идет о реализации охранительных норм, а надзор за исполнением – в случае, когда речь идет о надзоре за осуществлением регулятивной нормы.

Предмет надзора за исполнением законов и законностью правовых актов имеет четкие пределы.

По кругу правоотношений предмет общего надзора составляют лишь регулятивные и охранительные отношения, связанные с управомочиванием или обязыванием субъектов к определенному поведению и подкрепленные к исполнению угрозой применения невыгодных последствий. Диспозитивные отношения не могут составлять предмет надзора[142].

Круг поднадзорных субъектов в рамках общего надзора включает в себя следующие органы и должностные лица, осуществляющие управленческие (административно-распорядительные функции):

- федеральные отраслевые органы исполнительной власти (министерства, комитеты, федеральные службы, агентства, ведомства и т.д.);

- представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ;

- исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления;

- органы военного управления;

- органы контроля в структуре вышеназванных органов власти;

- должностных лиц в системе и структуре указанных выше органов;

- органы управления коммерческих и некоммерческих организаций;

- руководителей коммерческих и некоммерческих организаций.

Не входят в предмет надзора: Президент РФ и его администрация (за исключением отдельных подразделений), Федеральное Собрание РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Правительство РФ (в случае вынесения акта, противоречащего Конституции РФ и федеральным законам, прокурор лишь информирует об этом Президента РФ), судебные органы, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его подразделения на местах, религиозные организации, нотариусы, адвокаты, предприниматели без образования юридического лица, а также отдельные граждане.

Круг нормативно-правовых актов, входящих в предмет общего надзора, составляет действующее на территории РФ законодательство как система нормативно-правовых актов, принимаемых представительными органами государственной власти или непосредственно волеизъявлением населения и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Прокуратуры РФ надзирает за соблюдением и исполнением:

- Общепризнанных норм и принципов международного права;

- Конституции РФ;

- ратифицированных и вступивших в установленном порядке международных договоров, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ);

- конституций и уставов субъектов РФ;

- федеральных законов;

- законов СССР и РСФСР, действовавших на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. , в части не противоречащей действующему законодательству;

- законов субъектов РФ, принятых в соответствии с Конституцией РФ и не противоречащих федеральному законодательству.

В литературе является дискуссионным вопрос о том, является ли предметом общего надзора исполнение подзаконных нормативно-правовых актов. По общему правилу прокуратура РФ надзирает только за исполнением законов. Вместе с тем, некоторые ученые считают, что поскольку исполнение многих законов формируется посредством издания подзаконных нормативно-правовых актов, они также должны входить в предмет надзора, однако при этом они должны удовлетворять следующим требованиям:

- подзаконные нормативно-правовые акты должны исходить от высших органов государственной власти (Президента РФ и Правительства РФ);

- они должны быть адресованы неопределенному кругу лиц и рассчитаны на длительное применение;

- эти акты должны быть изданы по специальному полномочию, устанавливаемому в Конституции РФ и ином действующем на ее территории законе;

- в них должен быть зафиксирован механизм реализации положений закона[143].

 

8.3. Правовые средства надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов

 

В общем надзоре правовые средства традиционно делят на три категории: направленные на выявление нарушений закона, причин, их порождающих, и условий, им способствующих; направленные на устранение выявленных нарушений; направленные на предупреждение нарушений.

Первая группа правовых средств направлена на установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, о причиненном вреде, лицах, его причинивших, об обстоятельствах, приведших к правонарушению. Они включают в себя:

1. Право беспрепятственного входа на территорию и помещения поднадзорных субъектов и объектов (п. 1 ст.22).

Для прохода на нужную территорию прокурору достаточно предъявить служебное удостоверение. Это право включает в себя возможность попадания прокурора в нужное время к нужному лицу. К прокурорам не применимы правила пропускного режима, требующие предварительного согласования или выписывания пропуска. Использование данного права не обусловлено наличием сигналов о нарушении (может реализовываться в отсутствие повода).

2. Право иметь доступ к документам и материалам, статистическим и иным сведениям (п.1 ст.22).

Использование данного права законодатель также не увязывает с наличием сигнала о правонарушении. Указанное право может быть реализовано путем истребования необходимых документов в прокуратуру как в письменной, так и устной форме. Необходимые прокурору документы передаются безвозмездно. Данное право имеет нормативные ограничения, связанных с режимами охраняемых законом тайн.

Сведения, составляющие государственную тайну, могут изыматься прокурором, имеющим соответствующий допуск.

Сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть представлены прокурору без согласия гражданина (больного) лишь при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина был причинен в результате противоправных действий.

Иные охраняемые законом сведения могут быть представлены только с согласия соответствующих лиц или по судебному решению.

В специальной литературе принято разграничивать полномочие прокурора, связанное с доступом к материалам и сведениям, и полномочия прокурора по истребованию необходимых данных.

Прежде всего, указанные полномочия разграничиваются в подходе прокурора к определению совокупности документов: в первом случае совокупность документов определяется в общем неконкретезированном виде, во втором – четко указываются необходимые документы.

По цели: в первом случае прокурору требуется обнаружить и зафиксировать нужную информацию и при этом предусмотреть меры по обеспечению сохранности данной информации; во втором – ему необходимо пополнить уже имеющуюся информационную базу.

По объему работы истребование характеризуется гораздо большими временными и организационными затратами.

По основаниям применения. В первом случае основанием является необходимость оперативного получения нужной информации. Во втором – основанием служит выполнение заданий, предусмотренных заблаговременно планами прокурорских проверок.

3. Право вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения закона.

Вызов производится письмом, телеграммой, телефонограммой.

Не исключено получение объяснений по месту нахождения опрашиваемого. Неявка без уважительных причин должностного лица по вызову прокурора повлечет за собой административную ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).

4. Использование помощи специалиста.

Реализуя это полномочие, прокурор направляет должностному лицу письмо (требование) о выделении специалиста.

Традиционно выделяют следующие формы участия специалиста:

а) консультации для выяснения возникших вопросов;

б) участие специалистов при получении объяснений, отборе нужных документов, проведении проверок.

5. Право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий.

В требовании о проведении проверке и ревизии прокурор указывает: проверяемый период, круг проверяемых подразделений или лиц, вопросы, подлежащие проверке и сроки ее окончания.

Проверка отличается от ревизии по смыслу и объему выполняемой работы. Проверка проводится по частному поводу, когда не возникает необходимости в исследовании довольно значительного числа документов или производственно-хозяйственных операций.

С требованием о проведении ревизии на предприятиях, основанных на не государственной или муниципальной собственности, прокурор вправе обращаться только в случаях причинения ущерба общества или государству.

Проверка в государственных органах поручается вышестоящему органу, а в хозяйствующих субъектах – контролирующему органу по профилю его деятельности.

При обращении прокурора с требованием о проведении проверки или ревизии он должен:

- поставить исполнение поручения на контроль;

- потребовать от уполномоченных лиц сообщить ему о результатах проверки;

- оценить полноту и качество представленных документов;

- решить вопрос о возможности привлечения к ответственности виновных лиц.

6. Право проведения проверок исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона.

Это комплексное правомочие, включающее в себя практически все выше перечисленные полномочия.

Среди правовых средств, направленных на устранение выявленных нарушений, основное место занимают:

1. Принесение протеста.

Протест представляет собой письменное требование прокурора об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, о приведении акта в соответствие с действующем законодательством либо об его отмене.

2. Внесение представления об устранении нарушений закона.

3. Вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Заявления в различные суды.

5. Требования прокурора о привлечении виновных в совершении правонарушения к различным видам ответственности.

6. В случае обнаружения правонарушения, содержащего признаки преступления, вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов по подследственности.

Среди правовых средств, направленных на предупреждение нарушения законности, особое место занимает предостережение прокурора. Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется под расписку должностному лицу в прокуратуре. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законе порядке.

Следует иметь в виду, что некоторые полномочия прокурора по осуществлению общего надзора были признаны не соответствующими Конституции РФ:

1. Постановлением Конституционного Суда РФ № 13-П от 18.07.2003, норма, содержащаяся в п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21, п. ст. 22 Закона о прокуратуре, и наделяющая прокурора правом обращения в суд с заявлением о признании нормативных актов субъекта Федерации противоречащими закону, была признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой она допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному законодательству.

2. Постановлением Конституционного Суда РФ № 3-П от 18.02.2000, норма, содержащаяся в п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре, устанавливающая правило, согласно которому прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по поводу находящихся у него материалов проверки, а также предоставлять их для ознакомления, признана несоответствующей Конституции РФ, т.к. по смыслу, придаваемому ею правоприменительной практикой во всех случаях приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину документов, затрагивающих его права и свободы, без предусмотренных законом надлежащих оснований, и препятствует тем самым судебной проверке обоснованности такого отказа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.