Экзаменационный билет № 20
1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
3. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.
Экзаменационный билет № 21
1. Понятие методов обучения. Классификации методов обучения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия эффективности методов обучения.
2. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в.
Экзаменационный билет № 22
1. Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения.
2. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х гг.).
Экзаменационный билет № 23
1. Средства обучения. Классификации средств обучения.
2. Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
Экзаменационный билет № 24
1. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.
2. Закономерности обучения.
Экзаменационный билет №25
1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
2. Понятие «педагогическая технология» как категория педагогической науки.
Экзаменационный билет № 26
1. Технологии контроля над образовательным процессом.
2. Воспитание и школа в античном мире.
Экзаменационный билет № 27
1. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
2. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
Экзаменационный билет № 28
1. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
2. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса.
Экзаменационный билет № 29
1. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.).
2. Виды педагогических задач и их характеристика. Проектирование и процесс решения педагогических задач.
Экзаменационный билет № 30
1.Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.
2. Методология педагогической науки.
3. Экзамен по дисциплине «Педагогика» на основе задачного подхода к оцениванию достижений студентов по педагогике
(Материал подготовлен д-ром пед. наук, проф. Р. У. Богдановой)
Контрольная работа в виде задач
Содержание контрольной работы ориентировано на студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета. Результат контрольной работы может быть засчитан как результат итоговой аттестации по дисциплине «Педагогика».
Время выполнения контрольной работы рассчитано на 2 академических часа.
Критерии оценивания.
1. Теоретическая обоснованность решения.
2. Практическая реализуемость.
3. Соответствие решения задачи поставленной цели, исходя из условий задачи.
4. Четкость и полнота последовательности действий, которые должен совершить педагог при реализации решения задачи.
5. Оформление полученного продукта решения задачи.
Каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 0 баллов - не соответствует; 1 балл соответствует частично; 2 балла - соответствует полностью.
Максимальное количество баллов- 10.Матрица перевода баллов в отметку: количество баллов от 8 до 10 соответствует отметке «5», количество баллов от 5 до 7 соответствует отметке «4», количество баллов от 3 до 4 соответствует отметке «3», количество баллов от 0 до 2 соответствует отметке «2». Содержание контрольной работы.
Цель дисциплины- формирование общепрофессиональной компетентности посредством развития опыта решения педагогических задач, способствующего становлению индивидуального стиля педагогической деятельности будущих педагогов.
Цель контрольной работы- оценить уровень развития педагогических умений и навыков практической педагогической деятельности, иллюстрирующих степень сформированности общепрофессиональной компетентности студентов.
Методическая подсказка студенту.
1. Определите профессиональную задачу, которую требуется решить (например: развитие самостоятельности у ребенка, пробуждение интереса к учебной и творческой деятельности и т. п.);
2. Определите цель и предполагаемый результат исходя из условий задачи;
3. Назовите теоретические идеи, концепции, на которых базируется решение задачи;
4. Опишите свой вариант решения задачи в логике выбранного задания.
Примеры задач
Даны возможные варианты. Преподаватель по аналогии может составить свои задачи.
Задача 1.
/. Обобщенная формулировка задачи.
В педагогической науке и практике доказано, что важнейшим условием воспитания человека, способного к совершению нравственных поступков, к сотрудничеству, к созидательной творческой самореализации является детский коллектив. Первым шагом на пути создания коллектива может быть добровольное объединение школьников в сообщество детей и взрослых на основе общих ценностей, жизненных смыслов, интересов, желания решить важные для них проблемы. Педагогу-воспитателю стать лидером такого сообщества нелегко. Создание сообщества рекомендуется начать с предварительной работы воспитателя.
2. Ключевое задание.
Разработайте предварительный замысел создания сообщества детей и взрослых в общеобразовательной школе и наметьте первые шаги по его реализации.
3. Контекст решения задачи.
Вы работаете в общеобразовательной школе, Как учитель вы ведете уроки в 5, 8, 9 и 10 классах. В 10 классе являетесь классным руководителем. Класс - «сборный», осваивает углубленную образовательную программу, но не по профилю вашего учебного предмета. В нем учатся ребята, которые раньше учились в этой школе, и с ними у вас сложились неплохие отношения, а также те, кто поступил в нее только в этом году. Они пока только адаптируются к новым условиям. Для решения задач воспитания в школе развивается сеть созидательных сообществ детей и взрослых. Они созданы как на базе классов, так и объединений по интересам. Администрация школы старается всячески поддерживать инициативу педагогов по созданию таких сообществ.
Задача 2.
1. Обобщенная формулировка задачи.
Школа, осуществляя политику в области образования, должна иметь стратегию сотрудничества с родителями. Взаимодействие семьи и школы проявляется в очень разных направлениях.
Это привлечение родителей к внеурочной воспитательной работе со школьниками, их психолого-педагогическое просвещение; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информирование родителей о школьной жизни, об организации образовательного процесса и его результатах, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребенка, и др. Учителя-предметники нередко привлекают родителей к решению вопросов, связанных с профессиональной ориентацией на определенную сферу деятельности.
2. Ключевое задание.
Разработайте план привлечения и взаимодействия учителя-предметника с родителями по профессиональной ориентации учащихся.
3. Контекст решения задачи.
Вы учитель в общеобразовательном 10 классе. Учащиеся его еще не определились с выбором своей будущей профессии и специальности. Пока они стараются уделять одинаковое количество времени всем предметам, преподаваемым в школе. Вы, как молодой учитель, очень увлечены своим предметом. Постоянно работаете с разными источниками информации, чтобы на уроке заинтересовать учащихся, побудить их свою дальнейшую судьбу связать с профессиональной сферой, где знание преподаваемого вами учебного предмета является очень важным. Часто остаетесь с учащимися после урока, чтобы подтянуть их и помочь разобраться с трудными вопросами. Ведете факультатив по предмету для учащихся 9-10 классов. Изучая состав родителей по классному журналу, вы увидели, что в классе есть родители — специалисты в вашей предметной области, есть также психолог. Из разговора у учениками, вы знаете, что сестра одного из них работает в службе занятости.
Задача 3.
1. Обобщенная формулировка задачи.
Современному обществу требуются инициативные, творческие люди, способные брать ответственность на себя за происходящее вокруг. Воспитать такого человека, можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных
для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. Наблюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены собственными интересами. Возникает вопрос, как побудить школьника проявлять созидательную инициативу в социально значимой деятельности?
2. Ключевое задание.
Дайте описание организуемого вами в течение определенного времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально значимой деятельности.
3. Контекст решения задачи.
Вы являетесь классным руководителем 5 класса. В классе 25 человек, 15 мальчиков, 10 девочек. По словам учительницы начальной школы, дети в основном из материально обеспеченных семей. Очень болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели. Более того, есть несколько родителей, которые против того, чтобы дети участвовали даже в самообслуживании. Большинство родителей заняты на работе, хотя есть несколько мам-домохозяек. Однако они заботятся только о своих детях. Школа находится в центральном районе города. На ее территории есть пришкольный участок, однако, в последнее время он в запустении. Недалеко от школы находится детский дом и клуб по месту жительства.
Дополнительные варианты задач.
Вариант 1.
1. Обобщенная формулировка задачи.
В каждом образовательном учреждении ставится задача использования социокультурного пространства Санкт-Петербурга с целью развития личности ребенка. В связи с этим существует проблема отбора содержания, форм, методов, технологий в соответствии с принципами культуро- и природосообразности.
2. Ключевые задания (1 задание на выбор).
1. Разработайте одну из форм взаимодействия с детьми (экскурсия, беседа и т. д.).
2. Составьте план работы с детьми на один месяц.
3. Разработайте проект совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
4. Напишите тезисы выступления на родительском собрании. 3. Имеющиеся условия: для каждого факультета разные (характеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т. д.).
Вариант 2. Задача 1.
1. Обобщенная формулировка задачи.
Реализация лицейской образовательной программы на старшей ступени школьного образования предполагает, что учащиеся должны овладеть опытом решения исследовательских задач. Для этого учащимся предлагается включиться в исследовательскую деятельность и выполнить ученическое научное исследование. Предполагается, что помочь ему в этом должен научный консультант — преподаватель вуза, сотрудник НИИ, аспирант, студент-старшекурсник. Однако практика показывает, что эти люди не могут справиться со своей задачей, если они тесно не взаимодействуют с учителем.
2. Ключевое задание.
Составьте методическую подсказку научному консультанту вашего ученика, которая поможет решить поставленную задачу научного сопровождения деятельности школьника.
3. Контекст решения задачи.
Научный консультант вашего ученика — это молодой ученый, недавно защитивший кандидатскую диссертацию. Это человек, увлеченный своей областью научного знания, однако далекий от педагогической деятельности, не знающий возрастных особенностей старшеклассников. Директор школы предупредил вас о том, что он не очень охотно согласился на то, чтобы быть консультантом у школьника. Однако это его общественное поручение, а он человек обязательный. Ваш ученик охотно взялся за исследовательскую работу. Однако это не очень сильный ученик. До этого он никогда не занимался исследовательской деятельностью. У него нет даже темы будущего исследования, но есть большое стремление проявить себя в этой деятельности.
Задача 2.
/. Обобщенная формулировка задачи.
Сегодня учитель, организуя современный образовательный процесс, не может ограничиваться использованием только традиционной формы — урока. Все шире в практику работы школ входят такие формы организации учебного процесса, как игра, проектная деятельность, индивидуальная работа с учеником по сопровождению его исследовательской деятельности, консультация, мастерские и др. Особое место в этом перечне занимает учебная экскурсия, при проведении которой учитель выступает как организатор. Либо он сам разрабатывает и проводит экскурсию со своим классом. Это требует от него владения стратегией проведения учебной экскурсии.
2. Ключевое задание.
Разработайте стратегию проведения учебной экскурсии для конкретного класса.
3. Контекст решения задачи.
Вы учитель в седьмом классе. Ребята довольно шумные, привыкли к авторитарному руководству, но очень активные, творческие и инициативные в ходе освоения программы по вашему предмету. Они быстро устают от однообразной деятельности. Любят участвовать в беседе. Бывая шумными в рабочей обстановке, способны концентрироваться на решение поставленной перед ними проблемы при соответствующих действиях учителя. Экскурсия, которую вы планируете провести — пешеходная, на территории микрорайона школы. На проведение экскурсии у вас есть один час. Экскурсию вы можете провести после пятого урока, которым была физкультура.
Экзамен по дисциплине «Педагогика» в форме защиты портфолио
(Материал подготовлен канд. пед. наук, доц. Т. Г. Галактионовой)
Предлагаемая форма экзамена представляет собой альтернативную форму аттестации студентов. Она позволяет студенту успешно продемонстрировать объективные результаты освоения программы дисциплины «Педагогика» за весь период обучения.
Необходимость подготовки и комплектования портфолио способствует повышению качества работ, повышает культуру учебной деятельности, создает предпосылки для формирования рефлексивного мышления студентов.
Содержание портфолио.
1.1. Итоговый портфолио предполагает систематизированный подбор самостоятельных, творческих, контрольных и зачетных работ студента по каждому курсу или разделу за весь периодизучения дисциплины «Педагогика».
1.2. Работы для комплектования итогового портфолио студент выбирает самостоятельноиз числа наиболее удачных.
1.3. Количество предъявленных работ: 10.
Структура портфолио
2. 1. «Портрет».
а) самохарактеристика педагогической позиции студента;
б) сводный лист академической успеваемости студента по дисциплине «педагогика» за все курсы;
в) круг чтения (список научных, публицистических, художественных и методических изданий, прочитанных студентом в связи с изучением «Педагогики»).
2.2. «Коллектор». Материалы для презентации (10 работ).
2.3. «Достижения». Дипломы, свидетельства об участии в олимпиадах и конференциях.
2.4. «Резюме». Аналитическое эссе о том, что в изучении педагогики было для студента наиболее ценным.
2.5. «Отзыв о портфолио». (Примечание: Автором отзыва может быть любой человек, по выбору студента.)
Защита портфолио.
3.1. Защита портфолио происходит в устной форме и сопровождается демонстрацией выбранных работ.
3.2. Выступление должно отражать понимание сущности каждого тематического блока.
3.3. Краткая характеристика работы должна быть дополнена ясными, педагогически обоснованными аргументами выбора.
3.4. Продолжительность выступления 10 минут + 5 минут ответы на вопросы комиссии.
3.5. 3.5. Культура презентации (выразительность монологической речи, компетентный диалог, продуманная наглядность представленных материалов) является существенным фактором для итогового заключения комиссии.
3.6. Примечания.Итоговый «портфолио» комплектуется на основе материалов рабочих «Накопительных портфолио» за разные курсы или разделы дисциплины «Педагогика». Подробнее см. раздел методических рекомендаций «Самостоятельная работа как вид учебной деятельности студентов».
3.7. К экзамену в виде защиты портфолио приглашаются только те студенты, которые на протяжении всех лет имели по курсам или разделам дисциплины «Педагогика» оценку «отлично».
Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Педагогика» на основе накопительной системы баллов(Материал подготовлен канд. пед. наук, доц. Э. В. Балакиревой)
3.8. Накопительная система баллов, полученных студентом за выполнение конкретной работы в процессе изучения (учитываются работы студентов, выполненные в учебное и внеучебное время) курсов, входящих в дисциплину «Педагогика», отражает рост достижений студентов.
3.9. Накопительная система баллов представлена с использованием материалов по введению рейтинговой системы оценки достижений студентов при изучении педагогики в МГПИ (И. Ю. Гутник. Оценка достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин // Педагогика в вузе как учебный предмет: Сб. научн. тр. — СПб., 2001).
3.10.Качество и количество работы студента оценивается условными баллами, которые затем с помощью матрицы переводятся в отметку по пятибалльной шкале «5», «4», «3», «2».
3.11.Зачет и экзаменационная отметка зависят от количества заработанных баллов. За каждый выполненный вид задания студент получает определенное количество баллов. При этом максимально оцениваются задания, связанные с исследовательской деятельностью студента. Вводится система дополнительных «премий» за высокое качество работы и «штрафов» за низкое качество или нарушение сроков выполнения задания.
Регулярно преподаватель подводит итоги действия накопительной системы баллов и доводит до сведения студентов количество заработанных баллов за выполнение заданий. В случае необходимости преподаватель должен оказать педагогическую поддержку студенту, который недостаточно активно и успешно работает в накопительной системе баллов.
Примерное распределение баллов за выполненное задание.
1. Задания на понимание простой информации (узнавание, воспроизведение, конспектирование и т. п.) оцениваются максимально в 10 баллов за каждое выполненное задание:
- конспект статьи или параграфа;
- конспект книги;
- составление словаря педагогических понятий;
- участие в обсуждении (доклада, выступления, проблемы, материалов и т. п.);
- участие в исследовательских, познавательных и имитационных играх;
- задания текущего контроля знаний (письменные и устные опросы);
- и др.
2. Задания на понимание сложной информации, интегрирующей отдельные части простой информации, (анализ, дифференциация, сравнение, противопоставление и т. п.) оцениваются максимально в 20 баллов за каждое выполненное задание:
- доклад или выступление на семинаре;
- реферат с устным представлением текста и рабочих материалов;
- теоретическое сообщение по теме на основе анализа содержания нескольких источников;
- контрольные работы, требующие углубленных теоретических знаний;
- и др.
3. Задания на использование теории, анализ и решение профессиональных задач оцениваются максимально в 30 баллов за каждое выполненное задание:
- итоговая контрольная работа по курсу «Введение в педагогическую деятельность»;
- итоговая контрольная работа по курсу «Теоретическая педагогика»;
- итоговая контрольная работа по курсу «Практическая педагогика»;
- итоговая контрольная работа по курсу «История образования и педагогической мысли»;
- итоговая контрольная работа в виде решения учебных и профессиональных педагогических задач;
- успешное участие в педагогической олимпиаде;
- успешное участие в конкурсе научных студенческих работ;
- спешное участие в исследовании повышенной трудности.
4. Задания итогового контроля качества усвоения знаний по дисциплине «Педагогика» оцениваются максимально в 40 баллов за каждое выполненное задание:
- зачет по курсу «Введение в педагогическую деятельность»;
- экзамен по курсу «Теоретическая педагогика»;
- зачет по курсу «Практическая педагогика»;
- экзамен по курсу «История образования и педагогической мысли»;
- и др.
5. Задание на использование исследовательских методов: сбор, организация, представление, интерпретация данных и т. п. оцениваются максимально в 50 баллов за каждое выполненное задание:
- курсовая работа;
- выпускная квалификационная работа;
- конкурсная работа (в рамках проекта, гранта и т. п.);
- и др.
Максимальное количество баллов, которое может заработать студент за период освоения дисциплины «Педагогика»складывается из максимального количества баллов за каждый учебный курс, которое определяется преподавателем в зависимости от количества видов заданий.
Приведем расчет максимального количества баллов по предложенной схеме примерного распределения баллов за выполнение задания:
1 группавключает 6 видов заданий, каждое из которых может быть выполнено кратно - (п + 1) и оценивается максимально в 10 баллов.
Максимальное количество баллов - 10 * 6 * (п + 1) = 60 * (п+1).
2 группавключает четыре вида заданий, из которых три могут быть выполнены кратно - (п+1), а одно (контрольные работы) в определенном количестве - (п).
Максимальное количество баллов - 20 * 3 * (п + 1)+ 20 * 1 * (п).
3 группавключает восемь видов заданий, которые могут быть выполнены только один раз.
Максимальное количество баллов - 30 * 8 = 240.
4 группавключает четыре вида заданий, каждое из которых оценивается максимально в 40 баллов.
Максимальное количество баллов - 40 * 4 = 160.
5 группавключает три вида заданий, каждое из которых оценивается максимально в 50 баллов.
Максимально количество баллов - 50 * 3 = 150.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|