Сделай Сам Свою Работу на 5

Экзаменационный билет № 20





1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания обра­зования.

3. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.

Экзаменационный билет № 21

1. Понятие методов обучения. Классификации методов обу­чения. Критерии выбора методов обучения в связи с целями и психологическими условиями обучения. Дидактические условия
эффективности методов обучения.

2. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в.

Экзаменационный билет № 22

1. Формы организации процесса обучения. Общая характери­стика классно-урочной системы обучения.

2. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х гг.).

Экзаменационный билет № 23

1. Средства обучения. Классификации средств обучения.

2. Образование и педагогическая мысль в Европе и Америке в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).

Экзаменационный билет № 24

1. Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские школы.

2. Закономерности обучения.

Экзаменационный билет №25

1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.



2. Понятие «педагогическая технология» как категория педа­гогической науки.

Экзаменационный билет № 26

1. Технологии контроля над образовательным процессом.

2. Воспитание и школа в античном мире.

Экзаменационный билет № 27

1. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.

2. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.

Экзаменационный билет № 28

1. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.

2. Технологии прогнозирования, проектирования, планирова­ния и осуществления образовательного процесса.

Экзаменационный билет № 29

1. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском госу­дарстве (до XVIII в.).

2. Виды педагогических задач и их характеристика. Проекти­рование и процесс решения педагогических задач.

Экзаменационный билет № 30

1.Виды педагогических технологий: репродуктивные, про­дуктивные, алгоритмические. Педагогические технологии и педа­гогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.



2. Методология педагогической науки.

3. Экзамен по дисциплине «Педагогика» на основе задачного подхода к оцениванию достижений студентов по педагогике

(Материал подготовлен д-ром пед. наук, проф. Р. У. Богдановой)

Контрольная работа в виде задач

Содержание контрольной работы ориентировано на студен­тов выпускных курсов бакалавриата и специалитета. Результат контрольной работы может быть засчитан как результат итоговой аттестации по дисциплине «Педагогика».

Время выполнения контрольной работы рассчитано на 2 ака­демических часа.

Критерии оценивания.

1. Теоретическая обоснованность решения.

2. Практическая реализуемость.

3. Соответствие решения задачи поставленной цели, исходя из условий задачи.

4. Четкость и полнота последовательности действий, которые должен совершить педагог при реализации решения задачи.

5. Оформление полученного продукта решения задачи.

Каждый критерий оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 0 баллов - не соответствует; 1 балл соответствует частично; 2 балла - соответствует полностью.

Максимальное количество баллов- 10.Матрица перевода баллов в отметку: количество баллов от 8 до 10 соответствует отметке «5», количество баллов от 5 до 7 соответствует отметке «4», количество баллов от 3 до 4 соответствует отметке «3», количество баллов от 0 до 2 соответствует отметке «2». Содержание контрольной работы.

Цель дисциплины- формирование общепрофессиональ­ной компетентности посредством развития опыта решения педа­гогических задач, способствующего становлению индивидуаль­ного стиля педагогической деятельности будущих педагогов.



Цель контрольной работы- оценить уровень развития пе­дагогических умений и навыков практической педагогической деятельности, иллюстрирующих степень сформированности об­щепрофессиональной компетентности студентов.

Методическая подсказка студенту.

1. Определите профессиональную задачу, которую требуется решить (например: развитие самостоятельности у ребенка, про­буждение интереса к учебной и творческой деятельности и т. п.);

2. Определите цель и предполагаемый результат исходя из условий задачи;

3. Назовите теоретические идеи, концепции, на которых ба­зируется решение задачи;

4. Опишите свой вариант решения задачи в логике выбран­ного задания.

Примеры задач

Даны возможные варианты. Преподаватель по аналогии мо­жет составить свои задачи.

Задача 1.

/. Обобщенная формулировка задачи.

В педагогической науке и практике доказано, что важнейшим условием воспитания человека, способного к совершению нрав­ственных поступков, к сотрудничеству, к созидательной творче­ской самореализации является детский коллектив. Первым шагом на пути создания коллектива может быть добровольное объеди­нение школьников в сообщество детей и взрослых на основе об­щих ценностей, жизненных смыслов, интересов, желания решить важные для них проблемы. Педагогу-воспитателю стать лидером такого сообщества нелегко. Создание сообщества рекомендуется начать с предварительной работы воспитателя.

2. Ключевое задание.

Разработайте предварительный замысел создания сообщества детей и взрослых в общеобразовательной школе и наметьте пер­вые шаги по его реализации.

3. Контекст решения задачи.

Вы работаете в общеобразовательной школе, Как учитель вы ведете уроки в 5, 8, 9 и 10 классах. В 10 классе являетесь класс­ным руководителем. Класс - «сборный», осваивает углублен­ную образовательную программу, но не по профилю вашего учебного предмета. В нем учатся ребята, которые раньше учи­лись в этой школе, и с ними у вас сложились неплохие отноше­ния, а также те, кто поступил в нее только в этом году. Они пока только адаптируются к новым условиям. Для решения задач вос­питания в школе развивается сеть созидательных сообществ де­тей и взрослых. Они созданы как на базе классов, так и объеди­нений по интересам. Администрация школы старается всячески поддерживать инициативу педагогов по созданию таких сооб­ществ.

Задача 2.

1. Обобщенная формулировка задачи.

Школа, осуществляя политику в области образования, долж­на иметь стратегию сотрудничества с родителями. Взаимодейст­вие семьи и школы проявляется в очень разных направлениях.

Это привлечение родителей к внеурочной воспитательной работе со школьниками, их психолого-педагогическое просвещение; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогиче­ских и жизненных ситуациях; информирование родителей о школьной жизни, об организации образовательного процесса и его результатах, о всех возможностях, которые семья может ис­пользовать для образования своего ребенка, и др. Учителя-предметники нередко привлекают родителей к решению вопро­сов, связанных с профессиональной ориентацией на определен­ную сферу деятельности.

2. Ключевое задание.

Разработайте план привлечения и взаимодействия учителя-предметника с родителями по профессиональной ориентации учащихся.

3. Контекст решения задачи.

Вы учитель в общеобразовательном 10 классе. Учащиеся его еще не определились с выбором своей будущей профессии и спе­циальности. Пока они стараются уделять одинаковое количество времени всем предметам, преподаваемым в школе. Вы, как моло­дой учитель, очень увлечены своим предметом. Постоянно рабо­таете с разными источниками информации, чтобы на уроке заин­тересовать учащихся, побудить их свою дальнейшую судьбу связать с профессиональной сферой, где знание преподаваемого вами учебного предмета является очень важным. Часто остаетесь с учащимися после урока, чтобы подтянуть их и помочь разо­браться с трудными вопросами. Ведете факультатив по предмету для учащихся 9-10 классов. Изучая состав родителей по класс­ному журналу, вы увидели, что в классе есть родители — специа­листы в вашей предметной области, есть также психолог. Из раз­говора у учениками, вы знаете, что сестра одного из них работает в службе занятости.

Задача 3.

1. Обобщенная формулировка задачи.

Современному обществу требуются инициативные, творче­ские люди, способные брать ответственность на себя за происхо­дящее вокруг. Воспитать такого человека, можно только в том случае, если опыт проявления инициативы в решении посильных

для конкретного возраста проблем развивать с детских лет. На­блюдения показывают, что сегодняшние школьники в большей степени заняты учебной деятельностью, озабочены собственны­ми интересами. Возникает вопрос, как побудить школьника про­являть созидательную инициативу в социально значимой дея­тельности?

2. Ключевое задание.

Дайте описание организуемого вами в течение определенно­го времени (по вашему усмотрению) педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созида­тельной инициативы в социально значимой деятельности.

3. Контекст решения задачи.

Вы являетесь классным руководителем 5 класса. В классе 25 человек, 15 мальчиков, 10 девочек. По словам учительницы на­чальной школы, дети в основном из материально обеспеченных семей. Очень болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополни­тельным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как прави­ло, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели. Более того, есть несколько родителей, которые против того, чтобы дети участво­вали даже в самообслуживании. Большинство родителей заняты на работе, хотя есть несколько мам-домохозяек. Однако они за­ботятся только о своих детях. Школа находится в центральном районе города. На ее территории есть пришкольный участок, од­нако, в последнее время он в запустении. Недалеко от школы на­ходится детский дом и клуб по месту жительства.

Дополнительные варианты задач.

Вариант 1.

1. Обобщенная формулировка задачи.

В каждом образовательном учреждении ставится задача ис­пользования социокультурного пространства Санкт-Петербурга с целью развития личности ребенка. В связи с этим существует проблема отбора содержания, форм, методов, технологий в соот­ветствии с принципами культуро- и природосообразности.

2. Ключевые задания (1 задание на выбор).

1. Разработайте одну из форм взаимодействия с детьми (экскурсия, беседа и т. д.).

2. Составьте план работы с детьми на один месяц.

3. Разработайте проект совместной деятельности детей, пе­дагогов и родителей.

4. Напишите тезисы выступления на родительском собрании.
3. Имеющиеся условия: для каждого факультета разные (ха­рактеристика людей, ресурсов, конкретной ситуации и т. д.).

Вариант 2. Задача 1.

1. Обобщенная формулировка задачи.

Реализация лицейской образовательной программы на старшей ступени школьного образования предполагает, что учащиеся долж­ны овладеть опытом решения исследовательских задач. Для этого учащимся предлагается включиться в исследовательскую деятель­ность и выполнить ученическое научное исследование. Предполага­ется, что помочь ему в этом должен научный консультант — препо­даватель вуза, сотрудник НИИ, аспирант, студент-старшекурсник. Однако практика показывает, что эти люди не могут справиться со своей задачей, если они тесно не взаимодействуют с учителем.

2. Ключевое задание.

Составьте методическую подсказку научному консультанту вашего ученика, которая поможет решить поставленную задачу научного сопровождения деятельности школьника.

3. Контекст решения задачи.

Научный консультант вашего ученика — это молодой уче­ный, недавно защитивший кандидатскую диссертацию. Это чело­век, увлеченный своей областью научного знания, однако дале­кий от педагогической деятельности, не знающий возрастных особенностей старшеклассников. Директор школы предупредил вас о том, что он не очень охотно согласился на то, чтобы быть консультантом у школьника. Однако это его общественное пору­чение, а он человек обязательный. Ваш ученик охотно взялся за исследовательскую работу. Однако это не очень сильный ученик. До этого он никогда не занимался исследовательской деятельно­стью. У него нет даже темы будущего исследования, но есть большое стремление проявить себя в этой деятельности.

Задача 2.

/. Обобщенная формулировка задачи.

Сегодня учитель, организуя современный образовательный процесс, не может ограничиваться использованием только тради­ционной формы — урока. Все шире в практику работы школ вхо­дят такие формы организации учебного процесса, как игра, про­ектная деятельность, индивидуальная работа с учеником по сопровождению его исследовательской деятельности, консульта­ция, мастерские и др. Особое место в этом перечне занимает учебная экскурсия, при проведении которой учитель выступает как организатор. Либо он сам разрабатывает и проводит экскур­сию со своим классом. Это требует от него владения стратегией проведения учебной экскурсии.

2. Ключевое задание.

Разработайте стратегию проведения учебной экскурсии для конкретного класса.

3. Контекст решения задачи.

Вы учитель в седьмом классе. Ребята довольно шумные, при­выкли к авторитарному руководству, но очень активные, творче­ские и инициативные в ходе освоения программы по вашему предмету. Они быстро устают от однообразной деятельности. Любят участвовать в беседе. Бывая шумными в рабочей обста­новке, способны концентрироваться на решение поставленной перед ними проблемы при соответствующих действиях учителя. Экскурсия, которую вы планируете провести — пешеходная, на территории микрорайона школы. На проведение экскурсии у вас есть один час. Экскурсию вы можете провести после пятого уро­ка, которым была физкультура.

Экзамен по дисциплине «Педагогика» в форме защиты портфолио

(Материал подготовлен канд. пед. наук, доц. Т. Г. Галактионовой)

Предлагаемая форма экзамена представляет собой альтерна­тивную форму аттестации студентов. Она позволяет студенту ус­пешно продемонстрировать объективные результаты освоения программы дисциплины «Педагогика» за весь период обучения.

Необходимость подготовки и комплектования портфолио спо­собствует повышению качества работ, повышает культуру учеб­ной деятельности, создает предпосылки для формирования реф­лексивного мышления студентов.

Содержание портфолио.

1.1. Итоговый портфолио предполагает систематизирован­ный подбор самостоятельных, творческих, контрольных и зачет­ных работ студента по каждому курсу или разделу за весь пери­одизучения дисциплины «Педагогика».

1.2. Работы для комплектования итогового портфолио сту­дент выбирает самостоятельноиз числа наиболее удачных.

1.3. Количество предъявленных работ: 10.

Структура портфолио

2. 1. «Портрет».

а) самохарактеристика педагогической позиции студента;

б) сводный лист академической успеваемости студента по дисциплине «педагогика» за все курсы;

в) круг чтения (список научных, публицистических, художе­ственных и методических изданий, прочитанных студентом в связи с изучением «Педагогики»).

2.2. «Коллектор». Материалы для презентации (10 работ).

2.3. «Достижения». Дипломы, свидетельства об участии в олимпиадах и конференциях.

2.4. «Резюме». Аналитическое эссе о том, что в изучении пе­дагогики было для студента наиболее ценным.

2.5. «Отзыв о портфолио». (Примечание: Автором отзыва может быть любой человек, по выбору студента.)

Защита портфолио.

3.1. Защита портфолио происходит в устной форме и сопро­вождается демонстрацией выбранных работ.

3.2. Выступление должно отражать понимание сущности ка­ждого тематического блока.

3.3. Краткая характеристика работы должна быть дополнена
ясными, педагогически обоснованными аргументами выбора.

3.4. Продолжительность выступления 10 минут + 5 минут от­веты на вопросы комиссии.

3.5. 3.5. Культура презентации (выразительность монологиче­ской речи, компетентный диалог, продуманная наглядность пред­ставленных материалов) является существенным фактором для итогового заключения комиссии.

3.6. Примечания.Итоговый «портфолио» комплектуется на ос­нове материалов рабочих «Накопительных портфолио» за разные курсы или разделы дисциплины «Педагогика». Подробнее см. раздел методических рекомендаций «Самостоятельная работа как вид учебной деятельности студентов».

3.7. К экзамену в виде защиты портфолио приглашаются только те студенты, которые на протяжении всех лет имели по курсам или разделам дисциплины «Педагогика» оценку «отлично».

Итоговая аттестация студентов по дисциплине «Педагогика» на основе накопительной системы баллов(Материал подготовлен канд. пед. наук, доц. Э. В. Балакиревой)

3.8. Накопительная система баллов, полученных студентом за выполнение конкретной работы в процессе изучения (учитыва­ются работы студентов, выполненные в учебное и внеучебное время) курсов, входящих в дисциплину «Педагогика», отражает рост достижений студентов.

3.9. Накопительная система баллов представлена с использовани­ем материалов по введению рейтинговой системы оценки дости­жений студентов при изучении педагогики в МГПИ (И. Ю. Гутник. Оценка достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин // Педагогика в вузе как учебный предмет: Сб. научн. тр. — СПб., 2001).

3.10.Качество и количество работы студента оценивается услов­ными баллами, которые затем с помощью матрицы переводятся в отметку по пятибалльной шкале «5», «4», «3», «2».

3.11.Зачет и экзаменационная отметка зависят от количества зара­ботанных баллов. За каждый выполненный вид задания студент получает определенное количество баллов. При этом максималь­но оцениваются задания, связанные с исследовательской деятельностью студента. Вводится система дополнительных «пре­мий» за высокое качество работы и «штрафов» за низкое качест­во или нарушение сроков выполнения задания.

Регулярно преподаватель подводит итоги действия накопи­тельной системы баллов и доводит до сведения студентов коли­чество заработанных баллов за выполнение заданий. В случае не­обходимости преподаватель должен оказать педагогическую поддержку студенту, который недостаточно активно и успешно работает в накопительной системе баллов.

Примерное распределение баллов за выполненное за­дание.

1. Задания на понимание простой информации (узнава­ние, воспроизведение, конспектирование и т. п.) оцениваются максимально в 10 баллов за каждое выполненное задание:

- конспект статьи или параграфа;

- конспект книги;

- составление словаря педагогических понятий;

- участие в обсуждении (доклада, выступления, проблемы, материалов и т. п.);

- участие в исследовательских, познавательных и имитаци­онных играх;

- задания текущего контроля знаний (письменные и устные опросы);

- и др.

2. Задания на понимание сложной информации, интегри­рующей отдельные части простой информации, (анализ, дифференциация, сравнение, противопоставление и т. п.) оцениваются максимально в 20 баллов за каждое выполнен­ное задание:

- доклад или выступление на семинаре;

- реферат с устным представлением текста и рабочих мате­риалов;

- теоретическое сообщение по теме на основе анализа со­держания нескольких источников;

- контрольные работы, требующие углубленных теоретиче­ских знаний;

- и др.

3. Задания на использование теории, анализ и решение профессиональных задач оцениваются максимально в 30 бал­лов за каждое выполненное задание:

- итоговая контрольная работа по курсу «Введение в педаго­гическую деятельность»;

- итоговая контрольная работа по курсу «Теоретическая пе­дагогика»;

- итоговая контрольная работа по курсу «Практическая пе­дагогика»;

- итоговая контрольная работа по курсу «История образова­ния и педагогической мысли»;

- итоговая контрольная работа в виде решения учебных и профессиональных педагогических задач;

- успешное участие в педагогической олимпиаде;

- успешное участие в конкурсе научных студенческих работ;

- спешное участие в исследовании повышенной трудности.

4. Задания итогового контроля качества усвоения знаний по дисциплине «Педагогика» оцениваются максимально в 40 баллов за каждое выполненное задание:

- зачет по курсу «Введение в педагогическую деятель­ность»;

- экзамен по курсу «Теоретическая педагогика»;

- зачет по курсу «Практическая педагогика»;

- экзамен по курсу «История образования и педагогической мысли»;

- и др.

5. Задание на использование исследовательских методов: сбор, организация, представление, интерпретация данных и т. п. оцениваются максимально в 50 баллов за каждое выпол­ненное задание:

- курсовая работа;

- выпускная квалификационная работа;

- конкурсная работа (в рамках проекта, гранта и т. п.);

- и др.

Максимальное количество баллов, которое может зарабо­тать студент за период освоения дисциплины «Педагогика»складывается из максимального количества баллов за каждый учебный курс, которое определяется преподавателем в зависимо­сти от количества видов заданий.

Приведем расчет максимального количества баллов по пред­ложенной схеме примерного распределения баллов за выполне­ние задания:

1 группавключает 6 видов заданий, каждое из которых мо­жет быть выполнено кратно - (п + 1) и оценивается максималь­но в 10 баллов.

Максимальное количество баллов - 10 * 6 * (п + 1) = 60 * (п+1).

2 группавключает четыре вида заданий, из которых три мо­гут быть выполнены кратно - (п+1), а одно (контрольные рабо­ты) в определенном количестве - (п).

Максимальное количество баллов - 20 * 3 * (п + 1)+ 20 * 1 * (п).

3 группавключает восемь видов заданий, которые могут быть выполнены только один раз.

Максимальное количество баллов - 30 * 8 = 240.

4 группавключает четыре вида заданий, каждое из которых оценивается максимально в 40 баллов.

Максимальное количество баллов - 40 * 4 = 160.

5 группавключает три вида заданий, каждое из которых оценивается максимально в 50 баллов.

Максимально количество баллов - 50 * 3 = 150.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.