Сделай Сам Свою Работу на 5

Курс «Теоретическая педагогика»





(Из опыта работы д-ра пед. наук, проф. А. Г. Гогоберидзе и канд. пед. наук, доц. В. А. Деркунской)

Курс завершается экзаменом, в ходе которого проверяется готовность студента к решению системы профессиональных за­дач, связанных с пониманием, теоретическим обоснованием и на­учной интерпретацией фактов и явлений педагогической дейст­вительности.

Исходя из целевых установок учебной дисциплины студен­там предлагается выбор вариативной формы экзамена.

Варианты экзамена по билетам (в каждом билете - 2 вопроса)

1. Составление вопросов по билету.

По каждому экзаменационному вопросу студентом составля­ется пять вопросов. Задача: ответить на поставленные вопросы.

Например: Вопрос билета: Предмет теоретической педаго­гики.

Примерные вопросы, предлагаемые студентом:

1. Как соотносятся предмет и объект педагогической науки?

2. Почему наличие предмета научного исследования высту­пает критериальным признаком науки?

3. Какова ретроспектива становления предмета педагогики?

4. Каково смысловое наполнение содержания понятия «предмет педагогики»?

5. Что общего и различного в предмете педагогической науки и педагогической практики?



2. Определение ключевых слов по вопросам билета.

По каждому экзаменационному вопросу студентом выделяет­ся по 5-7 ключевых слов. Задача: раскрыть выделенные понятия.

Например: Вопрос билета: Педагогика как наука.

Ключевые слова: наука, педагогика, функции науки, структу­ра науки, признаки науки, задачи педагогики.

3.Защита плана ответа на экзаменационные вопросы БИЛЕТА.

По каждому экзаменационному вопросу студентом составля­ется план ответа. Задача: обосновать логику составленного плана, доказать, что предлагаемые пункты в полной мере позволяют раскрыть сущность вопроса.

План ответа ориентировочно включает: ведущие понятия, позволяющие раскрыть содержание вопроса, сравнительный анализ имеющихся точек зрения на вопрос, обоснование собст­венной точки зрения на вопрос.

4. Бинарный ответ.

Двое студентов «вытягивают» один и тот же билет, готовятся раздельно, а отвечают вместе, взаимодополняя друг друга.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНА (допускается пользование любыми литературными источниками и собственным словарем)



1. Свободная дискуссия по теме курса. В ходе экзамена студент «вытягивает» билет, на котором обозначена одна из тем курса.

1. Задача: подготовиться, используя имеющуюся литературу, к свободной дискуссии с экзаменатором по следующим темам:

1. Педагогика как наука;

2. Человек как предмет педагогической науки;

3. Педагогический процесс;

4. Дидактика;

5.Воспитание;

6. Образование.

2. Раскрытие одной из современных тенденций развития педагогической науки.

-В ходе экзамена студент «вытягивает» билет, в котором обозначена одна из современных тенденций развития педагоги­ческой науки (полипарадигмальность, концептуальность, гумани­зация и гуманитаризация, субъектность педагогики, целостность педагогического процесса, модернизация образования).

Задача: подготовиться, в рамках всех тем курса, используя имеющуюся литературу, к свободной дискуссии с экзаменатором.

3. Защита авторской концепции педагогического словаря.

Во время экзамена студент защищает концепцию собствен­ного педагогического словаря, раскрывая: принципы структурирования словаря (тематический, алфавитный); логику соподчине­ния понятий; логику определения понятий в рамках темы; прин­ципы выделения ведущих и соподчиненных понятий по теме; смысл некоторых понятий по выбору экзаменатора.

Экзамен в форме «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯАССАМБЛЕЯ»

(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Э. В. Балакиревой)

Ассамблея - общее собрание какой-нибудь организации (дипломатического или иного характера). Экзамен «Педагогиче­ская ассамблея» базируется на идее такого взаимодействия и об­щения людей, как ассамблея, чтобы подчеркнуть демократиче­ский, открытый характер итогового экзамена, форма которого является альтернативной по отношению к традиционной форме экзамена по билетам.



Демократические характеристики такого экзамена проявля­ются в подготовке, организации и процедуре проведения. Сту­денты вместе с преподавателем:

- обсуждают цели и задачи нетрадиционной формы экзамена и принимают решение о проведении его в такой форме;

- объявляют тему экзамена в форме «Педагогическая ас­самблея», которая отражает содержание учебного курса «Теоре­тическая педагогика»;

- обсуждают вопросы экзамена, требующие теоретических знаний по изученному курсу;

- обсуждают критерии оценки выступлений участников ас­самблеи.

Заранее осуществляют поиск и сбор информационных мате­риалов по кругу экзаменационных вопросов, которые могут быть использованы на экзамене (на электронных и бумажных носите­лях).

Обсуждают сценарий процедуры экзамена:

- продолжительность экзамена до 6 академических часов, включая его открытие и подведение итогов;

- число участников экзамена от 20 до 25 человек;

- накануне экзамена, например, в день консультации, учеб­ная аудитория оформляется под заседание ассамблеи: расставля­ются столы, закупается вода, соки, печенье и т. п.;

- открытие ассамблеи начинается с приветствия преподава­теля к участникам ассамблеи и объявление условий работы;

- ассамблея завершается оглашением результатов работы ассамблеи, т. е. объявлением оценок, которые получили сту­денты;

- открытие и окончание ассамблеи сопровождается фото­графированием участников на память о совместной работе на «Педагогической ассамблее»;

Обсуждают и принимают порядок работы «Педагогической ассамблеи»:

- все студенты занимают места и раскладывают на специ­ально отведенных столах учебную литературу и информацион­ные материалы, которые они принесли на экзамен;

- каждый участник подходит к столу председателя ассамб­леи (преподавателя) и вытаскивает вопросы, которые он будет представлять на обсуждение участникам ассамблеи. Один из этих вопросов, требует определенных теоретических знаний, и он был известен до экзамена. А второй вопрос, требующий умений при­менять теоретические знания, заранее неизвестен. При решении
педагогической задачи, встречающейся в деятельности препода­вателя вуза, участник ассамблеи делает это непосредственно на экзамене. Правда, у него есть возможность посовещаться с дру­гими студентами при подготовке своих вопросов к обсуждению;

- время на подготовку к обсуждению выбранных вопросов предлагается от 30 до 40 минут;

- во время подготовки к обсуждению участники ассамблеи имеют право: перемещаться по аудитории;

- беседовать друг с дру­гом; пользоваться литературой и информационными материалами;

- обсуждение вопросов начинается в той очередности, кото­рая задана заранее логикой темы ассамблеи;

Каждый участник представляет свой теоретический вопрос и решение, доставшейся ему педагогической задачи. Затем все уча­стники «Педагогической ассамблеи» задают вопросы выступаю­щему, и тем самым проявляют свою активность и эрудицию по обсуждаемому вопросу.

Обсуждают и принимают критерии оценки работы участника «Педагогической ассамблеи»:

1) правильность ответа;

2) полнота ответа на вопрос, требующий теоретических знаний;

3) использование теоретических знаний при выборе пути или способа решения педагогической задачи;

4) обоснованность решения педагогической задачи.

Первый критерий оценивается по показателям: верно – 1 балл; неверно - 0 баллов. Максимальное количество баллов по первому критерию - 1 балл.

Второй, третий и четвертый критерии оцениваются по пока­зателям: не соответствует - 0 баллов; частично соответствует - 1 балл; полностью соответствует - 2 балла.

Максимальное количество баллов, которое может быть при­своено за участие в «Педагогической ассамблее», составляет - 7 баллов.

Итоговая отметка:

«отлично» - 7 баллов;

«хорошо» - 5-6 баллов;

«удовлетворительно» - 3-4 балла;

«неудовлетворительно» - менее 3 баллов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.