Курс «Теоретическая педагогика»
(Из опыта работы д-ра пед. наук, проф. А. Г. Гогоберидзе и канд. пед. наук, доц. В. А. Деркунской)
Курс завершается экзаменом, в ходе которого проверяется готовность студента к решению системы профессиональных задач, связанных с пониманием, теоретическим обоснованием и научной интерпретацией фактов и явлений педагогической действительности.
Исходя из целевых установок учебной дисциплины студентам предлагается выбор вариативной формы экзамена.
Варианты экзамена по билетам (в каждом билете - 2 вопроса)
1. Составление вопросов по билету.
По каждому экзаменационному вопросу студентом составляется пять вопросов. Задача: ответить на поставленные вопросы.
Например: Вопрос билета: Предмет теоретической педагогики.
Примерные вопросы, предлагаемые студентом:
1. Как соотносятся предмет и объект педагогической науки?
2. Почему наличие предмета научного исследования выступает критериальным признаком науки?
3. Какова ретроспектива становления предмета педагогики?
4. Каково смысловое наполнение содержания понятия «предмет педагогики»?
5. Что общего и различного в предмете педагогической науки и педагогической практики?
2. Определение ключевых слов по вопросам билета.
По каждому экзаменационному вопросу студентом выделяется по 5-7 ключевых слов. Задача: раскрыть выделенные понятия.
Например: Вопрос билета: Педагогика как наука.
Ключевые слова: наука, педагогика, функции науки, структура науки, признаки науки, задачи педагогики.
3.Защита плана ответа на экзаменационные вопросы БИЛЕТА.
По каждому экзаменационному вопросу студентом составляется план ответа. Задача: обосновать логику составленного плана, доказать, что предлагаемые пункты в полной мере позволяют раскрыть сущность вопроса.
План ответа ориентировочно включает: ведущие понятия, позволяющие раскрыть содержание вопроса, сравнительный анализ имеющихся точек зрения на вопрос, обоснование собственной точки зрения на вопрос.
4. Бинарный ответ.
Двое студентов «вытягивают» один и тот же билет, готовятся раздельно, а отвечают вместе, взаимодополняя друг друга.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ЭКЗАМЕНА (допускается пользование любыми литературными источниками и собственным словарем)
1. Свободная дискуссия по теме курса. В ходе экзамена студент «вытягивает» билет, на котором обозначена одна из тем курса.
1. Задача: подготовиться, используя имеющуюся литературу, к свободной дискуссии с экзаменатором по следующим темам:
1. Педагогика как наука;
2. Человек как предмет педагогической науки;
3. Педагогический процесс;
4. Дидактика;
5.Воспитание;
6. Образование.
2. Раскрытие одной из современных тенденций развития педагогической науки.
-В ходе экзамена студент «вытягивает» билет, в котором обозначена одна из современных тенденций развития педагогической науки (полипарадигмальность, концептуальность, гуманизация и гуманитаризация, субъектность педагогики, целостность педагогического процесса, модернизация образования).
Задача: подготовиться, в рамках всех тем курса, используя имеющуюся литературу, к свободной дискуссии с экзаменатором.
3. Защита авторской концепции педагогического словаря.
Во время экзамена студент защищает концепцию собственного педагогического словаря, раскрывая: принципы структурирования словаря (тематический, алфавитный); логику соподчинения понятий; логику определения понятий в рамках темы; принципы выделения ведущих и соподчиненных понятий по теме; смысл некоторых понятий по выбору экзаменатора.
Экзамен в форме «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯАССАМБЛЕЯ»
(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Э. В. Балакиревой)
Ассамблея - общее собрание какой-нибудь организации (дипломатического или иного характера). Экзамен «Педагогическая ассамблея» базируется на идее такого взаимодействия и общения людей, как ассамблея, чтобы подчеркнуть демократический, открытый характер итогового экзамена, форма которого является альтернативной по отношению к традиционной форме экзамена по билетам.
Демократические характеристики такого экзамена проявляются в подготовке, организации и процедуре проведения. Студенты вместе с преподавателем:
- обсуждают цели и задачи нетрадиционной формы экзамена и принимают решение о проведении его в такой форме;
- объявляют тему экзамена в форме «Педагогическая ассамблея», которая отражает содержание учебного курса «Теоретическая педагогика»;
- обсуждают вопросы экзамена, требующие теоретических знаний по изученному курсу;
- обсуждают критерии оценки выступлений участников ассамблеи.
Заранее осуществляют поиск и сбор информационных материалов по кругу экзаменационных вопросов, которые могут быть использованы на экзамене (на электронных и бумажных носителях).
Обсуждают сценарий процедуры экзамена:
- продолжительность экзамена до 6 академических часов, включая его открытие и подведение итогов;
- число участников экзамена от 20 до 25 человек;
- накануне экзамена, например, в день консультации, учебная аудитория оформляется под заседание ассамблеи: расставляются столы, закупается вода, соки, печенье и т. п.;
- открытие ассамблеи начинается с приветствия преподавателя к участникам ассамблеи и объявление условий работы;
- ассамблея завершается оглашением результатов работы ассамблеи, т. е. объявлением оценок, которые получили студенты;
- открытие и окончание ассамблеи сопровождается фотографированием участников на память о совместной работе на «Педагогической ассамблее»;
Обсуждают и принимают порядок работы «Педагогической ассамблеи»:
- все студенты занимают места и раскладывают на специально отведенных столах учебную литературу и информационные материалы, которые они принесли на экзамен;
- каждый участник подходит к столу председателя ассамблеи (преподавателя) и вытаскивает вопросы, которые он будет представлять на обсуждение участникам ассамблеи. Один из этих вопросов, требует определенных теоретических знаний, и он был известен до экзамена. А второй вопрос, требующий умений применять теоретические знания, заранее неизвестен. При решении педагогической задачи, встречающейся в деятельности преподавателя вуза, участник ассамблеи делает это непосредственно на экзамене. Правда, у него есть возможность посовещаться с другими студентами при подготовке своих вопросов к обсуждению;
- время на подготовку к обсуждению выбранных вопросов предлагается от 30 до 40 минут;
- во время подготовки к обсуждению участники ассамблеи имеют право: перемещаться по аудитории;
- беседовать друг с другом; пользоваться литературой и информационными материалами;
- обсуждение вопросов начинается в той очередности, которая задана заранее логикой темы ассамблеи;
Каждый участник представляет свой теоретический вопрос и решение, доставшейся ему педагогической задачи. Затем все участники «Педагогической ассамблеи» задают вопросы выступающему, и тем самым проявляют свою активность и эрудицию по обсуждаемому вопросу.
Обсуждают и принимают критерии оценки работы участника «Педагогической ассамблеи»:
1) правильность ответа;
2) полнота ответа на вопрос, требующий теоретических знаний;
3) использование теоретических знаний при выборе пути или способа решения педагогической задачи;
4) обоснованность решения педагогической задачи.
Первый критерий оценивается по показателям: верно – 1 балл; неверно - 0 баллов. Максимальное количество баллов по первому критерию - 1 балл.
Второй, третий и четвертый критерии оцениваются по показателям: не соответствует - 0 баллов; частично соответствует - 1 балл; полностью соответствует - 2 балла.
Максимальное количество баллов, которое может быть присвоено за участие в «Педагогической ассамблее», составляет - 7 баллов.
Итоговая отметка:
«отлично» - 7 баллов;
«хорошо» - 5-6 баллов;
«удовлетворительно» - 3-4 балла;
«неудовлетворительно» - менее 3 баллов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|