Раздел «Педагогические технологии»
(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. М. В. Степановой)
Среди возможных форм итоговой аттестации по разделу хотелось бы отметить следующие:
• коллоквиум по разделу;
• защита авторской технологии - публичное обсуждение разработанной студентом педагогической технологии;
• защита реферата (возможно - как проспекта будущей дипломной работы) по проблемам педагогических технологий.
• итоговая контрольная работа.
Итоговая контрольная работа
1. Какое определение педагогической технологии (см. Приложение 1) вы считаете наиболее полно отражающим суть понятия? Обоснуйте.
2. Какие процессы в современном образовании способствовали появлению и обеспечивают развитие педагогических технологий?
3. Сравните две педагогических технологии (на выбор) по предложенным критериям, а так же по критериям, выделенным самостоятельно:
№ п/п
| Критерий для сравнения
| Технология
| Технология
|
| Простота реализации
|
|
|
| Эффективность в отношении заявленных целей
|
|
|
| Экономичность
|
|
|
| Простота описания
|
|
| 5,6,7
| Свои критерии
|
|
|
4. Какую проблему, идею развития современного образования вскрывает данная цитата? Раскройте, каким образом решается данный вопрос в процессе работы по одной из педагогических технологий.
- «Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто» (американский психолог Беррес Фредерик Скиннер);
- «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (немецкий социолог Георг Зиммель);
- «Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат» (Дж. Б. Шоу);
- «Учитель, который ничему не учится у своих учеников, выбрал не ту профессию» (немецкий психолог и писательница Шарлотта Вольф);
- «Когда слишком много правил - дети бунтуют. Когда правил нет - они тоже бунтуют» (японское высказывание).
Итоговая аттестация по дисциплине «Педагогика»
Рекомендуемый вариант экзаменационных билетов
Экзаменационный билет № 1
1. Педагогический труд как специфическое общественное явление. Профессиональные функции и профессиональные роли педагога. Основные виды педагогической деятельности.
2. Роль и место контроля в управленческом цикле. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
Экзаменационный билет № 2
1. Коллективный характер педагогической деятельности. Творческая природа труда учителя.
2. Регулирование как функция управления. Демократизация регулирующей деятельности. Специфика менеджмента в образовании.
Экзаменационный билет № 3
1. Сущность и цели организации в управленческой деятельности. Принципы и методы организаторской деятельности руководителя школы. Педагогический совет как коллегиальный орган управления.
2. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности. Профессиональная этика педагога-психолога. Педагогический такт.
Экзаменационный билет № 4
1. Педагогическое. мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования. Понятие и структура профессиональной компетентности педагога.
2. Характеристика планирования как функции управления, его связь с другими функциями управления. Виды планов. Годовой план работы школы.
Экзаменационный билет № 5
1. Аналитическая деятельность руководителя школы. Принципы и методы педагогического анализа. Виды и этапы педагогического анализа.
2. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе непрерывного образования. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.
Экзаменационный билет № 6
1. Педагогика как наука. Ее социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Место педагогики в общей системе наук о чело веке, связь педагогики с другими науками.
2. Создание системы внутришкольной информации. Виды педагогической информации. Требования, предъявляемые к педагогической информации.
Экзаменационный билет № 7
1. Особенности школы как социально-педагогической системы. Роль целеполагания в управлении школой. Общая характеристика функции управления.
2. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли.
Экзаменационный билет № 8
1. Личность как педагогическая и психологическая категория. Источники и факторы развития личности.
2. Государственно-общественный характер управления системой образования. Демократизация и гуманизация как основной путь обновления школы. Основные направления преобразования системы образования.
Экзаменационный билет № 9
1. Технологии формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов. Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
2. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса.
Экзаменационный билет № 10
1. Научное исследование в педагогике. Логика педагогического исследования. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
2. Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
Экзаменационный билет № 11
1. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Технология постановки и решения педагогических задач.
2. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.
Экзаменационный билет № 12
1. Соотношение понятий «воспитание» и «воспитательные процессы». Сущность воспитательного процесса и его диалектическое развитие. Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях. Логика воспитательного процесса.
2. Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
Экзаменационный билет № 13
1. Технологии накопления профессионального педагогического опыта.
2. Принципы воспитания как отражение воспитательного процесса. Система принципов воспитания. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе. Гуманизм как основа принципов воспитания.
Экзаменационный билет № 14
1. Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.
2. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Экзаменационный билет № 15
1.Понятие о воспитательных системах. Типология воспитательных систем.
2.Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
Экзаменационный билет № 16
1. Коллектив - объект и субъект воспитания. Сущность и структура воспитательного коллектива. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива.
2. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами.
Экзаменационный билет № 17
1. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.
2. Методологические основы исследования и проблема периодизации развития образования педагогической мысли. Источники историко-педагогических исследований.
Экзаменационный билет № 18
1. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
2. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
Экзаменационный билет № 19
1. Принципы обучения. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса обучения.
2. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX в. (до 1917 г.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|