Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел «Теория обучения» Курс «Теоретическая педагогика»





Раздел «Общие основы педагогики» Курс «Теоретическая педагогика»

(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Т. К. Александровой)

Типовые задания для самостоятельной работы

Работа с текстами (на основе технологий критического мыш­ления; реферирования, аннотирования, экспертизы и др.).

• Анализ результатов выполненных исследовании по рас­сматриваемым проблемам.

• Сравнение концепций, теорий.

• Теоретические дискуссии, дебаты.

Примечание.Продукты творческой и самостоятельной дея­тельности студентов являются документальными материалами для комплектования портфолио.

Темы для самостоятельной работы

1. Человек как объект и субъект воспитания;

2. Источники и факторы развития личности;

3. Социальная ситуация развития личности;

4. Возраст как социально-культурный феномен; возрастная

периодизация;

5. Научное исследование в педагогике и его методы.

Раздел «Теория обучения» Курс «Теоретическая педагогика»

(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Т. К. Александровой)

Самостоятельная работа студентов

Для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория обучения» предлагается 35 тематических вопросов. Эти вопросы разнообразны и охватывают широкий спектр современных ди­дактических понятий и явлений; они могут быть объединены в определенные смысловые блоки. После описания характеристики вопросов, предлагаемых для самостоятельной работы студентов, даны методические рекомендации по организации работы сту­дентов с этими вопросами. Инструктивные установки для выпол­нения заданий, строящихся на основе вопросов, относящихся к тому или иному блоку, имеют свою специфику. Например, есть ряд вопросов, которые могут быть объединены в так называемый «теоретический блок» (см. в перечне вопросов №№: 1 - «На­правления развития общего образования», 5 - «Цели общего об­разования», 35 - «Современные проблемы дидактики» и т. д.). В рамках этого, блоки можно предлагать для самостоятельной ра­боты студентов. Такие задания как: сбор и систематизация лите­ратурных источников; выявление основополагающих тенденций развития современной дидактики, на уровне посильном для сту­дента, т. е. составление так называемой «литературной лоции». В этом блоке может быть предложена такая форма задания, как «аналогия дидактической концепции» (см. вопросы №№ 28, 29, 31, 32 и т. д. из перечня).





Значительная группа вопросов для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория обучения» может быть объединена в «практико-ориентированный блок». Для выполнения заданий по вопросам этого блока студенты должны обратиться к жизнедея­тельности современных образовательных учреждений, к их про­блемам, достижениям их педагогических коллективов и учащих­ся. В контексте данного блока возможны такие задания, как «сравнительный анализ» конкретных методов обучения или обу­чающих технологий, а так же конкретных организационных форм обучения; «составление профессионального портрета педагога-предметника»; «разработка вариантов использования» той или иной обучающей технологии (дидактической игры, «пакета» проблемных ситуаций и т. д.). В особый блок следует выделить вопросы проектировочного или конструктивного плана («проек-тировочно-конструктивный блок»). Подобному блоку вопросов могут соответствовать следующие формы заданий:

- проанализировать ряд образовательных программ. Подго­товить самостоятельно вариант раздела ОП образовательного уч­реждения конкретной школы;

- сконструировать возможную структуру детского познава­тельного сообщества (ученического научного общества, «малой
академии наук» и т. д.);

- сформирование вариативную часть учебного плана ОУ кон­кретного вуза (предложения по отбору спецкурсов и факультативов);

- подготовить условный «макет» учебника по своей профес­сиональной дисциплине и т. д.



Методические рекомендации по работе со студентами

Как уже упоминалось выше, задания для самостоятельной работы студентов (на основе имеющегося перечня тематических вопросов), могут быть, с определенной долей условности, разде­лены на три блока: «теоретический», «практико-ориентиро­ванный», «проектировочно-конструктивный». Соответственно, и рекомендации по представлению заданий студентами и организа­ции их самостоятельной работы могут носить как общий, так и специфический (в зависимости от принадлежности к какому-либо из блоков) характер. К общим рекомендациям могут быть отне­сены: четкость инструктивной беседы, предваряющей задание любого из блоков; указания на обязательный временной момент сдачи заданий; объяснение системы оценивания заданий (крите­рии, возможность вариативных подходов к выполнению заданий

и т. д.).

С учетом специфики природы заданий (конкретизация блока)

могут быть выделены следующие аспекты:

- При предъявлении заданий «теоретического блока» - предварительный инструктаж, обращенный к активизации ком­плекса познавательных умений студентов, прежде всего. Умений работать с источниками информации (поисково-библиографи­ческие умения, умения сопоставить, дифференцировать, анализи­ровать и т. д.).

- Особое внимание преподавателя должно быть обращено к развитию группы коммуникативных умений (устная и письмен­ная речь, культура использования терминов, их осознанность и

четкость).

- При выполнении заданий по группе вопросов «практико-ориентированного блока» важно продемонстрировать студентам актуальность проблематики заданий для успешной реализации образовательного процесса, для потребностей профессионально­
го совершенствования и роста. В установочном инструктирова­нии к заданиям данного блока необходимо обратить внимание на конкретизацию дидактических задач, на объективный характер оценки педагогической ситуации в том или ином ОУ, где студент
"УДут выполнять задания. Очень полезна практика, когда какие-либо задания по вопросам блока выполняются студентами «по заявке» конкретного образовательного учреждения.

При работе над заданиями по группе вопросов из «проектно-конструктивного блока» необходимо развивать проектиро­вочные и конструктивные профессионально-педагогические уме­ния. Эта группа умений является достаточно сложной, формируется, как принято считать, «с опытом работы». Тем бо­лее полезно и значительно обратиться к указанной группе умений именно на стадии обучения в вузе, в начале профессионального пути. Задания по проектированию и конструированию фрагмен­тов педагогических технологий, разделов образовательных про­грамм; комплексов психолого-педагогических условий, обеспе­чивающих реализацию того или иного подхода к обучению, способствуют развитию креативных способностей. Вот почему формулировки самих заданий (на базе представленных в перечне вопросов) могут быть достаточно нестандартны, неожиданны для студенческого восприятия. Формами предъявления заданий из указанного блока могут быть студенческие проекты, образова­тельные программы «школ будущего» или «альтернативных школ», антологии материалов по «новейшей истории» россий­ского образования или опытно-экспериментальной работы петер­бургской школы и т. д.

Темы для самостоятельной работы

1. Направления развития общего образования в России.

2. Принципы преемственности и обязательности общего об­разования.

3. Образовательные системы.

4. Основные тенденции мирового развития общего образова­ния.

5. Цели общего образования.

6. Концептуальные основы содержания общего образования.

7. Научные основы интеграции знаний в содержании учебно­го материала.

8. Логическая структура содержания учебного материала в учебниках.

9. Психолого-педагогическая адаптация научного содержа­ния образования к уровню образовательной готовности и возрас­тным возможностям учащихся.

10. Учебник как дидактическая система.

11 Типичные затруднения в усвоении учебного материала и способы их устранения.

12.Государственный стандарт общего образования.

13.Механизм процесса обучения и его движущие силы.

14.Психолого-дидактические характеристики учебной дея­тельности.

15.Взаимосвязь деятельности педагога и учащихся в процес­се обучения.

16.Психолого-дидактические условия реализации индивиду­ального подхода в обучении.

17.Психолого-дидактические критерии построения диффе­ренцированного обучения.

18.Система дидактических принципов, их взаимодействие в процессе обучения.

19. Закономерности развития процесса обучения.

20. Процесс обучения как управление учебной деятельностью.

21. Сущность и разновидности форм организации учебной деятельности.

22. Сущность и классификация методов обучения.

23. Дидактические критерии выбора эффективных методов обучения.

24. Дидактическая регуляция решения учащимися учебных задач. Способы коррекции учебных действий при решении учеб­ных задач.

25. Учебные задачи и задания репродуктивного и творческо­го уровня.

26. Диалоговые методы обучения, их функции и особенности конструирования.

27. Виды дидактических бесед. Учебные дискуссии как спо­собы обучения, их функции в развитии мышления учащихся и формировании толерантности поведения.

28. Теоретические основы технологии развивающего обучения.

29. Технология личностно-ориентированного обучения.

30. Технология проблемного обучения.

31. Технология дидактической игры и ее образовательное значение.

32. Технология программированного обучения, виды про­граммированного обучения.

33. Технология педагогического контроля. Виды педагогического контроля.

34. Инновационные методы и формы обучения.

35. Современные проблемы дидактики.

Типовые задания для самостоятельной работы

В качестве типовых заданий для самостоятельной работы студентов могут быть предложены:

- выполнение рефератов проблемного характера, в содержании которых особый акцент сделан не только на умения по поиску и выбору литературы, но и умения аналитико-оценочного характера(выделение реально-существующих противоречий
процесса обучения, понимание их сути и причин возникновения);

- написание педагогических сочинений или эссе по таким блокам, как: «Мои впечатления от урока учителя-мастера», «Оценка и отметка в восприятии ученика» и т. д.;

- выбор и описание условий реализации конкретного метода обучения;

- разработка основ обучающей технологии;

- сравнительный анализ ОП учреждений сходной и различ­ной направленности;

- разработка блоков развивающих разноуровневых заданий и т. д.

Примечание.Продукты творческой и самостоятельной дея­тельности студентов являются документальными материалами для комплектования портфолио.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.