Раздел «Педагогические технологии» Курс «Практическая педагогика»
(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. М. В. Степановой)
Типовые задания для самостоятельной работы
В самостоятельной работе студентов по курсу «Педагогические технологии» можно выделить два основных вида работ. С одной стороны - это изучение, анализ, сравнение описанных в литературе технологий и наблюдение опыта применения их на практике. С другой стороны, от студента требуется уже самостоятельное конструирование и реализация собственной практикой деятельности с использованием разнообразных педагогических технологий.
Таким образом, традиционные для специалиста виды самостоятельной работы студентов преломляются в содержании курса следующим образом.
Работа с литературой:
• поиск современных педагогических технологий в трудах учителей-новаторов и их описание;
• анализ современных научных статей, посвященных проблемам педагогических технологий;
• составление глоссария для понятий, связанных с проблематикой педагогических технологий.
Моделирование образовательных и педагогических ситуаций, близких к реальным:
• подготовка микроурока с использованием одной из дидактических технологий;
• подготовка условного педагогического процесса (участники - студенты группы) с применением одной из технологий воспитания.
Творческие задания:
• презентация педагогической технологии;
• подготовка к дебатам по проблемам педагогических технологий;
• подготовка к деловой игре по технологиям управления образовательной системой школы.
Задания по педагогической практике:
• описать технологию, увиденную на уроке опытного педагога;
• разработать и провести урок с применением инновационной педагогической технологии;
• проанализировать урок (товарища, опытного педагога) с применением инновационной педагогической технологии.
Примечание.Продукты творческой и самостоятельной деятельности студентов являются документальными материалами для комплектования портфолио.
Возможны варианты:
• коллекция педагогических технологий по итогам лекционных, семинарских занятий и педагогической практики;
• самостоятельно разработанная и грамотно описанная педагогическая технология (с раздаточными, иллюстративными материалами);
• анализ современной научной литературы, посвященной проблеме педагогических технологий;
• глоссарий по проблеме;
• план-конспект микроурока (проведенного в группе) с использованием одной из дидактических технологий;
• описание условного педагогического процесса (участники-студенты группы) с применением одной из воспитательных технологий;
• самоанализ, анализ уроков товарищей с использованием инновационных педагогических технологий, проведенных на педагогическойпрактике.
Темы для самостоятельной работы
Технологии оценки достижения учащихся.
Технологии творческой деятельности в педагогическом процессе.
Технологии управления образовательным процессом. Современные инновационные технологии.
Примеры заданий и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Предлагаемый набор определений педагогической технологии возможно использовать при подготовке к семинарскому занятию, которое следует за лекцией «Понятие педагогической технологии.Классификации педагогических технологий». Предполагается, что на лекции дается определение технологии только в науке и технике, вскрываются причины проникновения технологического подхода из техники и производства в социальную действительность вообще и в образование в частности, а так же выделяются сущностные признаки и структура педагогической технологии.
На семинаре список определений педагогической технологии выступает в качестве раздаточного материала, а задание студентам звучит следующим образом: «Познакомьтесь с определениями педагогической технологии. Выберете из них одно или несколько, которые, на ваш взгляд, наиболее точно отражают суть педагогической технологии. Докажите вашу точку зрения».
Определения педагогической технологии, которые предлагаются студентам при подготовке к семинарскому занятию(заимствованы из самых разнообразных источников - педагогических словарей, учебников, научных статей, лекций; записаны в алфавитном порядке).
1. Педагогическая технология - выполнение принципов и приемов оптимизации образовательного процесса.
2. Педагогическая технология - использование ТСО.
3. Педагогическая технология - комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования.
4. Педагогическая технология - конструирование и оценивание образовательных процессов путем учета человеческих, временных и других ресурсов для достижения эффективности образования.
5. Педагогическая технология - конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач.
6. Педагогическая технология - конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.
7. Педагогическая технология - описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
8. Педагогическая технология - определенный документ, проект, описывающий и регламентирующий порядок действий, задающий нормативы, правила или принципы взаимодействия участников образовательного процесса, систему педагогической коммуникации и управления процессами обучения и воспитания.
9. Педагогическая технология - педагогически и экономически обоснованный процесс достижения запланированных результатов обучения в виде знаний умений, осуществляемый на основе специально переработанного содержания, НОТ, а также поэтапного тестирования учащихся.
10. Педагогическая технология - педагогическое мастерство.
11. Педагогическая технология - программа действий педагога в рамках той или иной дидактической модели.
12. Педагогическая технология - продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
13. Педагогическая технология - реальная организация образовательного процесса с использованием различных средств, сложившихся в определенную последовательность действий участников образования, которые направлены на достижение спроектированных ранее целей.
14. Педагогическая технология - система проектирования и применения педагогических закономерностей, адекватных целям образовательной программы.
15. Педагогическая технология - совокупность знаний и процедур создания новых управляемых систем предметного обучения и организации их целенаправленной, поэтапной и операциональной реализации с помощью современных средств, методов и техники, обеспечивающих достижение запланированных результатов.
16. Педагогическая технология - совокупность учебных ситуаций, призванных реализовать педагогическую систему.
17. Педагогическая технология - способ организации деятельности учащихся.
18. Педагогическая технология - управление педагогическими процессами.
19. Педагогическая технология - целенаправленная деятельность, предполагающая ряд этапов, на каждом из которых решается определенная задача.
20. Педагогическая технология - целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе.
Раздел «Управление образовательными системами» Курс «Практическая педагогика»
(из опыта работы канд. пед. наук, доц. И. В. Гладкой)
Типовые задания для самостоятельной работы
Подготовить различные виды планов ответа, планов выступления по теме.
- Разработать конспект, конспект-схему журнальной статьи.
- Написать аннотацию, резюме к статье, книге.
- Подготовить выступление, реферат по проблеме (по 2-5источникам).
- Сравнить суждения различных авторов по одной проблеме.
- Подготовить эссе на заданную тему.
- Подготовить дискуссию по проблемным вопросам курса.
- Разработать рекламный проект по книге, фильму, статье.
- Написать сочинение на педагогико-управленческую тему.
- Предложить возможные формы контроля и самоконтроля по рассматриваемым темам.
Примечание.Продукты творческой и самостоятельной деятельности студентов являются документальными материалами для комплектования портфолио.
Темы для самостоятельной работы
Виды педагогической информации. Требования, предъявляемые к педагогической информации.
Виды планов. Годовой план работы школы.
Педагогический совет как коллегиальный орган управления.
Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.
Специфика менеджмента в образовании.
Примеры заданий и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Продуктивным форматом организации занятия является работа дискуссионных групп. Студентам предлагается заранее познакомиться с материалами для обсуждения и подготовить свои комментарии. См. тексты 1,2.
52-53
58-59 циативность, целеустремленность, трудолюбие и работоспособность.
Гуманность и демократичность руководителяподразумевают гуманно-личностный подход к учителям, ученикам, родителям, уважение к учителю-труженику, педагогический такт, терпение, выдержку, альтруизм, душевную щедрость, коммуникативность. Демократизм проявляется в предоставлении подчиненным и школьникам возможности свободно высказывать свое мнение, опираться на самоуправление коллективов.
Требовательностьозначает умение организовать, обеспечить деятельность подчиненных в соответствии с намеченными целями. Она связана с наличием волевых качеств, ответственности, принципиальности, дисциплинированности, способности контролировать решения, добиваться цели...
Первый тип.
Это директор, не соответствующий занимаемой должности. Такой руководитель характеризуется практически полным отсутствием перечисленных качеств... Он может обладать некоторой активностью, но она как правило, выливается в бесплодную суетность, суматошность или бурную видимость дела. Зато в изобилии наличествуют у этого директора качества противоположные — внутренняя пассивность, равнодушие к делу, безволие, некомпетентность.
Второй тип— обладает необходимыми качествами, но в умеренной степени... В тисках противоречивых требований он занимает позицию «и нашим и вашим». Главное его качество исполнительность, стремление угодить вышестоящим органам, нежелание ссориться с начальством.
Третий тип— образцовый, идеальный директор. Высшая оптимальная степень проявления активности, компетентности, гуманности и демократичности, требовательности — вот его отличительные качества. Он гармоничен в уважении к людям и требовательности к ним, эмоциональности и рационализме, активности и разумной уравновешенности.
Разнообразие типов директоров обусловлено неравномерностью развития отдельных качеств...
2.2. Аттестация студентов по дисциплине «Педагогика»
2.2.1. Итоговая аттестация по курсам и разделам дисциплины «Педагогика»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|