Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел «Педагогические технологии» Курс «Практическая педагогика»





(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. М. В. Степановой)

Типовые задания для самостоятельной работы

В самостоятельной работе студентов по курсу «Педагогиче­ские технологии» можно выделить два основных вида работ. С одной стороны - это изучение, анализ, сравнение описанных в литературе технологий и наблюдение опыта применения их на практике. С другой стороны, от студента требуется уже самостоятельное конструирование и реализация собственной практикой деятельности с использованием разнообразных педагоги­ческих технологий.

Таким образом, традиционные для специалиста виды само­стоятельной работы студентов преломляются в содержании курса следующим образом.

Работа с литературой:

• поиск современных педагогических технологий в трудах учителей-новаторов и их описание;

• анализ современных научных статей, посвященных про­блемам педагогических технологий;

• составление глоссария для понятий, связанных с пробле­матикой педагогических технологий.

Моделирование образовательных и педагогических ситуаций, близких к реальным:

• подготовка микроурока с использованием одной из дидак­тических технологий;



• подготовка условного педагогического процесса (участни­ки - студенты группы) с применением одной из технологий вос­питания.

Творческие задания:

• презентация педагогической технологии;

• подготовка к дебатам по проблемам педагогических тех­нологий;

• подготовка к деловой игре по технологиям управления об­разовательной системой школы.

Задания по педагогической практике:

• описать технологию, увиденную на уроке опытного педа­гога;

• разработать и провести урок с применением инновацион­ной педагогической технологии;

• проанализировать урок (товарища, опытного педагога) с применением инновационной педагогической технологии.

Примечание.Продукты творческой и самостоятельной дея­тельности студентов являются документальными материалами для комплектования портфолио.

Возможны варианты:

• коллекция педагогических технологий по итогам лекцион­ных, семинарских занятий и педагогической практики;

• самостоятельно разработанная и грамотно описанная педа­гогическая технология (с раздаточными, иллюстративными мате­риалами);



• анализ современной научной литературы, посвященной проблеме педагогических технологий;

• глоссарий по проблеме;

• план-конспект микроурока (проведенного в группе) с ис­пользованием одной из дидактических технологий;

• описание условного педагогического процесса (участники-студенты группы) с применением одной из воспитательных технологий;

• самоанализ, анализ уроков товарищей с использованием инновационных педагогических технологий, проведенных на педагогическойпрактике.

Темы для самостоятельной работы

Технологии оценки достижения учащихся.

Технологии творческой деятельности в педагогическом процессе.

Технологии управления образовательным процессом. Современные инновационные технологии.

Примеры заданий и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Предлагаемый набор определений педагогической техноло­гии возможно использовать при подготовке к семинарскому занятию, которое следует за лекцией «Понятие педагогической технологии.Классификации педагогических технологий». Предполагается, что на лекции дается определение технологии только в науке и технике, вскрываются причины проникновения техно­логического подхода из техники и производства в социальную действительность вообще и в образование в частности, а так же выделяются сущностные признаки и структура педагогической технологии.

На семинаре список определений педагогической техноло­гии выступает в качестве раздаточного материала, а задание студентам звучит следующим образом: «Познакомьтесь с опре­делениями педагогической технологии. Выберете из них одно или несколько, которые, на ваш взгляд, наиболее точно отра­жают суть педагогической технологии. Докажите вашу точку зрения».



Определения педагогической технологии, которые пред­лагаются студентам при подготовке к семинарскому занятию(заимствованы из самых разнообразных источников - педагоги­ческих словарей, учебников, научных статей, лекций; записаны в алфавитном порядке).

1. Педагогическая технология - выполнение принципов и приемов оптимизации образовательного процесса.

2. Педагогическая технология - использование ТСО.

3. Педагогическая технология - комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей, способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения це­лей образования.

4. Педагогическая технология - конструирование и оцени­вание образовательных процессов путем учета человеческих, временных и других ресурсов для достижения эффективности образования.

5. Педагогическая технология - конструирование средств и методов педагогического процесса для решения определенных задач.

6. Педагогическая технология - конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.

7. Педагогическая технология - описание процесса дости­жения планируемых результатов обучения.

8. Педагогическая технология - определенный документ, проект, описывающий и регламентирующий порядок действий, задающий нормативы, правила или принципы взаимодействия участников образовательного процесса, систему педагогической
коммуникации и управления процессами обучения и воспитания.

9. Педагогическая технология - педагогически и экономи­чески обоснованный процесс достижения запланированных ре­зультатов обучения в виде знаний умений, осуществляемый на основе специально переработанного содержания, НОТ, а также поэтапного тестирования учащихся.

10. Педагогическая технология - педагогическое мастер­ство.

11. Педагогическая технология - программа действий педа­гога в рамках той или иной дидактической модели.

12. Педагогическая технология - продуманная во всех дета­лях модель совместной педагогической деятельности по проекти­рованию, организации и проведению учебного процесса с безус­ловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

13. Педагогическая технология - реальная организация об­разовательного процесса с использованием различных средств, сложившихся в определенную последовательность действий уча­стников образования, которые направлены на достижение спро­ектированных ранее целей.

14. Педагогическая технология - система проектирования и применения педагогических закономерностей, адекватных целям образовательной программы.

15. Педагогическая технология - совокупность знаний и процедур создания новых управляемых систем предметного обу­чения и организации их целенаправленной, поэтапной и опера­циональной реализации с помощью современных средств, мето­дов и техники, обеспечивающих достижение запланированных результатов.

16. Педагогическая технология - совокупность учебных си­туаций, призванных реализовать педагогическую систему.

17. Педагогическая технология - способ организации дея­тельности учащихся.

18. Педагогическая технология - управление педагогиче­скими процессами.

19. Педагогическая технология - целенаправленная дея­тельность, предполагающая ряд этапов, на каждом из которых решается определенная задача.

20. Педагогическая технология - целенаправленное исполь­зование объектов, приемов, технических средств обучения, собы­тий и отношений в учебно-воспитательном процессе.

Раздел «Управление образовательными системами» Курс «Практическая педагогика»

(из опыта работы канд. пед. наук, доц. И. В. Гладкой)

Типовые задания для самостоятельной работы

Подготовить различные виды планов ответа, планов вы­ступления по теме.

- Разработать конспект, конспект-схему журнальной статьи.

- Написать аннотацию, резюме к статье, книге.

- Подготовить выступление, реферат по проблеме (по 2-5источникам).

- Сравнить суждения различных авторов по одной проблеме.

- Подготовить эссе на заданную тему.

- Подготовить дискуссию по проблемным вопросам курса.

- Разработать рекламный проект по книге, фильму, статье.

- Написать сочинение на педагогико-управленческую тему.

- Предложить возможные формы контроля и самоконтроля по рассматриваемым темам.

Примечание.Продукты творческой и самостоятельной дея­тельности студентов являются документальными материалами для комплектования портфолио.

Темы для самостоятельной работы

Виды педагогической информации. Требования, предъявляе­мые к педагогической информации.

Виды планов. Годовой план работы школы.

Педагогический совет как коллегиальный орган управления.

Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.

Специфика менеджмента в образовании.

Примеры заданий и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Продуктивным форматом организации занятия является ра­бота дискуссионных групп. Студентам предлагается заранее по­знакомиться с материалами для обсуждения и подготовить свои комментарии. См. тексты 1,2.

52-53

 

58-59 циативность, целеустремленность, трудолюбие и работоспособ­ность.

Гуманность и демократичность руководителяподразуме­вают гуманно-личностный подход к учителям, ученикам, родите­лям, уважение к учителю-труженику, педагогический такт, тер­пение, выдержку, альтруизм, душевную щедрость, коммуникативность. Демократизм проявляется в предоставлении подчиненным и школьникам возможности свободно высказывать свое мнение, опираться на самоуправление коллективов.

Требовательностьозначает умение организовать, обеспе­чить деятельность подчиненных в соответствии с намеченными целями. Она связана с наличием волевых качеств, ответственно­сти, принципиальности, дисциплинированности, способности контролировать решения, добиваться цели...

Первый тип.

Это директор, не соответствующий занимаемой должности. Такой руководитель характеризуется практически полным отсут­ствием перечисленных качеств... Он может обладать некоторой активностью, но она как правило, выливается в бесплодную сует­ность, суматошность или бурную видимость дела. Зато в изоби­лии наличествуют у этого директора качества противоположные — внутренняя пассивность, равнодушие к делу, безволие, неком­петентность.

Второй тип— обладает необходимыми качествами, но в умеренной степени... В тисках противоречивых требований он занимает позицию «и нашим и вашим». Главное его качество ис­полнительность, стремление угодить вышестоящим органам, не­желание ссориться с начальством.

Третий тип— образцовый, идеальный директор. Высшая оптимальная степень проявления активности, компетентности, гуманности и демократичности, требовательности — вот его от­личительные качества. Он гармоничен в уважении к людям и требовательности к ним, эмоциональности и рационализме, ак­тивности и разумной уравновешенности.

Разнообразие типов директоров обусловлено неравномерно­стью развития отдельных качеств...

 

2.2. Аттестация студентов по дисциплине «Педагогика»

2.2.1. Итоговая аттестация по курсам и разделам дисциплины «Педагогика»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.