Методические рекомендации по разработке и проведению итоговой аттестации в форме коллоквиума по разделу «Теория обучения»
(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Т. Б. Алексеевой и Н. Ю. Сосуновой)
Данный коллоквиум охватывает следующие темы: 1. Педагогика в системе гуманитарных наук.
Педагогическая наука и педагогическая действительность. Становление и развитие педагогики как науки - донаучный и научный период ее развития. Педагогика в системе гуманитарных знаний. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Объект и предмет педагогики как науки.
Методология педагогической науки и деятельности.
Виды педагогических знаний. Знаний научные, ненаучные. Понятие педагогической парадигмы. Основные педагогические парадигмы. Основные методологические подходы в педагогике: антропологический, системный, культурологический, личностно-ориентированный, классовый, деятельностный, этнопедагогический и др. Теоретические, эмпирические, методические и методологические знания. Педагогические и непедагогические знания. Методы педагогических исследований.
Структура педагогической науки.
Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
4. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.
Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Язык педагогики и его виды: научный, профессиональный, обыденный (их характеристика, взаимосвязь и взаимообусловленность развития). Значение определений понятий для развития науки и практики. Обновление языка педагогики как отражение процессов развития педагогической науки и практики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие (в свете основных педагогических парадигм).
5. Педагогический процесс как основная категория педагогики.
Педагогический процесс. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса как его составляющие. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе. Деятельность и общение с субъектом педагогического процесса. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности педагогического процесса.
Современная образовательная система (на примере России).
Образование. Сущность образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Различные трактовки феномена «образования». Современное понимание образования. Образование как многоуровневое явление. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни. Российская система образования. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Многообразие образовательных программ. Школа как социальный институт образования. Основные тенденции развития современной российской системы образования.
В рамках коллоквиума определяется:
1. Степень осмысления студентами объективной педагогической реальности.
2. Сформированность умений студентов описывать, объяснять, прогнозировать педагогические явления.
3. Знание студентами содержания основных понятий курса.
Описываемый коллоквиум состоит из трех частей:
Часть 1.
Проблемное эвристическое задание,которое студент выполняет самостоятельно при подготовке к коллоквиуму. Примером такого задания, в частности, может быть составление сравнительной таблицы по описанию либо образовательных программ конкретных образовательных учреждений, либо государственных систем образования. Успешное выполнение данного задания свидетельствует об умениях студентов осмыслять объективную педагогическую реальность, описывать, прогнозировать, объяснять и сопоставлять педагогические явления, а также об уровне конкретных знаний основных понятий курса.
Часть 2.
Задание тестового характера,предъявляемое студенту непосредственно на коллоквиуме. Успешное выполнение теста возможно при условии знания студентами основных понятий изученного курса.
Часть 3.
Проблемное задание,которое также выполняется студентом непосредственно на коллоквиуме. Данное задание не может быть успешно выполнено, если студент не умеет осмыслять объективную педагогическую реальность, описывать, прогнозировать, объяснять и сопоставлять педагогические явления, а также не владеет конкретными знаниями основных понятий курса.
Задание части 1 коллоквиума выдается студенту примерно за неделю до проведения коллоквиума. Задания части 2 и 3 рассчитаны на 30-45-минутную подготовку. Использование конспектов, учебников исключается.
Рассмотрим примеры конкретных заданий каждой из трех частей коллоквиума.
Часть 1. Проблемное эвристическое задание.
Составить сравнительную таблицу характеристики государственных систем образования четырех стран: Великобритании, США, Франции и Японии. При этом критерии сравнения студент выбирает самостоятельно. Максимальное число критериев не ограничивается. Минимальное число - 6-7.
Задание студент получат примерно за 10 дней до коллоквиума и сдает за 2-3 дня. На коллоквиуме преподаватель беседует со студентам по результатам выполнения данного задания.
При оценивании учитывается как правомерность самих критериев, так и их конкретное представление.
Приведем примеры критериев, выбранных студентами:
1. Цель системы образования.
2. Педагогическая парадигма, к которой тяготеет данная система.
3. Характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
4. Ступени образования, их продолжительность.
5. Виды образовательных учреждений.
6. Длительность обязательного образования.
7. Методы обучения.
8. Характер оценивания.
9. Методы наказания и поощрения.
10.Содержание образования каждой из ступеней.
11. Возможные образовательные маршруты и др.
Часть 2. Задание тестового характера.
Тестовое задание может выглядеть следующим образом:
1. Перечислите пять наук, которые совпадают с педагогикой по объекту исследования.
2. Перечислите пять отраслей (составных частей) педагогики.
3. Назовите два метода педагогических исследований, позволяющие получить информацию о большом числе респондентов.
4. Напротив каждого из перечисленных философских оснований педагогики напишите название одной страны, в которой данный методологический подход будет приоритетным:
а) диалектический материализм (кроме СССР);
б) экзистенциализм;
в) прагматизм;
г) неопозитивизм;
д) неотомизм.
5. Назовите категории, определения которых даны ниже, определите педагогическую парадигму, с точки зрения которой сформулировано каждое определение.
а) ... - это процесс и результат овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности.
б) ... - это становление мотивационно-ценностной сферы человека.
в) ... - это процесс принудительного воздействия одного человека на другого с целью создания такого человека, который ему кажется правильным.
г) ... - это процесс позитивных количественных и качественных изменений в личности человека.
6. Перечислите семь слов (фраз), которые чаще всего на уроке будет употреблять учитель, работающий в гуманистической парадигме.
7. Советскую систему образования хвалили за....... (перечислите пять черт).
8. Советскую систему образования критиковали за....... (перечислите пять черт).
9. Заполните пропуски:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это специально организованное развивающееся во времени и в рамках _______________ взаимодействие взрослого и ребенка, на ______________ и призванное привести к преобразованиям личностных свойств и качеств детей и взрослых.
Правильность выполнения теста оценивается по баллам сообразно каждому заданию.
Часть 3. Проблемное задание.
К коллоквиуму подготавливается порядка 10-12 вариантов проблемных заданий. Студент «выбирает» свое задание путем жребия. Ряд заданий предусматривает наличие дополнительных текстов, прилагаемых к заданию.
Примеры заданий:
1. Заполните предложенную схему для конкретной педагоги ческой системы У. Глассера. Определите педагогическую парадигму, в которой работает данная система и докажите свою точку зрения. (См.: Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. С. 389)
2. Заполните предложенную схему для конкретной педагогической системы Лицея научно- гуманитарной культуры. Определите педагогическую парадигму, в которой работает данная система и докажите свою точку зрения.
(См.: Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. С. 388)
3. Пользуясь справочником «Школы, лицеи, гимназии Санкт-Петербурга», раскройте на конкретных примерах (на 1-2) специфику гимназии как образовательного учреждения.
4. Пользуясь справочником «Школы, лицеи, гимназии Санкт-Петербурга», раскройте на конкретных примерах (на 1-2) специфику общеобразовательного лицея как образовательного учреждения.
5. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать в группе. Предложите методы изучения причин ее возникновения и возможные пути решения в рамках гуманистической парадигмы.
6. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать в группе. Предложите методы
изучения причин ее возникновения и возможные пути решения в рамках традиционной парадигмы.
7. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать с литературой. Предложите методы изучения причин ее возникновения и возможные пути решения в рамках гуманистической парадигмы.
8. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать с литературой. Предложите методы изучения причин ее возникновения и возможные пути решения в рамках традиционной парадигмы.
9. В одном из произведений Бертольта Брехта есть диалог:
- Как вы поступите, если кого-нибудь полюбите?
- Я создам эскиз этого человека и постараюсь, чтобы стал похож на него.
- Кто? Эскиз?
- Нет, человек.
В какой парадигме рассуждает вопрошаемый? Докажите свою точку зрения. Измените диалог таким образом, чтобы парадигма изменилась.
10.В какой педагогической парадигме написан данный школьный учебник? Докажите свою точку зрения.
11.Даны три цитаты. Определите, в рамках какого методологического подхода рассуждает автор каждой из них:
«Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана».
«Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой мы знаем, что он чувствует, к чему он способен, чего он хочет».
«Если мы сравним господствующие систему образования и педагогические учения соответствующих эпох, то увидим, что все они отражают на себе этот общий колорит времени, подчиняя отдельные цели образования какой-нибудь одной из них, той, которая добилась гегемонии в культурном сознании эпохи. Так теократии Средневековья соответствует религиозная система обра-
зования..., а интеллектуализму Просвещения - интеллектуалистическое воспитание».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|