Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по разработке и проведению итоговой аттестации в форме коллоквиума по разделу «Теория обучения»





(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Т. Б. Алексеевой и Н. Ю. Сосуновой)

 

Данный коллоквиум охватывает следующие темы: 1. Педагогика в системе гуманитарных наук.

Педагогическая наука и педагогическая действительность. Становление и развитие педагогики как науки - донаучный и научный период ее развития. Педагогика в системе гуманитарных знаний. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Объект и предмет педагогики как науки.

Методология педагогической науки и деятельности.

Виды педагогических знаний. Знаний научные, ненаучные. Понятие педагогической парадигмы. Основные педагогические парадигмы. Основные методологические подходы в педагогике: антропологический, системный, культурологический, личностно-ориентированный, классовый, деятельностный, этнопедагогический и др. Теоретические, эмпирические, методические и мето­дологические знания. Педагогические и непедагогические зна­ния. Методы педагогических исследований.

Структура педагогической науки.

Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, на­учные направления, научные течения, интегративные, междисци­плинарные и инструментально-прикладные научные области. Взаимосвязь педагогики с другими науками.



4. Категориально-понятийный аппарат современной пе­дагогики.

Категориально-понятийный аппарат современной педагоги­ки. Язык педагогики и его виды: научный, профессиональный, обыденный (их характеристика, взаимосвязь и взаимообуслов­ленность развития). Значение определений понятий для развития науки и практики. Обновление языка педагогики как отражение процессов развития педагогической науки и практики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, разви­тие (в свете основных педагогических парадигм).

5. Педагогический процесс как основная категория педа­гогики.

Педагогический процесс. Педагогический процесс как основ­ная категория педагогики. Сущностные характеристики педаго­гического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содер­жание, способы, формы организации и результаты педагогиче­ского процесса как его составляющие. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе. Деятельность и общение с субъектом педагогического процесса. Этапы педаго­гического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности педагогического процесса.



Современная образовательная система (на примере России).

Образование. Сущность образования. Образование как ус­ловие развития цивилизации, культуры и общества. Различные трактовки феномена «образования». Современное понимание образования. Образование как многоуровневое явление. Обра­зование как фактор становления человека в различные периоды жизни. Российская система образования. Государственные об­разовательные стандарты и образовательные программы. Мно­гообразие образовательных программ. Школа как социальный институт образования. Основные тенденции развития совре­менной российской системы образования.

В рамках коллоквиума определяется:

1. Степень осмысления студентами объективной педагогиче­ской реальности.

2. Сформированность умений студентов описывать, объяс­нять, прогнозировать педагогические явления.

3. Знание студентами содержания основных понятий курса.

Описываемый коллоквиум состоит из трех частей:

Часть 1.

Проблемное эвристическое задание,которое студент вы­полняет самостоятельно при подготовке к коллоквиуму. При­мером такого задания, в частности, может быть составление сравнительной таблицы по описанию либо образовательных программ конкретных образовательных учреждений, либо го­сударственных систем образования. Успешное выполнение данного задания свидетельствует об умениях студентов ос­мыслять объективную педагогическую реальность, описывать, прогнозировать, объяснять и сопоставлять педагогические яв­ления, а также об уровне конкретных знаний основных поня­тий курса.



Часть 2.

Задание тестового характера,предъявляемое студенту не­посредственно на коллоквиуме. Успешное выполнение теста воз­можно при условии знания студентами основных понятий изу­ченного курса.

Часть 3.

Проблемное задание,которое также выполняется студентом непосредственно на коллоквиуме. Данное задание не может быть успешно выполнено, если студент не умеет осмыслять объектив­ную педагогическую реальность, описывать, прогнозировать, объяснять и сопоставлять педагогические явления, а также не владеет конкретными знаниями основных понятий курса.

Задание части 1 коллоквиума выдается студенту примерно за неделю до проведения коллоквиума. Задания части 2 и 3 рассчи­таны на 30-45-минутную подготовку. Использование конспектов, учебников исключается.

Рассмотрим примеры конкретных заданий каждой из трех частей коллоквиума.

Часть 1. Проблемное эвристическое задание.

Составить сравнительную таблицу характеристики государ­ственных систем образования четырех стран: Великобритании, США, Франции и Японии. При этом критерии сравнения студент выбирает самостоятельно. Максимальное число критериев не ог­раничивается. Минимальное число - 6-7.

Задание студент получат примерно за 10 дней до коллоквиу­ма и сдает за 2-3 дня. На коллоквиуме преподаватель беседует со студентам по результатам выполнения данного задания.

При оценивании учитывается как правомерность самих кри­териев, так и их конкретное представление.

Приведем примеры критериев, выбранных студентами:

1. Цель системы образования.

2. Педагогическая парадигма, к которой тяготеет данная сис­тема.

3. Характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

4. Ступени образования, их продолжительность.

5. Виды образовательных учреждений.

6. Длительность обязательного образования.

7. Методы обучения.

8. Характер оценивания.

9. Методы наказания и поощрения.

10.Содержание образования каждой из ступеней.

11. Возможные образовательные маршруты и др.

Часть 2. Задание тестового характера.

Тестовое задание может выглядеть следующим образом:

1. Перечислите пять наук, которые совпадают с педагогикой по объекту исследования.

2. Перечислите пять отраслей (составных частей) педагогики.

3. Назовите два метода педагогических исследований, позво­ляющие получить информацию о большом числе респондентов.

4. Напротив каждого из перечисленных философских осно­ваний педагогики напишите название одной страны, в которой данный методологический подход будет приоритетным:

а) диалектический материализм (кроме СССР);

б) экзистенциализм;

в) прагматизм;

г) неопозитивизм;

д) неотомизм.

5. Назовите категории, определения которых даны ниже, оп­ределите педагогическую парадигму, с точки зрения которой сформулировано каждое определение.

а) ... - это процесс и результат овладения учащимися сис­темой знаний, умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности.

б) ... - это становление мотивационно-ценностной сферы человека.

в) ... - это процесс принудительного воздействия одного человека на другого с целью создания такого человека, который ему кажется правильным.

г) ... - это процесс позитивных количественных и качест­венных изменений в личности человека.

6. Перечислите семь слов (фраз), которые чаще всего на уро­ке будет употреблять учитель, работающий в гуманистической парадигме.

7. Советскую систему образования хвалили за....... (перечис­лите пять черт).

8. Советскую систему образования критиковали за....... (пе­речислите пять черт).

9. Заполните пропуски:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это специально органи­зованное развивающееся во времени и в рамках ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________ взаимодействие взрослого и ребенка, на ______________
и призванное привести к преобразованиям личностных свойств и качеств детей и взрослых.

Правильность выполнения теста оценивается по баллам со­образно каждому заданию.

Часть 3. Проблемное задание.

К коллоквиуму подготавливается порядка 10-12 вариантов проблемных заданий. Студент «выбирает» свое задание путем жребия. Ряд заданий предусматривает наличие дополнительных текстов, прилагаемых к заданию.

Примеры заданий:

1. Заполните предложенную схему для конкретной педагоги­ ческой системы У. Глассера. Определите педагогическую пара­дигму, в которой работает данная система и докажите свою точку
зрения. (См.: Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефиници­ях, иллюстрациях. - М., 1999. С. 389)

2. Заполните предложенную схему для конкретной педагоги­ческой системы Лицея научно- гуманитарной культуры. Опреде­лите педагогическую парадигму, в которой работает данная сис­тема и докажите свою точку зрения.

(См.: Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефиници­ях, иллюстрациях. - М., 1999. С. 388)

3. Пользуясь справочником «Школы, лицеи, гимназии Санкт-Петербурга», раскройте на конкретных примерах (на 1-2) специ­фику гимназии как образовательного учреждения.

4. Пользуясь справочником «Школы, лицеи, гимназии Санкт-Петербурга», раскройте на конкретных примерах (на 1-2) специ­фику общеобразовательного лицея как образовательного учреж­дения.

5. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать в группе. Предложите методы изучения причин ее возникновения и возможные пути решения в
рамках гуманистической парадигмы.

6. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать в группе. Предложите методы

изучения причин ее возникновения и возможные пути решения в рамках традиционной парадигмы.

7. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать с литературой. Предложите методы изучения причин ее возникновения и возможные пути
решения в рамках гуманистической парадигмы.

8. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать с литературой. Предложите методы изучения причин ее возникновения и возможные пути
решения в рамках традиционной парадигмы.

9. В одном из произведений Бертольта Брехта есть диалог:

- Как вы поступите, если кого-нибудь полюбите?

- Я создам эскиз этого человека и постараюсь, чтобы стал похож на него.

- Кто? Эскиз?

- Нет, человек.

В какой парадигме рассуждает вопрошаемый? Докажите свою точку зрения. Измените диалог таким образом, чтобы пара­дигма изменилась.

10.В какой педагогической парадигме написан данный школьный учебник? Докажите свою точку зрения.

11.Даны три цитаты. Определите, в рамках какого методоло­гического подхода рассуждает автор каждой из них:

«Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической сис­теме, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана».

«Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой мы знаем, что он чувствует, к чему он способен, чего он хочет».

«Если мы сравним господствующие систему образования и педагогические учения соответствующих эпох, то увидим, что все они отражают на себе этот общий колорит времени, подчиняя отдельные цели образования какой-нибудь одной из них, той, ко­торая добилась гегемонии в культурном сознании эпохи. Так тео­кратии Средневековья соответствует религиозная система обра-

зования..., а интеллектуализму Просвещения - интеллектуалистическое воспитание».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.