Сделай Сам Свою Работу на 5

По разделу «Общие основы педагогики»





(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Т. К. Александровой)

Итоговой формой аттестации за данный курс предлагается контрольная работа, которая проводится в виде словарного дик­танта. Эти формы соответствуют специфике целей и содержания

<Общих основ педагогики», результатом изучения которых должно стать овладение студентами категориальным аппаратом педагогики (на уровне ведущих категорий). Педагогике, как и другим наукам, присущ свой знак, свой круг терминов. Способ­ность «говорить» на этом языке осознанно поможет будущему специалисту лучше понять логику и структуру педагогического процесса, приобщиться к основам методологии педагогики. Для подготовки и проведения словарного диктанта необходимо учесть следующие рекомендации:

1. Четко провести отбор необходимых понятий, учитывая ха­рактер подготовки студентов специалитета;

2. Строго регламентировать время исполнения студентами словарного диктанта;

3. Предварительный инструктаж, предваряющий непосредст­венно проведение диктанта (информация не только о характере и содержании работы, но и о критериях, предлагаемых для оценки результатов).



В качестве возможного перечня дефиниций, который может быть положен в основу словарного диктанта, предлагается ряд таких основополагающих категорий, как:

1) педагогическая наука,

2) предмет педагогики,

3) воспита­ние,

4) обучение,

5) образование,

6) личность,

7) социализация,

8) педагогическая система,

9) педагогический процесс,

10) методо­логия педагогики,

11) педагогическая диагностика,

12) методы педагогических исследований.

Естественно, что круг понятий может быть несколько изме­нен (с опорой на содержание курса) по усмотрению преподавате­лей педагогики.

Критерии оценки словарного диктанта являются классиче­скими:

- полнота определений;

- четкость формулировки;

- современная «редакция» понятия.

Если все эти критерии выполнены полностью, студент полу­чает межсессионную оценку.

Для того чтобы воспроизведение и использование определе­ний было осознанным, на семинарском занятии можно предло­жить студентам «путешествие во времени с педагогическими категориями». А именно, студенты получают задание: выписать ряд определений одного и того же понятия из педагогической литера­туры различных годов выпуска, например, из учебников 60-х, 70-х, 80-х, 90-х гг. XX в., или из педагогической энциклопедии 60-х и 90-х гг. выпуска. Подобная деятельность, как показывает опыт, интересна для студентов, она позволяет им провести широкий сравнительный анализ, что способствует, осознанному овладению ведущими педагогическими категориями.



Методические рекомендации по разработке и проведению итоговой контрольной работы по разделу «Теория и методика воспитания»

(Из опыта работы д-ра пед. наук, проф. Р. У. Богдановой)

Цель контрольной работы:проверить освоение студентами базовых теоретико-методических знаний о воспитании, позво­ляющих специалисту эффективно реализовывать воспитательную функцию образования школьников.

Критерии оценки.

В ходе контрольной работы оценивается освоение студента­ми базовых теоретико-методических знаний по учебной дисцип­лине по следующим критериям:

• Знает (репродуктивное воспроизведение изученного мате­риала).

• Понимает (преобразование материала из одной формы в другую, его интерпретация).

• Применяет (использование знаний для решения конкрет­ной задачи).

Шкала оценки.

Каждый критерий оценивается по 7-балльной шкале:

• Соответствует в полной мере - 6 баллов,

• Соответствует почти в полной мере - 5 баллов,

• Соответствует в достаточной степени - 4 балла,

• Соответствует в основном - 3 балла,

• Соответствует только частично - 2 балла,

• Почти не соответствует - 1 балл,



• Не соответствует - 0 баллов.

Оценка контрольной работы:

«5» - 18-14 баллов,

«4» - 13-11 баллов,

«3» - 12-6 баллов,

«2» - ниже 6 баллов.

Время, необходимое для проведения контрольной работы - не более 30 минут.

Текст контрольной работы

Уважаемый студент! Вы изучили очередной тематический блок по теории воспитания. Напоминаем Вам его основное со­держание: «Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Факторы воспитания. За­кономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифферен­циация. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Национальное своеобразие воспитания».

Вам необходимо выбрать одну из изученных тем и выпол­нить следующие задания:

- представить основное содержание темы в кратком кон­спекте или в схемах и/или таблицах;

- привести несколько примеров практического применения изложенного вами теоретического знания.

Итоговая аттестация качества усвоения знаний по разделу «Теория и методика воспитания»

Изучение раздела завершается защитой методической разра­ботки, которая может проходить в разной форме. В ходе итоговой аттестации проверяется:

- освоение студентом системы базовых теоретико-методических знаний, позволяющих специалисту эффективно реализовывать воспитательную функцию образования школьников;

- овладение студентом методикой воспитания школьников профессиональными практическими умениями, необходимы специалисту для организации воспитательного процесса в Урочное и внеурочное время;

- представление студента о методической работе, направ­ленной на решение задач воспитания школьников;

- овладение студентом самообразовательными умениями, связанными с анализом теоретической и методической литературы о воспитании, а также практики реализации специалистом воспитательной функции образования школьников.

Итоговую аттестацию предлагается проводить в форме - письменной или устной презентации студентом проектного про­дукта решения профессиональной задачи.

Цель итоговойаттестации: проверить способность (умение) студентов решать профессиональные задачи специалиста по ор­ганизации воспитательного процесса в урочное и внеурочное время в условиях модернизации образования

Критерии оценки.

В ходе аттестации оценивается умение студентов решать профессиональные задачи специалиста по организации воспита­тельного процесса по следующим критериям:

1. Соответствие условию (содержанию) задачи (формули­ровке, ключевому заданию, конкретному контексту задачи).

2. Опора на знания по теории воспитания.

3. Опора на знания по методике воспитания.

4. Полнота решения задачи.

5. Конкретность предлагаемого решения задачи.

6. Реалистичность решения задачи.

7. Культура оформления «продукта» решения задачи.

8. Умение прорефлексировать процесс решения задачи.

Шкала оценки.

Каждый критерий оценивается по 7-балльной шкале:

• Соответствует в полной мере - 6 баллов

• Соответствует почти в полной мере - 5 баллов,

• Соответствует в достаточной степени - 4 балла,

• Соответствует в основном - 3 балла,

• Соответствует только частично - 2 балла,

• Почти не соответствует - 1 балл,

• Не соответствует - 0 баллов,

Оценка решения профессиональной задачи: «5» - 48-38 баллов,

«4» - 37-30 баллов, «3» - 29-16 баллов, «2» - ниже 16 баллов.

Время, необходимое для проведения аттестации - не менее 5 часа (вариант письменной работы).

Текст итоговой аттестационной работы. Уважаемый студент! Вам необходимо решить одну из пред­ложенных задач (на выбор).

Методическая подсказка студенту

1. Внимательно прочитайте текст задачи. Осмыслите (уясни­те) для себя ее содержание.

2. Выделите, какую профессиональную задачу требуется ре­шить (напр., развитие учебной самостоятельности у младших школьников, пробуждение интереса к созидательной деятельно­сти у подростков, выявление мнения родителей об укладе школь­ной жизни и т. д.).

3. Обратите внимание на то, в виде какого «продукта», необ­ходимо представить решение поставленной профессиональной задачи (напр., текст программы, конспект урока, описание стратегии поведения, методическая разработка, выступление и др.).

4. Обратите внимание на критерии оценки решения задачи, предложенные преподавателем.

5. Проанализируйте данный в тексте задачи контекст школь­ной реальности, который необходимо учитывать при решении конкретной профессиональной задачи.

6. Выделите теоретическую и методическую базу, необхо­димую для решения задачи.

7. Разработайте вариант решения задачи, опираясь на пере­чень заданий, данных преподавателем или собственный план действий.

8. Оформите полученный «продукт» решения задачи на бу­мажном и /или электронном носителе.

9. Прорефлексируйте процесс решения вами конкретной профессиональной задачи педагога.

10.Спланируйте работу по даль­нейшему развитию своей профессиональной компетентности по
решению данной группы задач.

План представления решения задачи

1. Теоретическая база решения задачи (перечислить, на какое теоретическое знание опираетесь).

2. Методическая база решения задачи (перечислить, на какое знание по методике воспитания опираетесь).

3. Ваш вариант решения задачи (Выполнение ключевого за­дания).

 

1. Рефлексия процесса решения задачи (заполнение рефлек­сивного листа).

 

Методическая подсказка к рефлексии студентом процесса решения профессиональной задачи.

• Решил задачу

 

• Опирался при этом на теоретические и методические зна­ния

• Представил ее решение в виде следующего «продукта»

Мне удалось_____________________________________

• Столкнулся с такими трудностями_________________

• С наибольшим интересом_________________________

• С наименьшим интересом_________________________

• В дальнейшем предполагаю________________________

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.