Курс «Практическая педагогика»
(Из опыта работы д-ра пед. наук, проф. А. Г. Гогоберидзе, канд. пед. наук, доц. В. А. Деркунской)
Индивидуальное задание к экзамену (выполняется каждым студентом)
Каждый студент готовит лист самоанализа, в котором: 1. С помощью модели В. Калинаускаса анализирует и оценивает место учебной дисциплины «Практическая педагогика» в собственном развитии.
проблемы (что?)
- Ценности (плохо)
- Мотив (не хочу)
| + требования (надо)
+ мотив (хочу)
+ ценности (хорошо)
Отражает анализ нормативных (знания и умения) и личностных достижений в следующей таблице:
после изучения этого предмета я:
| знаю...
| умею...
| во мне изменилось...
|
|
|
| в связи с особенностями организации работы по предмету я теперь:
| знаю...
| умею...
| во мне изменилось...
|
|
|
| мои достижения в рамках данного предмета по 10-балльной шкале
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
Итоговые экзаменационные задания по курсу «Практическая педагогика»
Свободная дискуссия
Свободная дискуссия по проблеме профессиональной педагогической деятельности. В ходе дискуссии студент:
- раскрывает сущностную характеристику педагогической деятельности;
- интерпретирует (объясняет) наиболее привлекательную для него концепцию профессиональной педагогической деятельности;
- определяет содержание задач, которые решает педагог в контексте выбранной концепции профессиональной педагогической деятельности;
- обосновывает значимость решения обозначенных задач в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста.
Критерии оценки ответа:
1. Владение анализом психолого-педагогической литературы и умениями сопоставления взглядов разных авторов на проблему.
2. Творческая интерпретация научно-педагогического знания.
3. Системность, концептуальность, целостность изложения.
4. Умение вести научную дискуссию.
Проектирование задач профессиональной педагогической деятельности
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы и опыта педагогической деятельности спроектировать по 5 задач в каждой из групп задач профессиональной педагогической деятельности.
| Профессиональные задачи педагога
| Группа задач
| Задачи, выделяемые студентом
| Доказательная база
| 1. Видеть ребенка в образовательном процессе
| 1. 2. 3. 4. 5.
|
| 2. Проектировать и реализовывать образовательный процесс
| 1. 2. 3. 4. 5.
|
| 3. Устанавливать взаимодействие с другими участниками образовательного процесса
| 1. 2. 3. 4. 5.
|
| 4. Проектировать образовательную среду
| 1. 2. 3. 4. 5.
|
| 5. Осуществлять профессиональное самопознание, саморазвитие и самообразование
| 1. 2. 3. 4.
5.
|
| Критерии оценки выполнения задания:
1. Проектирование предлагаемых задач в логике группы задач.
2. Взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетентностей.
3. Выделение задач в контексте психологии развития ребенка дошкольного возраста.
4. Теоретическая доказательность и аргументация.
Проектирование модели индивидуальной педагогической деятельности
Разработать и защитить модель индивидуальной педагогической деятельности, в которой представить:
- теоретические основания модели;
- содержательное наполнение педагогической деятельности (выделение групп задач, умений, функций, способностей);
- самооценку готовности к профессиональной педагогической деятельности;
- монографический профессионально-педагогический автопортрет.
Критерии оценки модели:
1. Целостность модели, непротиворечивость компонентов.
2. Творческая интерпретация научно-педагогического знания.
3. Содержательность самоанализа и самооценки.
4. Умение вести научную дискуссию.
Проект учебной программы (выполняется подгруппой)
Разработать проект учебной программы (тематика и возрастная адресность по выбору студентов). В проекте отразить следующие структурные компоненты программы:
- основные цели и задачи программы;
- ведущие теоретические идеи (философские, культурологические, психолого-педагогические);
- принципы отбора содержания и структурирования учебного материала;
- ключевые понятия программы (на уровне перечисления);
- содержательная характеристика программы (развернутый тематический план);
- технология освоения программы:
- типовые задания (по одному на каждую тему программы);
- творческие задания (по одному на каждую тему программы);
- контрольные (тестовые, творческие) задания, позволяющие оценить эффективность освоения программы и решение поставленных задач.
Примерный объем программы - 50 академических часов. Критерии оценки задания:
1. Концептуальность, взаимосвязь структурных элементов программы.
2. Владение знаниями образовательных теорий, систем, технологий.
3. Новизна, творчество в реализации проекта.
4. Выдерживание временного регламента (объем проекта определяется из расчета две страницы машинописного текста на одного студента).
5. Итоговая контрольная работа по курсу и разделу «История образования и педагогической мысли»
(Из опыта работы канд. пед. наук, доц. Н. М. Федоровой)
Примерные вопросы.
1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
2. Развитие образования и педагогической мысли в странах Древнего Востока (Шумере, Египте, Китае, Индии).
3. Образование и педагогическая мысль эпохи Античности.
4. Педагогические воззрения Платона, Аристотеля.
5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
6. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
7. Педагогические взгляды Т. Кампанеллы, М. Монтеня, Ф. Рабле.
8. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.).
9. Образование и педагогическая мысль Европы и Америки в эпоху Нового времени (XVII-XLX вв.).
10.Педагогическая система Я. А. Коменского.
11.Педагогические взгляды Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци.
12. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX в. (до 80-х гг.).
13. Педагогические концепции И. Гербарта, А. Дистервега.
14. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в.
15. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.
16. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале XX в. (до 1917 г.).
17. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами.
18. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
19. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
20. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Возможные варианты проверочных и контрольных работ:
1. Проверочная работа с педагогическим текстом, анализ понятий в контексте данного исторического периода. Объем материала - до 1 страницы. Материал подбирается из «Хрестоматий», рекомендованных в курсе.
2. Хронологический диктант - объяснение значения историко-педагогических дат. Оценивается по соответствию и максимальной полноте раскрытия содержания. Диктант рассчитан на отдельный период и проводится в контексте изучения темы, объем до 15 дат.
3. Контрольная работа в форме тестового задания на исключение дат и фамилий педагогов, несоответствующих данному периоду.
Итоговая аттестация по курсу и разделу «История образования и педагогической мысли» по усмотрению преподавателя, может проводиться:
а) в традиционной форме - контрольное собеседование по основным разделам курса,
б) в творческой форме - возможны варианты:
- создание синхронных хронологических таблиц развития теории или направления в педагогике в различных странах в определенный период;
- «реконструкция» периода в развитии школы и педагогики с привлечением литературных и педагогических текстов. (Объем работы 5 страниц, формат А 4);
- в письменной форме как заочная дискуссия или в устной форме с представлением тезисов при работе в малых группах (5-7 чел.).
Темы предлагаются из списка вопросов (см. список вопросов контроля) заранее (за 2-3 недели). Аргументация предлагается по модели PRO ET CONTRA, 5 тезисов, подкрепленные анализом педагогических теорий или практики работы соответствующего исторического периода, засчитываются за положительный ответ; более 10 - «отлично». Объем работ - до 10 страниц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|