|
Экономическая структура расходов федерального бюджета
|
|
| темп прироста в реальном выражении
| Расходы всего
|
|
| 18,317,6
| оплата труда, начисления на оплату труда
|
|
| 17,6
| приобретение услуг
|
|
| 14,7
| связи
|
|
| 13,6
| транспортных
|
|
| -7,4
| коммунальных
|
|
| 0,5
| услуг по содержанию имущества
|
|
| 12,4
| других
|
|
| 22,5
| трансферты
|
|
| 18,0
| безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям
|
|
| 59,4
| безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам, национальным и международным организациям, правительствам
|
|
| 17,8
| социальное обеспечение
|
|
| 9,3
| государственные инвестиции
|
|
| 47,9
| другие расходы
|
|
| 10,3
|
На уровне штатов земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счёт местных денежных фондов - местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
Несмотря на вторичную роль местных финансов в обществе (после государственного бюджета), их доля в финансовых системах всех государств составляет от 30 до 60%.
В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и в политических процессах общества.
Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счёт налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребление газа и электричества, и ряд других. А вторая группа отражает специфику налоговой системы страны.
Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и на выдачу лицензий.
Основы теории налогов
Экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения со времен появления налогов. Четыре важнейших принципа были сформулированы еще А.Смитом.
1. Плательщики должны участвовать в содержании правительства соответственно доходам, какими они пользуются под его покровительством и защитой.
2. Налог должен быть точно определен (срок уплаты, способ и сумма платежа).
3. Вид налога, способ платежа и срок уплаты должны быть удобны плательщику.
4. Каждый налог должен удержать из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству (налоговая система и служба должны быть по возможности дешевой).
Дж.С.Миль считал, что налоги должны способствовать установлению принципа социальной справедливости. На основе этих принципов к настоящему времени сформулировались две концепции налогообложения. Первая — налогоплательщики должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, вторая — налоги должны зависеть от размеров получаемого дохода. Совершенно справедливо, что налоги в большем размере должны платить те, кто получил больше выгоды от государства, но в ряде случаев определить величину этой выгоды невозможно (сколько доходов получает каждый плательщик от расходов государства на оборону управление и др.). Кроме того, следуя этой концепции, самые большие платежи пришлось бы платить малоимущим, инвалидам, безработным.
Во второй концепции уязвимым является вопрос о границе (пределе) дохода, за который надо брать более высокий налог. На практике используются обе концепции, но применяются они разными государствами, исходя из социально-экономической политики в целом. Другими словами, в каждом государстве существует своя налоговая система — совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов.
Налоговая система включает различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.
В зависимости от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, включенные в их цену и тариф. В отдельный вид относят взносы на социальное страхование, поскольку это целевой налог. Каждый из них подразделяется на определенные виды.
В зависимости от органов взимания различают государственные и местные налоги. Государственные взимаются, как правило, центральным правительством и направляются в государственный (федеральный) бюджет. Это подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.д. Вместе с тем в ФРГ подоходный налог с заработной платы собирается правительством земель и его определенный процент передается федерации.
Местные налоги взимаются местными органами управления соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (сюда же включаются и налоги членов федерации — областей, земель и т.д.). Это, как правило, индивидуальные акцизы, поимущественный налог.
С появлением межрегиональных организаций появился и межгосударственный налог, например на импортную сельскохозяйственную продукцию (средства поступают в бюджет ЕС).
По направлению налоги подразделяются на общие и специальные. Общие обезличиваются и поступают в общую казну государства и направляются на общегосударственные мероприятия. Специальные (целевые) в соответствии с назначением взыскиваются с определенных плателыциков (например, на прибыль нефтяных компаний) или направляются на определенные цели (отчисления на социальное страхование).
В целом налоговая структура многих развитых стран такова: около 37 % составляют налоги на доходы и прибыль, более 30 % —косвенные налоги, около 22 % (в ФРГ, Франции, Италии более 30 %) — взносы в фонд социального страхования.
Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право. Налоговое право — совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве и порядок их взимания. Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку (квоту), налоговый оклад, льготы.
Субъект налога — это налогоплательщик, физическое или юридическое лицо, которое по закону обязано уплачивать налог.
Объект налога — предмет, подлежащий обложению: доход, товары, имущество.
Источник налога — доход субъекта: заработная плата, прибыль, рента, процент, из которых уплачивается налог. Например, в налоге на прибыль корпораций он совпадает с объектом обложения.
Единица обложения — это единица измерения объекта (рубли, гектары и т.д.).
Налоговая ставка — величина налога на единицу измерения объекта, выраженная в процентах. Она называется квотой.
Налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая с одного объекта данным субъектом.
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение субъекта от налогообложения, прежде всего это необлагаемый минимум.
В зависимости от системы построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые устанавливаются в абсолютных суммах на единицу обложения, долевые выражаются в определенных долях объекта и, установленные в процентах, носят название процентных. Они могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Первые действуют в едином проценте к объекту, вторые возрастают в соответствии со шкалой. Кроме того, различают простую прогрессию, когда возросшая ставка применяется ко всему объекту обложения, и сложную — объект обложения делится на части, к каждой из которых применяется своя ставка. Сложная прогрессия выгодна плательщику с большими доходами. Регрессивный налог — это такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста доходов.
Различаются и способы взимания налогов: 1) кадастровый; 2) изъятие налога до получения дохода владельцем; 3) изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларациям).
Первый способ, кадастровый, предполагает использование реестра, содержащего перечень типичных объектов (доходы, земли), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта (при поземельном налоге — количество земли; голов скота, удаленность от рынков; при подомовом — характер постройки, количество окон, дверей, труб и т.д.; при промысловом — численность рабочих станков и др.). Этим способом изымаются в основном прямые реальные налоги.
Вторым способом взимаются налоги на заработную плату, на наследство и т.д.
Третий способ предусматривает предъявление налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о получаемых доходах.
Кратко охарактеризуем основные виды налогов. В прямых налогах большую долю составляют личные. Личные налоги — это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые у источника дохода или по декларации. Его разновидностью выступает подоходный налог с населения. Объектом обложения является доход плательщика (рабочего, служащего, предпринимателя). Исторически сложились две формы построения подоходного налога: шедулярная, появившаяся в Великобритании, и глобальная, возникшая в Пруссии.
Шедулярная означает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (дивиденды, рента, жалованье) и обложение каждой из них отдельно. При глобальной форме налог взимается с общей суммы дохода. Подоходным налогом облагается чистый доход, т.е. валовой, уменьшенный на сумму разрешаемых законом вычетов и налоговых льгот. Это прежде всего необлагаемый минимум, семейные скидки на иждивенцев и скидки на детей, взносы в фонд социального страхования и т.д. (в США по закону от 1986 г. взносы в пенсионные фонды облагаются налогом).
Подоходный налог с населения, как правило, прогрессивный или регрессивный. Поэтому различают предельную (наивысшую) и среднюю налоговые ставки. По предельной ставке облагается определенная часть дохода (как правило, в сумме от X до У или свыше X).
Средняя ставка — общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода. Законодательством 1986 г. США предусмотрена ставка налога, равная 15 %, на годовой доход ниже 29 750 дол. в год и 28 % — свыше этой суммы; кроме того, производится индексация налогов с целью недопущения перехода дохода в более высокооблагаемую группу, если доход вырос в связи с инфляцией (за счет индексации доходов).
Налог на прибыль корпораций предусматривает обложение чистой прибыли, т.е. за вычетом необлагаемой части. В США в настоящее время ставка составляет 34 %, в нашей республике — 30 % для предприятий всех форм собственности. Та часть прибыли корпораций, которая распределяется по дивидендам, облагается налогом дважды. Вместе с тем существуют и налоговые кредиты-вычеты, которые производятся не из валового дохода корпораций, а из начисленного налога. Это инвестиционный кредит, т.е. скидка, равная определенной доле новых капиталовложений; кредит по налогам за рубежом, т.е. налоговая льгота в виде разницы между суммой налога, уплаченной за рубежом, и налогом, который необходимо уплатить в стране нахождения компании. Применяется и отсрочка уплаты налога. Эти льготы носят, как правило, региональный и селективный характер.
Существуют также различные косвенные налоги, среди которых наибольшее распространение получили акцизы, в том числе и налог на добавленную стоимость; фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины. В отличие от прямых косвенные налоги не зависят от доходов плательщика. Объектом выступают в основном товары народного потребления, билеты зрелищных и транспортных предприятий, денежный оборот парикмахерских, бань, химчисток и т.д. Ставки косвенных налогов могут быть твердые (на единицу измерения товаров) и процентные (в доле к цене товара). Акцизами обычно называются косвенный налог на товары и услуги частных предприятий. Иногда акцизами облагаются, и импортные товары сверх таможенных пошлин, если такому налогообложению подвергаются внутренние товары (здесь они выполняют протекционную роль).
Кривая Лаффера
Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках.
Это положение можно проиллюстрировать графически:
Рис. 7.1.
Х-уровень налоговой ставки в процентах;
Y-среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;
Хо-оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума-У0.
Действительно, равенство бюджетных поступлений (Yi=Y2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (Хг значительно больше Х).
Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшатся, так как часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономик, стимулы к труду угаснут.
Исследование А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.
Следуя этому, многие государства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной, а налоги -унифицированными, стабильными, легкими и гибкими. Налоговая политика в современных условиях должна обеспечивать равновыгодность производства продуктов на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсосбережение, технический прогресс.
Бюджетный дефицит
Фискальная политика базируется на двух основных выводах экономической науки.
Во-первых, рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и. следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости. Во-вторых, увеличение суммы налогов сокращает личный располагаемый доход домашних хозяйств и. следовательно, приводит к сокращению расходов, объема выпуска продукции и занятости.
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Если правительство использует меры фискальной и/или денежной политики, пытаясь приблизить объем выпуска продукции к его потенциальному уровню и поддержать стабильность цен, это называется политикой стабилизации.
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на чменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.[11] Бюджет — это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджетный дефицит — это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше его доходов.
Каково же влияние величины и динамики бюджетного дефицита на развитие всей экономики в целом и отдельных ее показателей в частности? Для начала отмечу, что бюджетный дефицит нуждается в финансировании, и. как правило, это финансирование проводится при помощи заимствований, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Несомненно, иногда правительства прибегают и к прочим методам финансирования, среди которых наиболее губительным для экономики в целом является инфляционное финансирование.
Чистые налоги
Для начала кратко рассмотрим теоретический механизм функционирования фискальной политики, а конкретно - как налоги, трансферты и государственные закупки влияют на экономическую ситуацию в стране.
В качестве модели возьмем классическую математическую модель, в которой ВНП (Y) = расходам на потребление ( С )+ расходам на инвестиции (I) + государственные закупки (G).[12] Для простоты пока что опустим в данном уравнении слагаемое чистого экспорта.
Можно сказать, что государственные расходы состоят из государственных закупок (спрос правительства на товары и услуги), а так же из трансфертов (платежей, осуществляемых без соответствующего предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг). В идеальной ситуации величина налогов, составляющая доходы бюджета, должна равняться государственным расходам, то есть величине государственных закупок плюс трансферты. Но поскольку трансферты представляют собой лишь перераспределительные отношения, то есть в конечном итоге доходы частного (в противоположность государственному) сектора в размере трансфертов возвращаются частному же сектору, следует использовать такое понятие, как чистые налоги. Чистые налоги[13] - это сумма, которую частный сектор уплачивает правительству после учета f величины всех трансфертов, получаемых им от правительства. В данном случае нас интересует совокупный доход, а трансферты на его размер не влияют.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|