Сделай Сам Свою Работу на 5

Банковская система и денежно-кредитная политика





Денежно-кредитная система состоит из денежных (создающих деньги) и неденежных финансовых учреждений. Денежные финансовые учреждения образуют банковскую систему страны. Типичная банковская система представлена учрежде­ниями двух уровней: органами денежно-кредитного регулирования (обычно, центральным банком страны), коммерческими (депозитно-денежными) банками и денежными финансовыми посредниками.

Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит резервы страны в золоте и иностранной валюте, резервирует средства и контролирует деятельность коммерческих банков, осуществляет денежно-кредитную политику. Центральный банк выполняет функцию межбанковского расчетного центра, а также выступает в роли банка органов государственного управления. Если некоторые из этих функций выполняются другими государственными органами (например, казначейством), то их счета рассматриваются как счета центрального банка. Центральный банк выступает кредитором в последней инстанции по отношению к коммерческим банкам.

Коммерческие банки выполняют две основные функции: прием денежных вкладов (депозитов) и предоставление ссуд (кредитов). Посредством этих операций коммерческие банки создают деньги, что отличает их от неденежных финансовых учреждений. К категории коммерческих банков относятся все депозитно-денежные учреждения (кроме органов денежно-кредитного регулирования), то есть учреждения, имеющие существенные пассивы в форме депозитов до востребования.



Объем предложения денег складывается в результате операций Центрального и коммерческих банков, воздействия ограничений на операции коммерческих банков со стороны центрального банка и решений небанковского сектора.

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

1) экономический рост;

2) полная занятость;

3) стабильность цен

4) устойчивый платежный баланс

Промежуточные целевые ориентиры:

1) денежная масса;

2) ставка процента.

3) валютный курс

Инструменты:

1) лимиты кредитования;

2) прямое регулирование ставки процента;

3) резервные требования;

4) операции на открытом рынке;



5) изменение ставки рефинансирования.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б,в,г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана с развитием денежного рынка.

Центральный Банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег. Таким образом, процесс изменения объема предложения денег можно разделить на 2 этапа:

-первоначальная модификация денежной базы путем изменения обяза­тельств Центрального банка перед населением и банковской системой (воздействие на величину наличности и резервов);

-последующее изменение предложения денег через процесс «мультипликации» в системе коммерческих банков.

Изменения денежной базы отражаются в отчетном и аналитическом балансах Центрального Банка. Фактический объем предложения денег формируется ссудно-сберегательными операциями коммерческих банков. Воздействие на предложение денег со стороны Центрального и коммерческих банков отражается в сводном балансе банковской системы – денежно-кредитном (монетарном) обзоре.

Денежные счета экономических агентов в коммерческих банках и счета центрального банка взаимосвязаны. Поэтому все сделки, совершаемые через банки, сопровождаются соответствующими изменениями в балансовых счетах денежной системы.

Инструменты денежной политики корректируют величину денежной массы, воздействуя либо на денежную базу, либо на мультипликатор.



Выделяют три главных инструмента денежной политики, с помощью которых Центральный банк осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:

1) Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), т.е. ставки, по которой Центральный Банк кредитует коммерческие банки. Банки берут кредиты у ЦБ, если их собственных средств недостаточно для покрытия резервных требований. ЦБ выступает также в качестве «кредитора последней инстанции» для коммер­ческих банков, когда последние сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями. Изменение учетной ставки показывает направление изменения монетарной политики ЦБ.

Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов, стимулирует банки к расширению заимствований у ЦБ, увеличивая денежную базу (поскольку заемные средства являются частью денежной базы) и предложение денег, и наоборот.

2) Изменение нормы обязательных резервов, т.е. минимальной доли депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в Центральном Банке. Рост нормы обязательных резервов уменьшает значение денежного мультипликатора, и предложение денег сокращается. Этот инструмент денежной политики применяется довольно редко.

3) Операции на открытом рынке: купля или продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг (используется в странах с развитым фондовым рынком). Например, когда Центральный Банк покупает облигации у коммерче­ских банков или населения, деньги, которые он платит за них, увеличивают денежную базу и, соответственно, предложение денег.

Корректировка ситуации на денежном рынке с целью достижения равновесия спроса и предложения производится путем изменения процентной ставки.

Корректировка ситуации с целью достижения равновесия возможна потому, что экономические агенты меняют структуру портфеля своих активов в зависимости от движения процентной ставки. Так, если r слишком высока, предложение денег превышает спрос на них. Экономические агенты попытаются избавиться от накопившихся у них денег, обращая их в другие виды финансовых активов, приносящие доход. Банки в условиях превышения предложения денег над спросом начнут снижать процентные ставки. Таким образом равновесие постепенно восстановится.

Жесткая монетарная политика, направленная на поддержание постоянного объема денежной массы, соответствует вертикальной кривой предложения денег.

Гибкая монетарная политика, фиксирующая определенный уровень процент­ной ставки, может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой-предложения денег.

Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связал главным образом с инфляционным ростом цен, то предпочтительной будет жесткая монетарная политика, сдерживающая рост денежной массы или фиксирующая ее объем на заданном уровне.

Одна из сложностей проведения монетарной политики связана с тем, что Центральный Банк не может одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.

Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до результата), что связано со сложным передаточным механизмом денежной политики. Кредитно-денежная политика воздействует на экономику, оказывая влияние на ставку процента, а затем на совокупный спрос. Увеличение предложения денег вызывает снижение ставки процента, что увеличивает, например, инвестиционные расходы и совокупный спрос и, следовательно, ведет к росту объема равновесного выпуска.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешне­экономической политикой.

Главной сферой взаимодействия монетарной и фискальной политики является финансирование бюджетного дефицита. Правительство может финансировать дефицит двумя способами: продавать государственные облигации и увеличивать денежную массу (монетизировать дефицит).

Центральный Банк монетизирует дефицит всякий раз, когда покупает на рынке государственные облигации, выпущенные для покрытия бюджетного дефицита. Однако, решая вопрос о целесообразности монетизации дефицита, Центральный Банк сталкивается с дилеммой.

Если он не станет финансировать дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок, и приведет к вытеснению частных расходов (инвестиций).

ЦБ может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки государственных ценных бумаг, что увеличит предложение денег и обеспечит рост дохода без увеличения процентных ставок. Но такая политика монетизации чревата опасностью. Если экономика близка к полной занятости, монетизация может привести к усилению инфляции. Однако в период глубокого спада нет причин опасаться последствий компенсации бюджетной экспансии за счет роста денежной массы. В переходных экономиках опасность инфляции возникает также в случае неспособности государственных органов управления осуществлять необходимый контроль за движением денежных средств.

С целью корректировки или поддержания обменного курса ЦБ покупает или продает иностранную валюту – осуществляет интервенции на валютном рынке. При этом происходит измените денежной базы. Например, ЦБ, покупая валюту, расплачивается за нее своими собственными обязательствами, и денежная база растет (см. Баланс ЦБ в приложении к лекциям 12-13). Чтобы нейтрализовать влияние своих операций с иностранной валютой на денежную базу (а следовательно, на предложение денег) ЦБ одновременно с помощью косвенных инструментов денежной политики восстанавливает величину денежной базы до ее первоначального уровня. Так, если ЦБ продает иностранную валюту (сокращая тем самым денежную базу), он одновременно производит покупку государственных облигаций на открытом рынке, увеличивая денежную базу. В итоге денежная база, а значит, и денежная масса остаются неизмен­ными, но происходит изменение структуры активов в балансе ЦБ.

Принятый в декабре 1990 г. Закон «О Центральном банке РСФСР» установил его независимость от правительства и подотчётность только высшему законодательному органу, который назначает председателя Центрального банка. Прежде всего ЦБ – эмиссионный банк; в силу этого обладает монопольным правом выпуска денежных знаков, т.е. национальной валюты. Главные функции ЦБ:

-денежная эмиссия;

-организация системы расчётов между экономическими агентами;

-использование государственного бюджета и управление государственным долгом;

-выполнение роли банка банков и кредитора в последней инстанции;

-определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;

-разработка правовых основ функционирования кредитно-финансовых институтов и надзор за деятельностью коммерческих банков.

С предприятиями и населением ЦБ не работает. Его клиентами являются коммерческие банки, другие кредитные учреждения, а также правительственные организации. В своей деятельности ЦБ России использует классический набор инструментов денежно-кредитной политики, но с учётом реалий переходной экономики:

Учётная ставка, или ставка рефинансирования .Инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого ЦБ воздействует на проценты межбанковского кредита, а также на проценты по кредитам и депозитам в отношениях банков с юридическими и физическими лицами.

Регулирование обязательных резервов коммерческих банков. Изменяя нормы отчислений в обязательные резервы, которые должны держать у него коммерческие банки, ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы. Если ставки рефинансирования воздействует на деятельность коммерческих банков только тогда, когда они обращаются к ЦБ за кредитами, то нормы обязательных резервов устанавливались единой ставкой для вкладов с различными сроками, за исключением норм по депозитам в иностранной валюте (последние были введены в 1995 г.).

З.Операции на открытом рынке. Смысл операций на открытом рынке заключается в том, что, покупая или продавая государственные ценные бумаги коммерческим банкам, ЦБ воздействует на предложение денег. Если коммерческие банки приобретают государственные ценные бумаги, то они ухудшают ликвидность, т.е. располагают меньшими средствами для кредитования экономических агентов, особенно в реальном секторе. Напротив, если ЦБ желает улучшить ликвидность коммерческих банков, то он тем самым снабжает их деньгами.

В соответствии с принятыми в 1996 г. изменениями и дополнениями в Закон 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР» коммерческие банки могут создаваться в форме акционерного общества или в форме общества с ограниченной ответственностью. Банки обязаны работать на условиях возвратности, платности и срочности привлекаемых средств и предъявляемых ссуд. Они могут создавать союзы и ассоциации, объединения и холдинги. Коммерческим банкам разрешено осуществлять активные, пассивные и комиссионные операции, а также проводить расчёты по поручению клиентов и банков-корреспондентов .

Для кредитной системы России в 1992-1998 гг. были характерны следующие особенности:

1. Тесная связь коммерческих банков с государственными финансами. На вершине кредитной системы в середине 90-х годов стояли 15 уполномоченных банков, осуществлявших расчётные операции государственных органов ввиду того, что казначейская система находилась в стадии формирования. Уполномоченные банки задерживали бюджетные средства на 2-3 месяца и «прокручивали» (использовали для предоставления краткосрочных кредитов под чрезвычайно высокие проценты) бюджетные средства. Сумма такой «прокрутки» за 1992-1998 гг. оценивается в 25-30% годового ВВП.

2. Незначительный объём ресурсов банковской системы. В конце 1997 г. величина совокупного ссудного капитала России составляла около 40% ВВП за тот же год. В странах Западной Европы активы кредитной системы намного превышают ВВП. Более того, накануне финансового кризиса 1998 г. отмечалось прекращение роста ресурсов банковской системы в реальном выражении. Ещё одной особенностью является то, что в России на долю ЦБ приходится около трети всех совокупных активов кредитной системы, тогда как в Германии - около 6%.

3. Происходил процесс концентрации и централизации банковского капитала. К 1998 году 50 крупнейших коммерческих банков сосредоточили у себя почти 75% общего объёма депозитов, тогда же пятёрка крупнейших банков держала в своих руках около 40% активов всей кредитной системы.

4. Сверхвысокая прибыльность банковского дела: отношение прибыли до уплаты налогов к капиталу банка в российских банках в 1998 г. составляло 40%, в то время как аналогичный показатель для английских банков был 28%, американских – 26 и германских – 14%. Столь высокая прибыльность банковского бизнеса в России -результат высокой процентной маржи, что, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной зрелости банковской системы.

5. Российская банковская система не смогла стать в рассматриваемый период инструментом аккумулирования сбережений и трансформации их в инвестиции. Это было вызвано следующими причинами. Во-первых, аккредитование производства не могло обеспечивать столь же высокую доходность, что и государственные долговые инструменты (ГКО-ОФЗ). Во-вторых, на динамику кредитования все большее влияние оказывали такие факторы, как высокие кредитные риски, нарастание просроченной задолженности и уровень возвратности кредитов, платежеспособность заемщиков.

Особенностью основной массы российских банков был очень низкий уровень технической оснащенности, отсюда ограниченное количество предоставляемых услуг. В среднем по России большинство коммерческих банков предлагает не более 20 видов операций. В развитых странах крупные транснациональные банки в настоящее время предоставляют до 300-400 видов различных финансовых услуг. Крупнейшие российские банки за последние годы значительно расширили перечень предоставляемых финансовых услуг, но пока таковых во много раз меньше, чем в западных банках.

Пассивные операции коммерческих банков направлены на образование банковских ресурсов. Эти ресурсы складываются из собственного капитала банка и привлеченных средств. Собственный капитал банка состоит из уставного капитала, резервов и накапливаемой прибыли.

Особенность банковской системы России – монополия Сбербанка на привлечение депозитов населения, что объясняется, во-первых, наличием у Сбербанка сохранившейся с советских времен разветвленной сети отделений, во-вторых, явно нежеланием коммерческих банков привлекать вклады населения, в-третьих, относительной гарантией вкладов.

Активные операции коммерческих банков направлены на размещение банковских ресурсов.

В свою очередь, для российской банковской системы в рассматриваемый период было характерно очень незначительная часть кредитов, направляемых в народное хозяйство, особенно на инвестиционные цели. Кредиты реальному сектору, составлявшие в 1992 году 28 % от ВВП, упали в 1995 году до 13%. Доля процентов по кредитам в совокупных доходах банков в 1996-1997 гг. составляла около 35%. Таким образом, активные операции значительного числа российских банков напоминали, скорее, действие финансовой компании, нежели работу кредитного учреждения.

Важным явлением в кредитной системе России стало возникновение и развитие межбанковского кредита, на долю которого в 1992 году приходилось около четверти совокупного баланса банков. Межбанковский кредит необходим для поддержания ликвидности коммерческих банков в условиях, когда они испытывают недостаток в денежных сбережениях населения и в накоплениях промышленных предприятий. С помощью межбанковского кредита происходит временный перелив ссудных капиталов. Особое место в кредитной системе России занимают иностранные коммерческие банки. Ввиду слабости отечественных банков политика Правительства России по отношению к деятельности иностранных банков носила ярко выраженный протекционистский характер. Российские власти жестко ограничивали деятельность иностранных банков вплоть до финансового кризиса 1998 года. Только после кризиса и утраты доверия населения к отечественной банковской системе правительство стало более активно привлекать иностранные банки для работы на российском финансовом рынке.

После финансового кризиса 1998 г. в российских деловых кругах все большую популярность стало приобретать идея расширения присутствия иностранных банков. Предполагалось, что дочерние иностранные банки займутся привлечением средств населения и кредитованием предприятий. ЦБ выступил с инициативой поднять «планку» максимально допустимой доли участия иностранного капитала в российской банковской системе с 12% до 25%.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.