|
Закономерности принятия политических решений в области экономической политики
С позиции концептуального подхода дело состоит в том, что в политике следует видеть не препятствие для рационального развития, а напротив, политика, (принятие политических решений) есть разновидность экономической деятельности. Иначе говоря, политика воспринимается как бизнес. Особенно четко эта позиция сформулирована школой общественного выбора — группой теоретиков, заявивших о себе вскоре после 2-й мировой войны и особенно популярных в последние годы (что отчасти связано с присуждением лидеру этой школы Дж.М.Бьюкенену Нобелевской премии по экономике в 1986 г.). Теорию общественного выбора называют иногда «новой политической экономикой», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений, анализирует, среди прочего, особенности государственного вмешательства в экономику. В целом эти особенности объединяют понятием «провалы государства», по аналогии с концепцией «провалов рынка» — суммой аргументов, доказывающих несовершенство рыночных механизмов, и по этой причине — необходимость государственного подключения к регулированию экономики.
К недостаткам государственного (политического) вмешательства в экономику следует отнести следующие:
1. Особенности принятия коллективных решений (парламентом, правительством, вообще властными структурами на всех уровнях).
2. Особенности политического поведения заинтересованных сторон («рациональное неведение», полит-экономический цикл, ролраллинг и др.).
3. Ограниченность контроля над бюрократией.
4. Невозможность для властей предусмотреть и контролировать последствия принимаемых решений.
Эти позиции дают представление о закономерностях принятия решений, поэтому рассмотрим их подробности.
1. Принятие коллективных решений, прежде всего, суть некая процедура (регламент, порядок). Ее особенности — это прежде всего голосование. Оно может происходить, во-первых, в условиях прямой демократии, т.е. такой системы голосования, когда каждый гражданин имеет право голосовать по конкретному вопросу, например, выбирать депутатов всех уровней, президента, участвовать в референдуме, принимать расписание собраний, и т.п. При этом весьма важен регламент. Наиболее распространена модель медианного избирателя, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с решением избирателя-центриста. Такое решений, вообще говоря, соответствует мнению большинства, гарантирует от крайностей и подразумевает неучет интересов меньшинства или при низкой норме «большинства» — выборы «общенародных» лиц гораздо меньшим, чем 50%, числом избирателей.
В условиях представительной демократии выбор усложняется. Избиратель делегирует свое право «выборщику», позиция которого может не полностью совпадать с его собственной. Избиратель ставится в позицию неопределенности и риска, для смягчения которых изобретен механизм отзыва депутата.
Возможны такие ограничения цензами — имущественным, оседлости, возрастным.
При принятии политических решений может работать механизм консенсуса, когда все соответственно голосуют «за» и каждый участник голосования рассчитывает на свою долю выигрыша и ущерб становится невозможным. Однако единогласные принятия решений имеют невысокую практическую значимость, особенно при активном применении права «вето».
В экономической литературе разработан вариант, когда не требуется консенсус и одновременно устраняются пороки демократического выбора (выгода одних — ущерб других групп избирателей).
Суть этого принципа принятия решения базируется на «оптимуме Парето» и заключается в том, что принятое решение увеличивает благосостояние одних групп, не нанося ущерба другим в рамках некоторой «зоны социальных возможностей» общества. На ее границах все решения будут складываться с ущербом для той или иной группы, а в ее срединном секторе решения взаимовыгодны. По сравнению с механизмом парламентской демократии решение на основе критерия Парето более строгое, но вместе с тем более гибкое, чем построенное на принципе консенсуса. Если одна группа принимающих решение оценит его проект положи тельно, а другие воздержатся (т.е. проект кому-то приносит пользу и никому не приносит вреда), то решение принимается.
2. Особенности политического поведения можно описать, используя понятия политико-экономического цикла. Это относится в первую очередь к исполнительной власти, к правительству и его деятельности в промежутке между выборами. Цикл можно объяснить примерно таким образом: идя на выборы, партия, которая будет формировать правительство, дает завышенные обещания и критикует действия оппонентов; придя к власти, начинает перемены; достигая определенного цикла, правительство к окончанию срока полномочий снижает свою активность, чтобы его ошибки не были использованы оппозицией. Все это обусловливается движением рейтинга правительства (или кандидата в президенты). Поэтому на предвыборном отрезке (обычно — за год или даже менее) помимо затухания действительно необходимой, но, возможно, непопулярной макроэкономической политики) можно наращивать расходы на социальные цели, стимулирование инфляционного (но за пределами цикла!) экономического роста и снижения безработицы. Правительство (и его партия) стремится находиться над отметкой выживания (в США в последние годы это 51—52% поддержки населения, ежемесячная оценка Института Гэллапа). Следует отметить, что данный цикл (именуемый еще политико-деловым циклом), по нашим оценкам, начался в России более чем за 1,5 года до выборов в Госдуму и за год до выборов президента, причем уже обсуждаются рейтинги кандидатов в президенты (количество и персоны которых как бы «назначаются» СМИ) и постоянно муссируются слухи о начале предвыборной компании — вербовка сторонников, поиски финансовых ресурсов, делание «сильных ходов», и т.п. Все это, по теории, ослабляет внимание к реальным процессам в экономике и действительным нуждам населения.
Что касается поведения рядовых избирателей, то они должны бы обладать определенной информацией о кандидатах и их программах. Поиски информации требуют затрат — времени, внимания, денег на газеты, и т.д., т.е. информация имеет альтернативную стоимость. Не все избиратели могут позволить себе такие траты, так как большинство стремится жить экономно, рационально, часто не видя пользы от участия в политических процессах, в голосовании. Такое поведение называют рациональным неведением — избиратель старается избежать исполнения своего гражданского долга. В России неактивность избирателей чрезвычайно дифференцирована, особенно по регионам. Но там, где активность высока (это характерно прежде всего для республик), скорее всего «голосуют сердцем».
3. Политический лидер может ставить задачу, давать общие указания, а реализует их бюрократия. Бюрократы, как и бизнесмены, преследуют собственные интересы, для них политика выступает как обмен (цель — получение политической ренты). Они (по глубокому выражению К.Маркса) приватизируют государство. Бизнесмен борется за максимизацию своей прибыли, бюрократ же может максимизировать свои доходы через власть, престиж, премии, наконец, взятку. Чиновничеству это удается сделать через раздувание штатов, увеличение бюджета на управление и создание схем принятия решений, где требуется разрешение («виза») должностного лица. Можно говорить о «группах интересов», к которым можно отнести, с некоторой долей условности, не только структуру исполнительной, но и других ветвей власти. Так, парламентарии, образовав фракции, думские комитеты, комиссии, осуществляя (даже индивидуально) законодательные инициативы, подпадают под лоббирование. Лоббизмом (от англ. — «кулуары») называют различные способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для данной группы интереса политического решения. Концентрированный интерес немногих побеждает интересы большинства. Для этого используют общественное мнение (СМИ, письма, демонстрации, пикеты, обращения и т.д. вплоть до подкупа). Этим объясняются многие парадоксы экономической политики и законодательной практики. Легализация лобби упорядочивает принятие решений, но в России такой закон до сих пор не принят. Интересно подробнее остановиться на том, каким образом взаимодействуют государство и бизнес в рыночной экономике?
Становление эффективного механизма взаимодействия предпринимательства с органами законодательной и исполнительной власти является необходимым условием формирования и функционирования рыночной экономики. Это взаимодействие объективно необходимо как для предпринимательских, так и государственно-властных структур в целях реализации теми и другими внутренне присущих им целевых функций: с одной стороны, максимизации прибыли на основе наиболее эффективного комбинирования собственных и привлеченных экономических ресурсов, с другой стороны, обеспечения устойчивого экономического и социального роста страны. Властные структуры в лице органов государственной и муниципальной власти сталкиваются с неуклонно возрастающей необходимостью задействования значительной части ресурсного потенциала страны в целях реализации своей экономической и социальной политики, а на федеральном уровне и в целях решения определенных задач геополитического характера. В свою очередь предпринимательские структуры рассматривают публичную власть не только как гаранта, арбитра и устроителя общих условий их деятельности, в том числе и материального характера в виде объектов производственно-хозяйственной и социальной инфраструктуры, но и как мощного хозяйствующего субъекта, располагающего в разных странах от 1/3 до 2/3 производимого в них валового национального продукта и, следовательно, важнейшего партнера по бизнесу, потенциального заказчика — потребителя производимых товаров и услуг. Таким образом, в условиях рыночной экономики власть и бизнес обречены на взаимодействие.
Поэтому наличие такой системы взаимодействия, получившее законодательное подтверждение, есть неотъемлемый атрибут цивилизованной экономики и демократического общества. Наоборот, стихийность, неупорядоченность данной системы, как мы это видим в нынешних российских условиях, создаёт почву для хронического кризиса экономики, ее криминализации, коррупции государственной власти.
Весь мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что власть публичная и власть хозяйственная всегда находили и находят гласные, непротивоправные формы и методы взаимодействия между собой. Как правило, оно осуществляется в рамках исторически сложившейся системы взаимодействия власти и бизнеса. Непременным ее атрибутом всегда служил и служит по сей день институт лоббистской деятельности предпринимательских структур в органах государственной законодательной и исполнительной власти. Такого рода взаимодействие может быть открытым, если осуществляется в соответствии с законодательством, или скрытым, если такое законодательство, регулирующее лоббистскую деятельность, отсутствует. Маскировка подобного взаимодействия является одной из важнейших причин коррупции.
Лоббизм как социальный институт влияния предпринимателей на органы государственной власти и управления — явление объективное. Учитывая это и стремясь не допускать коррупции, в некоторых странах (США, Канада) приняты законы о лоббизме. В Австрии и Германии приняты специальные правила регистрации юридических и физических лиц, пытающихся влиять на законодательный процесс. Кроме того, в Германии разработаны также ведомственные нормы, регламентирующие взаимоотношения законодательной и исполнительной власти с лобби-агентами. В России подобное законодательство находится на стадии законодательной подготовки.
Логическим развитием узаконенного лоббизма предпринимательских структур в органах государственной законодательной и исполнительной власти является сложившаяся буквально во всех странах развитой рыночной экономики практика функционирования полуправительственных организаций консультативно-экспертной направленности.
К примеру, в ФРГ члены Федерального союза германской промышленности являются постоянными членами различного рода консультативных органов в правительственных учреждениях: в министерствах экономики, финансов, обороны и др. В рамках этого союза функционируют комитеты и рабочие группы по главным направлениям его деятельности. В них входят не только представители фирм и объединений — членов союза, но и научно-исследовательских, кредитно-финансовых и других организаций и торгово-промышленных палат ФРГ. В этих структурах вырабатываются проекты основных решений, рекомендаций и мнений союза, через них же поддерживается и тесная связь с правительственными организациями.
Институциализация порядка взаимодействия власти и бизнеса непосредственно в сфере экономики наглядно проявляется в построенной на демократических началах практике размещения государственных заказов, закупок товаров и услуг для государственных нужд. Для современной рыночной экономики наиболее показателен в этом отношении опыт США, где федеральная контрактная система существует более 100 лет и через закупки за счет государственного бюджета реализуется до 1/5 валового национального продукта. Здесь контрактированием охвачены гражданское и военное строительство, НИОКР, поставки вооружения, новой и стандартной техники военного и гражданского назначения, сырья, топлива, услуг связи, транспорта, служб городского хозяйства и т.п. Оно строится на прозрачной и гласной конкурсной основе.
Кроме того, практика экономического взаимодействия власти и бизнеса распространяется на законодательно упорядоченную систему использования частнопредпринимательскими структурами государственных и муниципальных экономических ресурсов на основе концессии, аренды, траста и других подобных форм; совместную частно-государственную предпринимательскую деятельность; взаимодействие в инвестиционной и инновационной сферах и т.д.
В качестве основного метода социального взаимодействия предпринимательства с государством, а также с профессиональными союзами в социально ориентированной рыночной экономике используется успешно апробированная странами Европейского Союза практика социального партнерства.
В парламентской практике применяется и логроллинг (от англ. — «перекатывание бревна») — практика мобилизации голосов коллег для принятия выгодного данной группе решения и взаимной дачи своего голоса в поддержку другого проекта мобилизованной группы. Так, например, принимая важный закон, обусловливают его принятие поправками, льготами, исключениями, пока он не будет «протащен» необходимым большинством. Не случайно многие депутаты после «хождения во власть» получают места в госаппарате или в фирмах («личная уния», «система участия»).
Чем больше бюрократический аппарат, тем ниже качество и дольше период принятия решений.
4. Экономическая действительность многосубъектна, динамична, энтропийна (стремится к хаосу). Поэтому решения политиков по экономическим вопросам часто не достигают цели. Чтобы компенсировать эту закономерность, прибегают, во-первых, к прогнозам, а во-вторых, к разработке разных видов экономической политики. Прежде всего она бывает «активной» и «пассивной», т.е. или оказывается воздействие более сильными инструментами (налог, бюджетное финансирование, программа), либо более косвенными (ставка процента, госпакет акций, долевое участие и т.п.). Затем политика бывает дискреционной (точечной, пульсирующей, прерываемой) или постоянной (встроенные рычаги), «твердой». Можно следовать по твердому курсу, применяя и активную, и пассивную экономическую политику.
Одна из объективных трудностей в этом случае — ограниченность информации. В рыночном хозяйстве фирмы и домохозяйства вынуждены сами добывать необходимые для принятия решений сведения, неся расходы, названные транснациональными расходами. Поэтому задача экономических органов — максимальное обеспечение производителей и потребителей достоверной, оперативной и доступной (недорогой) информацией.
Но информации недостаточно. Государство должно создавать и отслеживать мотивации. Необходимы поддержка (субсидии, премии, налоговые приоритеты) для тех, кто осуществляет «правильные» действия в русле объявленной экономической политики, санкции для нарушителей и уклоняющихся («девиантное поведение»).
Важной частью принятия решения является наличие лагов — т.е. отрезков времени, в течение которых реализуются хозяйственные действия. Обычно выделяют лаг идентификации (признания) проблемы, лаг решения (сбор данных, принятие документа, программы), лаг нахождения и применения соответствующих инструментов, лаг отслеживания решения (например, мониторинг), лаг достижения оптимального уровня цели. Поэтому на решение экономической задачи всегда требуется некоторое время (порой значительное и часто — неявное, латентное).
Поэтому, считает, например, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, необходима некая конституция, регулирующая принцип парламентского суверенитета. С подобной же идеей выступал и Дж. Бьюкенен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|