Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие бюджета. Основные доходы и направления расходов государства.





Государственный бюджет является звеном финансовой системы. Бюджет (англ. budget — сумка) — это роспись денежных доходов и расходов государства, территориаль­ных образований, домохозяйств и т.д.

В эпоху феодализма сводного финансового плана госу­дарства не существовало. Для каждого расхода изыскивал­ся и закреплялся отдельный доход. В результате буржуаз­ных революций глава государства утратил право бескон­трольно распоряжаться финансами. Ежегодное утвержде­ние бюджета впервые было применено в Великобритании, которая первой встала на путь развития капитализма. С тех пор практически соблюдались важнейшие принципы построения бюджета: единство, полнота, правдивость, гласность. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов, государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного кон­троля за финансами со стороны законодательных органов,

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений (не сальдо).

Принцип правдивости и реальности направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение ут­вержденных статей расходов.



Принцип гласности обязывает правительства публико­вать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

С появлением различных внебюджетных и специаль­ных фондов принципы полноты и единства бюджета пол­ностью не выдерживаются. Кроме того, отдельные государ­ственные предприятия показывают в своих отчетах лишь итоговые финансовые результаты.

Сущность бюджета каждой страны определяется при­родой и функциями государства. Через госбюджеты рас­пределяется от 20 до 60 % национального дохода. Исполь­зуя финансовое программирование, развитые государства через бюджет воздействуют на структурную перестройку государства, научно-техническую политику, норму накоп­ления, самообеспечение энергетическими ресурсами, эф­фективность внешнеэкономических связей, объем валового национального продукта.

В целом государственный бюджет выполняет следую­щие основные функции:

1. перераспределяет национальный доход;



2. стабилизирует процесс общественного воспроизвод­ства;

3. осуществляет государственную социальную политику.

Структура государственного бюджета каждой страны отражает характер административной системы. Так, в США федеральный бюджет построен по принципу «полно­го» бюджета и состоит из двух частей: собственно прави­тельственный и доверительные (траст) фонды. Доходы правительственного бюджета формируются в основном за счет налогов на прибыль корпораций, подоходного налога с населения, акцизов, таможенных пошлин.

В целом государственные расходы США подразделя­ются на два основных вида: правительственные закупки (федерального правительства и правительства штатов и местных органов власти) и трансферты.

В составе расходов — военные, экономические, внеш­неэкономические, социальные расходы, выплата процен­тов по федеральному долгу, расходы на управление. Их подразделяют на три основные сферы: 1) защита доходов; 2) национальная оборона; 3) выплата процентов по госу­дарственному долгу.

Доверительные фонды носят целевой характер: содер­жание федеральных автострад, аэропортов, электростан ций, социальное страхование и пенсионное обеспечение, пособия по безработице. Фонды социального страхования в частном секторе образуются за счет взносов предприни­мателей и работающих, а для госслужащих — из собствен­ных отчислений и взносов федерального правительства. Четко распределены доходы и расходы федерального пра­вительства, штатов и муниципалитетов, система же в целом носит название фискального федерализма. Бюджет и со­стоит из федерального бюджета, бюджета штатов, муници­пальных бюджетов и внебюджетных фондов.



В Великобритании госбюджет состоит из обычного бюджета и национального фонда займов. За счет первого финансируются текущие затраты государства на экономи­ческие, социальные цели, оборону, субсидии местным ор­ганам власти, на управление и утверждаются правительст­вом ежегодно. Национальный фонд займов не рассматри­вается парламентом. Это выплаты по государственному долгу, взносы в бюджет ЕСС, расходы на содержание королевы и двора, жалованье генеральному прокурору.

Во Франции центральный бюджет состоит из общего (государственного), присоединенных бюджетов различ­ных государственных организаций и специальных счетов казначейства (например, инвестиционно-дорожный, наци­онально-спортивный и т.д.). В Японии наряду с централь­ным бюджетом существует инвестиционный счет и более 50 специальных счетов.

В нашей стране бюджетное устройство базировалось на принципе демократического централизма. Традиционно Государственный бюджет состоял из союзного бюджета, бюджетов союзных республик (включая местные) и бюд­жета государственного социального страхования. Большая доля поступлений централизовалась в союзном бюджете, а затем распределялась между республиками и ведомствами. В Республике Беларусь Госбюджет включает бюджет рес­публики и местные бюджеты (областей, районов, городов, сельских советов).

Составление и исполнение бюджета предполагает со­блюдение определенных правил игры. Прежде всего уста­навливается бюджетный год, период, в течение которого существует данный бюджет. Он равняется 12 месяцам, но начинается в разное время: в Великобритании, Японии, Канаде с 1 апреля, в Швеции и Норвегии — с 1 июля, в США — с 1 октября, в других странах, как правило, совпадает с календарным годом.

Обязательной является и бюджетная классификация. Для расходов это министерская (ведомственная); предмет­ная (например, просвещение по видам — школы, высшие учебные заведения и т.д.); экономическая и смешанная. Экономическая подразделяет расходы по их целевому на­значению: на капиталовложения, зарплату, субсидии, до­тации и т.д. Смешанная распределяет расходы по минис­терствам, а в них — по предметам.

Наряду е классическими системами классификации расходов в бюджетной практике появляются и новые. Наибольшее распространение получили целевая и по функ­циональным признакам. Целевая классификация предпо­лагает разбивку расходов в соответствии с общенациональ­ными, политическими, экономическими и социальными целями или программами. Такое деление шире, чем по ведомственному признаку. Классификация по функцио­нальным признакам отражает концепцию финансов как инструмента политики правительства и производится в соответствии с основными функциями государства. Так, это социальные расходы, обеспечение занятости, здравоо­хранение, транспорт и связь, оборона. Они в свою очередь делятся по категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и др.

Доходы бюджета в большинстве стран подразделяются по источникам: поступления от налогов и сборов, от госу­дарственных предприятий и имуществ, от займов и т.д. Затем они подразделяются по видам. Например, в Вели­кобритании — подоходный налог, налог на прибыль кор­пораций, налог с наследства и дарений, на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.

Доходы от государственных предприятий и имуществ, как правило, отражаются в сметах различных ведомств.

Существуют и другие виды классификации доходов, например юридическая, финансовая. Юридическая под­разделяет доходы по способу их получения — использует­ся сила государственной власти или нет. В первом случае это налоги и штрафы, во втором — плата за услуги и добровольные взносы. Финансовая классификация исхо­дит из деления доходов на безвозвратные, или постоянные (налоги), и временные (займы).

Поскольку госбюджет является основным звеном фи­нансовой системы, управление финансами государства, охватывая общую финансовую политику, координацию финансовых ресурсов, финансовое планирование, разработку законодательства, включает одновременно составле­ние и исполнение бюджета, налоговую политику, выпуск займов, управление государственным долгом.

Так, во всех странах государственный бюджет, отчет об его исполнении, налоговая политика утверждаются парла­ментом. В США, например, предельный размер государст­венного долга, рост бюджета на очередной год устанавливает конгресс. Само управление финансами может быть разделено между несколькими ведомствами. В США оно возложено на министерство финансов (казначейство) и административно-бюджетное управление. Последнее осуществляет прогнози­рование, управление, координирование правительственных программ и их финансирование, составляет федеральный бюджет, финансовые программы, осуществляет оперативный контроль за управлением бюджетом в общефедеральном масштабе. Для выполнения этих видов работ существуют отделы бюджетных смет, оценок и отраслевые.

В Великобритании вопросами разработки, составления и исполнения госбюджета, налоговой политики, финансо­во-экономического прогнозирования ведает казначейство. На него же возложен и контроль за расходованием финан­совых средств государственными предприятиями. Отдель­ными вопросами руководят управление таможенных пош­лин и акцизов и управление внутренних доходов. Управ­лением государственным долгом занимается Банк Англии. В ФРГ федеральное министерство финансов разрабатыва­ет основные положения финансовой, налоговой политики, составляет проект бюджета, контролирует его исполнение, занимается распределением ресурсов между звеньями бюд­жетной системы. Ему подчиняются федеральное ведомство по финансам, ведающее налоговыми вопросами: налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных инвестиций, проблемами устранения двойного налогообло­жения, а также федеральное управление государственным долгом. Во Франции управление финансами осуществляет министерство экономики, финансов и бюджета.

Доходы бюджета, его расходы и объем национального продукта взаимообусловлены. Чем больше объем нацио­нального продукта и национального дохода, тем больше при прочих равных условиях доходы бюджета, а значит, больше возможности государства с помощью расходов денежных ресурсов воздействовать на состояние экономи­ки: внешнеэкономические связи, объем валового нацио­нального продукта и т.д. Эту возможность применения финансовой политики для решения важнейших народно­хозяйственных проблем широко используют развитые го­сударства. В свою очередь важнейшими составными частя­ми финансовой политики являются налоговая система и расходы государства (закупки и трансферты).

Представление о бюджете РФ дает таблица 7.1 и 7.2.

Таблица 7.1.

Доходы федерального бюджета (% к ВВП)

 
Доходы всего 20,4 19,5 20,2 23,7 22,6 22,3
Налог на прибыль организаций 1,6 1,3 1,2 1,7 1,6 1,8
ЕСН 3,1 2,8 2,6 1,2 1,1 1,2
НДС 6,9 6,7 6,3 6,8 5,6 6,6
Акцизы 2,0 1,9 0,7 0,5 0,4 0,4
НДПИ 1,9 1,9 2,5 4,0 4,1 3,3
Вывозные таможенные пошлины 1,8 2,2 3,9 6,3 7,1 6,4
Ввозные таможенные пошлины 1,2 1,2 1,2 1,3 1,2 1,3
Другие доходы 1,8 1,6 1,8 1,9 1,4 1,3

 

Таблица 7.2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.