Стабилизационный характер экономической политики
С первых дней развития экономического анализа роль решений, принимаемых правительственными органами и определяющих экономическую политику, была постоянно предметом дискуссий, поскольку эти решения влияют на жизнь и благосостояние всех граждан.
Вопросом о том, как политикам следует действовать, занимается особая отрасль экономической теории. Она называется нормативной теорией экономической политики. Специалисты по нормативной теории изучают несколько главных проблем: должны ли власти активно вмешиваться в экономику, каковы наиболее эффективные способы достижения поставленных целей, как наилучшим образом определить оптимальные политические меры, которые необходимо предпринять. Другой раздел экономической теории, изучающий, как правительственные органы действуют на практике, называется позитивной теорией экономической политики. Специалисты пытаются объяснить, почему органы, в руках которых сосредоточена экономическая власть, действуют именно так, а не иначе.
Экономической политикой называется комплекс управленческих альтернатив, стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов всех видов для достижения намеченных целей развития, взятых в определенных временных рамках в русле определенной идеологической парадигмы.
Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.
1. Постановка цели поддержания стабильного роста национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.
2. Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.
3. Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.
4. Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.
Отдельные цели экономической политики могут согласовываться между собой или оказаться несовместимыми. Для того чтобы разрешить всю проблематику конфликта целей, экономическая политика стремится на практике к компромиссам: приоритет цели, наиболее подверженной нежелательному воздействию, с учетом прочих целей.
Цели экономической политики реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования. Соответственно можно выделить инструменты монетарной, фискальной, финансово-бюджетной, внешнеэкономической политики. К основным инструментам монетарной политики традиционно относят: политику рефинансирования, операции государства на рынке ценных бумаг, политику минимальных резервов. Инструментами фискальной политики могут быть: политика доходов и расходов государства, воздействие на частные инвестиции и т.д. Во внешнеэкономической политике государство регулирует обменный курс национальной валюты, проводит мероприятия в области цен экспорта и импорта. Применение инструментов экономической политики может оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.
Важно как можно более точно знать не только характер воздействия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается составлением целевой функции экономической политики — упорядоченного множества целей экономической политики, применяемых для их реализации инструментов и влияющих на взаимодействие целей и инструментов рыночных факторов. Общий вид функции:
Yi = f (x1 … xs; z1 … zn), где
Yi (i = 1, …, k) - i-тая цель экономической политики;
x1 … xs - множество инструментов экономической политики;
z1 … zn - множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.
Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государством инструментов. В противном случае у государства не хватит ресурсов для реализации поставленных целей.
Таким образом, для проведения верной экономической политики необходимо располагать набором действенных инструментов и выбрать цели, количество которых не должно превышать запас инструментов.
Экономическое развитие народного хозяйства не происходит равномерно. Оно скорее характеризуется в большей или меньшей степени регулярным повышением или понижением деловой активности. Эти колебания происходят с определенной закономерностью в форме волнообразного движения, которое называют экономическим циклом. Цикл представляет собой последовательную смену наблюдающегося в ряде видов экономической деятельности подъема и также общего для них падения уровня основных макроэкономических переменных. Макроэкономические переменные могут быть классифицированы в зависимости от того, меняются ли они проциклически, противоциклически или ациклически.
Колебания в экономике в целом начинаются с изменений совокупного предложения или совокупного спроса. Экономисты называют сдвиги соответствующих кривых в результате внешних воздействий экономическими шоками. Можно выделить 3 основных типа шоков, порождающих циклы: шоки предложения, такие как технические открытия, климатические изменения или природные катаклизмы; политические шоки, .являющиеся следствием макроэкономических решений; шоки спроса, возникающие в частном секторе, такие как изменение расходов на инвестиции или на потребление. После того как произошел начальный толчок (шок), цикл распространяется по экономической системе через соответствующие механизмы
Макроэкономическая политика, направленная на нейтрализацию шоков и устранение колебаний экономики, т.е. нацеленная на сглаживание экономического цикла, называется стабилизационной экономической политикой. Благодаря ей должны быть сглажены крайние отклонения конъюнктуры и достигнута цель сбалансированности национальной экономики. В зависимости от того, в какой фазе находится экономика, формируется тот или иной тип экономической политики. Считается, что общеэкономическое равновесие будет достигнуто, когда одновременно и в полной мере реализованы четыре цели экономической политики: стабилизация уровня цен, высокая степень занятости и сбалансированность внешнеторговых операций при постоянном и соизмеримом экономическом росте.
Стабилизационная экономическая политика включает в себя меры кредитно-денежной и фискальной политики, направленные на то, чтобы, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, а с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию. Политика финансовой стабилизации - это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Монетарная политика по аналогии с фискальной ставит те же цели стабилизации. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как монетарная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.
Стабилизационная экономическая политика в условиях закрытой экономики направлена на достижение стабильности уровня цен, удовлетворение требованиям полной занятости, стимулирование экономического роста, обеспечение сбалансированности платежного баланса страны. В зависимости от состояния экономической конъюнктуры цели стабилизационной политики оказываются в отношениях взаимодополняемости, взаимозаменяемости или нейтральности; это определяет тактику стабилизационной политики в конкретной ситуации.
Стратегической целью стабилизационной политики в открытой экономике является достижение «двойного равновесия» - общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса. Кроме инструментов фискальной и кредитно-денежной политики для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике у правительства есть возможность использовать валютную политику, сводящуюся к поддержанию курса национальной валюты на определенном уровне. Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры.
Наибольшие расхождения во мнениях среди экономистов возникают при обсуждении вопросов о том, какой фактор вызывает нестабильность в экономике и какой должна быть соответствующая экономическая политика. Существование различных взглядов на причины дестабилизации экономики порождают различные подходы к проблеме ее регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно сказать, что все концепции стабилизационной политики тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному, развившемуся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе - на регулирование совокупного предложения. В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы в экономике, по-разному оперируют инструментами.
Представители кейнсианского направления выступают за активную макроэкономическую политику и считают, что важной ее задачей является стабилизация совокупного спроса. Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и совокупный объем занятости и выпуска падает, что снижает совокупные доходы, определяющие, в свою очередь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей макроэкономической политики является стабилизация совокупного спроса. Согласно кейнсианскому направлению, внутренняя нестабильность связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокупных расходов с помощью изменения величин государственных расходов, налогов и денежного предложения. В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции. Монетарная политика рассматривается как вторичная по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВНП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки. Появление неокейнсианского направления способствовало продолжению отстаивания взглядов кейнсианцев. Отличие состоит в том, что в рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концепции макроэкономического управления ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровней заработной платы и цен.
Общим подходом неоконсерватизма является концепция пассивной макроэкономической политики, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму. Сторонники неоконсерватизма уделяют большее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. Поэтому приоритет в регулировании отдают кредитно-денежной политике, предполагая, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на ВНП. Фискальной политике отводится второстепенная роль, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В последнее время монетаристкое направление уменьшило свое значение на фоне более фундаментальной и теоретически новаторской неоклассической макроэкономической теории. В концепциях неоклассического направления, таких как теория рациональных ожиданий, цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. В моделях такого типа колебания в экономике возникают всякий раз, когда экономические агенты не владеют полной информацией и, таким образом, допускают ошибки при принятии решений, когда шоки воздействуют на экономику. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство лучше информировано о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.
Несмотря на такие существенные различия всех направлений, есть общее понимание того, какова должна быть линия поведения государства. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В период подъема государство проводит политику сдерживания. В зависимости от того, какое направление поддерживает правительство у власти, выбираются методы политики экспансии и сдерживания, а сама система остается без изменений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|