Сделай Сам Свою Работу на 5

Стабилизационный характер экономической политики





С первых дней развития экономического анализа роль решений, принимаемых правительственными органа­ми и определяющих экономическую политику, была постоянно предметом дискуссий, поскольку эти реше­ния влияют на жизнь и благосостояние всех граждан.

Вопросом о том, как политикам следует действо­вать, занимается особая отрасль экономической теории. Она называется нормативной теорией экономической политики. Специалисты по нормативной теории изучают несколько главных проблем: должны ли власти активно вмешиваться в экономику, каковы наиболее эффективные способы достижения поставленных целей, как наилучшим образом определить оптимальные по­литические меры, которые необходимо предпринять. Другой раздел экономической теории, изучающий, как правительственные органы действуют на практике, называется позитивной теорией экономической политики. Специалисты пытаются объяснить, почему орга­ны, в руках которых сосредоточена экономическая власть, действуют именно так, а не иначе.

Экономической политикой называется комплекс управленческих альтернатив, стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов всех видов для достижения намеченных целей развития, взятых в определенных временных рамках в русле определенной идеологической парадигмы.



Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост национального объема производства, поддержание определенного уровня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса.

1. Постановка цели поддержания стабильного роста национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

2. Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим инди­видуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.



3. Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

4. Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

Отдельные цели экономической политики могут со­гласовываться между собой или оказаться несовмести­мыми. Для того чтобы разрешить всю проблематику конфликта целей, экономическая политика стремится на практике к компромиссам: приоритет цели, наибо­лее подверженной нежелательному воздействию, с учетом прочих целей.

Цели экономической политики реализуются с помощью применения государством набора инструмен­тов государственного регулирования. Соответственно можно выделить инструменты монетарной, фискаль­ной, финансово-бюджетной, внешнеэкономической политики. К основным инструментам монетарной политики традиционно относят: политику рефинанси­рования, операции государства на рынке ценных бу­маг, политику минимальных резервов. Инструмента­ми фискальной политики могут быть: политика дохо­дов и расходов государства, воздействие на частные инвестиции и т.д. Во внешнеэкономической полити­ке государство регулирует обменный курс националь­ной валюты, проводит мероприятия в области цен экс­порта и импорта. Применение инструментов экономи­ческой политики может оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение эконо­мических субъектов.



Важно как можно более точно знать не только ха­рактер воздействия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта про­блема решается составлением целевой функции эконо­мической политики — упорядоченного множества це­лей экономической политики, применяемых для их ре­ализации инструментов и влияющих на взаимодействие целей и инструментов рыночных факторов. Общий вид функции:

Yi = f (x1 … xs; z1 … zn), где

Yi (i = 1, …, k) - i-тая цель экономической политики;

x1 … xs - множество инструментов экономической политики;

z1 … zn - множество рыночных факторов, ока­зывающих влияние на процесс реа­лизации экономической политики.

Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать ко­личество применяемых государством инструментов. В противном случае у государства не хватит ресурсов для реализации поставленных целей.

Таким образом, для проведения верной экономичес­кой политики необходимо располагать набором действенных инструментов и выбрать цели, количество которых не должно превышать запас инструментов.

Экономическое развитие народного хозяйства не про­исходит равномерно. Оно скорее характеризуется в боль­шей или меньшей степени регулярным повышением или понижением деловой активности. Эти колебания происходят с определенной закономерностью в форме волнообразного движения, которое называют экономи­ческим циклом. Цикл представляет собой последова­тельную смену наблюдающегося в ряде видов эконо­мической деятельности подъема и также общего для них падения уровня основных макроэкономических пе­ременных. Макроэкономические переменные могут быть классифицированы в зависимости от того, меня­ются ли они проциклически, противоциклически или ациклически.

Колебания в экономике в целом начинаются с из­менений совокупного предложения или совокупного спроса. Экономисты называют сдвиги соответствующих кривых в результате внешних воздействий экономи­ческими шоками. Можно выделить 3 основных типа шоков, порождающих циклы: шоки предложения, та­кие как технические открытия, климатические изме­нения или природные катаклизмы; политические шоки, .являющиеся следствием макроэкономических решений; шоки спроса, возникающие в частном секторе, такие как изменение расходов на инвестиции или на потреб­ление. После того как произошел начальный толчок (шок), цикл распространяется по экономической сис­теме через соответствующие механизмы

Макроэкономическая политика, направленная на нейтрализацию шоков и устранение колебаний эконо­мики, т.е. нацеленная на сглаживание экономическо­го цикла, называется стабилизационной экономичес­кой политикой. Благодаря ей должны быть сглажены крайние отклонения конъюнктуры и достигнута цель сбалансированности национальной экономики. В зави­симости от того, в какой фазе находится экономика, формируется тот или иной тип экономической полити­ки. Считается, что общеэкономическое равновесие бу­дет достигнуто, когда одновременно и в полной мере реализованы четыре цели экономической политики: стабилизация уровня цен, высокая степень занятости и сбалансированность внешнеторговых операций при постоянном и соизмеримом экономическом росте.

Стабилизационная экономическая политика вклю­чает в себя меры кредитно-денежной и фискальной политики, направленные на то, чтобы, с одной сторо­ны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, а с другой стороны, улучшать сложившу­юся экономическую ситуацию. Политика финансовой стабилизации - это действия правительства по регу­лированию финансовых потоков, денежного обраще­ния с целью приблизить объем валового националь­ного продукта страны к его возможному в данных ус­ловиях потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспе­чить высокий уровень занятости. Монетарная поли­тика по аналогии с фискальной ставит те же цели ста­билизации. В то же время фискальная политика но­сит более ярко выраженный антициклический харак­тер, связана с бюджетом и налогами, тогда как моне­тарная политика ограничивается стабилизацией де­нежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.

Стабилизационная экономическая политика в ус­ловиях закрытой экономики направлена на достиже­ние стабильности уровня цен, удовлетворение требова­ниям полной занятости, стимулирование экономичес­кого роста, обеспечение сбалансированности платеж­ного баланса страны. В зависимости от состояния эко­номической конъюнктуры цели стабилизационной политики оказываются в отношениях взаимодополняемо­сти, взаимозаменяемости или нейтральности; это оп­ределяет тактику стабилизационной политики в конк­ретной ситуации.

Стратегической целью стабилизационной политики в открытой экономике является достижение «двойного равновесия» - общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платеж­ного баланса. Кроме инструментов фискальной и кре­дитно-денежной политики для воздействия на эконо­мическую конъюнктуру в открытой экономике у пра­вительства есть возможность использовать валютную политику, сводящуюся к поддержанию курса нацио­нальной валюты на определенном уровне. Необходи­мый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики пре­допределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры.

Наибольшие расхождения во мнениях среди экономи­стов возникают при обсуждении вопросов о том, какой фактор вызывает нестабильность в экономике и какой должна быть соответствующая экономическая полити­ка. Существование различных взглядов на причины де­стабилизации экономики порождают различные под­ходы к проблеме ее регулирования. Однако, несмотря на значительный разброс взглядов, в целом можно ска­зать, что все концепции стабилизационной политики тяготеют к одному из двух направлений регулирова­ния: неокейнсианскому или неоконсервативному, раз­вившемуся на базе классической школы. Первое ори­ентируется на регулирование совокупного спроса, вто­рое - на регулирование совокупного предложения. В зависимости от исходных установок и ориентиров сто­ронники того или иного направления по-разному ре­шают проблемы в экономике, по-разному оперируют инструментами.

Представители кейнсианского направления высту­пают за активную макроэкономическую политику и считают, что важной ее задачей является стабилиза­ция совокупного спроса. Если совокупные расходы, определяющие совокупный спрос, снижаются, то и со­вокупный объем занятости и выпуска падает, что сни­жает совокупные доходы, определяющие, в свою оче­редь, совокупный спрос. Поэтому важной задачей мак­роэкономической политики является стабилизация совокупного спроса. Согласно кейнсианскому направ­лению, внутренняя нестабильность связана с недоста­точной гибкостью рынка труда, «жесткостью» зара­ботной платы и неэластичностью цен в сторону пони­жения. Представители кейнсианского направления предлагают осуществлять стабилизацию совокупных расходов с помощью изменения величин государствен­ных расходов, налогов и денежного предложения. В кейнсианской модели фискальная политика рассмат­ривается как наиболее эффективное средство макро­экономической стабилизации, так как государствен­ные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мульти­пликативное воздействие на потребительские расхо­ды. Одновременно налоги достаточно эффективно воз­действуют на потребление и инвестиции. Монетарная политика рассматривается как вторичная по отноше­нию к фискальной, так как у кредитно-денежной по­литики очень сложный передаточный механизм: из­менение денежной массы приводит к изменению ВНП через механизм изменения инвестиционных рас­ходов, которые реагируют на динамику процентной ставки. Появление неокейнсианского направления способствовало продолжению отстаивания взглядов кейнсианцев. Отличие состоит в том, что в рамках неокейнсианского подхода разрабатываются концеп­ции макроэкономического управления ожиданиями экономических агентов при медленном изменении уровней заработной платы и цен.

Общим подходом неоконсерватизма является кон­цепция пассивной макроэкономической политики, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Ин­струментами «саморегулирования» являются гибкие за­работная плата, цены и ставка процента. Государствен­ное вмешательство, напротив, усиливает экономичес­кую нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму. Сторонники неоконсерватизма уделяют большее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опира­ется на монетаристские теории. Монетаристы считают изменение денежной массы универсальным средством стабилизации экономики. Поэтому приоритет в регу­лировании отдают кредитно-денежной политике, пред­полагая, что изменение денежного предложения непо­средственно воздействует на совокупный спрос и, следо­вательно, на ВНП. Фискальной политике отводится второстепенная роль, так как фискальные меры вызы­вают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стиму­лирующий эффект.

В последнее время монетаристкое направление уменьшило свое значение на фоне более фундаменталь­ной и теоретически новаторской неоклассической мак­роэкономической теории. В концепциях неоклассичес­кого направления, таких как теория рациональных ожиданий, цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. В моделях такого типа колеба­ния в экономике возникают всякий раз, когда эконо­мические агенты не владеют полной информацией и, таким образом, допускают ошибки при принятии ре­шений, когда шоки воздействуют на экономику. Ста­билизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство лучше ин­формировано о шоках совокупного спроса и предложе­ния, чем рядовые экономические агенты. Если же это­го преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономи­ческую ситуацию.

Несмотря на такие существенные различия всех на­правлений, есть общее понимание того, какова должна быть линия поведения государства. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В период подъ­ема государство проводит политику сдерживания. В за­висимости от того, какое направление поддерживает правительство у власти, выбираются методы политики экспансии и сдерживания, а сама система остается без изменений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.