Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственная политика стимулирования экономического роста в трансформирующейся российской экономике





Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.



3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.



При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, – капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

В целях стимулирования экономического роста, государство использует методы бюджетно-налоговой (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и денежно-кредитной политики (увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки), то есть осуществляет политику управления спросом.[10]

Кроме того, государство осуществляет политику управления предложением, стимулируя рост производственного потенциала экономики. Эта политика включает:



- меры по уменьшению налогообложения для увеличения доли работающих в общей численности населения;

- финансовое стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и инновации;

- меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций;

- стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала;

- приватизацию и сокращение государственного контроля над промышленностью для поддержания эффективности промышленного производства;

- содействие региональной политике, стимулируя мобильность рабочей силы;

- снижение налоговых ставок и реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду;

- обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда.

Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика: государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.

Главные риски устойчивого развития страны в среднесрочной перспективе связаны с внешнеэкономическими факторами. Обычно принято видеть основной источник нестабильности в возможном падении цен на нефть и другие товары экспорта. Однако сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в настоящих условиях представляет даже большую опасность, поскольку сохранение высокой цены на нефть усиливает популистские настроения, требующие расширения бюджетной экспансии за счет нефтедолларов.

Прошедший этап рыночный трансформации показал, что либерализация несовместима с интересами страны и привела к огромным экономическим и геополитическим потерям. Если состояние зависит от экспорта природных ресурсов, спрос ограничивается покупательной способностью населения, которая ниже, чем в экономически развитых странах, в 3-5 раз; данные о росте экономики за счет роста производства сырья и полуфабрикатов показывают неэффективность проводимой экономической политики. Компании усиленно эксплуатируют ресурсы, созданные в советский период, и при их истощении добыча прекратится. Некоторое представление об этом дают данные правительственного прогноза (таблица 5.1).

 

  2004 г. 2005 г. 2008 г.
Прирост ВВП, в % к предыдущему году... 3,8-5,2 4,8-5,9 5,0-6,5
Структура производства ВВП, %: производство товаров............................................ производство услуг................................................   35,4 53,8   35,1 54,1   34,4 54,8
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП 14,3 13,5 13,0
Расходы консолидированного бюджета, в % к ВВП.................................................................   24,8   23,2  
  Инфляция, %   8-10   6,5-8,5   5-7
Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году................................................   3,6-4,7   4,0   4,6-5,7
Структура промышленного производства, %: доля добывающих отраслей..................................... доля обрабатывающих отраслей................................   48,9 51,1   48,2 51.8   45,7 54,3
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году.................................................   3,5-4,0   3,5-4,0   3,5-4,0
  Экспорт товаров, млрд. долл. США...........................   113,2-125   114,6-131,4   126-153
Структура экспорта, %: сырье и материалы.................................................. машинотехническая продукция...............................   90,7 9,3   90,3 9,7   89,0 11,0

Таблица 5.1 Основные прогнозные показатели социально-экономического развития России в 2004-2008 гг.

 

Темпы роста ВВП прогнозируются исходя из сложившейся динамики при благоприятной ситуации на рынке энергоресурсов. Согласно правительственному прогнозу экспорт нефти в 2007 г. возрастет до 259,8 млн. т. – прирост составляет 40 % к уровню 2002 г.; динамика распределения добытой нефти также редставляет интерес. В 2002 г.добыча нефти составила 348 млн. т.; на внутреннее потребление пошло 109,2 млн. т, или 0,76 т на душу населения. Для сравнения: в 1985 г. из 542 млн. т нефти, добытых в РСФСР, вывезено 185,3 млн. т. На внутреннее потребление осталось 356,7 млн. т (на душу населения – 2,51 т). Можно сделать вывод о том, что при нынешней политике экономический рост не обеспечен необходимыми энергетическими ресурсами, и эта политика требует радикальных изменений.

В связи с этим целесообразно предложить некоторые меры, позволяющие активизировать резервы стабилизации и обеспечения устойчивости экономики:

На макроэкономическом уровне следовало бы провести работу, направленную на мобилизацию источников накопления и инвестирования расширенного воспроизводства. При этом надо иметь в виду, что достижение устойчивого экономического роста обусловлено не столько сбережениями, сколько реальным использованием производственных мощностей, незанятых трудоспособных граждан.

Научно-технического и интеллектуального потенциала, эффективным применением природных ресурсов. Механизмов и инструментов государственного регулирования экономики. Этому должен способствовать и рынок товаров и капиталов стран СНГ.

Необходимо восстановить воспроизводственную функцию финансовой системы, обеспечить реструктуризацию коммерческих банков, проведение активной финансовой политики государства, когда эмиссия долговых обязательств велась бы с учетом их оптимального погашения. При этом размещение обязательств с высокой доходностью должно быть направлено на обеспечение темпов роста экономики и укрепление доходной базы бюджета.

Существенное увеличение бюджетных доходов и повышение эффективности валютного регулирования возможны при условии обеспечения стимулирующей рои налоговой политики в производстве, оптимального использования государственного контроля за рынком алкогольной продукции. Вместе с тем необходимы меры, направленные на ограничение негативного воздействия оффшорных зон на движение капиталов из России.

Для обеспечения устойчивости рубля целесообразно снизить экономическую зависимость российского финансового рынка от спекулятивного воздействия иностранного капитала путем жесткого установления санкций в отношении нарушений валютного законодательства, усиления защищенности отечественного финансового рынка от резких колебаний мировой конъюнктуры, восстановления ограничений на вывоз капитала и сферы использования валютных счетов. Гибкая политика обменного курса рубля должна обеспечивать поддержание конкурентоспособности прежде всего отечественных товаропроизводителей, как и потребности платежного баланса.

Меры по созданию условий стабилизации и роста производства взаимосвязаны с оживлением инвестиционной активности и нормализацией платежного оборота. Для устойчивого развития производственной и инвестиционной сфер, их реструктуризации необходимы механизмы бюджета развития, в том числе предоставление государственных гарантий под инвестиционные кредиты, а также выполнение государственной инвестиционной программы.

Исключительна по актуальности проблема государственной поддержки и стимулирования НТП, развития инновационной деятельности, конверсии наукоемкой промышленности.

Научно обоснованная стратегия экономического роста должна стать комплексной и системной, включающей структурную, промышленную, научно-техническую, инвестиционную и внешнеторговую политику как необходимые предпосылки для обеспечения прочной стабилизации, а затем устойчивого развития и эффективного функционирования отечественных товаропроизводителей. Этому должны способствовать преодоление дезинтеграции экономической системы, трансформация сбережений в инвестиции, восстановление нормального платежного оборота, стимулирование инновационной активности и структурной перестройки экономики, ее модернизации на современной технологической основе. Стимулирование и повышение конкурентоспособности российских производительных структур важно направить на решение задач социально организованной экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.