|
Художественно – эстетическое развитие
Содержание психолого – педагогической работы
По образовательной области «Художественное творчество»
Раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке». Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости.
На четвертом году жизни ребенка изменяется и расширяется детская деятельность, появляются предпосылки трудовой деятельности. Обогащаются собственные мотивы детской деятельности – появляются мотив личной заинтересованности и мотив сотрудничества, развертываются цели детской продуктивной деятельности. На четвертом году совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы, в частности воспроизведением простейших образцов, изображенных на рисунке.
В работе с детьми трех - четырех лет особое внимание уделяется формированию интереса к цвету, привитию желания действовать со множеством цветов и оттенков.
В комплексно – тематическом планировании в начале учебного года предусмотрено повторение материала, пройденного в первой младшей группе. Темы занятий отобраны с учетом рекомендаций авторов программы
«Радуга», особенностей национально - регионального компонента, а также времени года и календарных праздников. Формы организации детей фронтальные, подгруппами и индивидуально.
Знакомство детей с красотой природы запланировано с учетом климатических условий нашего региона. Эта работа осуществляется во время ежедневных прогулок.
Задачи педагогической работы:
1.Формировать психические предпосылки трудовой деятельности:
- интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
- способность постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
- разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
2. В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
3. Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок
Реализация поставленных задач решается по трем направлениям:
- изготовление индивидуальных игрушек, обеспечивающих детям возможность в течении длительного времени заниматься с ними, «обживать их мир» (игрушки для длительного использования, эпизодические индивидуальные игрушки, сувениры, подарки);
-изготовление различных игрушек эпизодически, индивидуально или совместно с взрослыми;
- обучение работе по образцу (картине, рисунку) с различными материалами.
Формы организации педагогической работы с детьми:
- занятия – рисование и лепка;
- наблюдения в природе (ежедневно);
- беседы (ежедневно);
- выставки (ежемесячно);
- рассматривание иллюстраций и произведений живописи (по плану);
- дидактические игры;
Приемы:
- игровая мотивация;
- экспериментирование с красками;
- художественное слово;
Проводится следующая работа:
- ежедневно перед выходом на вечернюю прогулку просматриваются работы вместе с детьми;
- побуждаем детей к совершенствованию своих работ (раскраске, дорисовке);
- еженедельно организовываются выставки детских работ.
Занятия по лепке строятся по следующему плану:
- создание игровой ситуации;
- лепка изделия;
- рассматривание полученной работы.
Занятия по рисованию строятся по следующему плану:
- создание интереса и эмоционального настроя;
- рассматривание и ощупывание изображаемого предмета;
- предположения детей по выполнению работы;
- создание работ с последующей доработкой (в случае необходимости);
- рассматривание полученной работы.
Занятия составлены с учетом интеграции таких образовательных пространств, как «Развитие речи», «Лепка», «Аппликация», занятия познавательного характера. Организованная образовательная деятельность один раз в неделю, и длятся по 15 минут.
К концу учебного года дети могут:
- выделять выразительные средства дымковской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям;
в рисовании:
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, мелков;
- создавать несложные сюжетные композиции;
- смешивать краски для получения оттенков;
- передавать расположение частей;
в лепке:
- прищипывать мелкие детали, вытягивать части из целого куска, сглаживать детали, вдавливать;
- создавать предметы, состоящие из 2-3 частей;
в конструировании и аппликации:
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя;
- сгибать прямоугольный лист пополам;
- аккуратно наклеивать изображение предметов, состоящих из нескольких частей;
- подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
- составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур
Планирование образовательной деятельности по рисованию.
№
| Тема
| Материал
| Цель совместной деятельности взрослого и детей
| 1.
| «Трава для зайчат»
| Краска гуашь
| Вызывать интерес к рисованию краской гуашь; заинтересовать изображением травы; научить рисовать траву короткими, длинными линиями, мазками путем ритмичного нанесения их по всей поверхности листа бумаги; добиваться своевременного насыщения кисти краской; продолжать знакомить с зеленым цветом.
| 2.
| «Пошел дождик, и на огороде выросла морковь»
| Цветные карандаши
| Вызывать интерес к рисованию цветными карандашами; побуждать изображать дождь доступными каждому ребенку средствами выразительности; упражнять в ритмичном нанесении штрихов по всей поверхности листа бумаги; обратить внимание на форму и цвет моркови(оранжевый).
| 3.
| «Пошел дождь, и на огороде выросла репка»
| Фломастеры
| Вызывать интерес к рисованию фломастерами» побуждать изображать дождь доступными каждому ребенку средствами выразительности (форма, цвет); упражнять в ритмичном нанесении штрихов по всей поверхности листа бумаги; обратить внимание на форму и цвет репы(желтый).
| 4.
| «Пошел дождь, и на огороде выросла капуста»
| Краска гуашь
| Продолжать вызывать интерес к рисованию краской гуашь; побуждать изображать дождь доступными каждому ребенку средствами выразительности(форма, цвет); упражнять в ритмичном нанесении штрихов по всей поверхности листа бумаги; обратить внимание на форму и цвет капусты (зеленый).
| 5.
| «Расчески для зайчат»
| Графитный карандаш
| Познакомить с графитным карандашом и вызвать интерес к рисованию новым изоматериалом; рассмотреть расчески разных видов; отметить, что общее у всех расчесок (зубья); побуждать изображать зубья расчески короткими вертикальными линиями, самостоятельно выбрав готовую форму; упражнять в ритмичном нанесении линий по всей поверхности заданной формы.
| 6.
| «Дорожки к домику бабушки зайчат»
| Краска гуашь
| Продолжать вызывать интерес к рисованию краской гуашь; побуждать к изображению дорожек длинными горизонтальными линиями краской, цвет которой каждый ребенок выбирает самостоятельно; познакомить с приемом промывания кисти водой; упражнять в изображении травы, предложив нарисовать ее вдоль дорожек; закреплять название зеленого цвета.
| 7.
| «Рельсы для лесной дороги»
| Краска гуашь
| Познакомить со строением рельсов и научить изображать их длинными горизонтальными линиями.
| 8.
| «Прочный забор вокруг домика зайчат»
| Краска гуашь
| Вызывать желание помочь зайчатам и сделать вокруг их домика забор; упражнять в рисовании длинных горизонтальных и коротких вертикальных линий; показать преимущества общей работы, объединив листы с изображением забора с помощью надрезов на бумаге; познакомить с красным цветом.
| 9.
| «Зернышки для птичек»
| Цветные и графитный карандаши
| Вызывать желание угостить игрушечных птичек зернышками; уточнить форму зернышек (круглая); предложить изобразить зернышки; называть цвет карандаша, который каждый ребенок использовал при рисовании зернышек.
| 10.
| «Поможем ёжику спрятаться по осенними листьями»
| Краска гуашь
| Побуждать доступными каждому ребенку средствами выразительности изображать листья и покрывать ими изображение ёжика на листе бумаги; упражнять в нанесении мазков, точек; закреплять навыки промывания кисти; называть цвет краски, которая использовалась для изображения листьев.
| 11.
| «Падают, падают листья
| Краска гуашь
| Вызывать желание передавать в рисунке свои впечатления от листопада; познакомить с приемом изображения листьев «примакивание» (прикладывание ворса кисти к бумаге плашмя).
| 12.
| «Ягодки на тарелочке для угощения зайчат»
| Краска гуашь
| Заинтересовать изображением ягод концом кисти; побуждать рисовать ягоды, располагая их по всей поверхности листа бумаги, вырезанной в форме круга; закреплять знание красного цвета.
| 13.
| «Угостим зайчат баранками»
| Краска гуашь
| Вызывать желание приходить на помощь тем, кто в ней нуждается; познакомить с приемами рисования краской округлых форм слитным, безостановочным движением кисти; познакомить с желтым цветом.
| 14.
| «Колесики»
| Краска гуашь
| Способствовать овладению приемами рисования краской округлых форм слитным, безостановочным движением кисти; познакомить с синим цветом.
| 15.
| «Мыльные пузыри»
| Цветные карандаши
| Вызывать желание передавать в рисунке впечатления от игр с мыльными пузырями; упражнять в рисовании округлых форм слитным, безостановочным движением карандаша; упражнять в назывании известных цветов.
| 16.
| «Шарики красного и синего цвета»
| Краска гуашь
| Побуждать слитным, безостановочным движением кисти изображать шары; объяснить и показать, как можно закрашивать округлые формы; упражнять в различении синего и красного цветов.
| 17.
| «Конфеты «Чупа-чупс»
| Краска гуашь
| На основе игровой мотивации побуждать детей к изображению конфеты «Чупа-чупс»; помогать передавать ее форму и строение.
| 18.
| «Солнышко лучистое улыбнулось весело»
| Краска гуашь
| Помогать передавать в рисунке свои впечатления о солнце доступными каждому ребенку средствами выразительности (форма, цвет)
| 19.
| «Орехи для бельчат»
| Краска гуашь
| Побуждать к изображению разных по величине орехов с использованием полученных ранее приемов рисования округлых форм, познакомить с коричневым цветом; закреплять знание желтого цвета.
| 20.
| «Много еловых шишек для белочек»
| Краска гуашь
| Познакомить с шишками овальной формы и способствовать передачи их формы в рисунке; закреплять знание коричневого цвета.
| 21.
| «Грибы»
| Цветные карандаши, фломастеры
| Заинтересовать изображением грибов; побуждать доступными каждому ребенку средствами выразительности передавать их форму;
| 22.
| «Деревья для бельчат»
| Краска гуашь
| Вызывать интерес к рисованию деревьев; познакомить со строением дерева(ствол, толстые и тонкие ветки).
| 23.
| «Праздничные торты»
| Фломастеры
| Продолжать вызывать интерес к рисованию фломастерами; заинтересовать рисованием украшений на торте, контур которого восп-ль наносит на листы бумаги.
| 24.
| «На деревья, на лужок тихо падает снежок»
| Краска гуашь
| Заинтересовать созданием изображения на листах бумаги, на которых восп-ль нарисовал цветными восковыми мелками деревья; познакомить с белым цветом.
| 25.
| «Снежные комочки»
| Краска гуашь
| Закреплять интерес к рисованию краской; побуждать отражать в рисунке опыт скатывания снега в комки и использовать усвоенный ранее прием рисования округлых форм; закреплять знание белого цвета.
| 26.
| «Снеговики»
| Краска гуашь
| Закреплять представление о снеговиках; упражнять в рисовании округлых форм и закрашивании их.
| 27.
| «Носовые платочки сушатся на веревке»
| Цветные карандаши
| Заинтересовать созданием простейших изображений прямоугольной формы; объяснить и показать последовательность рисования платочков, которые висят на веревке.
| 28.
| «Лопатки»
| Краска гуашь
| Упражнять в изображении прямоугольной формы в сочетании с прямой линией(ручкой); побуждать рисовать крупно, располагая лопатку на всем листе бумаги, и самостоятельно выбрать цвет краски.
| 29.
| «Печенье»
| Цветные карандаши, фломастеры
| Продолжать учить рисовать предметы прямоугольной формы; побуждать изображать печенье на листе бумаги, поделенном линиями на квадраты(имитирующем коробку), располагая каждое в отдельной ячейке.
| 30.
| «Вагончики»
| Краска гуашь
| Заинтересовать изображением вагончиков путем сочетания прямоугольной и округлой формы; обратить внимание на расположение колес.
| 31.
| «Наступила весна и на деревьях распустились листочки»
| Изобразительные материалы по выбору детей
| Побуждать с помощью доступных каждому ребенку средств выразительности передавать в рисунке свои впечатления от распустившихся весной деревьев.
| 32.
| «Цыплята гуляют среди зеленой травки»
| Краска гуашь
| Заинтересовать изображением цыплят; помогать детям в передаче формы тела, строения цыплят и выразительности их движений.
| 33.
| «Репка для зайчат»
| Краска гуашь
| На основе игровой мотивации заинтересовать рисованием репки; продемонстрировать приемы изображения репки: сначала рисуется основная форма, а затем дорисовывается кончик.
| 34.
| «Красивые цветы»
| Краска гуашь
| Предложить детям вспомнить, какие красивые цветы им приходилось видеть и нарисовать их; обратить внимание на строение цветка и декоративные элементы(рассматривание иллюстрации Ю.Васнецова к рус.нар.потешке)
|
Планирование образовательной деятельности по лепке.
1.
| «Мой веселый звонкий мяч»
| Пластилин
| Упражнять в умении отрывать кусочки пластилина от целого куска, скатывать между ладонями круговыми движениями рук.
| 2.
| «Ягодки на тарелочке»
| Пластилин
| Учить лепить щар разными способами, показать возможность преобразования щара в диск для получения тарелочки и поднимания бортиков, развивать мелкую моторику.
| | «Витамины для игрушек»
| Пластилин
| Продолжать формировать интерес к лепке; учить от комка пластилина отщипывать маленькие комочки и скатывать их круговыми движениями ладоней, добиваясь придания круглой формы.
| 4.
| «Учимся раскатывать комочки пластилина и лепить много столбиков»
| Пластилин
| Познакомить с приемом раскатывания комка пластилина прямыми движениями рук; развивать воображение – преобразовывать раскатанные комки в червячков, змеек и др.называть то, что у них получилось.
| 5.
| «Сладости для игрушек»
| Соленое тесто
| Познакомить с новым пластическим материалом – тестом и предоставит возможность свободно поэкспериментировать с ним.
| 6.
| «Самолеты»
| Пластилин
| Заинтересовать лепкой самолета; показать, как брусок пластилина разрезать стекой на две части; из одной слепить корпус овальной формы, вытянув с одной стороны хвост; вторую часть раскатать в жгут и сместив немного от центра, наложить на корпус и примазать к нему.
| 7.
| «Дерево»
| Пластилин
| Заинтересовать лепкой дерева; напомнить, что у дерева есть ствол, толстые и тонкие ветки; упражнять в раскатывании куска пластилина прямыми движениями рук.
| 8.
| «Крокодил»
| Пластилин
| Закрепить навыки раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями рук для получения столбика – туловища» показать приемы сплющивания и оттягивания.
| 9.
| «Грибы»
| Пластилин
| Рассмотреть муляжи грибов; показать, как можно при лепке шляпок видоизменять шар, расплющивая его между ладонями для того, чтобы сделать диск, и плотно прижимать ножку гриба к шляпке, не нарушая формы частей.
| 10.
| «Бананы и апельсины»
| Пластилин
| Закреплять известные детям приемы лепки: скатывания – для получения круглой формы апельсина и раскатывания – для получения овальной формы банана.
| 11.
| «Улитка»
| Пластилин
| Вызывать интерес к лепке улитки; показать детям, как из столбика путем свертывания его в колечко, получить изображение улитки.
| 12.
| «Пирожные и другие кондитерские изделия»
| Пластилин
| Закреплять и уточнять полученные ранее навыки(скатывать и раскатывать комок), видоизменять знакомую форму; свертывать столбик в колечко, расплющивать шар между ладонями; учить украшать вылепленные фигурки путем печатания на них узоров с помощью печаток.
| 13.
| «Лепка птиц»
| Пластилин
| Учить лепить птиц в стилистике народной игрушки: раскатывание шара, оттягивание части пластилина для головы, прищипывание хвостика, вытягивание клювика.
|
Планирование образовательной деятельности в аппликации.
1.
| «Учимся наклеивать большие и маленькие листья»
| Вырезанные из бумаги большие и маленькие листья
| Вызвать интерес к восприятию красивых листьев; научить детей намазывать обратную сторону листьев клеем, накладывать на бумагу и прижимать салфеткой; предложить наклеить большие листья на ветках дерева, маленькие листья на ветках куста.
| 2.
| «Воздушные шары»
| 3-4 круга разного цвета и лист бумаги с нарисованными нитками
| Заинтересовать подбором шаров к нарисованным на бумаге ниткам по цвету; побуждать называть цвет и форму шара – круглый и цвет нитки; продолжать учить смазывать обратную сторону формы клеем, накладывать на бумагу и прижимать салфеткой.
| 3.
| «Пушистые зверята»
| Бумага разных сортов, салфетки
| Вызывать интерес к материалу(бумаге); заинтересовать свойствами салфеточной бумаги(сминается, скручивается); предоставить возможность поэкспериментировать с бумагой, смоченной клеем, заполняя ею готовые контурные изображения животных(барашка и д.)
| 4.
| «Фрукты на тарелочке»
| Готовые формы
| Продолжать вызывать интерес к аппликации; закреплять умение работать с клеем.
| 5.
| «Красивые коврики для игрушек»
| Полоски бумаги разного цвета
| Заинтересовать изготовлением ковриков для игрушек из полосок бумаги разного цвета путем наклеивания их на лист бумаги прямоугольной формы, у которого с двух сторон сделаны надрезы(как бахрома у коврика).
| 6.
| «Зимние шубки для зайчат»
| Заготовки с изображением контура зайца
| Упражнять в скатывании бумажных салфеток и наклеивании их на контур с изображением зайца, добиваясь покрытия всей поверхности готовой формы.
| 7.
| «Снеговики»на
| Готовые формы: два круга и трапеция
| Побуждать составлять, а затем наклеивать из большого и маленького кругов изображение снеговика, наклеивать шапку-ведро.
| 8.
| «Неваляшки»
| Готовые формы
| Заинтересовать изображением кукол-неваляшек путем аппликации; учить подбирать разные по величине круги разноцветной бумаги, наклеивать их, а затем рисовать лиц фломастерами.
| 9.
| «Тележки»
| Готовые формы
| Заинтересовать детей составлением и наклеиванием из готовых форм тележек; побуждать к самостоятельному выбору цвета тележки и ее колес; предложить детям нарисовать фломастерами груз на тележке.
| 10.
| «Домики»
| Готовые формы
| Заинтересовать составлением и наклеиванием из готовых форм домиков, состоящих из квадрата, треугольника(крыши) и прямоугольника(окна).
| 11.
| «Красивые деревья из полосок бумаги»
| Полоски бумаги черного, коричневого, серого цветов
| Заинтересовать изображением деревьев способом аппликации путем выкладывания ствола, толстых и тонких веток из полосок цветной бумаги, обрывания их по мере необходимости и наклеивания; по желанию нарисовать листья.
| 12.
| «Поздравительная открытка в подарок маме»
| Готовые формы цветка
| Вызвать чувство радости и желание сделать маме подарок-сюрприз в виде цветка, у которого не приклеены лепестки; показать детям последовательность и приемы наклеивания не всей поверхности лепестков, а только той части, которая будет закрываться сердцевиной.
| 13.
| «Грибы»
| Готовые формы
| Предложить детям подобрать шляпки и ножки по величине, разложив их на листе бумаги, а затем наклеив их; дорисовать траву фломастерами.
| 14.
| «Фрукты для игры в магазин»
| Готовые формы
| Упражнять в различении круглой и овальной форм путем расположения, а затем наклеивания фруктов по двум полочкам, нарисованным на листе бумаги: на верхней – фрукты круглой формы(яблоки, апельсины), на нижней – овальной(груши, бананы)
| 15.
| «Такие разные жуки»
| Большие и маленькие круги
| Вызвать интерес к изображению жуков путем составления их из больших и маленьких кругов и подбора их по цвету из заготовок разного цвета; побуждать после наклеивания основных частей, дорисовывать фломастером глаза, усы, лапки.
| 16.
| «Цыплята»
| Готовые формы
| Вызвать интерес к изображению цыплят, которые гуляют по траве; показать детям, что от расположения кружка –головы зависит выразительность образа.
|
Планирование работы по ручному труду.
Месяц
| Тема
| Материал и инструменты
| Способ действия
| Сентябрь
| 1.«Грибы»
2.«Ёжик»
3.«Бусы»
| 1.Желуди, каштаны, скорлупки орехов, пластилин.
2.Шишки и хвоя
3.Плоды шиповника, рябины.
| Соединить детали друг с другом с помощью пластилина.
Нанизать плоды на толстую проволоку или нитку.
| Октябрь
| 1.«Гусеница (сороконожка) коллективная работа
2. «Животные»
| Цветная, легко сминаемая бумага, клей, кисть или нить и штопальная игла.
Нитки шерстяные толстые разного цвета, клей, кисть.
| Скатать бумагу в шар, вместе с педагогом склеить готовые детали.
Обклеить силуэты нитками.
| Ноябрь
| «Шкатулка»
«Корона»
| Коробки разного размера; фантики; цветная бумага, кисть, клей, ножницы.
| Обклеить готовую форму из картона.
| Декабрь
| Гирлянда – цепочка из колечек (коллективная работа)
Гирлянда из флажков.
Новогодняя открытка.
| Двусторонняя цветная бумага, клей, кисть, ножницы.
Готовые геометрические формы
Клей, кисть, нитка.
Вырезанные картинки, связанные с Новым годом.
| Склеивание цепочки (гирлянды из флажков) с использованием образца.
Создание тематического коллажа.
| Январь
| Коллаж «Зимняя сказка»
«Домик»
| Ватные косметические диски, клей, кисть, элементы декора: блестки, пайетки.
Коробки, цветная бумага, клей, кисть, ножницы
| Создание совместной работы, моделирование фигурки снеговика зайца, используя готовые формы.
Оклеивание коробки.
| Февраль
| Машина легковая (грузовик)
Снеговик
| Коробки, картон, цветная бумага, клей, кисть, ножницы.
Белые мягкие салфетки, цветная бумага, клей.
| Трансформация готовой формы в соответствии с замыслом.
Обклеить заготовку шариками, скатанными из салфеток.
| Март
| Корзинка с цветами
Открытка
| Цветной двусторонний картон, цветная бумага, клей, кисть, ножницы.
Картинки по сюжету, элементы декора.
| Изготовление корзинок и цветов по образцу воспитателя.
Изготовление тематического коллажа.
| Апрель
| Фигурки для настольного театра
| Разноцветные листы бумаги прямоугольной формы.
| Изготовление простейших фигурок для настольного театра путем сгибания прямоугольного листа бумаги пополам и оформление мордочки.
| Май
| Парусники
| Пробка, половинка скорлупок ореха, деревянные зубочистки, бумага, клей, кисть, пластилин, ножницы.
| Изготовление фигурок для игр с водой.
|
Музыка.
1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;
2. Организовывать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками, активизировать слуховую восприимчивость.
3. Развивать двигательно–активные виды музыкальной деятельности, координацию движений и мелкой моторики;
4. Формировать вокальные певческие умения, стимулировать умение импровизировать в музыкальных играх и танцах;
Содержание психолого – педагогической работы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|