|
Формирование элементарных математических представлений
В младшей группе центральной задачей работы с детьми данного возраста является формирование представления о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира.
Содержание психолого-педагогической работы по формированию элементарных математических представлений составлено на основе методического пособия «Математика и логика для дошкольников», автор Е. В. Соловьева; для индивидуальной работы с детьми вне занятий – рабочие тетради «Я считаю до пяти», автор Колесникова.
В тематическом планировании в начале учебного года предусмотрено повторение материала, пройденного в 1-ой младшей группе.
Формирование элементарных математических представлений осуществляется на материале с учетом регионального компонента, времени года и календарных праздников
Формы организации педагогической работы с детьми:
- праздник – знакомство с новым числом;
- рассказ о проявлении числа в жизни природы и окружающем мире;
- создание геометрического панно по соответствующему классу геометрических фигур;
- в качестве итогового занятия проводится составление коллективного коллажа на тему изученного числа;
- беседы;
- настольно – печатные игры и упражнения;
- индивидуальная работа вне занятий.
Приемы:
Основной методический прем, который применяется в работе с детьми данного возраста – одушевление того, о чем мы сообщаем. Используется также прием соединения занятия по математике с интересным познавательным содержанием.
Вся запланированная работа поможет сформировать у ребенка на уровне образа представление о числах первого десятка как о существенных признаках явлений окружающего мира, а также представление об определенном классе фигур.
К концу учебного года дети могут:
- считать в пределах 5
- знать названия частей суток;
- зрительно различать 3 основных цвета;
- сравнивать группы предметов по одному признаку или свойству;
- различать и называть треугольник, круг, квадрат, шар, цилиндр. Знать их характерные отличия;
- осуществлять классификацию по одному признаку или свойству;
- осуществлять сериацию, построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию;
- сравнивать 3-5 предметов разной величины, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, ширине, высоте;
- различать левую и правую руки.
Перспективное планирование занятий по математике
№ недели
| Тема занятия
| Цель занятия,
программное содержание
| Содержание занятия
| Материал к занятию
| СЕНТЯБРЬ.
1. Адаптационный период: формирование основных компонентов готовности к успешному
математическому развитию. Игровая деятельность.
2. Адаптационный период: подвижная игра «Найди свое место», «Найди что спрятано».
3. Умение различать и называть шар – шарик, куб – кубик.
4. «Кошечки» - Различие контрастных предметов: большой, маленький.
ОКТЯБРЬ
| 5.
| «Город цветных человечков. Красный»
| Учить детей понимать слова, обозначающие основные цвета (красный, синий, желтый). Развивать умение выделять красный цвет и обозначать его словами. Устанавливать отношения между понятиями «много» и «один». Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость.
| 1.Кукла (гном) в красной одежде приветствует детей. Беседа о красном цвете. Что бывает красного цвета?
2. Рассказ о происхождении слова «красный».
3. Коллективная аппликация (из предметов красного цвета).
4. Игра с кранными игрушками. Закрепление темы в пособии «моя математика» Е.В.Соловьевой.
| Кукла в красной одежде,
геометрические фигуры
красного цвета, картинки с
изображением красных
предметов.
| 6.
| «Город цветных человечков. Желтый»
| Учить детей понимать слова, обозначающие основные цвета (красный, синий, желтый). Развивать умение выделять желтый цвет и обозначать его словами. Закрепить понятие «один», «столько же», «много». Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость.
| 1.Кукла (гном) жёлтой одежде приветствует детей. Беседа о жёлтом цвете. Что бывает жёлтого цвета?
2. Рассказ о происхождении слова «жёлтый».
3. Коллективная аппликация ( из предметов жёлтого цвета).
4. Игра с жёлтыми игрушками. Закрепление темы в пособии «моя математика» Е.В.Соловьевой
| Кукла в жёлтой одежде,
геометрические фигуры
жёлтого цвета, картинки с
изображением жёлтых
предметов
| 7.
| «Город цветных человечков. Синий»
| Учить детей понимать слова, обозначающие основные цвета (красный, синий, желтый). Развивать умение выделять синий цвет и обозначать его словами. Закрепить понятие «столько же», «больше», «меньше». Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость
| 1.Кукла ( гном) синей одежде приветствует детей. Беседа о синем цвете. Что бывает синего цвета?
2. Рассказ о происхождении слова «синий».
3. Коллективная аппликация ( из предметов синего цвета).
4. Игра с синими игрушками. Закрепление темы в пособии «моя математика» Е.В.Соловьевой
| Кукла в синей одежде,
геометрические фигуры
синего цвета, картинки с
изображением синих
предметов
| | НОЯБРЬ
| 8.
| «Три букета»
| Упражнять детей в классификации предметов по цвету. Учить детей понимать слова, обозначающие основные цвета (красный, синий, желтый). Продолжать закреплять понятия «один», «много», «столько же», «больше», «меньше». Воспитывать интерес к занятию, внимание, усидчивость
| 1. Показать детям цветы трёх цветов. Цветы перемешались. Расставить каждый в свою вазочку.
2. Коллективная работа детей.
3. Рассматривание и обсуждение результатов.
| Панно с тремя вазочками,
заготовки цветов синего,
жёлтого, красного цвета,
клей, салфетки.
| 6. 2
9.
| «Гусенички»
Длинный – короткий.
| Познакомить детей с способами сравнения двух предметов по длине путем приложения. Приучать пользоваться словами «длиннее, короче». Учить выбирать две короткие плоскости и две длинные по желанию. Развивать умение аккуратно наклеивать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
| 1. Предложить детям из длинных и коротких полосок двух оттенков зеленого цвета сделать двух гусениц – длинную и короткую.
2. После наклеивания нарисовать гусеничкам личики, хвостики, усики, ножки…
3. Сравнивать по длине ленты, веревочки, шарфы детей ( вне занятия).
| Полоски разной длины, двух
оттенков зеленого цвета,
клей, кисти.
| 10.
| «Большой - маленький»
| Учить сравнивать два контрастных по величине предмета, обозначать результаты сравнения словами «большой, маленький». Развивать умение находить предметы разные по величине в окружающей обстановке. Развивать глазомер, умение лепить посуду разного размера для медведей.
| 1. Предложить детям построить для большой и маленькой куклы две разные башни из кубиков.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Слепить для медведей (сказка «Три медведя») посуду разного размера.
| Конструктор – кубики для
каждого ребенка, игрушки
двух размеров, пластилин.
| 8.
11.
| «Высокий - низкий»
| Учить сравнивать два предмета. Контрастные по высоте, пользуясь приемом приложения, обозначать результаты сравнения словами «выше, ниже, высокий, низкий, одинаковые по высоте». Закрепить понятие соответствующих названий геометрических фигур. Развивать умение аккуратно наклеивать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
| 1. Предложить детям построить башни: высокую и низкую из квадратов разной величины. (крышу из треугольника)
2. Наклеивание из квадратов высокой и низкой башен. Уточнить название геометрических форм. (возле каждой башни (дом) нарисовать окна, цветы…)
| Квадраты и треугольники из
бумаги двух разных
размеров и цветов.
| 12.
| «Елочки» Сериация
| Учить детей узнавать и правильно называть треугольник, его цвет, умение различать треугольник по величине. Обучать приему обведения контура модели фигуры. Развивать умение наклеивать треугольники в таком порядке, чтобы получилась елочка. Учить считать доя трех. Развивать мыслительные операции. Воспитывать аккуратность самостоятельность.
| 1. Каждому раздать по 3 равносторонних треугольник разного размера, зеленого цвета. Наклеить на бумагу чтобы получилась елочка.
2. Дорисовать или наклеить игрушки на ёлку, «нарядить» её.
3. Закрепление темы в пособии «Какой он, этот мир?» (стр 21)
| По три равносторонних
треуголка разного размера,
зеленого цвета, клей, бумага.
| ДЕКАБРЬ
| 10.
13.
| Форма «Снеговик»
| Учить детей различать и называть круг, его свойства. Закрепить навыки счета и отсчета в пределах трех. Развивать умение наклеивать три круга разного размера в последовательности (от большего к меньшему). Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
| 1.Игровая ситуация: в гости пришёл снеговик.
2. Рассмотреть его, выделить части. Сколько кругов? Какой величины?
3. Наклеить эти круги в таком порядке, чтобы получился снеговик.
4. Дорисовать лицо, шляпу, метлу и другие детали.
5. Хоровод снеговиков
| Три круга разного размера,
белого или голубого цвета,
клей, кисти.
| 11.
14.
| «Утро, день, вечер, ночь»
| Закрепить точное значение понятий утро, день, вечер, ночь. Развивать умение группировать по заданному признаку. Тренировать в образовании последующего и предыдущего числа.
| 1. Рассмотреть с детьми картинки (части суток и поговорить о их содержании).
2. Уточнить: Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью?
3. Д/у «Собери предметы красного цвета» - группировать по заданному признаку.
4. Д/у «Сколько» - образование последующего и предыдущего числа.
5. Д/у «Горячий, холодный»
| Картинки с изображением
частей суток, счетный
материал, предметы горячие,
холодные.
| 12.
15.
| Счет до четырех
| Познакомить детей с образованием числа четыре. Учить считать до четырех. Закрепить умение группировать предметы по одному из признаков. Развивать мышление, внимание.
| 1. Д/у «Образование числа 4»
2. Группировка предметов по форме.
3. Д/у « Тяжелый – лёгкий».
4. Д/и «День-ночь» - развитие временных представлений.
| Счетный, демонстрационный
материал, предметы разной
формы. Предметы (тяжёлые,
лёгкие), картинки частей
суток.
| 16.
| Форма «Круг, цилиндр, конус»
| Закрепить представление о форме. Познакомить с новой геометрической формой: конус. Цилиндр. Развивать умение находить в окружающей обстановке предметы, похожие по форме на круг, цилиндр, конус. Учить обозначать геометрические формы словами. Создавать радостный настрой, желание изготовить новогоднюю игрушку.
| 1. Д/и « Чудесный мешочек» : из мешочка достаем геометрические тела (шар, цилиндр, конус, круг).
2. Дети называют знакомые формы(шар, круг).
3. Познакомить с конусом, цилиндром.
4. Д/у «найди похожий предмет» (конус, цилиндр).
5. Изготовить ёлочный фонарик в виде цилиндра. Поиграть с игрушками.
| Круг, цилиндр, конус, шар,
заготовки из бумаги для
ёлочного фонарика, клей,
кисти.
| ЯНВАРЬ
| 17.
| «Счет наизусть до пяти»
| Обучение детей счету до пяти, учить четко называть числа от 1-5 по порядку. Познакомить с пространственными представлениями «спереди», «сзади». Тренировать в употреблении предлогов, отражающих пространственные отношения. Развивать внимание, усидчивость.
| 1. Счет игрушек на фланелеграфе от 1 до 5.
2. Чтение стихотворения Михалкова «Котята». Обсуждение.
3. Работа с раздаточным материалом.
4.Д\у «Сколько пальчиков у нас?».
5. Д/и «Назови какого цвета?».
6. Обыгрывание ситуации: спереди, сзади.
| Счетный материал, предметы
разного цвета.
| 15.
18.
| «Золушкины помощники»
| Закрепить представление о геометрической форме – круг. Треугольник, квадрат. Развивать умение на ощупь определять форму, закрепить название цветов. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
| 1. Игровой момент: приходи Золушка, предлагает поиграть.
2. Д/у «Назови геометрические фигуры».
3. Д/и «Мой любимый карандаш» - закрепление цвета.
4. Д/у « Уточки на озере» -счет.
5. Д/и « Чудесный мешочек» - определить на ощупь тяжелые и легкие предметы.
6. Итог занятия. Золушка благодарит и поощряет детей.
| Геометрические формы,
цв/карандаши, счетный
материал, предметы
(тяжелые, легкие).
| 19.
| «Горячий, холодный»
| Знакомить детей с сенсорными признаками предмета. Учить определять признаки горячий и холодный. Закрепить название основных цветов, счет от 1-5 по порядку. Воспитывать интерес к занятию
| 1. Беседа о воде, которая течет из крана ( горячая, холодная).
2. Обследование на ощупь грелок: горячая, холодная.
3. Посчитать предложенные игрушки, сколько их?
4. Д/у « Сколько пальчиков у нас?»
5. Чтение стихов из книги « Веселый счет».
6. Итог занятия.
| Вода горячая и холодная, две
грелки, игрушки и предметы
для счета.
| ФЕВРАЛЬ
| 18.
20.
| «Что плавает, а что тонет?»
| Учить понимать, что предметы имеют не только цвет и форму, но и свойства, которые проявляются при взаимодействии друг с другом. Закрепить навыки классификации по одному признаку.
| 1. Воспитатель демонстрирует разнообразные предметы ( уточняет цвет, форму).
2. Предметы опускаются в воду. Обсуждение: плавает предмет или нет? (легкий, тяжелый).
3. Разделить предметы на две группы: предметы, которые тонут и не тонут. Выделить эти две группы зрительно кругами и шнуров разного цвета.
4. Итог занятия.
| Стол для игр с водой,
разнообразные предметы, два
шнурочка разного цвета
(обручи).
| | | | | | 19.
21.
| «Что растворяется в воде?»
| Учить понимать, что предметы имеют не только цвет и форму, но и свойства, которые проявляются при взаимодействии друг с другом. Закрепить навыки классификации по одному признаку.
| 1. Воспитатель демонстрирует сахар, соль, горох, пшено. Уточняет цвет, вкусовые качества.
2. Что произойдет, если мы в воду положим соль, сахар? Какого вкуса будет вода? А растворится ли в воде пшено, горох, песок?
3. Выделить две группы предметов: растворяются и не растворяются в воде.
4. Итог занятия.
| Стеклянная ёмкость, вода,
соль, сахар, горох и др.
| 20.
22.
| «Что притягивает магнит?»
| Программное содержание: Продолжать учить детей знакомить со свойствами предметов. Закрепить навыки классификации по одному признаку. Сравнение групп предметов по количественному признаку.
| 1. Воспитатель знакомит детей с магнитом.
2. Экспериментирование: магнит притягивает предметы, сделанные из металла ( проволочку, машину и др.).
3. выделить две группы предметов: предметы, которые притягивает магнит и не притягивает.
4. Итог занятия.
| Магниты, предметы из
разных материалов
(деревянные, пластмассовые,
металлические).
| 23.
| Демонстрационный опыт: смешивание красок основных цветов.
| Учить детей понимать, что при смешивании двух красок появляется новый цвет. Закрепить название основных цветов, знакомить с новыми цветами – оранжевый, розовый, фиолетовый. Закрепить счет до пяти. Учить отсчитывать предметы.
| 1. Смешать на палитре красную и желтую краски, нанести полученный цвет на лист бумаги, а затем покрасить воду в баночке (назвать полученный цвет).
2. Аналогично смешать жёлтый и синий цвет.
3. Д/у « Найди предметы нужного цвета» ( оранжевый, голубой).
4. Работа с раздаточным материалом: наложить на карточку столько фигурок, сколько нарисовано предметов (счет до 5).
4. Итог занятия.
| Три баночки с краской трех
основных цветов, баночки с
водой, листы чистой бумаги,
кисть, палитра, карточки для
счета.
| МАРТ
| | «Сравнение групп предметов по количественному признаку»
| Продолжать обучать, умению сравнивать группы предметов по количеству, методом наложения и приложения. Учить понимать выражение «сколько, сколько …». Раскладывать предметы правой рукой в направлении слева направо. Развивать связную речь. Закреплять представление о пространственном положении предметов: вверху внизу.
| 1. Предложить карточки с нарисованными предметами. Посчитать сколько предметов на карточках. Задание: наложить на карточку столько фигурок, сколько нарисовано предметов.
2. Д/у: разложить фрукты правой рукой вправо, а овощи – левой рукой влево.
3. Д/у « Вверху – внизу».
4. Итог занятия.
| Счетный материал, карточки
с предметами, овощи,
фрукты.
| 23.
23.
| «Дикие и домашние животные»
| Учить детей распознавать диких и домашних животных. Продолжать учить аккуратно, наклеивать изображения. Работать над пространственными отношениями «справа», «слева», «больше», «меньше». Развивать речь, внимание, память.
| 1. На листе ватмана изображен в одном углу деревенский дом, в другом – лес.
Игровая мотивация: звери заблудились. Детям помочь «поселить» домашних животных вблизи дома, а диких – в лесу.
2. Ребенок наклеивает картинки и рассказывает, кто, где живет и чем питается.
3. Предложить детям назвать всех диких животных, потом домашних.
4. Итог занятия.
| Лист ватмана, поднос с
большим количеством
изображений разных
животных, кисти, клей.
| 24.
24.
| «Транспорт»
| дать представление о водном, воздушном и наземном транспорте. Закрепить навыки классификации по одному признаку. Формировать пространственные отношения «на», «над», «под». Развивать мышление, речь. Воспитывать самостоятельность.
| 1. На листе бумаги изображены небо, земля, водоем. Игровая мотивация: ветер перемешал все картинки с транспортом, мне нужна ваша помощь – правильно разместить картинки на ватмане.
2. Вводятся представления о водном, воздушном, наземном транспорте.
3. Коллективная аппликация.
4. Д/и «Угадай что изменилось?»
(пространственные отношения).
5. Итог занятия.
| Ватман, поднос с большим
кол-ом изображений разного
вида транспорта, игрушки
для д/и.
| 25.
25.
| «Овощи, фрукты»
| Закреплять знания детей об овощах и фруктах. Освоение умения соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Продолжать учить аккуратно наклеивать изображение. Закрепить навык классификации по одному признаку.
| 1. На листе бумаги изображены ваза для фруктов и блюдо для овощей. Разместить соответственно фрукты и овощи.
2. Индивидуально с каждым ребенком беседовать: какую картинку выбрал, куда наклеит, название, цвет, форма, размер.
3. Д/у « Назови какого цвета?».
4. Итог занятия.
| Ватман, поднос с большим
кол-ом изображений овощей
и фруктов, клей, кисти.
| АПРЕЛЬ
| 26.
| «Что сначала, что потом»
| Закреплять представления об упорядоченных последовательностях. Закрепить умение различать количества в пределах пяти. Развивать умения самостоятельно рассказывать содержания сказки «Репка» по опорным картинкам.
| 1. Счет до 5 наизусть. Показать картинку, на которой изображены 3, 1,2 предмета.
2. Предложить разложить картинки к сказке «Репка» в правильном порядке.
3. Аналогично предложить разложить по порядку следования во времени картинки, изображающие процесс приготовления пищи.
4. Итог занятия.
| Сюжетные картинки к сказке
«Репка», игрушки,
плоскостные картинки для
счета, карточки с предметами.
| 27.
| «Составление линейного узора из геометрических фигур»
| Закрепить представления об упорядоченных последовательностях. Учить составлять линейный узор из геометрических фигур и наклеивать его. Развивать усидчивость, самостоятельность.
| 1. Предложить разложить по порядку следование во времени, картинки, изображающие процесс изготовления одежды.
2. Рассмотреть, уточнить название геометрических фигур. Составление и наклеивание линейного узора из геометрических фигур.
3. Полюбоваться работой, поощрение воспитателя.
| Геометрические фигуры
(плоскостные) разного цвета
на всех детей, клей, кисти,
ватман.
| 28.
| «Высокий - низкий, большой – маленький, длинный - короткий»
| Упражнять детей в сравнении предметов по длине, высоте, объему в целом, пользуясь приемами наложения, приложения. Учить указывать направления от себя: вверх, вниз, налево, направо. Воспитывать усидчивость, внимание.
| 1. Рассмотреть карточки с изображением высоких, низких, больших, маленьких предметов. Выполнение заданий, предложенных воспитателем.
2. Наклеивание предметов: высоких, больших вокруг высокого дома; низких, маленьких – рядом с низкам домом.
3. Д/у « Покажи картинку на которой изображено 3, 2, 1 предмета».
4. Итог занятия.
| Карточки с низкими,
высокими предметами,
большими, маленькими,
½ часть ватмана, клей, кисти,
карточки с разным
количеством предметов.
| 29.
| Форма: цилиндр, конус.
.
| Ц е л и: продолжать закреплять представление о форме; познакомить детей с новыми формами цилиндр и конус; развивать умения классифицироватьпредметы и изображения по форме и размеру Закрепить различать круги по размеру. Обучать сравнению размера предметов способом сопоставления, приложения.
Научить малышей сравнивать предметы, отличающиеся по форме, по размеру, по цвету.
| 1.Рассказ воспитателя «В стране цветных человечков, много интересного»
2.Игра «Украсим елочку»
3.И/У: «Назови предмет»
4. Р/и: «Геометрическое лото»
итог
| Геометрические фигуры,
цилиндр и конус; стол для игр
с песком, влажный песок,
формочки, лопатки, ведерки;
соленое тесто,
| МАЙ
| 30.
| Золушкины помощники.
| Ц е л и : повторить счет до 5; закрепить представление о круглой и треугольной формах; познакомить с сенсорным признаком гладкость и понятиями гладкий- колючий.
Развитие мышления, восприятие, моторики рук. Воспитывать организованность у детей, приручать занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя.
| 1.Рассказ воспитателя «Золушкины помощники»
2. Игра «Геометрический магазин»
3.Д/и: «Отгадай не глядя»
4.И/У: «Сравни шарики»
5. Р/и: «Найди свой домик»
6. Итог занятия.
| Пуговицы, бусины, шарики
разные по цвету и размеру;
шнурки
| 31.
| Что плавает, а что тонет.
| Ц е л и: познакомить детей со свойствами предметов плавать и тонуть; закреплять у детей умения классифицировать предметы по форме и размеру (3, с.36)
повторить счет до 5;
Закрепить сенсорные признаки.
Воспитывать организованность у детей, приручать занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя.
| 1.Рассказ воспитателя « В стране цветных человечков, много интересного »
2. Пальчиковая игра «Можно пальчики считать»
3.Д/и: «Поплывет или утонет»
3.И/У: «покажи такой же, как этот»
4. Р/и: «Найди свой домик»
Итог занятия.
| Предметы, которые плавают
и тонут; картинки с
изображением животных
| 32.
| Счет до 5
| Ц е л и: продолжать закреплять умение различать количество в пределах 5; учить детей считать в пределах 5; развивать мелкую моторику рук (3, с.39)
Закрепить элементарные представления о сенсорных эталонах.
Развитие внимание, мышления, восприятие.
| 1.Пальчиковая игра: «Пальчик, пальчик, где ты был»
2.Пальчиковая игра «Можно пальчики считать»
3.И/У: «Назови предмет», «Назови цвет»
4.Р/и: «Времена года»
Итог занятия.
| Картинки с изображениями
больших и маленьких
животных
| 33.
| «Итоговое».
| Закрепить слова обозначающие основные цвета (красный, синий, желтый). Продолжать развивать умение классифицировать предметы по цвету. Упражнять в умении понимать слова большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий. Закрепить навык счета наизусть от 1-5 по порядку. Воспитывать усидчивость, внимание.
| 1.Работа в пособии «Моя математика» (стр 18 -19, 22, 23).
2. Д/у « Найди такой же по цвету».
3. Д/и : геометрическое лото.
4. Итог занятия.
| Пособие «Моя математик»,
карточки с предметами для
определения величины.
Фризы, выполненные раннее.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|