Сделай Сам Свою Работу на 5

По формированию целостной картины мира.





В общеобразовательной программе выделено четыре направления в развитии познавательной активности детей:

1. Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей.

2. Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.

3. Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.

4. Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Задачи:

· Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать детям информацию новым для них способом познания – через слово.

· Накапливать и обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.

· Помогать детям упорядочивать получение и накопления сведений о мире через понятие последовательности и целевые связи.

· Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.



· Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей.

Представленное планирование позволяет создать в группе предметно – развивающую среду, дети успешно усваивают определенные представления о предметах и явлениях окружающего мира на занятиях и вне занятий.

Реализация основных задач осуществляется через организованную образовательную деятельность, через создание предметно-развивающей среды, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности, а также через увеличение «территории познания» ребенка.

При планировании психолого – педагогической работы предусмотрены условия успешного развития познавательной активности за счет разнообразия деятельности и мероприятий, направленных на познание ребенком мира;

- организованная образовательная деятельность;

- экскурсии (целевые, тематические) ;



- беседы ;

- наблюдения с детьми;

- рассказы воспитателя;

- чтение художественной литературы;

- настольно – печатные игры и упражнения;

- чтение познавательных сказок – познавательная, а не развлекательная информация;

- чтение авторских сказок;

- отгадывание загадок;

 

В ходе мероприятий по созданию целостных систем детских представлений о мире решаются различные задачи развития:

- расширение кругозора детей на базе ближайшего окружения;

- создание условий для развития самостоятельной познавательной активности;

- формирование основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;

- формирование у него осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы, к рукотворному миру.

К концу учебного года ребенок:

- имеет представление о домашних (диких) животных, особенностях их поведения и питания;

- умеет сравнивать и группировать предметы по цвету, форме;

- знает 3-4 дерева, несколько комнатных растений;

- имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, растений, животных;

- называет овощи, фрукты, ягоды, имеет представление о грибах;

- имеет элементарные представления о школе;

- имеет представление о жизни и особенностях труда;

- замечает сезонные изменения в природе. Имеет представление об изменениях, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности детей и взрослых

 

Комплексно-тематическое планирование по формированию целостной картины мира.

Сентябрь

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.     2.   3.     4.     «Вот какая наша группа» - познакомить с помещением групповой комнаты, рассказать об игрушках, правилах поведения в группе и спальне. Обратить внимание, что в группе много детей: девочек и мальчиков. Побуждать играть дружно.(региональный компонент)   «Наши игрушки» - уточнить, какие игрушки есть в группе, их расположение. Побуждать играть вместе, делиться игрушками, не отнимать их друг у друга, закреплять умение правильно называть игрушки.   «Мы – дружные ребята» - закреплять умение различать и называть величину и цвет предметов. Закреплять знания о том, что в группе есть девочки и мальчики, у них может быть веселое и грустное настроение. Закреплять знание имен детей в группе. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.   Рассматривание картины «Мы играем» - учить видеть и понимать содержание картины, отвечать на вопросы. Уточнить, какие игрушки есть в группе, их расположение.

Октябрь



№занятия Тема. Цели и задачи.
1.     2.     3.     4.   5. «Кто заботиться о нас в детском саду?» - рассказать детям о труде воспитателя и помощника воспитателя, закрепить знание их имен и отчеств.   «Кто готовит нам обед?» - Познакомить детей с работой повара, закреплять знание названий продуктов и обобщающего понятия продукты. Побуждать отвечать на вопросы, побуждать испытывать благодарность к повару за его труд.   «Кто нас лечит» - целевое посещение медицинского кабинета – познакомить с работой медсестры и врача. Побуждать называть их по имени и отчеству. Побуждать не бояться посещения медицинского кабинета, дать понятие: врачи заботятся о том, чтобы дети не болели.   «Работа в прачечной» - целевое посещение прачечной детского сада – познакомить детей с работой прачки, побуждать называть ее по имени и отчеству, воспитывать привычку к чистоте. Побуждать тщательно мыть руки, чтобы облегчить труд прачки.   «Кто заботиться о нас в детском саду?» - обобщить знания детей о тех людях, кто заботиться о детях в детском саду. Побуждать отвечать на вопросы, побуждать испытывать благодарность к этим людям за их труд.  

Ноябрь

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.   2.     3.     4. «Осень» - чтение стихов об осени – уточнить знание признаков осени: состояния погоды, растительного мира, побуждать воспринимать художественные образы стихотворения, воспитывать любовь к природе.   «Овощи. Русская народная песенка «Огуречик, огуречик» (заучивание)» - закрепить знание об овощах: название, внешний вид, вкус, формировать обобщающее понятие овощи; побуждать запоминать песенку, читать, передавая интонацию предупреждения, побуждать использовать жесты. (региональный компонент) «Фрукты» - закреплять знание названий и внешнего вида фруктов, формировать обобщающее понятие фрукты, дать первоначальное представление о пользе фруктов для здоровья. (региональный компонент)   «Витамины» - уточнить и обобщить представление о пользе витаминов для здоровья. Закрепить знания об овощах и фруктах, учить определять их на вкус.

Декабрь

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.   2.   3.   4. «Домашние животные» - рассматривание картин по теме – учить рассматривать картину, называть персонажи и действия, понимать причинно-следственные связи. Уточнить знание названий детенышей животных в единственном и множественном числе, упражнять в отчетливом произношении звуков а, у, и. (региональный компонент) «Домашние птицы» - закрепление знаний о домашних птицах (внешний вид, способ передвижения, среда обитания, название детенышей). Учить использовать в речи слова: цыплята, перышки, крылышки. (региональный компонент) «Дикие животные. Русская народная потешка «Мишка косолапый» (повторение)» - дать элементарное представление о животных средней полосы (внешний вид, образ жизни, питание, название детенышей). Побуждать выразительно читать потешку, использовать жестикуляцию. (региональный компонент) «Новый год» - закреплять представление о новогоднем празднике. Побуждать делиться впечатлениями о подготовке к празднику в детском саду и дома. Побуждать эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

Январь

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.     2.   3.   4. «Мои каникулы» - активизировать впечатление о прошедших каникулах, учить выражать мысли в связных высказываниях, развивать речь, память .   «Наш веселый Новый год» - активизировать впечатление от праздника, учить выражать мысли в связных высказываниях, развивать речь, память. Побуждать вспомнить новогодние стихи. (региональный компонент) «Зимушка-зима. Рассматривание картин по теме» - закреплять представление о зиме. Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, понимать причинно-следственные связи. Активизировать в речи слова: зима, снег, лед, снежинки, холодно, морозно. (региональный компонент) «Зоопарк» - закреплять знание названий диких животных. Дать элементарное представление о животных жарких стран, упражнять в употреблении названий детенышей животных.

Февраль.

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.   2.   3.   4.   «Одежда» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды, учить различать и называть предметы одежды, находить сходство и различия между ними. Формировать обобщающее слово одежда. Закрепить сходство и различия одежды мальчиков и девочек, формировать осознание своей гендерной принадлежности. (региональный компонент) «Обувь и головные уборы» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции головных уборов и одежды, познакомить с обобщающими понятиями головные уборы, обувь. Дать представление о том, что одежда и обувь созданы людьми. Они старались сделать их удобными и красивыми, поэтому нужно относиться к одежде и обуви бережно, не разбрасывать и не пачкать; побуждать быть самостоятельными. (региональный компонент) «Посуда» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов посуды, познакомить с обобщающим понятием посуда. Учить находить сходства и различия в предметах, группировать о сходным существенным признакам. Закрепить умение называть основные цвета.   «Мебель» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов мебели, познакомить с обобщающим понятием мебель. , учить выделять разные признаки предметов, сравнивать, находить существенные признаки, выражать их словами.

Март

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.   2.   3.   4. «Мамин праздник» - формировать представление о празднике мам и бабушек. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к близким, побуждать эмоционально откликаться на музыкальное произведение. (региональный компонент) «Транспорт» - уточнить знание названий, особенностей внешнего вида и частей легкового автомобиля и автобуса. Закрепить знание и употребление обобщающего понятия транспорт. (региональный компонент) «Осторожно, дорога!» - дать элементарные представления о дорожном движении, сигналах светофора. Упражнять в движении в соответствии с сигналами светофора.   «Опасности вокруг нас» - дать элементарное представление о правилах безопасности в быту, об обращении со спичками, ножом, горячими предметами. Побуждать делать выводы по предложенным проблемным ситуациям.

Апрель

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.   2.     3.   4. «Свойства материалов. Какие бывают игрушки?» - познакомить со свойствами некоторых материалов, показать, как люди используют их для изготовления предметов. Рассмотреть игрушки, побуждать видеть в них сходства и различия.   «Наш сад на окне» - закреплять знание названий комнатных растений. Продолжать учить различать части растения (стебель, листья, цветок). (региональный компонент) «Деревья, кусты, цветы» - закреплять представление о растениях своего участка: деревья. Кусты, цветы, упражнять в и различении. Закрепить представление о зависимости внешнего вида растений от времени года, уточнить знание названий некоторых растений, продолжать формировать интерес к природе. (региональный компонент) «Здоровье надо беречь» - закрепить знание о частях тела и их функции, о том, как беречь здоровье и для чего. Обобщить представление о необходимости содержать тело в чистоте, питаться полезными продуктами, тепло одеваться в холодную погоду, лечиться, если заболеешь.

Май

№занятия Тема. Цели и задачи.
1.     2.     3.     4. «Труд взрослых» – закрепить знания о профессиях воспитателя, няни, повара, дворника, шофера; предметах, необходимым им для работы. (региональный компонент) «Предметы вокруг нас» - закрепить знание классификации предметов по обобщающим понятиям: одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки, транспорт. Мой поселок. Здесь я живу» - обобщить представление о родном поселке, полученные в ходе прогулок и рассказов взрослых. Побуждать участвовать в беседе об улице, на которой находится детский сад, ее достопримечательностях. Учить узнавать на иллюстрациях и фотографиях знакомые сооружения, побуждать рассказывать об экскурсиях по поселку с родителями. (региональный компонент) Мониторинг.  
37. Итого

Мир человека.

Цель – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Стержнем программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывается, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер. Программа учитывает «зону ближайшего развития» ребенка, и уровень развития его познавательных интересов, и интерес к отдельным сторонам социальной значимости. Новые подходы, определенные ФГОС, предполагают формирование у ребенка гендерной принадлежности, целью которой является формирование у ребенка понимания: девочка он или мальчик. Поэтому среди методических приемов предполагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.

Формы организации детей – подгрупповые, индивидуальные, формы работы с детьми:

- беседы;

- рассказы о себе и своей семье (с использованием презентаций и альбомов);

- сочинение сказок;

- организация выставок совместных работ детей и родителей;

- чтение и заучивание художественных произведений;

К концу учебного года дети могут:

Называть и показывать на себе, других людях, игрушках, животных:

- части тела;

- органы чувств;

- уметь объяснять:

- зачем нужны органы чувств и части тела;

Замечать:

-ярко выраженное настроение взрослых и детей;

Знать:

- свое имя и фамилию, домашний адрес;

- имя родителей, воспитателя;

- родственные связи и свою социальную роль;

Знать и называть:

- предметы, которые окружают ребенка, которыми он пользуется в быту, во время отдыха, игры, труда; назначение предметов

Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности. Комплексно-тематическое планирование.

Сентябрь

Гендерная принадлежность   Семейная принадлежность Детский сад для ребят: имена и отчества воспитателя и няни, ориентировка в помещении группы. Осмотр группы; целевая прогулка по участку; Беседы: «Какая наша группа», «Как мы играем в игрушки».(региональный компонент) Чтение З.Александрова «Катя в яслях», Е.Янковская «Я хожу в детский сад», «Какие дети в нашей группе». С/И «Детский сад».(региональный компонент)
Гражданская принадлежность Наш поселок Чертково Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, Чтение О.Высотская «Смотрите, весь город украшен».(региональный компонент)

Октябрь

Гендерная принадлежность Закрепление знание имен детей в группе Д/И «Кто есть кто»
Семейная принадлежность Ориентировка в помещениях детского сада: музыкальный зал, сравнение с домашней обстановкой. Экскурсия по детскому саду, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа: «Кто где работает». С/Р «Детский сад», «Поликлиника», «Семья»(региональный компонент)
Гражданская принадлежность Улица, на которой находится детский сад, здания, учреждения. Целевые прогулки по улице с родителями, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседа: «Моя улица», чтение А. Барто «Песенка о Москве».(региональный компонент)

Ноябрь

Гендерная принадлежность Мы разные – девочки и мальчики, веселые, грустные, закрепление имен детей в группе, дружелюбное отношение друг к другу   Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков: одежда, прическа, игры. Беседы: «Мы разные», «А ты кто такой», «Когда бывает грустно и весело», чтение С.Маршак «О девочках и мальчиках», С/Р «Детский сад»(региональный компонент)
Семейная принадлежность Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, беседы «С кем ты живешь?», «как помогаешь маме», С/И «Семья».(региональный компонент)
Гражданская принадлежность Праздничный салют, красиво украшенные улицы поселка Рассматривание иллюстраций, чтение О.Высотская «Флажок», «Смотрите, весь город украшен». (региональный компонент)

Декабрь

Гендерная принадлежность Дружат девочки и мальчики Рассматривание себя в зеркале, беседа: «Какие дружные у нас ребята».
Семейная принадлежность Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге Беседа : « С кем ты живешь», рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, беседы «С кем ты живешь?», «как помогаешь маме», С/И «Семья».(региональный компонент)
Гражданская принадлежность Наш поселок Чертково. Где побывали? Украшение поселка к празднику Новый год. Рассматривание иллюстраций, чтение О.Высотская «Флажок», «Смотрите, весь город украшен». Продуктивная деятельность: «Салют», беседа: «Скоро праздник».(региональный компонент)

Январь

Гендерная принадлежность Читаем о девочках и мальчиках Чтение потешек, беседа по содержанию: «Спи, Ванюша», «Спи-ка, Голубочек, маленький сыночек», «Маша в гости приглашала», «Андрей воробей», Наша доченька в дому»…
Семейная принадлежность Мама, папа, я - дружная семья Беседы: « Как мы отмечали новогодний праздник»(региональный компонент)
Гражданская принадлежность Красота п.Чертково в новогоднем убранстве Беседы: «Что мы видели в поселке на новогодний праздник». Рассматривание фотографий.(региональный компонент)

Февраль

Гендерная принадлежность Праздник мальчиков, культура поседения мальчиков и девочек Беседа: «Поздравляем наших мальчиков»,Д/И «Воспитанные мальчики и девочки», С/Р «Детский сад»
Семейная принадлежность Мои сестрички и братишки   Рассматривание иллюстраций, Беседы о братьях и сестрах.
Гражданская принадлежность Праздник Российской армии, салют. Беседа: «Праздник пап и дедушек».Продуктивная деятельность: «Кораблик».

Март

Гендерная принадлежность Праздник 8 Марта. Рассказ воспитателя: «У наших девочек тоже праздник»
Семейная принадлежность Поздравление мам и бабушек, праздничное угощение, цветы Рассматривание фотографий, иллюстраций, беседа: «Как мы поздравим маму». Утренник. С/И «Семья»
Гражданская принадлежность Поздравление мам и бабушек, праздничное угощение, цветы

Апрель

Гендерная принадлежность Одежда мальчиков и девочек Рассматривание предметов одежды, Д/И «Оденем куклу», «Оденем мишку».
Семейная принадлежность Мои бабушка и дедушка   Рассматривание фотографий, рассказ воспитателя, Чтение С. Капутикян «Моя бабушка».
Гражданская принадлежность Красота поселка в начале весны, благоустройство улиц, уборка Наблюдении за проведением субботников, посильное участие, С/Р «Мы выходим на субботник»(региональный компонент)

Май

Гендерная принадлежность Закрепление правил поведения в детском саду: в группе, в музыкальном зале, на участке. Наблюдение за играми старших детей, бесе6да «Как вести себя в детском саду»(региональный компонент)
Семейная принадлежность Мой дом: закрепить знание адреса, безопасности поведения Беседы: «Дом, в котором ч живу», «Мои игрушки», «Можно-нельзя». С/Р «Семья».
Гражданская принадлежность Закрепление знаний о названии поселка, праздник победы, украшение улиц, салют Рассматривание иллюстраций, беседы: «Что мы видели на улице».(региональный компонент)

 

Перспективный план по региональному компоненту.

Национально-региональный компонент(в дальнейшем - региональный компонент) отражает образовательное пространство, которое обозначается определённым понятием, например, «Донской край». Содержание и объём регионального компонента определяются природно-экологическим, географо-демографическим, этническим, социально- экономическим и историко-культурным своеобразием Южного региона. Этот компонент учитывает национально-религиозные особенности, специфику состава населения и определяет обязательный минимум содержания образовательных программ по развитию речи, истории, культуре, природоведению и географии.

Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и могут быть реализованы как посредством самостоятельного курса, так и посредством интеграции его в общую структуру курсов федерального компонента. Наиболее общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, являются природа, социум, культура. В пределах региона каждая из этих сфер обладает специфическими характеристиками, которые могут стать основной для выделения конкретных объектов изучения (объектов краеведения):

· В сферу «природа» входят: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка;

· В сферу «социум» входят: история региона, народонаселение и демографические процессы, материальное производство и хозяйственная деятельность и др;

· В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно – бытовые обычаи и традиции, религия, образование и наука.

Национально-региональный компонентвариативен, может включать 10-15% от общего содержания раздела программы. Распределение материала зависит от возможностей ДОУ в целом, конкретного педагога и используемой комплексной образовательной программы и введено:

- 10-15% - содержания на каждое отдельное занятие данного раздела программы;

- 20-30% на часть занятий данного раздела программы;

- выделены отдельные занятия со 100% реализацией.

Базовые национальные ценности (представления):

· патриотизм – любовь к России, своему народу, к малой родине своей, служение Отечеству;

· социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

· наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

· традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности мировоззрения. Толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.