|
По формированию целостной картины мира.
В общеобразовательной программе выделено четыре направления в развитии познавательной активности детей:
1. Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей.
2. Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.
3. Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей.
4. Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Задачи:
· Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать детям информацию новым для них способом познания – через слово.
· Накапливать и обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.
· Помогать детям упорядочивать получение и накопления сведений о мире через понятие последовательности и целевые связи.
· Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.
· Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей.
Представленное планирование позволяет создать в группе предметно – развивающую среду, дети успешно усваивают определенные представления о предметах и явлениях окружающего мира на занятиях и вне занятий.
Реализация основных задач осуществляется через организованную образовательную деятельность, через создание предметно-развивающей среды, побуждающих детей к самостоятельной познавательной активности, а также через увеличение «территории познания» ребенка.
При планировании психолого – педагогической работы предусмотрены условия успешного развития познавательной активности за счет разнообразия деятельности и мероприятий, направленных на познание ребенком мира;
- организованная образовательная деятельность;
- экскурсии (целевые, тематические) ;
- беседы ;
- наблюдения с детьми;
- рассказы воспитателя;
- чтение художественной литературы;
- настольно – печатные игры и упражнения;
- чтение познавательных сказок – познавательная, а не развлекательная информация;
- чтение авторских сказок;
- отгадывание загадок;
В ходе мероприятий по созданию целостных систем детских представлений о мире решаются различные задачи развития:
- расширение кругозора детей на базе ближайшего окружения;
- создание условий для развития самостоятельной познавательной активности;
- формирование основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- формирование у него осознанного, бережного, сочувственного отношения к миру природы, к рукотворному миру.
К концу учебного года ребенок:
- имеет представление о домашних (диких) животных, особенностях их поведения и питания;
- умеет сравнивать и группировать предметы по цвету, форме;
- знает 3-4 дерева, несколько комнатных растений;
- имеет представления об условиях, необходимых для жизни людей, растений, животных;
- называет овощи, фрукты, ягоды, имеет представление о грибах;
- имеет элементарные представления о школе;
- имеет представление о жизни и особенностях труда;
- замечает сезонные изменения в природе. Имеет представление об изменениях, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности детей и взрослых
Комплексно-тематическое планирование по формированию целостной картины мира.
Сентябрь
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Вот какая наша группа» - познакомить с помещением групповой комнаты, рассказать об игрушках, правилах поведения в группе и спальне. Обратить внимание, что в группе много детей: девочек и мальчиков. Побуждать играть дружно.(региональный компонент)
«Наши игрушки» - уточнить, какие игрушки есть в группе, их расположение. Побуждать играть вместе, делиться игрушками, не отнимать их друг у друга, закреплять умение правильно называть игрушки.
«Мы – дружные ребята» - закреплять умение различать и называть величину и цвет предметов. Закреплять знания о том, что в группе есть девочки и мальчики, у них может быть веселое и грустное настроение. Закреплять знание имен детей в группе. Воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу.
Рассматривание картины «Мы играем» - учить видеть и понимать содержание картины, отвечать на вопросы. Уточнить, какие игрушки есть в группе, их расположение.
|
Октябрь
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
5.
| «Кто заботиться о нас в детском саду?» - рассказать детям о труде воспитателя и помощника воспитателя, закрепить знание их имен и отчеств.
«Кто готовит нам обед?» - Познакомить детей с работой повара, закреплять знание названий продуктов и обобщающего понятия продукты. Побуждать отвечать на вопросы, побуждать испытывать благодарность к повару за его труд.
«Кто нас лечит» - целевое посещение медицинского кабинета – познакомить с работой медсестры и врача. Побуждать называть их по имени и отчеству. Побуждать не бояться посещения медицинского кабинета, дать понятие: врачи заботятся о том, чтобы дети не болели.
«Работа в прачечной» - целевое посещение прачечной детского сада – познакомить детей с работой прачки, побуждать называть ее по имени и отчеству, воспитывать привычку к чистоте. Побуждать тщательно мыть руки, чтобы облегчить труд прачки.
«Кто заботиться о нас в детском саду?» - обобщить знания детей о тех людях, кто заботиться о детях в детском саду. Побуждать отвечать на вопросы, побуждать испытывать благодарность к этим людям за их труд.
|
Ноябрь
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Осень» - чтение стихов об осени – уточнить знание признаков осени: состояния погоды, растительного мира, побуждать воспринимать художественные образы стихотворения, воспитывать любовь к природе.
«Овощи. Русская народная песенка «Огуречик, огуречик» (заучивание)» - закрепить знание об овощах: название, внешний вид, вкус, формировать обобщающее понятие овощи; побуждать запоминать песенку, читать, передавая интонацию предупреждения, побуждать использовать жесты.
(региональный компонент)
«Фрукты» - закреплять знание названий и внешнего вида фруктов, формировать обобщающее понятие фрукты, дать первоначальное представление о пользе фруктов для здоровья.
(региональный компонент)
«Витамины» - уточнить и обобщить представление о пользе витаминов для здоровья. Закрепить знания об овощах и фруктах, учить определять их на вкус.
|
Декабрь
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Домашние животные» - рассматривание картин по теме – учить рассматривать картину, называть персонажи и действия, понимать причинно-следственные связи. Уточнить знание названий детенышей животных в единственном и множественном числе, упражнять в отчетливом произношении звуков а, у, и.
(региональный компонент)
«Домашние птицы» - закрепление знаний о домашних птицах (внешний вид, способ передвижения, среда обитания, название детенышей). Учить использовать в речи слова: цыплята, перышки, крылышки.
(региональный компонент)
«Дикие животные. Русская народная потешка «Мишка косолапый» (повторение)» - дать элементарное представление о животных средней полосы (внешний вид, образ жизни, питание, название детенышей). Побуждать выразительно читать потешку, использовать жестикуляцию.
(региональный компонент)
«Новый год» - закреплять представление о новогоднем празднике. Побуждать делиться впечатлениями о подготовке к празднику в детском саду и дома. Побуждать эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
|
Январь
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Мои каникулы» - активизировать впечатление о прошедших каникулах, учить выражать мысли в связных высказываниях, развивать речь, память .
«Наш веселый Новый год» - активизировать впечатление от праздника, учить выражать мысли в связных высказываниях, развивать речь, память. Побуждать вспомнить новогодние стихи.
(региональный компонент)
«Зимушка-зима. Рассматривание картин по теме» - закреплять представление о зиме. Учить отвечать на вопросы по содержанию картины, понимать причинно-следственные связи. Активизировать в речи слова: зима, снег, лед, снежинки, холодно, морозно.
(региональный компонент)
«Зоопарк» - закреплять знание названий диких животных. Дать элементарное представление о животных жарких стран, упражнять в употреблении названий детенышей животных.
|
Февраль.
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Одежда» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды, учить различать и называть предметы одежды, находить сходство и различия между ними. Формировать обобщающее слово одежда. Закрепить сходство и различия одежды мальчиков и девочек, формировать осознание своей гендерной принадлежности.
(региональный компонент)
«Обувь и головные уборы» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции головных уборов и одежды, познакомить с обобщающими понятиями головные уборы, обувь. Дать представление о том, что одежда и обувь созданы людьми. Они старались сделать их удобными и красивыми, поэтому нужно относиться к одежде и обуви бережно, не разбрасывать и не пачкать; побуждать быть самостоятельными.
(региональный компонент)
«Посуда» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов посуды, познакомить с обобщающим понятием посуда. Учить находить сходства и различия в предметах, группировать о сходным существенным признакам. Закрепить умение называть основные цвета.
«Мебель» - закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов мебели, познакомить с обобщающим понятием мебель. , учить выделять разные признаки предметов, сравнивать, находить существенные признаки, выражать их словами.
|
Март
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Мамин праздник» - формировать представление о празднике мам и бабушек. Воспитывать чувство любви и заботливое отношение к близким, побуждать эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
(региональный компонент)
«Транспорт» - уточнить знание названий, особенностей внешнего вида и частей легкового автомобиля и автобуса. Закрепить знание и употребление обобщающего понятия транспорт.
(региональный компонент)
«Осторожно, дорога!» - дать элементарные представления о дорожном движении, сигналах светофора. Упражнять в движении в соответствии с сигналами светофора.
«Опасности вокруг нас» - дать элементарное представление о правилах безопасности в быту, об обращении со спичками, ножом, горячими предметами. Побуждать делать выводы по предложенным проблемным ситуациям.
|
Апрель
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Свойства материалов. Какие бывают игрушки?» - познакомить со свойствами некоторых материалов, показать, как люди используют их для изготовления предметов. Рассмотреть игрушки, побуждать видеть в них сходства и различия.
«Наш сад на окне» - закреплять знание названий комнатных растений. Продолжать учить различать части растения (стебель, листья, цветок).
(региональный компонент)
«Деревья, кусты, цветы» - закреплять представление о растениях своего участка: деревья. Кусты, цветы, упражнять в и различении. Закрепить представление о зависимости внешнего вида растений от времени года, уточнить знание названий некоторых растений, продолжать формировать интерес к природе.
(региональный компонент)
«Здоровье надо беречь» - закрепить знание о частях тела и их функции, о том, как беречь здоровье и для чего. Обобщить представление о необходимости содержать тело в чистоте, питаться полезными продуктами, тепло одеваться в холодную погоду, лечиться, если заболеешь.
|
Май
№занятия
| Тема. Цели и задачи.
| 1.
2.
3.
4.
| «Труд взрослых» – закрепить знания о профессиях воспитателя, няни, повара, дворника, шофера; предметах, необходимым им для работы.
(региональный компонент)
«Предметы вокруг нас» - закрепить знание классификации предметов по обобщающим понятиям: одежда, обувь, посуда, мебель, игрушки, транспорт.
Мой поселок. Здесь я живу» - обобщить представление о родном поселке, полученные в ходе прогулок и рассказов взрослых. Побуждать участвовать в беседе об улице, на которой находится детский сад, ее достопримечательностях. Учить узнавать на иллюстрациях и фотографиях знакомые сооружения, побуждать рассказывать об экскурсиях по поселку с родителями.
(региональный компонент)
Мониторинг.
| 37.
| Итого
|
Мир человека.
Цель – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Стержнем программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.
При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывается, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и лишь частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от пола ребенка, от особенностей развития его эмоциональной и познавательной сфер. Программа учитывает «зону ближайшего развития» ребенка, и уровень развития его познавательных интересов, и интерес к отдельным сторонам социальной значимости. Новые подходы, определенные ФГОС, предполагают формирование у ребенка гендерной принадлежности, целью которой является формирование у ребенка понимания: девочка он или мальчик. Поэтому среди методических приемов предполагаются наблюдения, рассматривание фотографий в динамике роста ребенка, беседы о том, кто есть кто и какой он.
Формы организации детей – подгрупповые, индивидуальные, формы работы с детьми:
- беседы;
- рассказы о себе и своей семье (с использованием презентаций и альбомов);
- сочинение сказок;
- организация выставок совместных работ детей и родителей;
- чтение и заучивание художественных произведений;
К концу учебного года дети могут:
Называть и показывать на себе, других людях, игрушках, животных:
- части тела;
- органы чувств;
- уметь объяснять:
- зачем нужны органы чувств и части тела;
Замечать:
-ярко выраженное настроение взрослых и детей;
Знать:
- свое имя и фамилию, домашний адрес;
- имя родителей, воспитателя;
- родственные связи и свою социальную роль;
Знать и называть:
- предметы, которые окружают ребенка, которыми он пользуется в быту, во время отдыха, игры, труда; назначение предметов
Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности. Комплексно-тематическое планирование.
Сентябрь
Гендерная принадлежность
Семейная принадлежность
| Детский сад для ребят: имена и отчества воспитателя и няни, ориентировка в помещении группы.
| Осмотр группы; целевая прогулка по участку; Беседы: «Какая наша группа», «Как мы играем в игрушки».(региональный компонент)
Чтение З.Александрова «Катя в яслях», Е.Янковская «Я хожу в детский сад», «Какие дети в нашей группе». С/И «Детский сад».(региональный компонент)
| Гражданская принадлежность
| Наш поселок Чертково
| Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, Чтение О.Высотская «Смотрите, весь город украшен».(региональный компонент)
|
Октябрь
Гендерная принадлежность
| Закрепление знание имен детей в группе
| Д/И «Кто есть кто»
| Семейная принадлежность
| Ориентировка в помещениях детского сада: музыкальный зал, сравнение с домашней обстановкой.
| Экскурсия по детскому саду, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, беседа: «Кто где работает». С/Р «Детский сад», «Поликлиника», «Семья»(региональный компонент)
| Гражданская принадлежность
| Улица, на которой находится детский сад, здания, учреждения.
| Целевые прогулки по улице с родителями, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседа: «Моя улица», чтение А. Барто «Песенка о Москве».(региональный компонент)
|
Ноябрь
Гендерная принадлежность
| Мы разные – девочки и мальчики, веселые, грустные, закрепление имен детей в группе, дружелюбное отношение друг к другу
| Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков: одежда, прическа, игры. Беседы: «Мы разные», «А ты кто такой», «Когда бывает грустно и весело», чтение С.Маршак «О девочках и мальчиках», С/Р «Детский сад»(региональный компонент)
| Семейная принадлежность
| Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге
| Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, беседы «С кем ты живешь?», «как помогаешь маме», С/И «Семья».(региональный компонент)
| Гражданская принадлежность
| Праздничный салют, красиво украшенные улицы поселка
| Рассматривание иллюстраций, чтение О.Высотская «Флажок», «Смотрите, весь город украшен». (региональный компонент)
|
Декабрь
Гендерная принадлежность
| Дружат девочки и мальчики
| Рассматривание себя в зеркале, беседа: «Какие дружные у нас ребята».
| Семейная принадлежность
| Моя семья: члены семьи, их занятия, забота друг о друге
| Беседа : « С кем ты живешь», рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, беседы «С кем ты живешь?», «как помогаешь маме», С/И «Семья».(региональный компонент)
| Гражданская принадлежность
| Наш поселок Чертково. Где побывали? Украшение поселка к празднику Новый год.
| Рассматривание иллюстраций, чтение О.Высотская «Флажок», «Смотрите, весь город украшен». Продуктивная деятельность: «Салют», беседа: «Скоро праздник».(региональный компонент)
|
Январь
Гендерная принадлежность
| Читаем о девочках и мальчиках
| Чтение потешек, беседа по содержанию: «Спи, Ванюша», «Спи-ка, Голубочек, маленький сыночек», «Маша в гости приглашала», «Андрей воробей», Наша доченька в дому»…
| Семейная принадлежность
| Мама, папа, я - дружная семья
| Беседы: « Как мы отмечали новогодний праздник»(региональный компонент)
| Гражданская принадлежность
| Красота п.Чертково в новогоднем убранстве
| Беседы: «Что мы видели в поселке на новогодний праздник». Рассматривание фотографий.(региональный компонент)
|
Февраль
Гендерная принадлежность
| Праздник мальчиков, культура поседения мальчиков и девочек
| Беседа: «Поздравляем наших мальчиков»,Д/И «Воспитанные мальчики и девочки», С/Р «Детский сад»
| Семейная принадлежность
| Мои сестрички и братишки
| Рассматривание иллюстраций, Беседы о братьях и сестрах.
| Гражданская принадлежность
| Праздник Российской армии, салют.
| Беседа: «Праздник пап и дедушек».Продуктивная деятельность: «Кораблик».
|
Март
Гендерная принадлежность
| Праздник 8 Марта.
| Рассказ воспитателя: «У наших девочек тоже праздник»
| Семейная принадлежность
| Поздравление мам и бабушек, праздничное угощение, цветы
| Рассматривание фотографий, иллюстраций, беседа: «Как мы поздравим маму». Утренник. С/И «Семья»
| Гражданская принадлежность
| Поздравление мам и бабушек, праздничное угощение, цветы
|
Апрель
Гендерная принадлежность
| Одежда мальчиков и девочек
| Рассматривание предметов одежды, Д/И «Оденем куклу», «Оденем мишку».
| Семейная принадлежность
| Мои бабушка и дедушка
| Рассматривание фотографий, рассказ воспитателя, Чтение С. Капутикян «Моя бабушка».
| Гражданская принадлежность
| Красота поселка в начале весны, благоустройство улиц, уборка
| Наблюдении за проведением субботников, посильное участие, С/Р «Мы выходим на субботник»(региональный компонент)
|
Май
Гендерная принадлежность
| Закрепление правил поведения в детском саду: в группе, в музыкальном зале, на участке.
| Наблюдение за играми старших детей, бесе6да «Как вести себя в детском саду»(региональный компонент)
| Семейная принадлежность
| Мой дом: закрепить знание адреса, безопасности поведения
| Беседы: «Дом, в котором ч живу», «Мои игрушки», «Можно-нельзя». С/Р «Семья».
| Гражданская принадлежность
| Закрепление знаний о названии поселка, праздник победы, украшение улиц, салют
| Рассматривание иллюстраций, беседы: «Что мы видели на улице».(региональный компонент)
|
Перспективный план по региональному компоненту.
Национально-региональный компонент(в дальнейшем - региональный компонент) отражает образовательное пространство, которое обозначается определённым понятием, например, «Донской край». Содержание и объём регионального компонента определяются природно-экологическим, географо-демографическим, этническим, социально- экономическим и историко-культурным своеобразием Южного региона. Этот компонент учитывает национально-религиозные особенности, специфику состава населения и определяет обязательный минимум содержания образовательных программ по развитию речи, истории, культуре, природоведению и географии.
Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и могут быть реализованы как посредством самостоятельного курса, так и посредством интеграции его в общую структуру курсов федерального компонента. Наиболее общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, являются природа, социум, культура. В пределах региона каждая из этих сфер обладает специфическими характеристиками, которые могут стать основной для выделения конкретных объектов изучения (объектов краеведения):
· В сферу «природа» входят: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка;
· В сферу «социум» входят: история региона, народонаселение и демографические процессы, материальное производство и хозяйственная деятельность и др;
· В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно – бытовые обычаи и традиции, религия, образование и наука.
Национально-региональный компонентвариативен, может включать 10-15% от общего содержания раздела программы. Распределение материала зависит от возможностей ДОУ в целом, конкретного педагога и используемой комплексной образовательной программы и введено:
- 10-15% - содержания на каждое отдельное занятие данного раздела программы;
- 20-30% на часть занятий данного раздела программы;
- выделены отдельные занятия со 100% реализацией.
Базовые национальные ценности (представления):
· патриотизм – любовь к России, своему народу, к малой родине своей, служение Отечеству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
· наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
· традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности мировоззрения. Толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|