Изменились взаимоотношения между театром и литературой.
Спектакль стал сравним с романом или повестью,
Ибо обрел возможность воссоздавать образ мира и анализировать
Отдельный характер или ситуацию с той степенью скрупулезности,
Которая раньше была доступна только литературе.
Технологически это стало возможным за счет действенного режиссерского
Анализа произведения, в ходе которого, сопоставляя
Пьесу и реальную жизнь, режиссер разбивает произведение
на цепь событий, поступков, действий, доходя до ≪атомного≫
Уровня. Дальше действие не дробится. Этот режиссерский мет
О д —монопольная принадлежность театра психологического
Реализма.
Театр сближается с литературой по эстетической емкости,
Сравнивается с ней в способности психологического постижения
характера, соревнуется за место ≪документа эпохи≫.
Корабль сценического реализма получил дополнительный
Ход именно от режиссера.
Товстоногов пишет: ≪В своей работе я употребляю такой
термин —≪роман жизни≫. Для меня это является лекарством
От страшного гипноза опыта, который все время тянет в знакомые
Сценические условия.
Что это значит —≪роман жизни≫? Читая пьесу, я стремлюсь
Увидеть ее не в сценических формах, а, напротив, как бы воз18
Вращая себя к тем пластам жизни, которые стоят за пьесой, проб
ую перевести ее в ≪роман жизни≫. Какое бы произведение ни
Было передо мной, будь то психологическая пьеса или лирическая
Поэма в драматической форме, фантасмагория в духе
Сухово-Кобылина или народная сказка, водевиль или шекспировская
трагедия, я стремлюсь на первом этапе увидеть ≪роман
жизни≫, независимо от будущей сценической формы произведения.
Я пробую представить себе, скажем, ≪Грозу≫ Островского
Не как пьесу, где есть акты, явления, выходы действующих
Лиц, а как поток жизни, как действительно существовавшее
Прошлое, пытаюсь перевести пьесу с языка театра на язык
Литературы, сделать из пьесы роман, предположить, что передо
мной, например, не пьеса ≪Гроза≫, а роман ≪Гроза≫, в котором
Нет явлений, актов, реплик и ремарок. Я пытаюсь представить
Себе жизнь героев пьесы как жизнь реально существующих или
Существовавших людей. Мне важно, что с ними происходило
До появления на сцене, что они делали между актами пьесы.
Важно знать, что они думали. Больше всего мне хочется понять
Даже не что они говорят и делают, а чего они не говорят, чего
они не делают, но хотели бы сделать≫.1
Хотя Товстоногов рассматривает здесь термин ≪роман
жизни≫ в плане методики работы режиссера, нет сомнения,
Что это его всеобъемлющий творческий принцип, имеющий отнюдь
Не только методологическую ценность. Стоит заметить,
что ≪литературное≫ качество режиссуры распространено отнюдь
Не повсеместно, как иногда кажется. Имеющая принципиальное
Эстетическое значение, обладающая методологической ценностью,
эта ≪литературность≫ должна быть отмечена и как индивидуальное
Свойство режиссерского почерка Товстоногова.
Решение сцены Товстоногов проверяет, так сказать, литературой.
≪...Нас более всего удовлетворяло совпадение логики
сцены с логикой романа≫,—замечает он по поводу одной из
сцен ≪Идиота≫.2 Говоря о драматургии А. Володина, он находит
новое в его творчестве в том, что ≪построение драматургической
Композиции идет у него по принципу не драмы в привычном
понимании, а новеллы, повести, романа≫.3
Эта ≪литературность≫ режиссерского взгляда на театр не
Врожденное, а приобретаемое свойство, находящееся в динамике,
в развитии, усовершенствовании и обновлении. ≪Режиссер-
романист Товстоногов родился из режиссера-сценариста≫,— справедливо утверждает Д. Золотницкий.4 Л о г и к а личного творческого
Пути режиссера Товстоногова пересекается здесь
Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера. М., 1967, с. 148—49.
Там же, с. 145.
Там же, с. 41.
Д. 3 о л о т н и ц к и й. Товстоногов.—В кн.: Портреты режиссеров. М.,
С. 113.
С общей тенденцией развития советской режиссуры и обретает
Еще одну составную того, что можно назвать товстоноговским
Направлением в нашем театре.
Репертуарный выбор Товстоногова не бывает случайным, более
Т о г о ,—он всегда многозначителен. Для той линии в нашей
Драматургии, которую как общий признак характеризует интерес
К внутреннему миру человека, постановка нравственных
Проблем и тонкий психологизм, имя Товстоногова значит то же,
Что имя А. Попова для ранней драматургии Н. Погодина.
В спектаклях выдающихся мастеров режиссуры новаторская
Драматургия получила свое сценическое утверждение.
Режиссер реформировал театральное искусство, придав ему
Поступательное движение невиданной силы. Великий сценический
Реализм X I X века, с которым в принципе не порывал театр
Режиссера, был тем не менее преобразован.
Театр великих актеров, великих лицедеев не знал категории
Художественного единства спектакля, спектакля как гармонически
Организованного целого, подчиненного единому замыслу.
В сценическом смысле театр X I X века был театром актерским,
Его исторические периоды названы по именам актеров. С конца
Века они начнут менять имена на режиссерские.
Режиссура переворошила театральное искусство сверху донизу,
Не оставив нетронутым ни одного компонента спектакля.
Режиссеры привели в театр художников-живописцев и архитекторов,
Им потребовалась новая техника сцены, и по их просьбам
Инженеры сделали массу приспособлений, которые не
Были нужны старому театру, они отменили приятную традицию
Слушать музыку в антрактах и насытили ею спектакли. Актеры
получили от режиссера новые задания, потеряв право на
Художественный диктат. Просьба уважаемой актрисы к режиссеру
О том, чтобы он не мешал ей и только позаботился, чтобы
Ее было видно зрителю, осталась сентиментальным воспоминанием
О сказочных временах актерского владычества.
Главная же дружба у режиссеров установилась с писателями.
Режиссеры увидели за репликами писателей гораздо
Больше жизненного содержания, чем видел театр раньше, они
Более тонко выявляли замысел драматурга, подчас расходясь
С ним самим, они придали классическим пьесам новое звучание,
Освободив классику от иных окостеневших навыков актерской
Игры.
Отношения режиссеров и профессиональных драматургов
все время были ≪любовно-склочными≫. Они не могли друг без
Друга, но все нараставшая требовательность режиссеров и неспособность
Драматургов удовлетворить ее толкали первых к постоянным
Изменам. Счастливой соперницей драмы стала проза.
Человек дела —режиссер, не переставая требовать с драматургии,
Пошел на поклон к прозе, у которой дела, как правило,
Обстоят лучше, нежели у драматургии.
Эта измена отнюдь не была потребительской попыткой восполнить
Прорехи в репертуаре. За ней крылось нечто большее,
Что осознано еще плохо, не всеми и не как закономерность.
Здесь же закономерность, свидетельство возрастающей роли режиссерского
Искусства, его обогащения. Объединив в своих руках
несколько самостоятельных искусств, выработав свой художественный
Язык, режиссер стал свободен от былых театральных
Рамок. Он мог показать такую тонкость в передаче
Психологии, какая и не снилась старым театралам, он мог дать
На сцене движение масс, передать без единого слова атмосферу
Лунного вечера и моря в непогоду. Он мог все, если имел материал,
который позволял ему сказать ≪городу и миру≫ свое
Заветное режиссерское слово.
В авангарде движения шел Московский Художественный театр.
Инсценировки романов Достоевского, Толстого, Гоголя становились
Событиями в театральном мире, значение которых не
Исчерпано и сегодня.
В поисках нового, революционного материала он привлек
К активному сотрудничеству группу молодых советских писателей
и ошеломил новизной ≪Дней Турбиных≫, ≪Бронепоезда
14-69≫, порадовал ≪Растратчиками≫ В. Катаева, пьесами, которые
Были некогда романами и повестями.
Товстоногов продолжает и развивает эту линию. Попытка
Объяснить его творчество, его эволюцию с классических позиций
Драматургии, ее основополагающего влияния, с точки зрения
Изменений в выразительном языке театра, не дает полных
Результатов, ибо драматургия выразила отнюдь не все процессы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|