Итоги освоения содержания
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого родной страны.
ü Имеет некоторые представления о государственном устройстве России, ее символике, других странах мира, людях разных национальностей.
ü Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.
ü Охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсе рисунков «Мы любим нашу землю», проявляет инициативность и самостоятельность.
ü Выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü Равнодушие ребенка к особенностям родной страны, нежелание беседовать на эту тему. Проявление пренебрежительного отношения к детям других национальностей, нежелание вместе играть, заниматься общим делом.
РЕБЕНОК В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ
И ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой стороны, именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.
Компонентами содержания социального развития старших дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру.
Средства этнокультурного образования
И воспитания дошкольников
Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.
Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.
Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы: народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Традиционно народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей развития человечества, воспитанию толерантного отношения к разным народам, поликультурному развитию дошкольников.
Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тексты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.
Декоративно-прикладное искусство разных народов, в произведениях которого отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Знакомство со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания), а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.
Поликультурное пространство музея. Музей как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями дляприобщения дошкольников к различным культурам, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к различным культурам в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом дошкольном образовательном учреждении за счет организации и деятельности детского мини-музея или музейной студии.
Шестой год жизни
Задачи воспитания этнотолерантности
1. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
2. Развивать представление о том, что Россия — большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии.
3. Познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей.
4. Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов.
5. Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
Освоение задач воспитания этнотолерантности у дошкольников осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.
Основные методы воспитания этнотолерантности у детей 5—6 лет следующие.
Рассказы взрослого, чтение книг, просмотр видеофильмов, видеопрезентаций, прослушивание аудиозаписей, беседы, организация выставок обеспечивают накопление ребенком представлений о расовом и этническом составе планеты, нашей страны, особенностях этнической культуры, возбуждают интерес к данному содержанию.
Знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками способствует воспитанию интереса к культуре родной страны, своего этноса, других народов и национальностей, углубляет опыт познания ребенком причин различия и глубинного сходства этнических культур, обеспечивают возможность отражения полученных знаний в разных видах художественно-творческой деятельности.
Обсуждение реальных специально созданных проблемных ситуаций, связанных с решением проблем межэтнического взаимодействия, в целях воспитания этнотолерантного отношения к людям (детям и взрослым) различных рас и национальностей.
Метод проектов углубляет интерес ребенка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание коллекций», «Создание мини-музея», «Создание альбома „Мы разные, мы вместе"» с рисунками и рассказами детей различной этнической принадлежности, посещающих одну группу детского сада.
Праздники (в том числе народные обрядовые), театрализованно- музыкальные развлечения, «семейные вечера» подводят своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в них, взаимодействие с представителями разных этносов способствует накоплению опыта деятельности и поведения на материале народной культуры и искусства, становлению этнотолерантных установок.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Познавательный компонент этнотолерантности. Дети знакомятся с тем, что люди, населяющие нашу планету, относятся к разным расам (европеоидная «белая» раса, негроидная «черная» раса, монголоидная «желтая» раса), что в каждой стране живут люди разных этносов. Имеют представление о том, что Россия — большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии. Знают, что люди объединяются в различные национальные группы, видит их многообразие и некоторые внешние особенности; начинают относить себя к определенному этносу.
Понимают, что знакомые им дети и взрослые могут быть разных национальностей и культур, говорить на разных языках.
Знают на примере произведений устного народного творчества, музыкального и декоративно-прикладного искусства, что каждый народ имеет свою культуру.
Дети имеют представления о некоторых особенностях жизни детей в других странах, об их любимых играх, игрушках, занятиях. Понимают значение позитивного общения, необходимость сотрудничества и взаимопомощи людей разных стран и этносов.
Организация опыта освоения содержания Что осваивают дети
Эмоциональный компонент этнотолерантности. Воспитатель поддерживает и поощряет интерес детей к русской народной культуре: устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам.
Стимулирует развитие интереса к знакомству с культурой, народным искусством различных этносов, населяющих нашу страну.
Поддерживает желание детей организовывать совместную деятельность (игровую, художественную) с детьми других национальностей, посещающих группу детского сада.
Практический компонент этнотолерантности. Педагог обеспечивает развитие умения воспринимать и обсуждать различия и сходства народной культуры некоторых этносов на основе знакомства с народными игрушками, произведениями искусства.
Создает условия для освоения умения общаться и организовывать разные виды деятельности (прежде всего игры) с детьми другой национальности.
Инициирует стремление детей разучивать и исполнять некоторые произведения устного, музыкального творчества разных народов.
В ходе организации игровой, художественной и проектной деятельности воспитатель обеспечивает развитие умения отражать представления о многообразии этнического состава населения страны, об особенностях их материальной культуры и произведений устного народного творчества в рисунках, рассказах, сюжетных играх, играх-драматизациях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|