|
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
В старшем дошкольном возрасте важным является расширение и разнообразие тематики изобразительной деятельности детей, которая должна быть близка детскому опыту, субкультуре, освоенным умениям и представлениям об окружающем мире.
Предметное изображение: люди, сказочные персонажи, герои мультфильмов и детских фильмов, реалистичные и сказочные здания и архитектурные сооружения, транспорт, растения и животные, предметы быта (мебель, посуда, техника), игрушки; интересные явления (фейерверк, туман, капель, снежинка, радуга, снегопад и т. п.).
Сюжетное изображение: эпизоды сказок и историй, значимых для города и страны социальных и исторических событий (основание города, карнавал, празднование Нового года), событий «детского мира» (жизнь детского сада, семейные праздники и будни, эпизоды детской деятельности), фантазийные сюжеты.
Декоративное изображение: украшение разнообразных предметных (мебель, посуда, одежда, предметы бьгга и аксессуары — фото-рамки, альбомы, пуговицы и т.п.) и геометрических (плоских и объемных) основ, использование образов, элементов росписи по мотивам народных промыслов и самостоятельно придуманных.
Развитие компонентов изобразительной деятельности
Педагог активизирует и продолжает развивать умение детей самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для создания сюжета.
Побуждает детей создать выразительный образ, передавая свое отношение. Подводит детей к созданию выразительного оригинального образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств, обыгрыванию изображения, к интеграции видов деятельности по собственной инициативе. Поддерживает стремление детей создавать продукты
изобразительной деятельности для разнообразных собственных игр, в «подарок» значимым близким людям, для оформления помещений детского сада к праздникам и мероприятиям.
Воспитатель побуждает и поддерживает проявление инициативы детей в художественно-игровой деятельности, в высказываниях собственных эстетических суждений и оценок.
Формирует у детей потребность в достижении качественного результата. Побуждает экономично использовать материалы. Развивает умение планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его.
Педагог вовлекает детей в совместное со взрослым изобразительное творчество (наряду с индивидуальной деятельностью). Развивает умение сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ (договариваться о замысле, распределять работу, совместно действовать).
Учит адекватно оценивать результаты деятельности (своей, других детей), поощряет стремление детей к совершенствованию умений, продуктов деятельности, желание прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
Создает условия для освоения детьми новых, более сложных способов создания изображения.
Изобразительно-выразительные умения
Педагог развивает умение детей выделять главное, используя адекватные средства выразительности: цвет, форму, размер, расположение на листе, в композиции.
Подводит детей к использованию цвета как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине. Поощряет детей использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная гаммы), насыщенные или приглушенные тона. Обращает внимание детей на изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Развивает умения смешивать цвета с целью получения оттенков, называть цвета и оттенки, активизируя стремление детей придумывать выразительные сравнения. Развивает цветовое восприятие, умение более тонко различать оттенки.
Воспитатель инициирует детей подбирать фон бумаги, сочетание красок, цвет пластических материалов для передачи настроения, создания выразительного образа (например, использовать насыщенные контрастные цвета для передачи настроения праздника, веселья); выбирать формат бумаги, размер конструкции в соответствии с замыслом (например, изображение высокого стройного дерева — вертикальное расположение листа, пейзажа с раскидистыми кронами дубов — горизонтальное).
Воспитатель учит детей создавать изображение по представлению, по памяти, а также с натуры; анализировать объект, его свойства; устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. Подводит детей к передаче многообразия форм, фактур, пропорциональных отношений.
В изображении предметного мира педагог обращает внимание детей на передачу сходства с реальными объектами; при изображении с натуры — на общие, типичные и характерные, индивидуальные признаки предметов, живых объектов, на их форму и фактуру, пропорции и взаимное расположение частей. Учит передавать характерные позы героев, движение/статику, жесты, мимику, существенные детали образа.
При изображении сказочных образов учит передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности — цвет, движение, линию, форму.
В сюжетном изображении педагог помогает детям выделять главное, передавать отношения между объектами, используя все средства выразительности, прежде всего — композицию: изображать предметы на близком, среднем и дальнем планах, обозначать линию горизонта согласно создаваемому образу.
В декоративном изображении воспитатель стимулирует детей применять полученный опыт (приобщение к народным промыслам) в декоративном изображении: создавать нарядные, обобщенные образы, украшать предметы орнаментами и узорами растительного и геометрического характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении; украшать плоские и объемные формы, предметные изображения (ложку, тарелку, разделочную доску, фартук, косынку, варежку, юбку) и геометрические основы.
При создании декоративной композиции по мотивам определенного промысла воспитатель развивает умения детей использовать характерные для него элементы, создавать гармоничную композицию. При создании изображений по мотивам русских народных сказок инициирует использование детьми элементов народного искусства — цветовое сочетание, образы, элементы узоров.
Технические умения
В специальных образовательных и повседневных ситуациях педагог совершенствует моторные характеристики умений детей — свободу движений, точность, ритмичность, плавность, силу нажима и другие.
Знакомит со способом создания наброска. Развивает умение рисовать контур предмета простым карандашом.
В рисовании педагог расширяет опыт детей в применении разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры).
Развивает умение детей создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Учит пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи, передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш.
Воспитатель создает ситуации дня освоения детьми разнообразных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового пятна, техники пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, диатипии, «рельефный» рисунок. Обеспечивает освоение дошкольниками способов рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. п.
В аппликации педагог обогащает опыт использования детьми разнообразных материалов: бумаги разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ (засушенные цветы, листья, соломка, кора деревьев, пух, семена, песок), бросовых материалов (опилки, толченая скорлупа, фантики от конфет).
Знакомит детей с техниками симметричного, ажурного вырезания, разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации, с техникой обрывной аппликации. Формирует последовательность работы над сюжетной аппликацией, умение создавать коллажи.
Педагог совершенствует и развивает умение создавать разнообразные формы: резать на короткие и длинные полоски, вырезать круги и овалы, преобразовывать одни фигуры в другие.
В лепке взрослый побуждает детей к использованию разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, снег, песок, глина, воск) и дополнительных материалов для декорирования (семена, фольга, бисер).
Педагог развивает у дошкольников умения создавать объемные и рельефные изображения (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой, штампы), постамент, каркасы; использовать стеки, штампы, материалы для крепления удлиненных, вытянутых форм.
Учит лепить конструктивным и смешанным способами, создавать многофигурные композиции, устойчивые конструкции, передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета, вылепливать мелкие детали. Совершенствует мелкую моторику рук.
В конструировании
Конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов. Педагог учит детей анализировать постройку (конструкцию), выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения.
Побуждает детей создавать образы здания, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры (варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки), придумывать сюжетные композиции. Стимулирует создание дошкольниками выразительных оригинальных, соответствующих условию построек: современные сооружения и здания, исторические или сказочные постройки. Поддерживает стремление и инициативу самостоятельно находить конструктивные решения, предлагать несколько вариантов сооружений (мосты согласно разным условиям, домики для животных зоопарка, домики коротышек и т. п.).
Побуждает детей к использованию некоторых правил создания прочных, высоких сооружений (вертикальность — горизонтальность расположения, легкость перекрытий, сбалансированность по массе и расположению и т. п.), их декорированию (колонны, портики, шпили, решетки).
Побуждает детей к созданию сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, а также по схемам, моделям, фотографиям.
Конструирование из бумаги. Педагог поддерживает и активизирует создание детьми интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром.
Обеспечивает освоение и использование обобщенных способов и приемов конструирования из бумаги: сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, надрезание по сгибам. Развивает умение создавать образы путем закручивания полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр, учит изготавливать игрушки и предметы из готовых разверток, читать схемы сложения.
Конструирование по типу оригами. Педагог обеспечивает освоение детьми приемов сгибания листа определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник пополам, совмещая углы и противоположные стороны, квадрат — по диагонали, треугольник — отгибая углы к середине противоположной стороны. Поддерживает стремление создавать выразительные игрушки для разнообразных игр.
Конструирование из природного материала. Взрослый побуждает детей выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме.
Знакомит с различными способами крепления деталей: пластичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т. п.
Конструирование из бросовых материалов — катушек, коробочек, пластмассовых емкостей, клубков нитей, поролона, пенопласта. Педагог развивает умение работать с различными инструментами: ножницами, шилом, линейкой.
Педагог создает ситуации для освоения детьми различных способов оформления: плоского (игрушки-самоделки, сувениры, закладки для книг), объемного (праздничные композиции из бумаги и картона, фольги — гирлянды, султанчики, елочные игрушки; вазочки, стаканчики в технике обертки пластилином/глиной и декорирования) и объемно-пространственного (дизайн интерьера, декораций для драматизаций, оформление пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр). Развивает у детей умение моделировать простые предметы (фасоны и декор кукольной одежды, атрибуты для театрализованных представлений).
Развивает умение использовать некоторые материалы (упаковку, пленку, галантерею и т.п.) для создания интересных композиций. Учит планировать процесс создания предмета.
Педагог поддерживает стремление детей к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр.
Развивает умение работать с тканью: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами (бисером, образными элементами в технике аппликации). Вовлекает детей в изготовление простых игрушек путем закручивания (игрушки-закрутки). Развивает навыки плетения: нанизывание на шнур (декоративную ленту, цветную веревку) бисера, плетение из шнуров, декоративных лент, полос ткани.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|