Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация опыта освоения образовательной области





Что осваивают дети

Педагог стимулирует проявление у детей интереса к народным промыслам, декоративно-оформительскому искусству, изобразитель­ному искусству разных видов, выразительным образам и изобразитель­ным материалам, к необычным и красивым архитектурным сооруже­ниям, к архитектуре малых форм (оградам, решеткам, фонарям, бе­седкам).

Учит детей различать произведения искусства разных видов, под­водит к пониманию специфики разных видов искусства. Обогащая представления детей, развивает у них умения: различать и называть жанры живописи; различать некоторые виды пейзажа, портрета, на­тюрморта, жанровых изображений; виды скульптуры по назначению (монументальная и станковая; объемная и рельефная), используемому материалу; виды прикладного искусства по назначению (посуда, одеж­да, игрушки, мебель и т.п.), основным стилевым особенностям (свое­образие цветового решения, композиции, элементы декора), устанав­ливать сходство и различие; виды графики (иллюстрация, прикладная графика) и архитектуры (промышленные, общественные, жилые зда­ния; сооружения мостов; архитектура малых форм).



Воспитатель знакомит дошкольников с некоторыми изобразитель­ными материалами, инструментами; развивает умения правильно их называть.

В процессе рассматривания иллюстраций, фотографий, экскурсий и прогулок по городу воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающего мира и пространства города. Создает ситуации воспри­ятия детьми разных видов архитектурных объектов, выразительных образов разных видов искусства (скульптуры, живописных и графи­ческих изображений), предметов народных промыслов России[6].

Педагог развивает у детей умение самостоятельно и последователь­но рассматривать, анализировать произведения изобразительного ис­кусства, выделять типичное, обобщенное (в архитектурных сооруже­ниях — стены, окна, двери, основание; в графических, скульптурных и живописных образах — основные части изображенных объектов), характерное (декор дворцов, храмов, конструктивные решения жилых зданий) и индивидуальное — на примерах конкретных сооружений (Зимний дворец, Эрмитаж, Московский Кремль, храм Спас на Крови), известных выразительных скульптурных, графических и живописных образах.



Воспитатель развивает у детей умение эмоционально откликаться на художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитек­туры, оценивать их, понимать выразительность художественного об­раза, формулировать собственное суждение, предпочтения.

Взрослый подводит детей к пониманию художественного образа живописных, скульптурных, графических работ, идеи произведения (на доступном уровне: что хотел рассказать автор, что его заинтересо­вало, удивило?), к установлению связи между образом, сюжетом, сред­ствами выразительности. Учит понимать настроение произведения, отношение автора к изображенному.

Создает ситуации, способствующие выделению детьми средств вы­разительности разных видов искусства (цвет, линия, фактура, форма, композиция, материалы, детали).

В процессе рассматривания живописных произведений педагог об­ращает внимание детей на цветовую тональность изображения, пере­дающую настроение, состояние человека или природы. Учит различать произведения, написанные в теплой и холодной контрастных гаммах, передающих определенное настроение, состояние. Определять характер произведения: лирический, эпический, декоративный, торжественный и т. п. В ходе восприятия портретов и жанровых изображений педагог учит детей выделять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику, анализировать детали, лицо, мимику, позу, жесты героя (героев), построение композиции, чтобы понять замысел произведения. В ходе рассматривания натюрмортов и пейзажей — ана­лизировать композиционное решение, детали.



При рассматривании скульптурных объектов педагог обращает внимание детей на используемый мастером материал, технику его об­работки, поясняет особенности средств выразительности: фактуры, композиции (динамика и статика), силуэта, устойчивости конструк­ции, постамента.

При рассматривании произведений книжной графики подводит детей к установлению связи между создаваемым образом, его вырази­тельностью и используемыми художником средствами (линией, штри­хом, построением композиции).

При рассматривании изделий народных промыслов обращает вни­мание детей на силуэты, используемые цветовые и композиционные решения, способы декорирования, узоры и образы.

В ходе знакомства с архитектурными постройками подводит к по­ниманию взаимосвязи назначения постройки (пользы), ее внешнего вида (красоты) и прочности. Развивает умение выделять некоторые особенности архитектурных построек: строительные материалы, осо­бенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на при­мере сооружений из камня, дерева, песка, снега), отмечать некоторые средства выразительности (цветовая гамма, ритм и симметрия колон, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяжен­ность объектов, расположение их по вертикали или горизонтали, де­коративные элементы).

Воспитатель учит детей выделять (на доступном уровне) творче­скую манеру некоторых авторов (художников-анималистов, иллюстраторов-сказочников). В процессе рассматривания и обсуждения педагог подводит детей к пониманию того, что художник, создавая изображение (иллюстрацию), учитывает жанр литературного произ­ведения (сказка, юмористическое произведение, потешка) и исполь­зует для этого определенные средства выразительности («ломкость» линии, насыщенность цвета, простоту композиции, нарушение фор­мы), народный мастер учитывает назначение предмета в выборе его силуэта, декора.

Педагог поддерживает стремление детей отразить впечатления и представления в собственной разнообразной деятельности. Это могут быть создание иллюстраций к сказкам и рассказам, плакатов, при­гласительных билетов к играм-драматизациям, праздникам, построек и лепных работ, разнообразные игры («Строители», «Сказочные дома и дворцы»), сочинительство (загадки о разнообразных сооружениях), продуктивная деятельность (придумывание вариантов витражей, ре­шеток, фонарей, моделирование пространства сказочной площади, города).

Педагог воспитывает в дошкольниках уважительное отношение к промыслам родного края, интерес к посещению музеев, галерей, обо­гащая опыт детей посредством организации детско-родительских про­ектов, образовательных прогулок.

 

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Разнообразные изобразительные материалы и инструменты: пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры, бумага разного цвета, формата и фактуры, картон и полукартон, фольга, папирус и т. п., плас­тические материалы (глина, пластилин, воск, мокрый песок, снег и т. п.). Их свойства, правила использования инструментов. Применение неизо­бразительных материалов в декорировании, способы их крепления (с по­мощью пластилина, скотча и т. п.).

Разнообразные изобразительные живописные и графические техни­ки: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы наложе­ния цветового пятна, техника пера, тушевка, штриховка, оттиск, моноти­пия, диатипия, «рельефный» рисунок. Способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. п.

Свойства и качества предметов и явлений мира: характерные и неко­торые индивидуальные признаки предметов и явлений природы, челове­ка; разнообразие форм, размеров, пропорций, фактур; цветовые тона.'

Цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине. Свойства цвета: теп­лая, холодная гаммы, насыщенные или приглушенные тона. Изменчи­вость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при измене­нии погоды. Смешивание цвета с целью получения оттенков. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбав­ления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.

Способы построения композиции: изображение предметов на близ­ком, среднем и дальнем планах, линия горизонта.

Использование основы для создания лепных работ. Конструктивный и комбинированный способы лепки.

Техники симметричного, ажурного вырезания; способы прикрепле­ния деталей на фон, получения объемной аппликации; техника обрыв­ной аппликации.

Некоторые правила создания прочных, высоких сооружений из кон­структоров (вертикальность — горизонтальность расположения, легкость перекрытий, сбалансированность по массе и расположению и т. п.), де­корирования постройки архитектурными украшениями (колонны, пор­тики, шпили, решетки).

Способы и приемы конструирования из бумаги: сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, над­резание по сгибам, закручивание полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Способы крепления деталей: пластичны­ми материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скот­чем, нитками и т. п.

Приемы работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование: бисером, образными элементами в технике аппликации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.