|
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Педагог стимулирует проявление у детей интереса к народным промыслам, декоративно-оформительскому искусству, изобразительному искусству разных видов, выразительным образам и изобразительным материалам, к необычным и красивым архитектурным сооружениям, к архитектуре малых форм (оградам, решеткам, фонарям, беседкам).
Учит детей различать произведения искусства разных видов, подводит к пониманию специфики разных видов искусства. Обогащая представления детей, развивает у них умения: различать и называть жанры живописи; различать некоторые виды пейзажа, портрета, натюрморта, жанровых изображений; виды скульптуры по назначению (монументальная и станковая; объемная и рельефная), используемому материалу; виды прикладного искусства по назначению (посуда, одежда, игрушки, мебель и т.п.), основным стилевым особенностям (своеобразие цветового решения, композиции, элементы декора), устанавливать сходство и различие; виды графики (иллюстрация, прикладная графика) и архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружения мостов; архитектура малых форм).
Воспитатель знакомит дошкольников с некоторыми изобразительными материалами, инструментами; развивает умения правильно их называть.
В процессе рассматривания иллюстраций, фотографий, экскурсий и прогулок по городу воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающего мира и пространства города. Создает ситуации восприятия детьми разных видов архитектурных объектов, выразительных образов разных видов искусства (скульптуры, живописных и графических изображений), предметов народных промыслов России[6].
Педагог развивает у детей умение самостоятельно и последовательно рассматривать, анализировать произведения изобразительного искусства, выделять типичное, обобщенное (в архитектурных сооружениях — стены, окна, двери, основание; в графических, скульптурных и живописных образах — основные части изображенных объектов), характерное (декор дворцов, храмов, конструктивные решения жилых зданий) и индивидуальное — на примерах конкретных сооружений (Зимний дворец, Эрмитаж, Московский Кремль, храм Спас на Крови), известных выразительных скульптурных, графических и живописных образах.
Воспитатель развивает у детей умение эмоционально откликаться на художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры, оценивать их, понимать выразительность художественного образа, формулировать собственное суждение, предпочтения.
Взрослый подводит детей к пониманию художественного образа живописных, скульптурных, графических работ, идеи произведения (на доступном уровне: что хотел рассказать автор, что его заинтересовало, удивило?), к установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности. Учит понимать настроение произведения, отношение автора к изображенному.
Создает ситуации, способствующие выделению детьми средств выразительности разных видов искусства (цвет, линия, фактура, форма, композиция, материалы, детали).
В процессе рассматривания живописных произведений педагог обращает внимание детей на цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека или природы. Учит различать произведения, написанные в теплой и холодной контрастных гаммах, передающих определенное настроение, состояние. Определять характер произведения: лирический, эпический, декоративный, торжественный и т. п. В ходе восприятия портретов и жанровых изображений педагог учит детей выделять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику, анализировать детали, лицо, мимику, позу, жесты героя (героев), построение композиции, чтобы понять замысел произведения. В ходе рассматривания натюрмортов и пейзажей — анализировать композиционное решение, детали.
При рассматривании скульптурных объектов педагог обращает внимание детей на используемый мастером материал, технику его обработки, поясняет особенности средств выразительности: фактуры, композиции (динамика и статика), силуэта, устойчивости конструкции, постамента.
При рассматривании произведений книжной графики подводит детей к установлению связи между создаваемым образом, его выразительностью и используемыми художником средствами (линией, штрихом, построением композиции).
При рассматривании изделий народных промыслов обращает внимание детей на силуэты, используемые цветовые и композиционные решения, способы декорирования, узоры и образы.
В ходе знакомства с архитектурными постройками подводит к пониманию взаимосвязи назначения постройки (пользы), ее внешнего вида (красоты) и прочности. Развивает умение выделять некоторые особенности архитектурных построек: строительные материалы, особенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на примере сооружений из камня, дерева, песка, снега), отмечать некоторые средства выразительности (цветовая гамма, ритм и симметрия колон, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность объектов, расположение их по вертикали или горизонтали, декоративные элементы).
Воспитатель учит детей выделять (на доступном уровне) творческую манеру некоторых авторов (художников-анималистов, иллюстраторов-сказочников). В процессе рассматривания и обсуждения педагог подводит детей к пониманию того, что художник, создавая изображение (иллюстрацию), учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение, потешка) и использует для этого определенные средства выразительности («ломкость» линии, насыщенность цвета, простоту композиции, нарушение формы), народный мастер учитывает назначение предмета в выборе его силуэта, декора.
Педагог поддерживает стремление детей отразить впечатления и представления в собственной разнообразной деятельности. Это могут быть создание иллюстраций к сказкам и рассказам, плакатов, пригласительных билетов к играм-драматизациям, праздникам, построек и лепных работ, разнообразные игры («Строители», «Сказочные дома и дворцы»), сочинительство (загадки о разнообразных сооружениях), продуктивная деятельность (придумывание вариантов витражей, решеток, фонарей, моделирование пространства сказочной площади, города).
Педагог воспитывает в дошкольниках уважительное отношение к промыслам родного края, интерес к посещению музеев, галерей, обогащая опыт детей посредством организации детско-родительских проектов, образовательных прогулок.
РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Разнообразные изобразительные материалы и инструменты: пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры, бумага разного цвета, формата и фактуры, картон и полукартон, фольга, папирус и т. п., пластические материалы (глина, пластилин, воск, мокрый песок, снег и т. п.). Их свойства, правила использования инструментов. Применение неизобразительных материалов в декорировании, способы их крепления (с помощью пластилина, скотча и т. п.).
Разнообразные изобразительные живописные и графические техники: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы наложения цветового пятна, техника пера, тушевка, штриховка, оттиск, монотипия, диатипия, «рельефный» рисунок. Способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. п.
Свойства и качества предметов и явлений мира: характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы, человека; разнообразие форм, размеров, пропорций, фактур; цветовые тона.'
Цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине. Свойства цвета: теплая, холодная гаммы, насыщенные или приглушенные тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Смешивание цвета с целью получения оттенков. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.
Способы построения композиции: изображение предметов на близком, среднем и дальнем планах, линия горизонта.
Использование основы для создания лепных работ. Конструктивный и комбинированный способы лепки.
Техники симметричного, ажурного вырезания; способы прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации; техника обрывной аппликации.
Некоторые правила создания прочных, высоких сооружений из конструкторов (вертикальность — горизонтальность расположения, легкость перекрытий, сбалансированность по массе и расположению и т. п.), декорирования постройки архитектурными украшениями (колонны, портики, шпили, решетки).
Способы и приемы конструирования из бумаги: сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, надрезание по сгибам, закручивание полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Способы крепления деталей: пластичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т. п.
Приемы работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование: бисером, образными элементами в технике аппликации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|