Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок активен в разных видах познавательной деятельности с использованием математического содержания (в ситуациях, играх, экспериментировании).
ü Способен к произвольным действиям в познавательных играх, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.
ü Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения.
ü Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах математической деятельности.
ü Овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия.
ü Интересуется развивающими играми на преобразование (трансформацию, трансфигурацию), занимательными и логическими задачами, видоизменением геометрических фигур, например созданием витражей из разных форм на основе какой-либо закономерности.
ü Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность.
ü Самостоятелен в выборе игр и материалов, поиске способов решения познавательных задач.
ü Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности: придумывает новые варианты игр, сюжеты, силуэты, простые логические задачи, выдвигает гипотезы.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
ü У ребенка снижена активность в познавательной деятельности математического содержания.
ü В ходе решения познавательных задач в поисковой деятельности пассивен, высказывает неадекватные предположения, отказывается от дальнейшего поиска решения.
ü В действиях по правилу и образцу допускает ошибки, требуется помощь педагога.
ü Часто допускает неточности в сравнении, упорядочивании и группировке по признакам, результата не получает.
ü Интересуется только простыми развивающими играми, играет в основном один, нет интереса к общению со сверстниками по поводу познавательной деятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»
Развиваем речь и коммуникативные способности детей
Задачи воспитания и развития детей
Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми
1.Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
2.Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.
3.Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
4.Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности
1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
4. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
5. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.
6. Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.
7. Воспитывать интерес к письменным формам речи.
8. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета)
1.Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
2.Расширять представления детей о культуре речевого общения.
3.Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
В старшем дошкольном возрасте общение становится способом познания и уточнения норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют родным языком. Это связано с накоплением значительного познавательного опыта, с развитием интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.
Обогащение словаря детей 5—6 лет связано с возрастанием их интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к человеку с его внутренним миром и внешним поведением.
Упражнения детей старшего дошкольного возраста в использовании языка создают благоприятные условия для развития творчества детей в речевой деятельности. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в придумывание загадок, сказок, рассказов.
Новым для ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте.
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Связная речь. Дети овладевают следующими умениями. Самостоятельно строят игровые и деловые диалоги, пересказывают литературные произведения, правильно передавая идею и содержание, используя прямую и косвенную речь, пересказывают произведение по ролям, по частям.
В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирают слова, характеризующие особенности предметов и объектов; используют прилагательные и наречия; с помощью воспитателя определяют и воспроизводят логику описательного рассказа.
Дети сочиняют сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. С помощью воспитателя учатся строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования: экспозиция (обозначение действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание).
В повествовании отражают типичные особенности жанра сказки или рассказа.
Проявляют интерес к самостоятельному сочинению, создают разнообразные виды творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели.
Учатся внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. Использовать элементы речи-доказательства и объяснительной речи при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении.
Словарь. Дети осваивают и используют в речи новые слова.
Названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.
Личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т. п.), его состояния и настроения, внутренние переживания.
Слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей.
Слова, обозначающие оттенки цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т. д.), тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта.
Дошкольники развивают умение самостоятельно использовать в деятельности и обозначать в речи обследовательские действия, необходимые для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил на руке, понюхал и т. д.). Сравнивают предметы, находят существенные признаки, объединяют на их основе предметы в группы: посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, постельные принадлежности, транспорт, домашние животные, дикие звери, овощи, фрукты. Называют существенные признаки понятий; находят в текстах литературных произведений сравнения, эпитеты; используют их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
Грамматически правильная речь. Дошкольники овладевают умениями: использовать в речевой практике основные грамматические правила; учатся грамматически правильно использовать в речи сложные случаи русской грамматики: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть». Упражняются в образовывании слов, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик).
Звуковая культура речи. Дети учатся чисто и правильно произносить все звуки родного языка. Упражняются в правильном звукопро- изношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов.
При чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения учатся самостоятельно пользоваться средствами интонационной выразительности: изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания.
Подготовка к обучению грамоте. Дошкольники получают представление о существовании разных языков; знают термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звуки», «звуковой анализ слова», правильно понимают и используют их.
Умеют: делить на слоги двух- трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового состава слова); составлять предложения с заданным количеством слов; определять количество и последовательность слов в предложении.
Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета). Дети самостоятельно выполняют основные правила речевого этикета при приветствиях, прощаниях, обращениях с просьбой, знакомствах, при выражении благодарности.
Знакомятся с основными правилами этикета телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе). Приучаются использовать эти правила.
Знают и учатся правильно использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу, а также тактично обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки.
Участвуют в коллективных разговорах, стремясь использовать принятые нормы вежливого речевого общения: внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|