Развиваем ценностное отношение к труду
Содержание данной образовательной области направлено на реализацию цели воспитания у детей положительного, ценностного отношения к труду через решение следующих основных задач.
Задачи воспитания и развития детей
1. Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, отдыхе; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания).
2. Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
3. Воспитывать бережливость, разумный способ достойного поведения на основе осознания материального достатка семьи, ограниченности ресурсов воды, электричества в современном социуме.
4. Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
5. Содействовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний и предпочтений.
Основной путь приобщения детей шестого года жизни к труду состоит в создании педагогически целесообразных условий для соответствующей возрасту социализации, развития у детей чувства сопричастности с миром взрослых, их трудовой деятельности.
Позиция воспитателя предполагает взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности, любознательности, способности участвовать в посильном труде, осознавать модели поведения («трудолюбивый, добросовестный человек», «хороший хозяин», «лентяй, бездельник», «бесхозяйственный человек»).
Основными методами воспитания являются следующие.
Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и репродукций, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых.
Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представление о мире профессий, их взаимосвязях.
Изобразительная деятельность и сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в рисунке или игре мир взрослых, а также включать реальные трудовые процессы (шитье кукольной одежды, изготовление мебели) в игровой сюжет.
Рассматривание предметов, инструментов, материалов («Мир ткани», «Мир дерева и металла») как компонентов трудового процесса; экспериментирование с материалами.
Обсуждение реальных событий из детской жизни, организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения.
Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада и семейного воспитания.
Организация детских мини-мастерских и студий для продуктивной досуговой деятельности.
Наиболее ярко выражена интеграция данного раздела программы с образовательной областью «Социализация», что обеспечивает возможность переноса ребенком осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной трудовой деятельности жизненного опыта на становление общей картины современного мира, способности выстраивать отношения с людьми, решать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.
Оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для эмоционально-положительного настроя и способствуют укреплению физического и психического здоровья. Формирование правильных способов обращения с инструментами, бытовой техникой, имеющейся в каждом доме, обеспечивает возможность достижения целей безопасного поведения.
Экспериментирование, использование литературных произведений, картин и иллюстраций о трудовой деятельности, широкое использование загадок и обсуждений, побуждающих к размышлению, анализу, обеспечивают развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие связной диалогической и монологической речи в общении со взрослыми и сверстниками. Ориентация самостоятельной трудовой деятельности на создание творческого продукта — развитие художественного творчества.
Содержание образовательной области «Труд» в старшей группе представлено двумя взаимосвязанными разделами — «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд», позволяющими обеспечить ориентировку ребенка в данной образовательной области и опыт вхождения в реальные связи со взрослыми и сверстниками в соответствии с возросшими физическими и психическими возможностями детей шестого года жизни.
ТРУД ВЗРОСЛЫХ И РУКОТВОРНЫЙ МИР
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Дошкольники узнают о разных видах производительного (строительство, швейная промышленность, производство продуктов питания, сельское хозяйство) и обслуживающего (медицина, торговля, образование, сфера культуры и отдыха) труда. О конкретных профессиях и взаимосвязях между ними, содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат. (Медсестра выполняет предписания врача; выписанное врачом лекарство можно купить в аптеке; сами лекарства изготовляются фармацевтами. Архитекторы проектируют новые здания и мосты; строители и крановщики осуществляют задуманное; шоферы подвозят строительный материал; рекламные агенты и менеджеры осуществляют продажу квартир; их стоимость оплачивается через банк.)
Дети получают сведения о предметах материальной культуры, созданных трудом человека, с которыми старший дошкольник встречается в повседневной жизни, при чтении детской художественной литературы, на основе выделения существенных признаков видовых и родовых понятий.
Знакомятся с родовыми понятиями «бытовая техника», «головные уборы», «постельное белье», «обувь», «одежда», «транспорт» и т. п., их дифференциацией (одежда зимняя и летняя; обувь кожаная и резиновая; женская и мужская, детская; транспорт городской, наземный, воздушный, водный).
Узнают о роли современной техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, о ее направленности на ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда.
Получают представления об обмене ценностями в процессе производства и потребления, начальное понятие о деньгах как измерителе ценности товара или услуги.
Дети постепенно вводятся в мир экономических отношений, учатся воспринимать рекламу как способ распространения информации о товарах и услугах. Совместно с родителями педагог стремится формировать у детей разумные потребности на основе соотношения желаний и возможностей.
Дошкольники узнают о том, где и кем работают родители, в чем состоит ценность их труда, получают представление оматериальном благополучии семьи, её бюджете, основных доходах и расходах.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Педагог способствует формированию отчетливого понимания детьми роли труда в жизни современного общества и каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах, какие потребности людей удовлетворяют разные виды труда.
Воспитатель развивает умение детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выражен обмен результатами труда. На конкретных примерах помогает ребенку в осознании важности ответственного отношения к работе каждого человека для благополучия жизни всех людей (например, в магазинах будет большой выбор молочных продуктов, если хорошо работают доярки, рабочие цеха по приготовлению кормов, ветеринары и скотники, электрики и ремонтники; если строители построили теплый коровник, а большие надои молока быстро доставили на молокозавод, где их стерилизовали, переработали в сыр, масло, сметану, йогурты).
Взрослый создает условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира.
Педагог проектирует образовательные ситуации, требующие от детей умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус) для знакомства с новым предметом, продуктом питания или материалом. Дети сравнивают предметы разных видов (например, сумка, портфель и рюкзак), вычленяя различия и сходства предметов и материалов, из которых они сделаны; составляют описательный рассказ о предмете, полно отражая в речи его особенности, группируют предметы по существенным признакам.
Педагог проектирует образовательные ситуации, в которых дети осваивают речь-доказательство для обоснования связи между качеством труда, отношением к трудовой деятельности и использованием современной техники и материалов.
Дети включаются в житейские ситуации, позволяющие им с помощью взрослого устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; приучаются соотносить свои желания с материальными возможностями родителей.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ТРУД
Содержание самообслуживания и детского труда в старшей группе ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, воспитание основ культуры потребления в процессе использования разнообразных материалов для детской продуктивной деятельности и художественного труда.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|