Сделай Сам Свою Работу на 5

ОТ ГЕНЕЗИСА К ЗАКОНОМЕРНОСТЯМ





ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Глава 1.

Россия в современной мировой системе и региональных подсистемах международных отношений

Человечество вступило в XXI столетие в условиях коренной ломки прежней системы миропорядка и нарастания различных, порой взаимоисключающих явлений и тенденций в междуна­родных отношениях, внутри государств, в жизни людей. Ны­нешние хаотичность и нестабильность, расплывчатость пер­спектив вынуждают все без исключения государства задумы­ваться о своей роли и месте в мировом сообществе, искать пути и методы приспособления к действительности, обеспече­ния собственного выживания и других базовых интересов.

Эта задача особенно остро стоит перед Россией, которая вошла в последнее десятилетие XX в. полная оптимизма по по­воду судеб человечества и своего будущего, а выходит из него разочарованная, ослабленная и униженная. Радужные надежды на то, что после окончания «холодной войны» народы заживут дружной семьей и на земле возобладают мир, стабильность, порядок и добрососедство, оказались утопией.

Развеялись иллюзии относительно того, что Запад является для новой России самым надежным идеологическим и полити­ческим союзником, щедрым и бескорыстным донором, идеаль­ным образцом для подражания в вопросах социально-экономи­ческого развития. С высоты сегодняшнего дня выглядят беспо­чвенными первоначальные представления российских демокра­тов о том, что бывшие союзные республики, благодарные Мос­кве за предоставленную свободу и разделяющие с ней общие идеалы, будут стремиться к сохранению «братских уз» с преоб­разившейся метрополией. Шоком для россиян явилось то, что экс-партнеры Кремля по Варшавскому договору и СЭВ дистан­цировались от России и буквально «ринулись» в НАТО. Одновременно выяснилось, что идеалистически прозападная внеш­неполитическая ориентация поставила под угрозу позиции Москвы в важнейших для нее регионах, в частности, на Ближ­нем и Дальнем Востоке.



Наивная внешняя политика вкупе с неудачей «шоковой те­рапии» во внутренних реформах, с нарастанием социальноэономических трудностей в стране уже успели привести к зна­чительному ослаблению позиций России на мировой арене. А этo не только чревато издержками престижно-статусного ха­рактера, но наносит нашему государству и ее гражданам конкретный и нарастающий ущерб в политической, правовой, эко­номической и социальной сферах.



Нет сомнений, что негативную тенденцию необходимо пре­сечь. Вопрос заключается в том, чтобы, решая одни проблемы, мы одновременно не порождали другие. Чтобы в погоне за пре­стижем мы не ставили под угрозу свою безопасность и эконо­мические интересы. Чтобы в стремлении добиться доверитель­ного партнерства с каким-то влиятельным государством, Россия не подтачивала фундамент сотрудничества на других азимутах.

Правильный ответ на волнующие нас вопросы зависит от трезвого взгляда на современный мир, от выбора оптимальной внешнеполитической стратегии, от разумных подходов как к глобальным вызовам, так и к взаимоотношениям с различными регионами и странами.

Современный мир

Современный мир, действительно, противоречив. С одной стороны — налицо позитивные явления и тенденции. Покон­чено с ракетно-ядерным противостоянием великих держав и разделением землян на два антагонистических лагеря. На путь демократии и рыночных преобразований вступили многие нации Евразии, Латинской Америки и других районов, кото­рые до этого жили в условиях несвободы.

Нарастающими темпами формируется постиндустриальное общество, которое кардинально перестраивает весь уклад жизни человечества: постоянно обновляются передовые техно­логии, нарождается единое общемировое информационное пространство, человек с его высоким образовательным и про­фессиональным уровнем становится главной пружиной про­гресса. Углубляются и диверсифицируются международные экономические связи.



Интеграционные объединения в различных частях света приобретают все больший вес, превращаются в существенный фактор не только мировой экономики, но и военной безопас­ности, политической стабильности, миротворчества. Растет число и множатся функции международных институтов и меха­низмов в системе ООН, стягивающих человечество в одно целое, способствующих взаимозависимости государств, наций, людей. Происходит глобализация экономической, а вслед за этим политической жизни человечества.

Но столь же очевидны явления и тенденции совершенно иного порядка, провоцирующие разобщенность, противоречия и конфликты. Все постсоветское пространство переживает му­чительный процесс приспособления к новым геополитическим, идеологическим и экономическим реалиям. Взорвалась после десятилетий спокойствия ситуация на Балканах, болезненно

напомнив о событиях, приведших к развязыванию Первой мировой войны. Конфликты вспыхивают на других континентах. Имеют место попытки дробления международного сообщества а замкнутые военно-политические блоки, конкурирующие кономические группировки, соперничающие религиозные и националистические движения. Планетарных масштабов до­стигли явления терроризма, сепаратизма, наркоторговли, оргпреступности. Продолжается распространение оружия массово­го уничтожения, во весь рост встают экологические угрозы.

Глобализация, наряду с новыми возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контак­тов, порождает и новые опасности, особенно для отстающих государств. Растет риск зависимости их экономики и информа­ционной системы от воздействия извне. Усиливается вероят­ность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Глобальный характер приобретают катастрофы природного и техногенного характера, усугубляется экологический дисбаланс. Многие проблемы вырываются из-под контроля, опережая способность мирового сообщества своевременно и действенно реагировать на них.

То, что новая, устойчивая система международных отноше­ний до сих пор не сложилась, усугубляет трения и противоре­чия. В этой связи в научно-политической среде рождаются и получают широкое распространение алармистские сценарии раз­вития мировой политики — предрекаются, в частности, столк­новения между цивилизациями (западной, китайской, ислам­ской, восточно-славянской и т.д.), регионами, богатым Севером и бедным Югом, прогнозируется даже тотальный распад госу­дарств и возвращение человечества в первобытное состояние.

Есть, однако, основания полагать, что в XXI в. главными действующими «лицами» на мировой арене останутся суверен­ные государства, и жизнь на земле будет и впредь определяться взаимоотношениями между ними. Государства продолжат со­трудничать или соперничать в соответствии со своими интере­сами, которые комплексны, многогранны, разнообразны и да­леко не всегда совпадают с цивилизационными, региональны­ми и прочими векторами. В конечном счете, возможности и позиции государств будут по-прежнему зиждиться на их сово­купной мощи.

К сегодняшнему дню уцелела лишь одна сверхдержава: Со­единенные Штаты, и многим начинает казаться, что наступает эра беспредельного американского господства «Паке Америка-на». США, несомненно, имеют основания претендовать на роль мощнейшего центра силы на длительную перспективу. Они накопили внушительный экономический, военный, науч­но-технический и информационно-культурный потенциал, ко­торый проецируется на все главные сферы жизни современного мира. При этом у Америки растет тяга руководить другими. Американская официальная доктрина провозглашает наличие в мире зоны влияния США (так называемой стержневой зоны), в которую предполагается включить в конечном счете подав­ляющее число государств. Соединенным Штатам благоприятст­вует в этой политике то, что альтернативные общественные модели (социализм, некапиталистический путь развития) на данном этапе обесценены, потеряли привлекательность, и мно­гие страны добровольно копируют США и принимают их ли­дерство.

Тем не менее мир не станет однополюсным. Во-первых, у США не хватит на это финансовых и технических ресурсов. Тем более, что беспрецедентно затянувшийся подъем амери­канской экономики не будет все-таки вечным, он рано или поздно прервется депрессией, а это неизбежно поубавит амби­ции Вашингтона на мировой арене. Во-вторых, в США нет единства в вопросах внешней стратегии, отчетливо звучат голо­са против перегрузки США международными обязательствами, вмешательства во все и вся. В-третьих, есть государства, кото­рые не просто сопротивляются американскому влиянию, но сами способны быть лидерами. Это прежде всего Китай, стре­мительно набирающий совокупную государственную мощь, в более отдаленной перспективе — Индия, возможно, объеди­ненная Европа, Япония. Заявку на лидерство в региональном масштабе могут на каком-то этапе сделать АСЕАН, Турция, Иран, ЮАР, Бразилия и т.д.

Что касается России, то и она, несмотря на переживаемые трудности, не намерена входить в зону чужого влияния. Более того, наше государство обладает необходимым потенциалом для постепенного превращения в процветающий и уважаемый центр силы в многополярном мире — это и огромная террито­рия, и колоссальные природные, научно-технические и челове­ческие ресурсы, и выгодное географическое положение, и военная мощь, и традиции, и воля к лидерству, и, наконец, востребованность России в качестве влиятельной державы в различных регионах земного шара (СНГ, Ближний Восток, АТР, Латинская Америка).

Движение к многополярности — реальный и естественный процесс, ибо он отражает волю сложившихся или перспектив­ных центров силы. Вместе с тем переходный период, будучи связан с борьбой за влияние, с изменением соотношения сил, чреват конфликтами. Нет гарантий -и того, что соперничество между крупными державами и объединениями государств авто­матически исчезнет после сформирования новой системы меж­дународных отношений. Из истории известно, что многополяр­ная система, созданная в итоге Первой мировой войны, не предотвратила развязывание нового, еще более разрушительно­го конфликта через два десятилетия.

Никто не знает, как поведут себя новые центры силы в XXI в., ощутив собственное превосходство. Их отношения со средними и малыми странами вполне могут продолжать нести заряд конфликтности из-за нежелания последних подчиняться чужой воле. Это видно на примере нынешних взаимоотноше­ний США с КНДР, Кубой, Ираком, Ираном и т.д. Характерно и то, что даже те страны, которые по собственной воле входят в зоны влияния центров силы, гораздо энергичнее отстаивают свои права, чем в эпоху «холодной войны». Так, европейцы по-прежнему готовы сотрудничать с США, но одновременно кре­пят региональные институты, подумывают о чисто континен­тальных оборонных усилиях, отказываются во всех вопросах «маршировать под американские барабаны». Немало различий и разногласий существует между Вашингтоном и его партнера­ми в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточ­ной Азии. Есть проблемы в отношениях Китая, России, Япо­нии, Индии с их меньшими соседями.

Еще одна реальность современного мира, которая сохранит­ся, очевидно, в XXI в., — противоречия между самими средни­ми и малыми государствами. После окончания «холодной войны» их количество даже возросло из-за ликвидации преж­ней блоковой дисциплины, когда сверхдержавы держали подо­печных «в узде», отсутствия региональных лидеров в ряде рай­онов земного шара (прежде всего в Африке и на Ближнем Вос­токе), распада СССР и Югославии.

Человечество вступает в новое тысячелетие с грузом много­численных территориальных, религиозно-этнических, идеоло­гических споров. Конфликты, как и прежде, могут порождать такие мотивы, как борьба за ресурсы, экология, миграция, бе­женцы, терроризм, обладание ядерным оружием и т.п.

Отличительной чертой нынешней эпохи является наличие значительного числа государств, которые испытывают серьез­ные внутренние трудности. Причем, как показал недавний фи­нансовый кризис в Азии, от срывов не застрахованы и дина­мичные экономические системы. Угроза стабильности в госу­дарстве может исходить от политической системы — как тота­литарной, рано или поздно обреченной на крах, так и демокра­тической. Бурная демократизация дала волю различным де­структивным процессам: от сепаратизма до расизма, от терро­ризма до прорыва мафиозных структур к рычагам государст­венной власти. Очевидно и то, что даже в наиболее развитых странах сохраняются узлы религиозно-этнических противоре­чий. При этом внутренние проблемы все стремительнее выры­ваются за государственные границы, вторгаются в сферу меж­дународных отношений. Несмотря, однако, на сохраняющийся в современном мире высокий потенциал конфликтности, есть все-таки основания смотреть в XXI в. с определенным оптимизмом. Внушает его, в первую очередь, уже упоминавшаяся растущая взаимозависи­мость государств. Ушли в прошлое времена, когда крупные стра­ны изо всех сил стремились обескровить друг друга. Россия не желает, чтобы рухнула американская экономика или разлилась смута по Китаю. В обоих случаях наши интересы пострадают. Хаос в России или в Китае в равной степени ударит по Америке.

Взаимозависимость современного мира будет и дальше воз­растать под воздействием таких факторов, как:

ускоряющаяся революция в средствах транспорта, связи и коммуникаций, в микроэлектронике;

все более полное включение в мировые связи бывших ком­мунистических стран, а также КНР, государств «третьего мира», отказавшихся от некапиталистического пути развития;

беспрецедентная либерализация мирохозяйственных связей и, как следствие, углубление взаимодействия национальных экономик большинства государств;

интернационализация финансового и производственного капитала (уже сейчас транснациональные корпорации контро­лируют 1/3 активов всех частных компаний);

общие задачи человечества по противостоянию возрастаю­щим угрозам глобального характера: терроризму, наркоторгов­ле, организованной преступности, распространению ядерного оружия, голоду, экологическим катастрофам.

Внутреннее развитие любого государства зависит сейчас от внешнего окружения, поддержки и помощи других «игроков» на мировой арене, поэтому глобализация, при всех ее изъянах, «подводных камнях», опасностях, предпочтительнее полной разъединенности государств.

Смягчению противоречий на международной арене должна способствовать демократизация, которая охватила значитель­ную часть планеты. У государств, придерживающихся схожих идео­логических установок, меньше оснований для взаимных проти­воречий и больше возможностей их мирного преодоления.

Прекращение гонки вооружений между «сверхдержавами» и их блоками, осознание опасности безоглядного наращивания ракетно-ядерного потенциала способствуют демилитаризации мирового сообщества. А это фактор, также работающий на гар­монизацию международных отношений.

Основания для оптимизма дает и то, что в эпоху глобализа­ции совершенствуется система международного права, его нормы находят все большее признание. Большинство совре­менных государств подписывается под такими понятиями как отказ от агрессии, мирное разрешение конфликтов, подчине­ние решениям СБ ООН и других международных институтов, борьба с расизмом, уважение прав народов и прав человека, избираемость правительств, их подотчетность населению и т.д.

Наконец, еще одно достояние человечества на пороге XXI в. — это уже упоминавшийся рост системы глобальных и региональных организаций, которые имеют мандат на углубле­ние взаимодействия между государствами, предотвращение и улаживание конфликтов, осуществление коллективных дейст­вий по политическим и экономическим вопросам и т.п. ООН — это универсальный форум, который постепенно способен эво­люционировать в сторону превращения в своего рода мировое правительство.

Если такая тенденция будет развиваться, то остается надеж­да, что силовая политика и безудержное соперничество госу­дарств начнут отходить на задний план.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.