|
Нация-государство и границы
Даже в условиях глобализации национальное государство (нация-государство) является одним из главных источников разграничения. Глобализации подверглись потоки капитала, технологии и производство в экономической сфере, но она не затронула социальные и политические организации за пределами нации-государства. Однако в настоящее время в центре внимания встал вопрос опроблематичности термина нация-государство. Нация есть психо-культурное сообщество, а государство — юридическая реальность. Нации часто исторически укореняются в массовом воображении и в привычных понятиях коллективных настроений. Именно поэтому не все нации имеют свои государства и не все государства являются нациями. Есть государства, стремящиеся стать нациями, и есть поли-(Тничные многонациональные государства. Говоря о нации-государстве, мы фактически говорим о роли государства, а современное государство в условиях глобализации находится в парадоксально-трудном положении. С одной стороны, государство есть основной агент, законно осуществляющий функционирование различных национальных и международных организаций посредством своего участия в необходимых соглашениях и договорах. С другой стороны, государство делегирует важные полномочия наднациональным органам, теряя элементы своего суверенитета в процессе подписания таких договоров. Как следствие, региональные организации законно обретают возможность обходить государственные полномочия в интересах общего блага. Понятие внутренней юрисдикции утеряло свое прежнее значение во взаимодействии суверенных государств. Например, ЕС функционирует на основе демократии и рассматривает свободу в качестве главного организующего принципа всей своей деятельности. Поэтому когда про-нацистская партия после выборов 1999 г. в Австрии вошла в правящую коалицию, члены ЕС приняли решение о применении санкций против Австрии до тех пор, пока она не восстановит такие основные демократические ценности, как терпимость к различиям и свобода. Точно так же члены международных структур типа Всемирного банка и МВФ, действуя через Южно-Африканский парламент, в прямом смысле оказывают давление на современные африканские государства, добиваясь от них соблюдения норм демократического государственного управления.
Помимо давления сверху, государства сталкиваются и с множеством внутренних вызовов. Так, самые разные государства в различных регионах мира — Индия, Нигерия, Мексика, Южная Африка, Шри-Ланка, Сомали, Ирак, Иран, Турция, Канада, Великобритания и Испания — заняты решением проблем этнонационализма на своих
территориях. Требования этнических движений варьируют от автономии до выхода из состава данного государства. Как показали действия тамильских сепаратистов в Шри-Ланке, подобные движения способны к интернационализации своей борьбы. В условиях глобализации такая борьба ведется на гораздо более широком пространстве, причем по всему миру создается сеть отдаленных друг от друга альянсов. Фактически, в последнее десятилетие глобализация расширила масштаб операций международного терроризма, определенных форм фундаментализма и преступности вообще. Подрывные силы и их транснациональные альянсы несомненно угрожают самому существованию ряда современных государств в их нынешней форме. Если говорить более точно, современное государство слишком мало для решения проблем, связанных с "деградацией природной среды, международной преступностью и терроризмом, а также с правами человека. В то же время оно слишком велико для того, чтобы воспринять и должным образом реагировать на проблемы ряда субнациональных сил типа этнических сообществ. Несмотря на все это, современное государство отнюдь не является устаревшим организмом. Оно постепенно приспосабливается к меняющимся условиям и, что бы там ни говорилось, по-прежнему являет
собой стабильное и социально сконструированное географическое пространство для разграничения в условиях глобализации. Даже стремящиеся к самоопределению этнические движения в конце концов приходят к созданию государства для своих этнических групп, примером чему служит образование Эритреи в 1993 г. Хотя, Эритрея с другой стороны составляет исключение из правил, ибо в большинстве случаев современным государствам удается, хотя и с некоторыми трудностями, сдерживать сепаратистские силы и защищать свое суверенное существование.
Итак, с окончанием «холодной войны» идеологические границы в мире оказались практически стертыми, и высвободились новые пространства для экспансии мирового капитализма. Обладающая хорошей сопротивляемостью и тяготеющая к экспансии сложная система капитализма неразрывно связана с нынешней фазой глобализации. Поэтому без учета многослойных и тонких нюансов капитализма как мировой системы любые споры об изменении понятий границ в условиях глобализации будут совершенно бесплодными. На деле международные субъекты, режимы и движения по-своему формируют границы капитализма в условиях глобализации. Понятие гегемонии при отсутствии государства-гегемона можно соотносить с регулярной практикой, глубоко укорененной в социальных практиках и в процессах, происходящих при капитализме. Такая практика обеспечивает гегемонию капитализма и установление границ капитализма. Не следует недооценивать роль капиталистических стран «ядра» в таком разграничении, хотя границы капитализма и исходящие от них импульсы гегемонизма могут быть частично нейтрализованы усилиями по противодействию гегемонии, предпринимаемыми правительствами и движениями международного гражданского общества. Новые понятия регионов и конституирование регионов также служат источниками разграничения. Несмотря на наличие всех этих новых процессов, современное государство по-прежнему остается главным источником формирования границ в современных международных отношениях.
Литература
Amin S. Capitalism in the Age of Globalisation. L., 1997.
Bornschier V. Hegemonic Transition, West European Unification and the Future Structure of the Core / V. Bornschier and D.C. Chase (eds.) / The Future of Global Conflict. Thousand Oaks, 1999.
Clairmont F. Making of the Crash // Economic and Political Weekly. Vol. XXXVI. № 41. December 16-22, 2001.
Fukuyama F. The End of History (National Interest, 1989), reprinted / P. Routledge, S. Dalby and О Tuathail Gearoid (eds.) / The Geopolitics Reader. L., 1998.
Geske M.B. Sovereignty and citizenship in contemporary economic policy // Alternatives. Vol. XXI. Me 2. April—June 1996.
Gill S. American Hegemony and the Trilateral Commission. N.Y., 1990.
Hudson R. The New Economy of the New Europe / R. Hudson and A.M. Williams (eds.) / Divided Europe Society and Territory. L., 1999.
Kaldor M. 'Civilising' Globalisation? The Implications of the Battle in Seatlle // Millennium, 2000. Vol. 129. Nq 1.
Lerche Ch. and Said A. Concepts of International Politics. Englewood Cliffs. N.Y., 1978.
Petras J. and Morley M. Contesting hegemons: US-French relations in the 'New World Order' // Review of International Studies. 2000. Vol. 26.
Rangarajan C. Capital Flows: Another Look // Economic and Political Weekly, 2000. Vol. XXXV. Ne 50. December 8-16.
Robertson R. Globalisation: Social Theory and Global Culture. L., 1992.
Soros G. The Capitalist Threat // Atlantic Monthly. February 1998.
Williams D. Aid and Sovereignty: Quasi-states and the International Financial Institutions // Review of International Studies. 2000. Vol. 26.
Глава 3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|