Сделай Сам Свою Работу на 5

Проекты противодействия гегемонии





Отношения между странами «ядра» и транснациональными структурами, с одной стороны, и развивающимися странами — с другой, не следует воспринимать как нечто статичное и сте­реотипное. На самом деле транснациональные формирования не обязательно воспринимать как инструменты для создания новых структур господства стран Севера над Югом. Напри­мер, на третьей конференции министров стран-членов Все­мирной торговой организации (ВТО), состоявшейся в Сиэтле 30 ноября — 3 декабря 1999 г., так и не удалось принять со­гласованное решение о проведении в новом тысячелетии оче­редного раунда переговоров о дальнейшей либерализации ми­ровой торговли. В ходе обсуждений возник конфликт между представителями правительственных ведомств и неправитель­ственных организаций (НПО) развитых и развивающихся стран, ибо последние почувствовали, что решение планирует­ся принимать без них. Отстаивая свой проект противодейст­вия гегемонии, большинство недовольных выступало за демо­кратизацию процесса глобализации посредством расширения участия гражданских групп и правительств. Сам факт появле­ния оппозиции, ставящей цель узаконить решения ВТО, го­ворит о значимости новой борьбы за демократизацию новых международных структур типа ВТО. ВТО и впредь будет меж­дународным форумом для достижения консенсуса по вопро­сам торговли практически между всеми странами. Придя на смену Международному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), ВТО уже имеет в своем составе ПО членов, а такие страны, как Китай, добиваются права вступить в члены ВТО и стать участником многосторонних торговых соглашений. Международные структуры типа ВТО станут важными источ­никами проведения торговых границ в условиях глобализации. Благодаря своему практически всеохватному характеру, ВТО будет не просто регулировать торговлю посредством многосто­ронних соглашений, но и превратится в арену соперничества между различными державами. Такое соперничество будет проявляться в формировании новых альянсов и контр-альян­сов, которые под эгидой ВТО станут источником разграниче­ния и проведения границ.



Фаза глобализации будет способствовать развитию асим­метричных и симметричных форм взаимозависимости между регионами, странами, классами и движениями на глобальном



уровне. Это можно объяснить тем, что глобализация высвобо­дила более широкое пространство для оперирования мощью методами, которые будут наращивать как конфликтность, так и возможные формы сотрудничества с участием государств и гражданских обществ. Как и в случае с международными структурами, в процессе глобализации также возникают меж­дународные движения. Например, проблемы прав человека, охраны окружающей среды и трудовых стандартов (в том числе недопустимость детского труда) уже оказались в фокусе внимания на глобальном уровне. Именно такими вопросами и занимаются международные движения на уровне глобального международного гражданского общества. Очевидно, что дан­ная фаза вызовет к жизни новые альянсы и контр-альянсы в более широком пространственном масштабе. Формированию таких альянсов будут способствовать прогресс в сфере инфор­мации вообще и кибер-пространство в частности.

В условиях господства передовых индустриализованных стран мира (или стран «ядра») крупные зоны так называемого «третьего мира» и Восточной Европы также попадут в сеть связей между господствующими и зависимыми субъектами, которые диктуются асимметричными отношениями взаимоза­висимости. Тем не менее, термин третий мир не следует при­менять в качестве однородного понятия, ибо в самом третьем мире существуют крупные диспропорции мощи и ресурсов. Воздействие инновационных технологий и наукоемких отрас­лей на процесс глобализации пока не поддается измерению, но развивающиеся страны, применяя новые подходы, могут найти в этих сферах определенные преимущества. Примером тому служит растущая мощь Ирландии, Израиля и Индии в области создания и производства программного обеспечения. Однако возможности стран «ядра» в импорте подготовленных программистов могут дать этим странам конкурентные пре­имущества даже в данной отрасли. Мобильность капитала и соответствующее отсутствие мобильности неквалифицирован­ной рабочей силы в условиях глобализации будет и далее обеспечивать передовым странам лидирующие позиции. Поэ­тому на глобальном уровне влияние передовых стран на про­цесс формирования границ гораздо более очевидно, чем вли­яние стран развивающихся. Проекты противодействия гегемо­нии со стороны правительств и движений развивающихся стран на данном этапе могут лишь изменить, но не радикаль­но заменить структуры господства, действующие в условиях гегемонии стран «ядра». По всей видимости, влияние опреде­ленных развивающихся стран сильнее ощущается не на гло­бальном уровне, а на уровне регионов.



Появление регионов

Одним из заметных явлений глобализации стали подъем и конституционализация регионов во всех частях мира. Региона­лизация стала одним из главных инструментов общения с реа­лиями глобализации. Как следствие, такие организации про­шлого как Европейское сообщество были преобразованы в макро-региональные структуры типа Европейского союза (ЕС), а на сцене в то же время стали появляться новые организации политической, экономической, торговой, военной и культур­ной направленности. С течением времени мир стал подразде­ляться на различные сети региональных группировок, которые практически поглотили все суверенные государства. Полити­чески и юридически оформленные экономические регионы в основным конструируются на основе четко определенных смежных географических пространств. Генезис и логика фор­мирования региональных организаций различаются по регио­нам. Так, во-первых, как только США выступили с инициати­вой создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), ведущие американские политики, начиная с Картера (1976—1978 гг.), приступили к лепке панамериканского имид­жа своей страны. Со временем, путем достижения компромис­са в вопросе о единых трудовых и экологических стандартах с учетом мексиканских реалий, была сформирована НАФТА. До­стижение компромисса было ускорено опасениями США поте­рять мексиканский рынок в пользу японцев или немцев. Ана­логичным образом транснациональные компании и предпри­ниматели Европы, стремясь укрепить свои возможности в кон­куренции с японскими или американскими производителями, решили выйти на передовые позиции и подтолкнуть европей­ские государства к разработке проекта интеграции в рамках ЕС. Это позволило увеличить ассигнования на НИОКР и обес­печило более гибкие подходы к слиянию и объединению ком­паний (особенно в ключевых высокотехнологичных отраслях) в рамках ЕС. На едином рыночном пространстве ЕС поощрялись операции инвесторов из стран ЮВА и Америки. На деле, как отмечает Р. Хадсон, в промышленной политике ЕС коренится момент напряженности, который проявляется с одной сторо­ны, в стремлении ЕС развивать конкурентноспособные (в гло­бальном масштабе) отрасли, и с другой — в политике ЕС в сфере конкуренции, посредством которой создан единый общий рынок, подразумевающий единообразие социальных, политических и экономических условий на пространстве ЕС. Таким образом, ЕС одновременно и поощряет глобализацию, и является одним из очагов сопротивления глобализации.

Ведущие державы развивающихся регионов мира — Ниге­рия, Иран, Индия, Южная Африка и ряд других — стремятсяиграть главную роль в налаживании сотрудничества на уровне регионов и региональных движений. Так, на юге Африке по­явился Южно-Африканский совет по координации развития, в состав которого вошли девять африканских стран, выступав­ших за изоляцию режима апартеида. Избавившись от апартеи­да, ЮАР стала наиболее активным сторонником развития ре­гионального сотрудничества в Южно-Африканском сообществе развития. В центре процесса конституционализации регионов стоят главные региональные державы, которые активизируют укрепление связей и структур сотрудничества при опоре на крупные экономические системы, нацелив их на то, чтобы со­ответствующая группа государств имела в своем распоряжении больше козырей при обсуждении условий торговли. В то же время ведущие региональные державы имеют тенденцию кон­тролировать более слабые государства в рамках своих регионов. Характер реакции регионов на феномен глобализации, т.е. их содействие или противодействие, зависит и будет зависеть от конкретных обстоятельств в данном регионе и от его дальней­шего взаимодействия с глобализующимся миром. Одним сло­вом, регионы стали одним из источников разграничения в ус­ловиях глобализации. Находясь в гуще множества перекрестно действующих сил, которые постоянно участвуют в проведении новых границ, нация-государство испытывает массированное экзистенциальное давление и сталкивается с некоторыми труд­ностями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.