Сделай Сам Свою Работу на 5

Моделирование деловой среды организации





Практический менеджмент начинается с формирования конкретных представлений о тех или иных сторонах организации, направлениях и аспектах ее деятельности. Рано или поздно, но абсолютно неизбежно, этот процесс упирается в необходимость определения места и роли организации в деловой среде и в реально складывающихся рыночных отношениях. Решение этой задачи невозможно без той или иной формы моделирования состава, содержания, взаимодействия с организацией всего ее реального и потенциально возможного окружения.

Моделирование деловой среды организации не является чем-то абсолютно новым для ее менеджера, так же, как для каждого человека привычно формирование представления о своем окружении, местоположении в обществе и государстве, в которых он существует. Каждый из нас руководствуется таким моделированием собственного положения в окружающей среде, разрабатывая, принимая и осуществляя подавляющее большинство решений на его основе. Более того, в этих процессах есть много общего, что, так или иначе, подталкивает менеджера к использованию привычных по жизненному опыту подходов и форм моделирования и прогнозирования.



Однако моделирование деловой среды организации принципиально отличается от формирования представлений индивидуума о своем окружении и от построения своего поведения в оцениваемых условиях. Прежде всего, эти отличия проявляются в следующих принципиальных позициях:

1. Организация, в отличие от индивидуума, может (а с позиций обеспечения устойчивой конъюнктуры должна) одновременно позиционироваться, функционировать и развиваться в нескольких (нередко противоположенных) направлениях, сегментах рынка, сферах деятельности.

2. Социальные, экономические, производственные и иные ресурсы организации существенно больше и разнообразнее ресурсов индивидуума, при этом они могут наращиваться практически неограниченно.

3. Юридический статус организации определяет и закрепляет за ней права, полномочия, ответственность, позволяющие осуществлять виды деятельности, иногда недоступные для отдельного индивидуума.

Естественно, что такие принципиальные отличия коренным образом изменяют моделирование деловой среды по сравнению с привычными представлениями каждого о его окружении и действиях.



Принципиальной основой моделирования деловой среды организации является не просто открытость, но, в известном смысле, неограниченность поля исследования, разработки и осуществления действий. Только такой, диктуемый свободными рыночными отношениями, действительно открытый подход к исследованию и представлению всех допустимых и непредвиденных конфигураций возможного взаимодействия, обеспечивает адекватное моделирование деловой среды организации. При этом особенно важно не исключать, а расширять состав и содержание возможных субъектов коммутации и корреспонденции организации, даже при условиях отсутствия собственных или заимствованных прецедентов подобного взаимодействия.

Структура представления достаточно распространенного формата моделирования деловой среды организации выглядит следующим образом:

 

Деловая среда организации

 
 

 


Рис. 2.2.4. Формат моделирования деловой среды организации

В представленном на рисунке 2.2.4. формате приводится только три из возможных уровней моделирования, на каждом из которых попарно выделяются группы характеристик организации. В левом створе они отражают ориентацию внешнего воздействия среды на организацию, условно детализируемую перечнем приоритетных показателей. Правый створ позиционирует спектр возможных ответов организации на воздействие деловой среды, в рамках которого ранжируются конкретные характеристики. Это позволяет прогнозировать возможность осуществления того или иного воздействия деловой среды и разрабатывать наиболее адекватную реакцию на них со стороны организации. Понятно, что представленный формат может и должен модифицироваться и адаптироваться к конкретным условиям организации.




Структура и содержание характеристик базового формата дают достаточно полное представление о возможных (а на самом деле, практически неограниченных) действиях субъектах по моделированию состава, содержания и направленности их возможного взаимодействия с организацией и соответствующей оценки показателей данного взаимодействия. Да и само сопоставление таких показателей и характеристик не может иметь жесткой формы и строгой регламентации, поскольку должно отражать постоянно изменяющуюся конъюнктуру бизнеса и учитывать специфику организации. В данном формате они позиционируются по створам, группам, строкам и уровням, но этот вариант - лишь один из многих вариантов построения модели деловой среды. Главное, что все приводимые показатели и характеристики разрабатываемой модели должны ассоциировать влияние конкретных субъектов деловой среды на организацию.

Сами эти субъекты уже перечислялись и рассматривались в составах официального и коммерческого сегментов рыночной инфраструктуры в предыдущем параграфе настоящей главы. На этом материале в данном параграфе обосновывается и осуществляется их группировка по признакам, определяющим или специализирующим организацию. При этом, целесообразнее всего руководствоваться общепринятыми классификациями, например, структурой евростандарта соответствующего раздела бизнес-плана (см. таблицу 3.1.1. на стр. ), четко определяющим ряд категорий. К пяти выделенным там категориям субъектов деловой среды организации (поставщики, производители, посредники, потребители, прокураторы) следует добавить такие, как:

· государственные, официальные, корпоративные органы

регистрации, лицензирования, сертификации;

· стратегически ориентированные субъекты, объединяющие

потенциальных собственников, инвесторов, кредиторов;

· юридические, информационные, аналитические,

андерайтинговые, консалтинговые структуры;

· рекламные, имиджевые, пиарные и прооутерные

организации и формирования.

Все они, в той или иной степени, определяют, обеспечивают и обуславливают не только актуальную деятельность организации, но и (в значительной степени) перспективы ее функционирования и развития.

Моделирование деловой среды организации может включать в себя и специфические условия деятельности организации, характеризующие данный сегмент рынка (высокотехнологичный, сельскохозяйственный, закрытый) или конкретные (подведомственность, сезонность, чрезвычайность). Они определяют целесообразность проведения той или иной степени адаптации принимаемого формата моделирования, вносящей в него, при необходимости, самые кардинальные изменения. Возможность подобных изменений обеспечивается открытостью подхода к моделированию, гибкостью построения и осуществления его процедур, ресурсами адаптации базовых методик и применяемого инструментария. В целом подход, формат, и ресурсы адаптации моделирования деловой среды, представленные в настоящем параграфе, позволяют достаточно полно и всесторонне раскрыть потенциал воздействия деловой среды на организации. Этот потенциал, в свою очередь, во многом определяет условия и обозначает перспективы деятельности менеджера в конкретной организации, возможности ее реакции, адаптации и трансформации в ответ на такое воздействие.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.