Сделай Сам Свою Работу на 5

Миссия организации в отечественной практике





 

Миссия организации, как реальная категория менеджмента, появилась в отечественной практике относительно недавно, по аналогии с западным подходом, без необходимого теоретического обоснования и прикладной адаптации к сложившимся условиям и менталитету отечественного менеджера. В силу перечисленных обстоятельств и недостаточного уровня профессиональной подготовки значительной части менеджеров, в отечественной практике миссия организации воспринимается и применяется все еще достаточно формально.

Значительная часть тех, кто принял необходимость и реально применяет понятие, методику и инструментарий миссии организаций вообще, ограничилась более или менее удачной формулировкой (лозунгом, девизом, слоганом и т. д.) миссии организации, как основной идеи компании, ориентированной, прежде всего, на внешнее употребление. Чаще всего, это обусловлено формализованными требованиями или конкретными планами взаимосвязями организации с внешними компаньонами, контрагентами, зарубежной деловой средой или их отечественными представителями.

Ряд отечественных ученых и практиков все еще считает, что выработка, декларация и эксплуатация миссии присущи только узкому кругу крупных компаний и не имеют существенного значения, потребности, да и смысла для среднего и мелкого бизнеса. При этом, например, утверждается, что миссия организации может и даже должна делегироваться извне, в том числе, на основе франчайзинга, дочерним или иным субъектам влияния, для последующей эксплуатации.



Но подавляющее большинство действующих менеджеров, а значит, и их организаций, к сожалению, до сих пор вообще рассматривают миссию, как формальный атрибут, обращение к которому носит частный, эпизодический характер (бизнес-план, реклама и т. д.) и не имеет перспективы эффективного применения. Это свидетельствует не только об их нестабильности, неопределенности, стратегической недальновидности, но и (что особенно настораживает) о ярко выраженной сиюминутной ориентации или даже приоритете латентного позиционирования бизнеса.


Иначе, наверное, и быть не могло, поскольку реальный процесс формирования и формулирования миссии выражает уровень развития бизнеса, занимает длительное время, соответствующее определенному содержательному периоду жизненного цикла организации. Прежде всего, он обуславливается:



· становлением структурной самостоятельности,

· выработкой корпоративных ценностей организации,

· осознанием реальности собственных возможностей,

· потребностью позиционирования в бизнес-сообществе,

· стратегической ориентацией организации на развитие.

В этом смысле миссия имеет мало общего с объявлявшейся когда-то в пятилетнем плане развития народного хозяйства единой для всех предприятий целью: “...наиболее полное удовлетворение потребностей...”. Такая миссия не может декларироваться в бизнес-плане создания организации.

Более того, попытки искусственно привнести формулирование миссии организации в ее планирование, презентационные, инвестиционные или промоушн-процедуры не только выхолащивают суть, но и закрепляют принципиально деструктивное отношение отечественной деловой среды к этому инструменту. В ней уже сегодня настолько не принято ставить под сомнение необходимость формального наличия миссии, насколько непрофессионально и дежурно нельзя относиться к ее представлению и применению. Сложившееся положение требует серьезного исследования, предметного обоснования и прикладной адаптации процесса становления и применения потенциала миссии организации в современной практике отечественного менеджмента.

Понимая под природой миссии организации условия, причины и проявления становления и применения этой категории в отечественной теории и практике, прежде всего, обратимся к традиционным историческим аналогиям. Для национального российского менталитета, во многом основанного на принципах соборности, общинности и публичности, испокон веков было свойственно связывать социально значимые образования и субъекты с их местом и ролью в жизни общества “...собиратель земель”, “...защитник рубежей”, “…окно в Европу”. Эти характеристики, закрепляясь со временем за личностями, как признание вклада, оценка роли конкретных субъектов, не только точно позиционировали этих людей в истории государства, но и фактически определяли общественное отношение к ним. И хотя большинство подобных оценок формировалось постфактум, в последующем они становились социальным эталоном, предметом подражания, образцом исполнения общественной функции для многих образований и субъектов.



Исторически то или иное обозначение содержания миссии ассоциировалось в национальном сознании с местом и ролью того или иного субъекта или формирования в общественно значимых процессах. Такими понятными характеристиками традиционно наделялись и наделяются муниципальные образования: «город-завод», «город-порт», «город-музей». Иногда так характеризуются те или иные регионы: «…кузница», «…житница», «…здравница». Все чаще применяются а, наверное, правильнее будет сказать «возвращаются» такие характеристики к ведущим российским компаниям: «…национальное достояние», «…фундамент экономики», «…артерии страны». Все это неоспоримо свидетельствует о глубоких корнях, социальной востребованности, реальности становления и применения миссии организации в качестве мощного фактора развития отечественного бизнеса.

Исторически российскому обществу характерно особое отношение к главе, лидеру, руководителю, во многом основанном на наделении его личности приоритетными для государства и большинства населения качествами. Перенося их с героев народных былин, примеров известных исторических деятелей, подчиненные нередко фактически наделяли миссию своего руководителя возвышенными составляющими, беззаветно следуя за ним, как за ее воплотителем. Это отношение естественно проецировалось на роль организации в обществе, формируя у каждого из ее участников ощущение причастности к чему-то значительному, важному, великому. Именно на этих началах основывается феномен социальной восприимчивости к такому традиционному для отечественного менталитета авторитарному стилю руководства наших «генеральных конструкторов» и феномен исключительной действенности данного стиля.

Наиболее полно и значимо подобный феномен проявлялся тогда, когда интеллектуальные интересы и склонности, профессиональный выбор участника совпадали или максимально сочетались с целями, профилем, содержанием деятельности избранной им организации. Заинтересованное, увлеченное, творческое участие в любимом деле, в работе единомышленников, которая целенаправленно выбрана по отношению к осуществляемой ею миссии организации, и сегодня всемерно развивает инициативу участников процесса, дает общественно значимые результаты. Не случайно именно в организациях с четко определенной и представленной миссией формируются и совершенствуются такие всемирно признанные ученые и руководители, как лауреат нобелевской премии, академик Жорес Алферов.

Значение мобилизации и использования ресурсов, формируемых и развиваемых миссией, особенно возрастало в периоды социальных преобразований, кризисных испытаний, экстремального функционирования организаций. Энтузиазм первых пятилеток, самоотверженность в годы отечественной войны и восстановления разрушенного хозяйства, достижения в установлении военного паритета и освоении космоса во многом определялись и обуславливались осознанием каждым участником своей причастности к великой миссии организации, общества, государства. На этой основе целенаправленно вырабатывался у работника и эффективно использовался организацией исключительно мощный и плодотворный потенциал самореализации, увеличения реального вклада в решение поставленной задачи, активного соучастия в общем деле.

История знает примеры того, как воодушевленные исполняемой миссией самые разные по социальному статусу, уровню, специализации образования личности не только совершали самопожертвование, но находили силы и достигали поставленных целей, казалось бы, за пределами реально возможного. Так, великий русский физиолог Иван Павлов, осознавая последние минуты своего ухода из жизни, собрал вокруг себя учеников и скрупулезно диктовал и профессионально анализировал диагностику собственных ощущений. Или парадоксальное, но необходимое в настоящих российских условиях, жесткое требование президента к конкретному министерству, вопреки естественному и приоритетному для аппарата стремлению к самосохранению, реформировать самого себя, с целью последующей ликвидации. Эти примеры характеризуют ситуации, в которых исключительно ярко проявляется значение места и роли, возможности конкретного применения миссии личности или организации в формировании и мобилизации их потенциала, для достижения поставленной цели в чрезвычайных условиях.


Еще более важная роль миссии организации традиционно исполняется в России в виде признания права организации принадлежности к тому или иному профессиональному, социальному или политическому сообществу. Петровские кумпанства, купеческие гильдии, земские соборы и множество других профессиональных объединений и ассоциаций вырабатывали уставы, принимали правила, следование которым считалось абсолютно обязательным для всех участников. На такой общественной основе под общие требования адаптировались учредительные документы, внутренние положения, технологические нормы, приводились в соответствие названия, торговые марки и другие идентификационные признаки, подтверждающие не только принадлежность к сообществу, но, что особенно важно, строгое соблюдение его уставных положений.

Сегодня целенаправленная и профессиональная декларация миссии отечественной организации является все еще достаточно редким исключением, отражающим уровень ее развития, публичность деятельности, степень ассоциации с обществом. Вместе с тем, все чаще и контрастнее проявляется растущая потребность организаций и их участников в адекватном осознании своего места и роли в становлении экономики, реформировании управления, государственном строительстве, общественном развитии.

Современному менеджеру необходимо понимать, что миссия определяющим образом влияет не только на формирование конструктивного взаимодействия с государством, доверительных и благоприятных отношений с общественностью, но и, что особенно важно, обуславливает становление принципиально новых корпоративных отношений в организации. В отечественных условиях именно миссия, ее формулировка, декларация, общественное признание играют все более определяющую роль в мобилизации, инициировании, активизации деятельности участников. Это закрепляется официальными положениями и неписаными корпоративными правилами, раскрывается субординацией и межличностным взаимодействием, трансформируется конкурентной средой и активно используется менеджментом для более эффективной постановки и достижения целей организации.

И все же, исторически богатейший опыт, четкая ментальная ориентация, растущая социальная востребованность не обуславливают адекватного отношения и активного освоения бизнес ресурсов миссии организации современным отечественным менеджментом. Основная причина недооценки значения и не освоения потенциала воздействия миссии организации на процесс постановки и достижения целей заключается в дефиците квалифицированного понимания и профессионального применения ее положений. Естественно, это требует всестороннего и обоснованного представления современных концепций формирования и применения миссии организации в реальных условиях развития отечественного бизнеса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.