Сделай Сам Свою Работу на 5

Генезис миссии организации





 

Наиболее полное и убедительное представление той или иной современной концепции менеджмента основывается на исследовании природы рассматриваемого объекта. Применение такого подхода к миссии организации в отечественных условиях важно вдвойне, поскольку только оно дает возможность выстроить логику ее формирования. Это объясняется особенностями освоения и применения данной категории в социально-экономических условиях современной российской действительности.

Исследование возникновения, становления и развития объекта или явления, называемое генезисом, имеет особое значение для обоснования и построения современной концепции менеджмента организации. Это обусловливается тем, что вид и сфера наиболее эффективного позиционирования потенциала конкретной организации во многом обусловливаются ее первичными свойствами и характеристиками. Их состав и содержание, прежде всего, определяются деловой средой, конъюнктурой бизнеса, установками учредителей, а затем складываются или формируются уже в процессе становления и развития организации. Вот почему условия, обстоятельства, факторы возникновения, становления и развития организации и ее миссии во многом определяют конечный успех бизнеса.



Необходимой, первичной основой рыночной бизнес-организации является капитал, представляющийся, как правило, в финансовом или материальном выражении. В первом варианте только его размеры и условия собственника или инвестора реально влияют на выбор сегмента рынка и конкретного вида бизнеса. Соответственно, и миссия, формируемая этим ресурсом бизнес-организации, закладывается и развивается в рамках именно этих формальных ограничений. В отличие от этого, второй вариант уже самым существенным, материальным образом определяет, ограничивает, обусловливает позиционирование организации и формирование ее миссии соответственно. При этом оба рассматриваемых варианта устанавливают достаточно жесткую, экономическую связь между капиталом и миссией бизнес -организации.

Важнейшим фактором становления конкретной бизнес-организации и формирования ее миссии является имеющийся или привлекаемый ею интеллектуальный потенциал. Причем, его значение настолько велико, что в ряде случаев не только превышает экономические факторы, но и способно их приумножить или, напротив, свести на нет. Концепции, модели, ноу-хау бизнеса, его «генераторы», «проводники», конкретные исполнители, распоряжающиеся собственными и привлеченными профессиональными ресурсами, в этих условиях приобретают решающее влияние на становление миссии организации. Мобилизация и использование этого потенциала в отечественных условиях имеют существенную специфику, что требует более подробного анализа сложившегося положения и перспектив его развития.



Исторически, в образном русском выражении, применительно к определению способности, склонности конкретного человека к тому или иному виду деятельности, использовалось очень точное определение – призвание. При этом подразумевались его те или иные наследуемые качества, явно выделяющиеся способности, некое природное предназначение. По сути дела, семья, близкое окружение, общество подтверждали эмпирически осуществленную профессиональную диагностику, которая и определяла (вместе с трудолюбием, упорством и другими конструктивными чертами характера человека) все его последующие успехи и достижения.

Природа и понимание призвания исключительно созвучны сущности миссии организации, в том смысле, в котором она может быть призвана успешно осуществлять в обществе ту или иную деятельность. Но уже в этом, социальном, контексте подразумевается, выделяется, доминирует общественная потребность, востребованность ее потенциала. Со временем этот социальный аспект не только выделился, но и существенным образом повлиял на применение конкретного понимания призвания, преобразовав, например, профессиональную диагностику работника в профориентацию.



Похожие на это процессы произошли с переходом к свободному рынку и в отношении бизнес организаций, которые, по своей сущности и содержанию, прежде всего, ориентированы на рыночную конъюнктуру. Такая совершенно необходимая и естественная ориентация заслонила собой реальную оценку конкретных возможностей и потенциала организации, что, соответственно, увеличило число неудач. Значение классического для отечественного менталитета призыва «надо» в рыночных условиях было справедливо заменено понятием «спрос». Но неадекватная оценка собственного призвания обусловила сначала создание неоправданно большого количества, банков, бирж и т. д., а затем, соответственно, их разорение, аферы и банкротства.

Приведенный пример показывает не только объективную необходимость учета реального потенциала организации при выборе ее миссии, но и глубокую, причинно-следственную связь самых разнообразных его составляющих с разработкой адекватной стратегии менеджмента. Это особенно важно в связи с тем, что государство, вопреки установившемуся мнению, вкладывало и вкладывает в такие организации существенные ресурсы (беспрецедентные условия приватизации, широкие преференции, льготное кредитование и т. д.). В этом плане, прежде всего, и следует учитывать формулируемую и закрепляемую миссией социальную значимость соответствующих бизнес -организаций.

Успех рыночной организации, все в ней и, прежде всего, миссия формируется, реализуется, необходимо основывается не только на адекватном учете ее конкретных возможностей и потенциала. Конечно же, он во многом определяется адаптацией миссии к стратегическим перспективам развития рыночной конъюнктуры. Собственно, формирование и представление миссии бизнес организации основывается на долгосрочном анализе рыночной конъюнктуры и становится своеобразной реакцией на нее. Вместе с тем, миссия каждой конкретной компании, ее соотношение с миссиями других организаций существенным образом определяют составляющую этой самой конъюнктуры, особенно стратегическую. Две этих составляющих определяют органичную, природную связь миссии бизнес организации и рыночной конъюнктуры в целом.

И все же самым существенным фактором формирования миссии организации является персонал, уровень его профессионализма и квалификации, энергичный подход и активная позиция, представляющие основной предпринимательский ресурс. Именно он, опираясь на все приведенные выше составляющие, раскрывает потенциал развития организации, придает ей индивидуальность, обеспечивает доверие, признание, востребованность. В этом смысле, как уже отмечалось выше, миссия организации в значительной степени основывается, воплощается и развивается профессиональным призванием персонала, его активным содействием ее выполнению.

Участию человеческого фактора в формировании и выполнении миссии бизнес организации в рыночных условиях традиционно придается вполне определенное значение. Отличаясь самым существенным образом от движений ударничества и энтузиазма социалистического периода развития отечественной экономики, такое участие опирается на принципиально новые основы корпоративных взаимоотношений. Наряду с лояльностью менеджменту и преданностью компании, такие основы развивают в организации конкурентную среду, поддерживают карьерную ориентацию, создают систему жесткого отбора.

Все это разрабатывается и осуществляется менеджментом организации с конечной целью наиболее адекватного выполнения принятой миссии, что самым непосредственным образом указывает на прямую, причинно- следственную связь с развитием и использованием человеческих ресурсов. Именно человеческие ресурсы становятся определяющим фактором постановки, принятия, достижения самых важных, прежде всего, глобальных ее составляющих. Наиболее ярко это проявляется в разработке идеологии бизнеса, становлении корпоративной философии, формировании в организации конструктивных общественных отношений, что подробно и всесторонне будет рассмотрено во второй главе настоящего раздела учебника.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.