Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура цены в зависимости от факторов, влияющих на ее формирование





По сферам обслуживания и участкам логистической цепи поставок различают:

· оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потреби­тельского назначения (между отраслями, внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвлен­ной сбытовой сети оптимизировать продажу позво­ляют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При от­сутствии потребности в посредниках поставщик и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи; розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном коли­честве;

· закупочные цены, по которым государство покупает продук­цию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

· цены на тарифы и услуги, причем тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов в логистике ис­пользуют:

· цены франко-отправления (на товары ограниченного произ­водства и при разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), при этом расходы на ос­тальной путь покрывает покупатель;



· цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

По формам продаж различают:

· контрактные (договорные) цены — цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

· биржевые котировки - уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки и т.д.;

· цены ярмарок и выставок (часто льготные);

· цены аукционов, отражающие ход продаж на аукционах (раз­личаются стартовые и продажные цены).

По стадиям продаж рассматривают:

· цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен конкретного товара (за ис­ключением аукционных и цен подряда), который корректиру­ется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения — единственный источник информации об уровне цен на рынке;



· цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести

товар;

· цены реализации (сделки, продажи, покупки) — фактические, или номинальные; их следует отличать от реальных, соотне­сенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен, изменяющимся в соответствии с уровнем инфляции.

По степени регулирования различают:

· жестко-фиксированные цены — неизменные, устанавливаются централизованно (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

· регулируемые — допускаются изменения в определенных пре­делах; устанавливаются государством, как правило, на про­дукты повышенного спроса и социального назначения;

· свободные — не подвержены прямому вмешательству государ­ства, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка.

По степени устойчивости во времени различают:

· твердые цены — устанавливаются при заключении договора на весь срок его действия;

· подвижные (зафиксированные в договоре цены меняются в момент поставки, при изменении рыночной цены товара, ус­тановленной по согласованному в контракте источнику);

· скользящие (в договоре устанавливается исходная цена и поря­док (формула) внесения поправок в случае изменения стои­мости ценообразующих факторов; скользящие цены устанавли­ваются на товары с длительными сроками изготовления);

· с последующей фиксацией - в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодич­ность, база, сроки согласования.



В качестве базовой цены как ориентир для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

· расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерче­ских условий;

· справочные цены, которые публикуются в справочниках, ката­логах, периодических изданиях (средние цены фактических сделок за определенный период либо экспертные оценки, бир­жевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.);

· цены прейскурантов, выпускаемых, как правило, производи­телем для готовых изделий и рассылаемых клиентам; вклю­чают цены для конечных пользователей, стабильные скидки по всей или части товарной номенклатуры. При необходи­мости частого изменения цен прейскуранты дополняются ко­эффициентами изменений.

Кроме перечисленных выделяются и другие виды цен, например:

· трансфертные (внутрифирменные) - для обмена между под­разделениями одного предприятия, дочерними фирмами, за­рубежными филиалами, как правило, конфиденциальные;

· мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах; на практике, как правило, цены отдельных стран - основных производителей товара).

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скор­ректирован с помощью различных видов скидок (наценок). Наибольшее распространение получили скидки:

· за оплату наличными;

· сезонные, за покупку вне сезона;

· заколичество или серийность при покупке больших объемов товара, превышающих заранее определенные;

· за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;

· дистрибьюторские и дилерские, которыми пользуются посто­янные посредники в реализации;

· постоянным клиентам — за «верность»;

· сконто — за предварительную оплату;

· специальные — за пробные партии и заказы;

· за возврат ранее купленной у фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);

· при продаже подержанных товаров;

· экспортные — получаемые иностранными покупателями сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;

· за потери при усушке, утруске, сортировке (за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудно-
удаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хло­пок, шерсть) и т.д.).

Кроме того, действуют следующие надбавки к ценам:

· за индивидуальный заказ;

· за более высокое качество;

· за рассрочку платежа;

· за дополнительные услуги;

· за упаковку, тару ит.д.

Свободная калькуляция цены не означает, что она становится полностью стихийной, а ее рост необузданным. В большинстве экономически развитых стран на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и сво­бодных цен в связи с возникновением возможных отклонений в различных ситуациях. В экономических системах (в том числе в цепях поставок и ЛС) диспропорции обычно вызваны рядом взаимозависимых причин, например таких, как:

· инфляционный спрос (выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюд­жета; непроизводительные расходы государства; рост денеж­ных доходов населения, опережающий рост производства и об­разующий дефицит товаров; бойкот стран-членов ОПЕК продажи нефти, вызвавший рост цен на нефть; рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);

· рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переори­ентация производства в связи с общественными катаклизмами и т.д.).

Рост заработной платы и повышение цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике го­сударства может трансформироваться в гиперинфляцию. При этом разрушаются нормальные экономические отношения, про­изводители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивают производство и накапливают товары в расчете на их удорожание. Растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели (выигрывают фирмы, имеющие возможность увеличить зарплату, например, торговцы товарами и услугами, стоимость которых во время инфляции растет быстрее стоимости жизни).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.