Структура цены в зависимости от факторов, влияющих на ее формирование
По сферам обслуживания и участкам логистической цепи поставок различают:
· оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями, внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сбытовой сети оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщик и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи; розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
· закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
· цены на тарифы и услуги, причем тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По способу отражения транспортных расходов в логистике используют:
· цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и при разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), при этом расходы на остальной путь покрывает покупатель;
· цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
По формам продаж различают:
· контрактные (договорные) цены — цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
· биржевые котировки - уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки и т.д.;
· цены ярмарок и выставок (часто льготные);
· цены аукционов, отражающие ход продаж на аукционах (различаются стартовые и продажные цены).
По стадиям продаж рассматривают:
· цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен конкретного товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения — единственный источник информации об уровне цен на рынке;
· цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести
товар;
· цены реализации (сделки, продажи, покупки) — фактические, или номинальные; их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен, изменяющимся в соответствии с уровнем инфляции.
По степени регулирования различают:
· жестко-фиксированные цены — неизменные, устанавливаются централизованно (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
· регулируемые — допускаются изменения в определенных пределах; устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного спроса и социального назначения;
· свободные — не подвержены прямому вмешательству государства, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка.
По степени устойчивости во времени различают:
· твердые цены — устанавливаются при заключении договора на весь срок его действия;
· подвижные (зафиксированные в договоре цены меняются в момент поставки, при изменении рыночной цены товара, установленной по согласованному в контракте источнику);
· скользящие (в договоре устанавливается исходная цена и порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов; скользящие цены устанавливаются на товары с длительными сроками изготовления);
· с последующей фиксацией - в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность, база, сроки согласования.
В качестве базовой цены — как ориентир для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
· расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий;
· справочные цены, которые публикуются в справочниках, каталогах, периодических изданиях (средние цены фактических сделок за определенный период либо экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т.д.);
· цены прейскурантов, выпускаемых, как правило, производителем для готовых изделий и рассылаемых клиентам; включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки по всей или части товарной номенклатуры. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются коэффициентами изменений.
Кроме перечисленных выделяются и другие виды цен, например:
· трансфертные (внутрифирменные) - для обмена между подразделениями одного предприятия, дочерними фирмами, зарубежными филиалами, как правило, конфиденциальные;
· мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах; на практике, как правило, цены отдельных стран - основных производителей товара).
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован с помощью различных видов скидок (наценок). Наибольшее распространение получили скидки:
· за оплату наличными;
· сезонные, за покупку вне сезона;
· заколичество или серийность при покупке больших объемов товара, превышающих заранее определенные;
· за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;
· дистрибьюторские и дилерские, которыми пользуются постоянные посредники в реализации;
· постоянным клиентам — за «верность»;
· сконто — за предварительную оплату;
· специальные — за пробные партии и заказы;
· за возврат ранее купленной у фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
· при продаже подержанных товаров;
· экспортные — получаемые иностранными покупателями сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;
· за потери при усушке, утруске, сортировке (за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудно- удаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть) и т.д.).
Кроме того, действуют следующие надбавки к ценам:
· за индивидуальный заказ;
· за более высокое качество;
· за рассрочку платежа;
· за дополнительные услуги;
· за упаковку, тару ит.д.
Свободная калькуляция цены не означает, что она становится полностью стихийной, а ее рост необузданным. В большинстве экономически развитых стран на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен в связи с возникновением возможных отклонений в различных ситуациях. В экономических системах (в том числе в цепях поставок и ЛС) диспропорции обычно вызваны рядом взаимозависимых причин, например таких, как:
· инфляционный спрос (выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства; рост денежных доходов населения, опережающий рост производства и образующий дефицит товаров; бойкот стран-членов ОПЕК продажи нефти, вызвавший рост цен на нефть; рост зарплаты под давлением профсоюзов и др.);
· рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация производства в связи с общественными катаклизмами и т.д.).
Рост заработной платы и повышение цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства может трансформироваться в гиперинфляцию. При этом разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивают производство и накапливают товары в расчете на их удорожание. Растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели (выигрывают фирмы, имеющие возможность увеличить зарплату, например, торговцы товарами и услугами, стоимость которых во время инфляции растет быстрее стоимости жизни).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|