Управление транзакционными издержками в цепях поставок
Под транзакционными издержками понимаются издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. Чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, добиться компенсаций в случае расторжения сделки. Поэтому совершение сделок сопряжено с различными потерями и затратами, которые нужно учитывать как отдельную категорию.
Транзакционные издержки - это издержки сбора и обработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля и юридической защиты выполнения контракта.
Для определения издержек транзакции пользуются следующими критериями:
· это все затраты потребителя, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую продавцу;
· это все затраты продавца, которые он бы не понес, если бы «продавал» товар самому себе.
Общий объем транзакционных издержек складывается из двух частей. Во-первых, это услуги «транзакционного сектора» (отрасли, «продукция» которой рассматривается как целиком имеющая транзакционное назначение - оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т.д.). В случае, если оптовые и розничные предприятия имеют свою логистическую инфраструктуру (склады, автотранспорт и т.д.), затраты на ее эксплуатацию входят в цену перепродажи закупаемого товара.
Во-вторых, это транзакционные услуги, оказываемые внутри «трансформационного» сектора. При их оценке исходят из размера фонда вознаграждения труда непроизводственных работников в отраслях этого сектора (условно говоря, это затраты на «аппарат правления», организацию продаж и снабжения в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях «трансформационного» комплекса).
Теория транзакционных издержек тесно связана с теорией прав собственности. Из понимания прав собственности (как набора допустимых экономических решений) следует, что любой акт обмена есть не что иное, как обмен правомочиями (что и имеет место в системе поставок).
Транзакционные издержки в цепи поставок включают издержки на принятие решений, выработку планов и организации предстоящей деятельности, ведение переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают два или более участника; издержки, связанные с изменением планов, пересмотром условий сделки и разрешением спорных вопросов, когда это диктуется новыми обстоятельствами; издержки, вызванные соблюдением договоренностей всеми участниками.
Транзакционные издержки (ТАИ) включают также любые потери, возникающие вследствие:
· неэффективности совместных решений, планов, договоров и созданных структур;
· неэффективных реакций на изменившиеся условия;
· неэффективной защиты соглашений.
Уровень транзакционных издержек определяется особенностями сделок.
Транзакционные издержки имеют большое число характеристик, что предопределяет необходимость классификации по признакам их функциональной направленности и последовательности, в которой они возникают в процессе совершения сделок: до совершения сделки (издержки поиска информации, издержки ведения переговоров), в момент совершения сделки (издержки измерения, издержки на защиту прав собственности) и после совершения сделки (издержки оппортунистического поведения, издержки политизации).
На рис. 7.3 и в табл. 7.2 представлены виды и разновидности ТАИ. Ниже рассматриваются особенности видов ТАИ и их связь с рассматриваемыми традиционно логистическими издержками.
Издержки поиска информации возникают из-за того, что перед совершением сделки необходима информация о потенциальных покупателях или продавцах потребительских благ или производственных факторов и сложившихся на данный момент цен.
Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством информации. Поиск может вестись как продавцами, так и покупателями.
Таблица 7.2
Переменные издержки
| Условно-постоянные издержки
| Издержки поиска информации
| Издержки спецификации и защиты прав собственника
| Издержки ведения переговоров
| Издержки «политизации»
| Издержки измерения и контроля
| Издержки «оппортунистического поведения»
|
Рис.7.3. Деление ТАИ по функциональным направлениям
Издержки ведения переговоров возникают в связи с тем, что рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформлениях и ненадежно защищенных соглашений.
Издержки измерения вызваны тем, что любой продукт или услуги, в том числе логистические, представляют собой комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются некоторые из них, причем точность их оценки (измерения, т.е. квантификации информации) бывает чрезвычайно низкой. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. От их величины зависит, кто (продавец или покупатель), когда (при поставке, изготовлении, продаже или использовании товара) и с какой степенью интенсивности будет производить измерение (например, ощутимая экономия издержек измерения была достигнута в результате введения стандартов мер и весов).
Оценка качества товара и логистических услуг может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования действий желательно, чтобы измерение производилось однажды, и его брал на себя тот, кто способен делать это с наименьшими затратами. Их снижению способствуют такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д. (например, гарантии предоставляются в тех случаях, когда всесторонняя оценка качества и обнаружение дефектов происходят в ходе использования блага, тогда ответственность за измерение падает на покупателя).
Издержки спецификации и защиты прав собственности включают расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение в работе звеньев ЛЦ требует сначала его фиксации, затем оценки тяжести, выявления нарушителя, наложения взыскания.
Издержки «оппортунистического» поведения (термин введен О. Уильямсоном) связаны с недобросовестным поведением, нарушающим условия сделки или нацеленным на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику подпадают различные случаи лжи, обмана, фальсификации, пренебрежения взятыми на себя обязательствами и т.д.
Существуют две основные формы «оппортунистического» поведения — «отлынивание» и «вымогательство».
«Отлынивание» — проблема отношений типа «принципал — агент» (примером могут служить отношения между менеджером и работником, между акционером и менеджером, между кредитором и получателем кредита).
Существуют два пути решения — либо пытаться ужесточать надзор за деятельностью агента, либо пытаться вводить такую схему стимулирования, которая минимизировала бы отклонения интересов агента от интересов принципала (например, выплата бонусов или опционов для более тесной привязки интересов управляющих к интересам собственников, но это требует немалых затрат).
Другая форма «оппортунистического» поведения — «вымогательство» (hold-up). Такое поведение провоцируют сделки, касающиеся инвестиций в специфические ресурсы. Цель такого вымогательства - присвоение всей квази-ренты или, по крайней мере, резкое увеличение своей доли.
Издержки «политизации» можно обозначить как издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций, в частности действующих в составе ЛЦ. К этим издержкам относятся издержки коллективного принятия решений и издержки влияния.
Принятие решений на рынке и в организации имеет различный характер. Рыночная сделка будет заключена только в том случае, если от нее выигрывают обе стороны. Трудности и потери, возникающие при попытках достижения взаимного согласия, служат источником издержек поиска, ведения переговоров и др.
Классификация транзакционных издержек, осознание причин их возникновения, факторов, влияющих на их размер в системе поставок, позволяет обоснованно подойти к поиску способов их снижения.
Управление транзакционными издержками в ЛЦ предполагает идентификацию и снижение (с высокой степенью вероятности) издержек экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами. При этом должны рассматривается транзакционные издержки на уровне бизнес-процессов, функциональных областей логистики и ЛЦ. Имеется ряд возможностей снижения транзакционных издержек:
· экономия на масштабах деятельности;
· децентрализация управленческих функций;
· франчайзинг;
· вертикальная интеграция и т.д.
Механизм интеграции способствует построению законченной технологической цепочки, обеспечению координации всех процессов, облегчению проникновения технологических нововведений, увеличению объема продаж, росту производительности труда и в результате существенному снижению транзакционных издержек. Сюда включаются эффекты от совместной инвестиционной деятельности партнеров по ЛЦ; эффекты использования общих основных средств; совместной финансовой деятельности; сокращения персонала в результате объединения операций и управленческих структур; передовых технологий. Эффекты могут быть прямыми и косвенными.
К прямым эффектам относятся:
· снижение издержек функционирования рыночного механизма, снижение «цены легальности» - затрат на выполнение бюрократических процедур, связанных с регистрацией, продолжением деятельности в рамках закона, внедрением контрактных процедур, поиском партнеров, установлением связей с партнерами и проч.;
· снижение трансформационных издержек в экономической деятельности (например, в связи с повышением производительности труда);
· элиминирование прежних искажений экономических стимулов работы.
Косвенные эффекты включают:
· снижение организационных издержек субъектов ЛЦ вследствие внедрения информационного обеспечения принятия решений (система информационного обеспечения логистической деятельности);
· новая выгода, получаемая экономическими субъектами от внедрения нововведений (не существовавшая при наличии «старых» связей) - формализация отношений между элементами ЛЦ, обратные связи;
· синергия, получаемая в результате взаимодействия и переплетающихся связей субъектов рынка в рамках ЛЦ;
· улучшение инвестиционного и предпринимательского климата системы поставок.
В то же время создание элементов ЛЦ и их взаимосвязей требует определенных дополнительных затрат. Ниже рассматривается сущность каждого из этих видов издержек.
Издержки формализации отношений (И1). В этот элемент включается стоимость всех мероприятий по отладке механизма взаимодействий между элементами ЛС. Эти издержки можно назвать «издержками проб и ошибок», когда хозяйствующие субъекты вступают в контакт, ведут переговоры о начале работ, согласуют условия, методологию, несут расходы на выполнение desk-research и проч. - вплоть до установления более неформальных, партнерских отношений.
Издержки адаптации экономических агентов к новым условиям хозяйственной деятельности (И2). К этой категории следует отнести компромиссные издержки экономических субъектов, понесенные ими в рамках различного рода взаимных уступок, и издержки подчинения закону. Существует возможность учесть эти и издержки в виде некоего коэффициента, влияющего на скорость снижения транзакционных издержек, который может быть найден экономическим путем на основе вычислений aposteriori.
Издержки «политизации» (временно растущие транзакционные издержки) (ИЗ). Данные издержки также играют важную роль при принятии решения об изменениях, их можно определить только экспертным путем. Природа кратковременного роста транзакционных издержек лежит в сосуществовании в течение определенного периода времени старых и новых формальных правил, повышающих общие издержки экономической деятельности, что вызывает значительные информационные затраты субъектов.
Издержки рассогласования (И4) элементов системы в момент внедрения нововведения (в ЛЦ) могут стать критическим фактором, определяющим успех или неудачу нововведения.
Издержки трансформации неформальных системных связей (И5). К этой категории можно отнести расходы на пропаганду в средствах массовой информации, инвестиции необходимого типа и т.д.
Издержки на юридическое обеспечение новых норм хозяйствования (И6). Сюда относятся издержки на работу, связанную с принятием законов (издержки лоббирования), введения новых норм (издержки переобучения, установки информационных систем, смены нормативной документации и проч.), информационной поддержки новых норм. Все эти издержки (за исключением издержек лоббирования соответствующих законов) достаточно точно подсчитываются количественно
Издержки применения законов (норм) (И7). Рост издержек применения норм (enforcement) имеет две составляющие — краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная составляющая выражается в резком увеличении расходов на организационные вопросы из-за возникающего на некоторое время хаоса, вызванного введением новых принципов хозяйствования.
Это обусловлено необходимостью преодолеть краткосрочные негативные тенденции (краткосрочный рост транзакционных издержек) в возможно более короткие сроки для снижения социальной стоимости реформ. Этот компонент также поддается прямому вычислению на основе анализа (как опыт других систем, так и предшествующий опыт в самой бизнес-среде). Долгосрочная составляющая связана с необходимостью увеличения средств на содержание судебной системы в связи с ростом числа норм и необходимостью более быстрого и адекватного разрешения возникающих конфликтных ситуаций.
Цена «нелегальности» (сговоры, теневая деятельность и т.д.) (И8) в разных ситуациях может играть как положительную, так и отрицательную роль и означает повышение издержек для части экономических агентов, занимающихся нелегальной экономической деятельностью. Для благосостояния всех экономических агентов в долгосрочном периоде это, несомненно, положительное явление, поскольку оно увеличивает долю легального сектора, снижая соответственно удельные издержки каждого конкретного легального предпринимателя.
Для управления транзакционными издержками в ЛЦ необходимо осуществлять:
· анализ внешней и внутренней среды, идентификация бизнес-процессов и составляющих их действий и центров ответственности;
· определение фактической стоимости конечных объектов затрат;
· оптимизацию структуры в разрезе конечных объектов затрат;
· оптимизацию бизнес-процессов;
· формирование банка альтернативных вариантов;
· оценку эффективности вариантов и выбор предпочтительного варианта;
· расчет издержек, в том числе транзакционных, на плановый период;
· сравнение фактических и плановых издержек; выявление и реализация резервов снижения затрат.
На этой основе осуществляется бюджетирование затрат на логистику на предстоящий плановый период. Сокращение расходов осуществляется путем оптимизации процессов, сокращения времени их выполнения. При наступлении отчетного периода проводится анализ плановых и фактических затрат. Благодаря непрерывному измерению экономических параметров процессов, анализу стоимости каждого действия, результатам сравнения плана и факта, появляется объективная основа для управления затратами и ЛЦ в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|