Сделай Сам Свою Работу на 5

Макроэкономические основы логистики





Введение

Предприятие, производящее продукцию, находится в структуре системы рыночных отношений – системы более высокого порядка. Оно взаимодействует с другими элементами этой системы, составляющими инфраструктуру рынка.

Логистика обеспечивает обменные процессы и является, таким образом, неотъемлемой частью рыночной экономической системы. По уровню развития логистики можно судить об уровне развития рыночных отношений.

Логистика как наука об управлении материальными и сопутствующими потоками, базируется на законах и принципах экономической науки. Экономические основы логистики и являются предметом изучения данной дисциплины.

 

 

Раздел 1. Показатели и методы оценки эффективности логистических систем

Макроэкономические основы логистики

Принято разделять экономику на макроэкономику (экономика регионов и государств) и микроэкономику (экономика предприятий).

На уровне макроэкономики логистика выступает инструментом, так называемой, пространственной экономики и изучает обобщенные экономические отношения обмена, возникающие в экономическом пространстве логистики.



Под экономическим пространством логистики понимается экономически и юридически обособленная территория, на которой размещено множество взаимосвязанных объектов рынка. Они взаимодействуют в соответствии с пространственной (территориальной) структурой экономики рассматриваемого экономического пространства.

Экономическое пространство логистики характеризуется следующими показателями:

- плотность (валового продукта, ресурсов, основного капитала, субъектов рынка, в т.ч. потребителей, и т.д.) на единицу площади;

- связанность– число экономических связей между структурными элементами этого пространства;

- транспортная и коммуникационная связанность – характеристики, определяющие возможности перемещения материальных потоков, потоков услуг, информации и капитала;

- экономическое расстояние – величина средних транспортных и транзакционных издержек по перемещению товаров и услуг.

Экономическое пространство логистики может охватывать различные формы организации хозяйства и типы пространственных структур (сетей).



Необходимые признаки существования экономического пространства логистики:

- общее экономическое (федеральное) законодательство;

- единство денежно-кредитной системы;

- единство таможенной территории;

- функционирование общих инфраструктурных систем (транспорта, связи и т.д.).

Экономическое пространство логистики - составная часть экономического пространства страны. Большинство стран имеют неоднородные экономические пространства.

На основе макроэкономических теорий решаются следующие макрологистические задачи:

- оптимальное размещение производственно-логистических мощностей;

- ценообразование в межрегиональных логистических системах.

Оптимальное размещение производственно-логистических мощностей (производственных площадок, складов различного уровня и назначения, грузовых терминалов и т.д.) относительно источников сырья и рынков сбыта продукции базируется на следующих экономических теориях размещения:

- теория весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний;

- теория экономической выгоды;

- теория центральных мест;

- теория равновесия.

Перечисленные экономические теории размещения последовательно сменяли и дополняли одна другую. Наиболее ранней является теория весовых соотношений, результатом применения которой является минимизация суммарной транспортной работы при производстве и сбыте товара. Примером использования этой теории является задача об определении координат склада, рассматриваемая в логистике складирования. Решение ее определяется методами линейного программирования.



По теории экономической выгоды фактором размещения является «экономическая выгода», которая зависит от места деятельности и заключается в сокращении издержек производства и реализации продукта. Наиболее значимыми элементами издержек являются затраты на сырье, материалы, рабочую силу, транспортные и агломератные затраты. В данной теории учитывается более широкий круг условий, она ориентирована на минимизацию общих затрат производства и реализации.

Теория центральных мест рассматривает предельный случай установившегося распределения источников товаров (услуг) и мест сбыта. Согласно этой теории, зоны обслуживания и реализации со временем оформляются в правильные шестиугольники, покрывая всю территорию без просвета. В вершинах шестиугольника чередуются источник товара «И» и рынок сбыта «С», так что в результате каждый источник связан с тремя ближайшими рынками, и каждый рынок обеспечивается из трех ближайших источников (рис.1.1).

 

 

 

Благодаря такой пространственной структуре минимизируются средние расстояния для реализации продукции и обслуживания потребителей.

Дальнейшее развитие теории размещения привело к созданию теории, построенной на основе анализа деятельности взаимосвязанных предприятий и переходе от минимизации издержек к максимизации прибыли и доходов с использованием таких экономических понятий как переменные цены, рента, функции спроса и предложения.

Развитие теории размещения и наполнение ее понятиями микроэкономики, значительно расширило набор факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий (налоги, пошлины, эффекты монополий и олигополий, конкуренция и ценообразование в условиях конкуренции), и привело к созданию теории равновесия.

Состояние равновесия характеризуется следующими условиями:

- местоположение каждой фирмы дает максимально возможные преимущества производителям и потребителям;

- фирмы размещаются так, что территория максимально используется;

- существует равенство цен и издержек (нет избыточного дохода);

- все рыночные зоны имеют минимальный размер в форме шестиугольника;

- границы рыночных арен проходят по линиям безразличия, что обеспечивает устойчивость найденного равновесия.

Ценообразование в межрегиональных логистических системах основывается на теории общего экономического равновесия. Традиционная модель рыночного равновесия предполагает, что спрос на товар (D) падает при росте цены (P), а предложение товара (S), наоборот, растет при увеличении цены (рис.1.2). Здесь величина Q имеет двойной смысл, выступая одновременно как объем потребляемого товара, так и как объем выпуска товара.

Пересечение обратных функций спроса и предложения и дает точку равновесия спроса и предложения Q* и цену равновесия P*.

 

Q*=D(P*)=S(P*). (1.1)

 

Точка равновесия является предельной точкой устойчивого состояния рынка. В ней весь выпущенный объем товара Q* будет приобретен по цене P*. При отклонении рынка от точки равновесия возникают либо дефицит, либо перепроизводство.

 

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.