Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы текущего контроля знаний





№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля  
Контрольная (проверочная) работа Компьютерное тестирование Реферат Работа на семинарских занятиях Лабораторная работа
1. Введение в психологию + +   +  
2. Психические процессы + + + + +
3. Психические состояния + +   +  
4. Деятельность + + + + +
5. Общение и речь + +   + +
6. Сознание и бессознательное + +   +  
7. Личность + + + +  
8. Психофизиологические основы личности + +   +  
9. Структура личности + + + +  
10. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии +     +  
11. Классификация исследовательских методов в психологии +     +  
12. Теория психологического эксперимента +     +  
13. Квазиэксперимент и корреляционные исследования +     +  
14. Психолого-педагогический и формирующий эксперимент +     +  
15. Общие этические принципы проведения исследования и отношения к участникам исследования +     +  

Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента



Части 1-3:

1. Что является предметом психологии?

2. С чьим именем связано возникновение психологии как самостоятельной науки?

3. Что такое психика?

4. В чем специфика психического отражения, в сравнении с физическим?

5. Перечислите и раскройте суть основных этапов развития психологии?

6. Какие решения имеет психофизиологическая проблема?

7. Какие науки о человеке наиболее тесно сотрудничают с общей психологией?

8. Какое место занимает общая психология в ряду других психологических дисциплин?

9. Перечислите основные разновидности психических явлений?

10. В чем отличия психических процессов, состояний и свойств?

11. В чем специфика процессов ощущения и восприятия?

12. Перечислите и раскройте основные закономерности процесса ощущения?

13. Перечислите основные свойства ощущений?

14. Каковы физиологические основы процессов ощущения и восприятия?

15. Что такое апперцепция?



16. Что такое аккомодация? В каких случаях она играет решающую роль?

17. Что такое реверберация и консолидация?

18. Перечислите основные процессы памяти?

19. Что такое персеверация и реминисценция?

20. Какие закономерности работы памяти были открыты Г. Эббингаузом?

21. В чем суть «эффекта Зейгарник»?

22. В чем специфика процессов мышления и воображения?

23. Перечислите основные виды мыслительных операций?

24. Назовите приемы воображения?

25. Что такое агглютинация?

26. Является ли сновидение формой воображения?

27. Всякое ли воображение является творческим?

28. Назовите основные регулирующие процессы?

29. Каков средний объем внимания взрослого человека?

30. Что является физиологической основной процесса внимания?

31. Перечислите свойства внимания?

32. Перечислите и раскройте основные теории происхождения эмоций?

33. В чем специфика понятий «эмоции» и «чувства»?

34. Назовите основные формы эмоциональных переживаний?

35. Что такое фрустрация? Каковы ее причины и следствия?

36. Назовите основные свойства эмоций?

37. Что такое воля?

38. Какова роль мотивационных аспектов в волевом действии?

39. Назовите структуру волевого акта?

40. Перечислите основные волевые качества личности?

41. Что такое психическое состояние?

42. Назовите виды психических состояний?

43. Перечислите основные линии регуляции психических состояний?

44. В чем специфика понятий «деятельность» и «активность»?

45. Какова структура деятельности?

46. Назовите основные этапы освоения деятельности?

47. В чем разница между навыком и привычкой?

48. Что такое интерференция навыка?



49. Что такое общение?

50. Каково соотношение категорий «деятельность» и «общение»?

51. Каково соотношение категорий «общение» и «речь»?

52. Назовите основные виды средств невербальной коммуникации?

53. Перечислите этапы кодирования речевого высказывания?

54. Назовите основные этапы декодирования речи?

55. Как соотносятся речь и мышление?

56. Перечислите и раскройте механизмы социальной перцепции?

57. Какова структура общения?

58. Что включает интерактивная сторона общения?

59. Что такое сознание?

60. Каковы условия возникновения сознания?

61. Перечислите основные функции сознания?

62. Назовите классы неосознаваемых явлений в психике?

63. Что такое личность?

64. Перечислите основные признаки личностных свойств?

65. Какие решения имеет вопрос соотношения биологического и социального в личности?

66. Что является предметом психологии личности?

67. Что такое отношение?

68. Какова структура личности в подходах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна?

69. Какой позиции во взгляде на понятие и структуру личности придерживались Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев?

70. Какова структура личности в концепции В.С. Мерлина?

71. Как соотносятся понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность», «интегральная индивидуальность»?

72. Что такое интегральная индивидуальность?

73. Назовите уровни интегральной индивидуальности?

74. Что такое темперамент?

75. Как соотносятся понятия «темперамент» и «характер»?

76. Назовите свойства темперамента по В.С. Мерлину?

77. Каковы физиологические основы темперамента?

78. В чем отличия темперамента и характера?

79. Назовите личностные особенности людей с преобладанием одного из полушарий мозга?

80. Что такое индивидуальный латеральный профиль? Какого его значение для личности человека?

81. Что такое характер?

82. Каковы физиологические основы характера?

83. Назовите известные вам типологии характеров?

84. Что такое акцентуации характера?

85. Каковы причины и последствия акцентуаций характера?

86. Назовите основные акцентуации в типологии К. Леонгарда?

87. Что такое способности?

88. Перечислите условия развития способностей?

89. Что такое задатки? Каково соотношение задатков и способностей?

90. Охарактеризуйте основные уровни развития способностей?

91. Что такое мотивы и потребности?

92. Что такое мотивация?

93. Перечислите основные виды мотивов и потребностей?

94. Назовите виды направленности личности?

95. Какова зависимость между силой мотивации и эффективностью деятельности?

96. Что такое самосознание?

97. Каковы функции самосознания?

98. Какова структура самосознания в концепции В.С. Мерлина?

99. Что такое Я-концепция?

100. Назовите виды самооценки?

 

Части 4-5

101. Развитие психологической науки как взаимоотношение связи теоретического и эмпирического знания.

102. Проблема накопления эмпирического знания, области исследования в современной психологии.

103. Понятие "теория" в психологической науке.

104. Научной проблема, виды актуальности научной проблемы.

105. Определение целей экспериментального исследования.

106. Методология экспериментального исследования.

107. Выдвижение научно обоснованной гипотезы. Виды гипготез.

108. Основные общенаучные исследовательские методы.

109. Неэкспериментальные методы в психологическом исследовании. Классификация методов.

110. Психосемантические методы исследования, история создания, область применения и перспективы использования.

111. Эксперимент как метод исследования в психологии.

112. Процедура и основные характеристики эксперимента в психологии.

113. Теория психологического эксперимента.

114. Типы экспериментов.

115. Теоретические основы организации и проведения психологического эксперимента.

116. Планирование эксперимента, виды экспериментальных планов.

117. Экспериментальные переменные и способы их контроля.

118. Причинность и эмпирические признаки причинной связи между явлениями.

119. Характеристика основных видов переменных.

120. Значение показателя и составление массива данных в эксперименте.

121. Условия проведения эксперимента с одним испытуемым.

122. Виды "конструирования" экспериментальной группы.

123. Критерии формирования выборки испытуемых. Методы формирования выборки.

124. Основные требования при планировании эксперимента. Характеристика основных экспериментальных планов.

125. Особенности составления планов для одного испытуемого.

126. Планирование по методу временных серий.

127. Контроль симметричного, ассиметричного переносов и плацебо-эффекта. Анализ кривых научения в естественном эксперименте.

128. Планы эксперимента ех-post-facto и сферы применения данного вида экспериментального исследованиях.

129. Доэксперментальные и квазиэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент и его характеристики.

130. Теоретическая основа и виды психологических измерений.

131. Классификация процедур психологического измерения на основании различения объекта измерения.

132. Измерительная шкала, типы шкал.

133. Многомерные шкалы и перспективы их использования в психологии.

134. Проведение шкальных преобразований.

135. Процедуры субъективного шкалирования.

136. Модели совместного шкалирования объектов и испытуемых.

137. Тестирование и теория измерений.

138. Корреляционные исследования - планирование, сбор данных и обработка полученных результатов.

139. Корреляционные гипотезы. Соотношение корреляции и причины

140. Коэффициент корреляции. Корреляция и моделирование причинно-следственных отношений.

141. Формы контроля в корреляционном исследовании.

142. Планирование и проведение экспериментального исследования при изучении сенсорной системы.

143. Исследование развития перцептивных действий в онтогенезе.

144. Экспериментальное исследование познавательных процессов.

145. Теоретические основы проведение формирующего эксперимента.

146. Методика использования методов психосемантики.

147. Использование в психологическом эксперименте методов психологии и смежных наук.

148. Процедура принятия решения о гипотезе исследования.

149. Обобщение и представление результатов экспериментального исследования.

150. Психология экспериментального общения экспериментатора и испытуемого.

151. Человек как испытуемый в ситуации проведения эксперимента.

152. Этические принципы проведения экспериментальных исследований на человеке.

 

Содержание и формы промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Формы аттестации по дисциплине:

· Экзамен (2 и 4 семестры).

вопросы к экзамену (2 семестр)

 

1. Предмет психологии. Подходы к трактовке психики.

2. Специфические особенности психического отражения.

3. Подходы к рассмотрению соотношения психического и нервно-физиологического.

4. Три основных блока мозга и их функции. Функциональная асимметрия полушарий мозга.

5. Развитие психики в филогенезе. Условия возникновения сознания.

6. Метод интроспекции. Объективное познание психики. Виды внешних проявлений психики.

7. Методы психологии.

8. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

9. Понятие об ощущениях. Физиологические основы ощущений. Классификация ощущений.

10. Свойства ощущений. Закономерности ощущений. Развитие чувствительности.

11. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Физиологические основы восприятия.

12. Свойства восприятия.Зрительное, осязательное и слуховое восприятие.

13. Восприятие пространства, времени и движения. Наблюдение и наблюдательность.

14. Понятие о памяти. Связь памяти с другими познавательными процессами. Физиологические основы памяти.

15. Виды памяти. Запоминание и условия эффективного запоминания.

16. Воспроизведение и его виды. Сохранение и забывание.

17. Понятие о мышлении. Связь мышления с другими познавательными процессами. Физиологические основы мышления.

18. Мыслительные операции. Логические формы мышления.

19. Динамика мышления при решении задач. Виды мышления.

20. Понятие о воображении. Роль воображения в деятельности человека. Физиологические основы воображения.

21. Виды и приемы воображения.

22. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Факторы, определяющие внимание.

23. Виды внимания. Свойства внимания.

24. Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические основы эмоций и чувств.

25. Формы эмоциональных переживаний. Высшие чувства.

26. Понятие о воле. Физиологические основы воли. Структура волевого акта.

27. Понятие о психических состояниях. Функции состояний.Характеристики (параметры) психических состояний.

28. Классификация психических состояний. Регуляция психических состояний.

29. Общая характеристика деятельности. Психика и деятельность.

30. Структура деятельности. Подходы к характеристике структуры деятельности.

31. Характеристика компонентов деятельности. Физиологические механизмы регуляции деятельности.

32. Умения, навыки и привычки. Освоение деятельности. Условия формирования умений, навыков и привычек.

33. Общая характеристика стиля деятельности. Подходы к характеристике стиля.

34. Процессуальная и результативная стороны стиля деятельности.

35. Внутренние условия стиля деятельности и их взаимодействие.

36. Внешние условия и требования деятельности и стиль. Механизмы, обеспечивающие приспособление индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности.

37. Развитие и условия формирования стиля деятельности.

38. Виды деятельности.

39. Общая характеристика общения. Соотношение категорий общения и деятельности в психологии.

40. Структура и функции общения.

41. Понятие о речи. Язык и речь. Функции речи.

42. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания.

43. Физиологические основы речи. Виды афазий.

44. Соотношение речи и мышления.

45. Виды речи.

46. Понятие о сознании. Признаки сознания и его функции. Сознание и деятельность.

47. Когнитивный, регулятивный, коммуникативный и личностный аспекты сознания. Структура сознания.

48. Общая характеристика бессознательного. Соотношение и взаимодействие сознания и неосознаваемых явлений.

49. Характеристика неосознаваемых явлений (неосознаваемые механизмы деятельности неосознаваемые побудители деятельности).

50. Характеристика неосознаваемых явлений (надсознательные явления, субсенсорное восприятие, структуры общественного бессознательного).

51. Понятие личности в отечественной психологии. Основные отличительные признаки свойств личности.

52. Этапы и механизмы развития личности. Биологическое и социальное в личности.

53. Подходы к пониманию и структуре личности в работах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

54. Подходы к пониманию и структуре личности в работах Б.Г.Ананьева и В.Н.Мясищева.

55. Подходы к пониманию и структуре личности в работах К.К.Платонова и В.С.Мерлина.

56. Индивид, субъект, личность, индивидуальность, интегральная индивидуальность: соотношение понятий.

57. Понятие темперамента, его специфические особенности.

58. История развития учений о темпераменте (Гиппократ, Гален, Э.Кречмер, У.Шелдон, др.).Физиологические основы темперамента.

59. Психологическая характеристика свойств темперамента (В.С. Мерлин).

60. Характеристика типов темперамента с точки зрения свойств (по В.С. Мерлину).Темперамент и деятельность человека.

61. Мотивы и потребности, их соотношение и структура.

62. Классификации видов потребностей.

63. Виды мотивов.

64. Понятие и виды направленности личности.

65. Понятие и виды мотивации. Мотивация и деятельность (закон Йеркса-Додсона).

66. Характер, его специфические особенности. Физиологические основы характера.

67. Темперамент и характер: их сходство и отличия, формы взаимодействия.

68. Структура характера, ее свойства.

69. Типология акцентуаций характера (К.Леонгард). Акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко).

70. Понятие способностей в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.

71. Виды способностей, их характеристика.

72. Уровни развития способностей, их характеристика.

73. Структура «Я-концепции» (Р.Бернс), характеристика ее компонентов.

74. Подходы к понятию и характеристике структуры самосознания в отечественной психологии (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин, Д.А.Леонтьев, др.). Функции самосознания в психике.

 

 

вопросы к экзамену (4 семестр)

 

1. Четыре подхода к образу современной науки (ньютонианский, номологический, каузальный, прагматический). Примеры из психологии, относящиеся к этим четырем подходам.

2. Теории о теориях: реализм и антиреализм. Анализ любой психологической проблемы с позиций реализма / антиреализма.

3. Теории о теориях в рамках антиреализма: синтаксический подход, семантический подход, натуралистические подходы.

4. Теории научных изменений: натуралистический подход и методологический подход (Поппер, Лакатос).

5. История науки: любой из античных мыслителей и его вклад в науку в целом и в психологию.

6. История науки: любой из европейских философов начала Нового времени (17 век) и его вклад в науку в целом и в психологию.

7. Любой из мыслителей Немецкой классической философии и его вклад в науку в целом и в психологию.

8. Тенденции современной западной философии и их проявления в психологической науке (постпозитивизм, герменевтика, постмодернизм).

9. История четырех научно-технических революций и их отзвуки в психологической науке.

10. Гипотезы в структуре психологического знания. Виды психологических гипотез. Отличие экспериментальной и альтернативной гипотез.

11. Основные отличия методов эксперимента и наблюдения при проверке научных гипотез.

12. Наука и псевдонаука: проблема, основные черты псевдонауки, демаркационный критерий.

13. Основные этапы психологического экспериментального исследования.

14. Идеальный и реальный эксперимент. Факторы нарушения внутренней валидности (факторы выборки).

15. Виды валидности: внешняя, внутренняя, конструктная, операциональная.

16. Идеальный и реальный эксперимент. Факторы нарушения внутренней валидности (побочные переменные).

17. Реальный эксперимент и эксперимент полного соответствия. Факторы нарушения внешней валидности.

18. Экспериментальная выборка: виды выборок и правила формирования.

19. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы: независимая переменная, зависимая переменная, внешние переменные.

20. Способы контроля экспериментальных переменных: контроль за независимой переменной, контроль за внешними переменными (элиминация, создание константных условий).

21. Способы контроля за внешними переменными (балансировка, контрбалансировкА, рандомизация).

22. Виды однофакторных планов: обзор.

23. Виды однофакторных планов: подробнее о планах с независимыми и уравненными группами (с примерами).

24. Виды однофакторных планов: подробнее о планах с неэквивалентными группами и повторяемыми измерениями (с примерами).

25. Разновидности особых контрольных групп (плацебо, листа ожидания, сцепленные).

26. Виды многофакторных экспериментальных планов.

27. Понятия основного эффекта и взаимодействия, некоторые варианты их сочетания.

28. Отличия истинно-экспериментальных планов от квазиэкспериментальных.

29. Логика статистического тестирования гипотез. Ошибка I и II рода.

30. Выборка и популяция.

31. Понятие распределения, меры центральной тенденции: среднее, медиана, мода.

32. Понятие распределения, меры разброса: дисперсия, стандартное отклонение.

33. Основные характеристики распределения и понятие нормального распределения.

34. Зоны статистической нормы.

35. Меры различий: T-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни.

36. Меры связи: коэффициент корреляции Пирсона (с формулой), ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

37. Проблемы интерпретации корреляционной связи.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К экзамену (4 семестр)

 

Составьте и защитите грантовую заявку на экспериментальное исследование (research proposal – исследовательское предложение), используя следующую гипотезу:

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.