Раздел 15. Этика психологического исследования
Тема 50.Этика психологического исследования
Основные (ключевые) понятия: этика, этические принципы, этичный эксперимент, информирование, анонимность, конфиденциальность, ответственность исследователя.
Содержание темы:этические принципы в психологическом исследовании. Учет этики при участии людей и животных в эксперименте. Согласие, информирование, анонимность и конфиденциальность как основные принципы. Проблема сокрытия информации от участников экспериментов. Защита участников исследований и обязанности исследователей. Ответственность исследователя за результаты исследования. Обязанности исследователя. Этика по отношению к науке.
Содержание семинарских занятий
(ЧАСТЬ 1)
Тема 1. Предмет и методы психологии
Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики.
Понятия: психология, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность, психика, отражение, психические явления, интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест.
Вопросы для обсуждения:
1. История развития и место психологии в системе наук о человеке.
2. Понятие о психике. Специфические особенности психического отражения.
3. Группы психических явлений (процессы, состояния, свойства).
4. Методы психологии.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 1 и 2.
Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии. // Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр. 8-18.
Список источников литературы:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 39-48.
Или
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996. стр. 49-58.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 298-310.
Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 53-61.
Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. стр. 48-64.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 1.
Рубинштейн С.Л. История психологии. //Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. №. Стр. 62-97.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1995.
Тема 2. Мозг и психика
Цель занятия:обозначить блоки головного мозга, отвечающие за психические функции,охарактеризовать основные подходы к решению психофизиологической проблемы.
Понятия: блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга, психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные блоки мозга и их функции.
2. Функциональная асимметрия полушарий мозга.
3. Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Лурия А.Р. Несколько страниц из науки о мозге// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 18-23.
Список источников литературы:
Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга. //Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.Стр. 84-127.
Хомская Е.Д. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. //Нейропсихология. М., МГУ, 1987.
Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. 1997. № 3 стр. 112-125.
Вулдридж Д. Механизмы мозга.//Хрестоматия по психологии. М. 1977.Стр. 143-150.
Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 124-134.
Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 4.
Тема 3. Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания
Цель занятия:рассмотреть основные этапы развития психики в филогенезе, охарактеризовать отличительные особенности сознания как высшей формы психики.
Понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение.
Вопросы для обсуждения:
1. Раздражимость и чувствительность как формы отражения живых организмов.
2. Развитие нервной системы от простейшей (сетевидной), ганглиозной к центральной и ее эволюционное значение.
3. Возникновение и развитие сознания, отличительные особенности сознания как высшей формы психики.
4. Роль языка в сознании человека.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Список источников литературы:
Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. стр. 29-51.
Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр.98-104.
Тих Н.А. Предыстория общества. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 104-111.
Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. / Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. стр.252-263.
Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека. /Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ., 1972. стр.263-283.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 2, 3.
Шовен Р. От пчелы до гориллы. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 91-98.
Тема 4. Ощущение
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения.
Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.
2. Основные свойства и характеристики ощущений.
а) пороги и чувствительность;
б) адаптация;
в) взаимодействие ощущений;
г) контраст.
3. Классификация ощущений.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 7.
Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения.// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 87-95.
Список источников литературы:
Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.
Или
Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.
· Ананьев Б.Г. Теория ощущения. /Л., 1961. С. 26-32, 122-137.
· Макаров П.О. Об основном психофизическом законе. С. 271-274.
· Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение. С. 242-249.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.
Тема 5. Восприятие
Цель занятия: проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.
Понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы.
2. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия:
а) предметность,
б) целостность,
в) осмысленность,
г) избирательностью,
д) константность,
е) апперцепция.
3. Виды восприятия.
4. Восприятие пространства, времени и движения.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.//Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 95-101.
Список источников литературы:
Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.
Или
Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.
· Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия. С. 67-76.
Логвиненко А.Д., Столин В.В. Восприятие пространственных свойств предметов / В кн. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. С.246-256.
Одна из статей:
Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. С. 447-461.
Грегори Р.Л. Зрительное восприятие движения. С. 461-490.
Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины. С. 343-383.
Грегори Р.Л. Восприятие цвета. С.499-510.
Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. С. 510-524.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 2.
Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.
Тема 6. Память
Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.
Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.
Вопросы для обсуждения:
1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.
2. Виды памяти.
3. Физиологические и психологические теории памяти.
4. Общая характеристика процессов памяти
а) запоминание;
б) сохранение и забывание;
в) воспроизведение.
&Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 10.
Список источников литературы:
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М. МГУ, 1979.
Или
Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. ‑ М.: КноРус-ЧеРо, 2000.
Зейгарник Б.В. Воспроизведение не завершенных и завершенных действий. стр. 120-135.
Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. стр. 163-177.
Рубинштейн С.Л. Память. стр. 177-193.
Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. стр. 217-226.
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.
Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.
Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.
Тема 7. Мышление
Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы и виды процесса мышления, обозначить основные мыслительные операции, а также этапы решения мыслительных задач.
Понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач, творческое мышление.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.
2. Мыслительные операции. Мышление и логика. Виды мышления.
3. Динамика мышления при решении задач. Творческое мышление.
4. Индивидуальные особенности мышления.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 12.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
· Гурова Л.Л. Процессы решения задач. Стр. 105-111.
· Лурия А.Р. Цветкова Л.С. нейропсихологический анализ решения задач. Стр. 111-114.
· Богоявленская Д.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Стр. 114-120.
Список источников литературы:
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1981.
Леонтьев А.Н. Мышление. стр. 60-71.
Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. стр. 71-77.
Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы определяющие решение задач. стр. 289-297.
Юнг К.Г. Мышление у экстраверта и интроверта. стр. 391-398.
Выготский Л.С. Мышление и речь. стр. 153-175.
Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) М., 1975.
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1974.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М. 1979.
Исследование развития познавательной деятельности. Пер. с англ. /Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвера, П.Гринфильда. М., 1971.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Тема 8. Воображение
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные приемы процесса воображения.
Понятия: воображение, воссоздающее и творческое, преднамеренное и непреднамеренное виды воображения, мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения, приемы воображения.
Вопросы для обсуждения:
1. Воображение как психический процесс. Физиологические основы воображения.
2. Виды воображения и их характеристики.
3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
4. Воображение и творчество.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 11.
Список источников литературы:
Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.//Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. стр. 282-287.
Никифоров О.И. К вопросу о воображении. //Вопросы психологии. – 1972. ‑ №2.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1.С. 344—360.
Веккер Л. М. Психологические процессы. В 3 т. - Л., 1974. - Т. 1. - С. 262-271, 278-295.
Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - С. 436-454.
Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, 1989. С. 64—102.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. С. 3-85, 86-131.
Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. Тбилиси, 1972.
Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. - М., 1972. - С. 4-50.
Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977. С. 13—78
Тема 9. Внимание
Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные виды процесса внимания.
Понятия: внимание, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, свойства внимания.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о внимании, физиологические основы внимания.
2. Теории внимания.
3. Основные виды и свойства внимания.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 14.
Список источников и литературы:
Ланге Н.Н. Внимание. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 103-126.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 220-228.
Джемс У. Внимание. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 50-64.
Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976.Стр. 243-258
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Веккер Л.М. Внимание и психологическое время. //Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1981. Т.3. стр. 271-285.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1. Глава 3.
Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. - С. 33-39, 87-94.
Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975. - С. 4-41.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990. - С. 5-30.
Тема 10. Эмоции и чувства
Цель занятия: проанализировать специфические особенности эмоций и чувств, раскрыть основные положения теорий происхождения эмоций, исследовать сущность, физиологические основы, свойства и виды эмоций и высших чувств.
Понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.
Вопросы для обсуждения:
1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические основы эмоций.
2. Теории эмоций.
3. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.
4. Классификация и виды эмоций и чувств и функции эмоций и чувств.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 16.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
· Ломов Б.Ф. Психическое отражение как процесс. Стр. 124-125.
· Леонтьев А.Н. Мотивы эмоции и личность. Стр. 125-127.
· Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций. Стр. 127-128.
· Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств. Стр. 128-129.
· Левитов Н.Д. Воспитание эмоций. Стр. 129-137.
Список источников литературы:
Кэрролл Е. Изард. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.
Теории эмоций и соотношение эмоций и поведения. Стр. 16-24, 42-51.
Теория дифференциальных эмоций. Стр. 52-71.
Психология эмоции. Тексты / Ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.:МГУ, 1984.
Симонов П.В. Информационная теория эмоций. Стр. 178-185.
Макдуголл У. Различение эмоций и чувств. Стр. 103-107.
Рубинштейн С.Л. Эмоции. Стр. 152-161.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; 2001.
Вилюнас В,К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.
Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
Общая психология: Сборник текстов/ Под общ. ред. В.В. Петухова. Вып.2 «Субъект деятельности». М., 1998.
Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: 1983.
Психические состояния: Хрестоматия. М., 2002.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.
Рогов Е.И. Эмоции и воля. М, 1999.
Тема 11. Воля
Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы и мотивационные аспекты волевых действий, рассмотреть структуру волевого акта и волевые свойства личности.
Понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.
2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.
3. Структура волевого акта.
4. Волевые качества человека и их развитие. Патология воли.
& Список литературы:
Базовый учебник:
Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 15.
Список источников литературы:
Макарушина М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 145—152.
Сенливанов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол.журн. Т. 3. 1982. № 4. С. 14—24.
Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол.журн. Т. 7. 1986. № 6. С. 110—121.
Рубинштейн С. Л. Воля//Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 181—211.
Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. 1967. №4.
Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. Т. 3. С. 454—465.
Давыдова А.Н. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / Ученые записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956. С. 29-^4.
Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985.
Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.
Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.
Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: 1986.
(часть 2)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|