Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 15. Этика психологического исследования





Тема 50.Этика психологического исследования

Основные (ключевые) понятия: этика, этические принципы, этичный эксперимент, информирование, анонимность, конфиденциальность, ответственность исследователя.

Содержание темы:этические принципы в психологическом исследовании. Учет этики при участии людей и животных в эксперименте. Согласие, информирование, анонимность и конфиденциальность как основные принципы. Проблема сокрытия информации от участников экспериментов. Защита участников исследований и обязанности исследователей. Ответственность исследователя за результаты исследования. Обязанности исследователя. Этика по отношению к науке.

 

Содержание семинарских занятий

(ЧАСТЬ 1)

Тема 1. Предмет и методы психологии

Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики.

Понятия: психология, душа, сознание, поведение, бессознательное, деятельность, активность, психика, отражение, психические явления, интроспекция, объективное познание психики, наблюдение, эксперимент, тест.



Вопросы для обсуждения:

1. История развития и место психологии в системе наук о человеке.

2. Понятие о психике. Специфические особенности психического отражения.

3. Группы психических явлений (процессы, состояния, свойства).

4. Методы психологии.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Главы 1 и 2.

Ломов Б.Ф. Категория отражения в психологии. // Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр. 8-18.

Список источников литературы:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 39-48.

Или

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М. 1996. стр. 49-58.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. Стр. 298-310.

Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 53-61.

Ломов Б.Ф. Система наук о человеке. // Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. стр. 48-64.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 1.



Рубинштейн С.Л. История психологии. //Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т. 1. Гл. №. Стр. 62-97.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М. 1995.

Тема 2. Мозг и психика

Цель занятия:обозначить блоки головного мозга, отвечающие за психические функции,охарактеризовать основные подходы к решению психофизиологической проблемы.

Понятия: блоки мозга, функциональная асимметрия полушарий мозга, психофизиологическая идентичность, психофизиологический параллелизм и психофизиологическое взаимодействие.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные блоки мозга и их функции.

2. Функциональная асимметрия полушарий мозга.

3. Взаимосвязь психической и нейрофизиологической деятельности мозга.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Лурия А.Р. Несколько страниц из науки о мозге// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 18-23.

Список источников литературы:

Лурия А.Р. Три основных функциональных блока мозга. //Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.Стр. 84-127.

Хомская Е.Д. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. //Нейропсихология. М., МГУ, 1987.

Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. // Вопросы психологии. 1997. № 3 стр. 112-125.

Вулдридж Д. Механизмы мозга.//Хрестоматия по психологии. М. 1977.Стр. 143-150.

Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 124-134.

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 4.



 

 

Тема 3. Развитие психики в филогенезе и возникновение сознания

Цель занятия:рассмотреть основные этапы развития психики в филогенезе, охарактеризовать отличительные особенности сознания как высшей формы психики.

Понятия: сетевидная, ганглиозная и трубчатая нервная система, раздражимость, чувствительность, инстинктивные формы поведения, навыки и двигательные программы, интеллектуальное поведение.

Вопросы для обсуждения:

1. Раздражимость и чувствительность как формы отражения живых организмов.

2. Развитие нервной системы от простейшей (сетевидной), ганглиозной к центральной и ее эволюционное значение.

3. Возникновение и развитие сознания, отличительные особенности сознания как высшей формы психики.

4. Роль языка в сознании человека.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Список источников литературы:

Дельгадо Х. Мозг и сознание. М.: «Мир», 1971. стр. 29-51.

Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр.98-104.

Тих Н.А. Предыстория общества. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 104-111.

Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. / Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. стр.252-263.

Леонтьев А.Н. Возникновение сознания человека. /Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ., 1972. стр.263-283.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел I. Глава 2, 3.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. //Хрестоматия по психологии. М. 1977. Стр. 91-98.

Тема 4. Ощущение

Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные закономерности и виды процесса ощущения.

Понятия: ощущение, анализатор, свойства ощущений, пороги и чувствительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, интерференция, синестезия, развитие чувствительности, экстероцептивнные, интероцептивные и пропроиоцептивные ощущения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об ощущениях, физиологические основы ощущений.

2. Основные свойства и характеристики ощущений.

а) пороги и чувствительность;

б) адаптация;

в) взаимодействие ощущений;

г) контраст.

3. Классификация ощущений.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 7.

Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения.// Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 87-95.

Список источников литературы:

Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.

Или

Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.

· Ананьев Б.Г. Теория ощущения. /Л., 1961. С. 26-32, 122-137.

· Макаров П.О. Об основном психофизическом законе. С. 271-274.

· Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение. С. 242-249.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 1.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.

Тема 5. Восприятие

Цель занятия: проанализировать специфические особенности, физиологические основы, свойства и виды процесса восприятия.

Понятия: восприятие, свойства восприятия, внутрианализаторные и межанализаторные нервные связи, зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое виды восприятия, восприятие пространства, времени и движения, наблюдение и наблюдательность.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы.

2. Закономерности возникновения образа на уровне восприятия:

а) предметность,

б) целостность,

в) осмысленность,

г) избирательностью,

д) константность,

е) апперцепция.

3. Виды восприятия.

4. Восприятие пространства, времени и движения.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.

Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность.//Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990. стр 95-101.

Список источников литературы:

Психология ощущений и восприятия, изд.2-е, /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Любимова и М.Б.Михалевой М.: ЧеРо, 1999.

Или

Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевой М.: Изд. МГУ, 1975.

· Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия. С. 67-76.

Логвиненко А.Д., Столин В.В. Восприятие пространственных свойств предметов / В кн. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. С.246-256.

Одна из статей:

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Восприятие движения и времени. С. 447-461.

Грегори Р.Л. Зрительное восприятие движения. С. 461-490.

Вудвортс Р.С. Зрительное восприятие глубины. С. 343-383.

Грегори Р.Л. Восприятие цвета. С.499-510.

Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. С. 510-524.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 2.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – СПБ.: Питер, 2003. Глава 1.

 

Тема 6. Память

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные закономерности функционирования процессов памяти.

Понятия: память, временные связи, реверберация, консолидация следов, кратковременная, долговременная, оперативная память, запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о памяти и её значение в жизни человека.

2. Виды памяти.

3. Физиологические и психологические теории памяти.

4. Общая характеристика процессов памяти

а) запоминание;

б) сохранение и забывание;

в) воспроизведение.

&Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 10.

Список источников литературы:

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М. МГУ, 1979.

Или

Психология памяти: Хрестоматия по общей психологии /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. ‑ М.: КноРус-ЧеРо, 2000.

Зейгарник Б.В. Воспроизведение не завершенных и завершенных действий. стр. 120-135.

Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. стр. 163-177.

Рубинштейн С.Л. Память. стр. 177-193.

Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. стр. 217-226.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию/ Пер.с англ; Под ред. А.Р.Лурия. М.: Мир, 1974. С.313-419.

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2. М.,1987. С.5-294.

Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М.:Прогресс, 1986.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ СПб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1.Глава 4.

Тема 7. Мышление

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы и виды процесса мышления, обозначить основные мыслительные операции, а также этапы решения мыслительных задач.

Понятия: мышление, мыслительные операции, логические формы мышления, интеллект, наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлеченное мышление, решение задач, творческое мышление.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления.

2. Мыслительные операции. Мышление и логика. Виды мышления.

3. Динамика мышления при решении задач. Творческое мышление.

4. Индивидуальные особенности мышления.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 12.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Гурова Л.Л. Процессы решения задач. Стр. 105-111.

· Лурия А.Р. Цветкова Л.С. нейропсихологический анализ решения задач. Стр. 111-114.

· Богоявленская Д.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. Стр. 114-120.

Список источников литературы:

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под. ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. ‑ М.: Изд-во МГУ, 1981.

Леонтьев А.Н. Мышление. стр. 60-71.

Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. стр. 71-77.

Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы определяющие решение задач. стр. 289-297.

Юнг К.Г. Мышление у экстраверта и интроверта. стр. 391-398.

Выготский Л.С. Мышление и речь. стр. 153-175.

Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) М., 1975.

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., 1974.

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М. 1979.

Исследование развития познавательной деятельности. Пер. с англ. /Под ред. Дж.Брунера, Р.Олвера, П.Гринфильда. М., 1971.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

Тема 8. Воображение

Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы, виды, основные приемы процесса воображения.

Понятия: воображение, воссоздающее и творческое, преднамеренное и непреднамеренное виды воображения, мечта, фантазия, грезы, галлюцинации, сновидения, приемы воображения.

Вопросы для обсуждения:

1. Воображение как психический процесс. Физиологические основы воображения.

2. Виды воображения и их характеристики.

3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

4. Воображение и творчество.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 11.

Список источников литературы:

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.//Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. стр. 282-287.

Никифоров О.И. К вопросу о воображении. //Вопросы психологии. – 1972. ‑ №2.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 1.С. 344—360.

Веккер Л. М. Психологические процессы. В 3 т. - Л., 1974. - Т. 1. - С. 262-271, 278-295.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - С. 436-454.

Галин А. Л. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск, 1989. С. 64—102.

Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979. С. 3-85, 86-131.

Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. Тбилиси, 1972.

Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества. - М., 1972. - С. 4-50.

Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977. С. 13—78

 

Тема 9. Внимание

Цель занятия: проанализировать сущность, физиологические основы, свойства, основные виды процесса внимания.

Понятия: внимание, очаг оптимальной возбудимости, доминанта, ориентировочный рефлекс, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание, свойства внимания.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о внимании, физиологические основы внимания.

2. Теории внимания.

3. Основные виды и свойства внимания.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 14.

Список источников и литературы:

Ланге Н.Н. Внимание. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 103-126.

Гальперин П.Я. К проблеме внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 220-228.

Джемс У. Внимание. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976. стр. 50-64.

Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания. //Хрестоматия по вниманию. Под.ред. А.Н. Леонтьева и др. М., Изд-во. МГУ. 1976.Стр. 243-258

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

Веккер Л.М. Внимание и психологическое время. //Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1981. Т.3. стр. 271-285.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. / Лурия А.Р.‑ Спб.: Питер, 2004. Раздел II. Часть 1. Глава 3.

Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. - С. 33-39, 87-94.

Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975. - С. 4-41.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. - М., 1990. - С. 5-30.

 

 

Тема 10. Эмоции и чувства

Цель занятия: проанализировать специфические особенности эмоций и чувств, раскрыть основные положения теорий происхождения эмоций, исследовать сущность, физиологические основы, свойства и виды эмоций и высших чувств.

Понятия: эмоции, чувства, стенические и астенические эмоции, амбивалентность чувств, связь эмоций и чувств с различными органическими процессами, чувственный тон, настроение, аффект, стресс, фрустрация, высшие чувства.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Физиологические основы эмоций.

2. Теории эмоций.

3. Понятия «эмоции» и «чувства», их отличия и связь.

4. Классификация и виды эмоций и чувств и функции эмоций и чувств.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 16.

Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.

· Ломов Б.Ф. Психическое отражение как процесс. Стр. 124-125.

· Леонтьев А.Н. Мотивы эмоции и личность. Стр. 125-127.

· Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций. Стр. 127-128.

· Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств. Стр. 128-129.

· Левитов Н.Д. Воспитание эмоций. Стр. 129-137.

Список источников литературы:

Кэрролл Е. Изард. Эмоции человека. М., Изд-во МГУ, 1980.

Теории эмоций и соотношение эмоций и поведения. Стр. 16-24, 42-51.

Теория дифференциальных эмоций. Стр. 52-71.

Психология эмоции. Тексты / Ред. В.К.Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. -М.:МГУ, 1984.

Симонов П.В. Информационная теория эмоций. Стр. 178-185.

Макдуголл У. Различение эмоций и чувств. Стр. 103-107.

Рубинштейн С.Л. Эмоции. Стр. 152-161.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; 2001.

Вилюнас В,К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976.

Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

Общая психология: Сборник текстов/ Под общ. ред. В.В. Петухова. Вып.2 «Субъект деятельности». М., 1998.

Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М.: 1983.

Психические состояния: Хрестоматия. М., 2002.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М, 1979.

Рогов Е.И. Эмоции и воля. М, 1999.

 

Тема 11. Воля

Цель занятия:проанализировать сущность, физиологические основы и мотивационные аспекты волевых действий, рассмотреть структуру волевого акта и волевые свойства личности.

Понятия: воля, произвольные и волевые действия, структура волевого акт, волевые свойства личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о воле. Общая характеристика волевых действий.

2. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.

3. Структура волевого акта.

4. Волевые качества человека и их развитие. Патология воли.

& Список литературы:

Базовый учебник:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003. Глава 15.

Список источников литературы:

Макарушина М. А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в
зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 145—152.

Сенливанов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психол.журн. Т. 3. 1982. № 4. С. 14—24.

Селиванов В. И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психол.журн. Т. 7. 1986. № 6. С. 110—121.

Рубинштейн С. Л. Воля//Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М, 1989. Т. 2. С. 181—211.

Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. 1967. №4.

Выготский Л. С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте//Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М, 1983. Т. 3. С. 454—465.

Давыдова А.Н. Опыт экспериментально-психологического исследования волевых проявлений у детей раннего возраста / Ученые записки ЛГУ. № 214. Вып. 9. Л., 1956. С. 29-^4.

Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. Ташкент, 1985.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: 1986.

(часть 2)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.